aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Глава 20. Стульчики, коляски и кресла для автомобиля

– Основные принципы
– Сиденье для младенца и маленького ребенка
– Простые самодельные стулья
– Сиденье для большого ребенка
– Коляски
– Детские автомобильные кресла

В этой главе мы коротко остановимся на основных моделях стульчиков и сидений для детей, расскажем, как они поддерживают тело и как сделать простой и полезный стул. Выбор того или иного сиденья и стульчика зависит от конкретных проблем ребенка и его двигательных возможностей, поскольку каждая модель обеспечивает определенную степень поддержки. В конце главы мы обсудим выбор коляски и детского автомобильного кресла.
Сиденья, которые специально приспособлены для детей с церебральным параличом, предназначены для того, чтобы исправлять несимметричное положение тела и удерживать тело в правильном (симметричном) положении, способствовать тому, чтобы ребенку было легче действовать руками: есть, вступать с социальное взаимодействие с окружающими и учиться.
На основании многочисленных клинических наблюдений, исследований и публикаций разработаны требования к универсальным детским сиденьям и стульчикам. Они должны:
– обеспечивать стабильную опору в положении сидя (ключевое значение здесь имеет положение таза);
– поддерживать туловище в правильном положении и способствовать правильному взаимному расположению частей тела в положении сидя;
– достаточно легко регулироваться в соответствии с ростом и потребностями ребенка;
– поддерживать ребенка в положении сидя и в то же время не мешать ему учиться сидеть самостоятельно.
Итак, сиденье должно отвечать всем перечисленным критериям. Однако нарушения при церебральном параличе крайне разнообразны, и, как показывают многочисленные публикации, выбрать модель, которая подойдет любому ребенку, очень трудно. На рынке появляются все новые стулья, сиденья и коляски, в их разработке принимают участие физические терапевты и специалисты по ортезам (об ортезах см. с. 289–290), и при их создании широко используются компьютерные технологии и достижения дизайнеров.
Детские стулья и коляски изготавливают из дорогих материалов, стоят они дорого, и поэтому, вне всякого сомнения, их нельзя выбирать по каталогу. Покупать детские коляску и стул надо только после консультации с физическим терапевтом или другим специалистом, который занимается с ребенком. Специалист определит, каковы возможности ребенка при разных положениях тела, отметит асимметрию позы и движений и подберет такое сиденье, которое подойдет именно для вашего малыша, определит, как необходимо подогнать его, чтобы оно обеспечивало необходимую поддержку, но при этом стимулировало контроль за положением тела, двигательные функции и т. д.

Некоторые общие рекомендации

Для детей 8–9 месяцев положение сидя – самое активное положение для игры. К этому возрасту они уже хорошо контролируют положение туловища, удерживают равновесие, могут активно наклонять туловище вперед в положении сидя, сгибая и разгибая ноги в тазобедренных суставах. Они могут потянуться за игрушкой в любом направлении, не используют руки для опоры в положении сидя, осваивают и совершенствуют манипулятивные движения.
Мы не можем ждать таких же успехов от детей с церебральным параличом, но помочь им развить эти основные навыки в наших силах. Когда ребенок сидит в правильно подобранном стульчике, который поддерживает его тело в стабильной и симметричной позе, он может сконцентрироваться на действиях руками – играть, а позже есть и одеваться.

Ребенок не должен проводить в стуле длительное время

Если ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями в целях безопасности все время держать в стульчике, который полностью поддерживает его тело, то потом он сможет сидеть только с такой максимальной поддержкой. Это аналогично тому, как если бы вы просидели три часа в кресле в кинозале, не имея возможности размять ноги. Встав, вы почувствуете, что все тело «затекло» и одеревенело, а ведь вы все время меняли позу. Ребенок, который не может двигаться и менять позу, не только не научится хорошо двигаться, но у него могут начать развиваться контрактуры. Очень важно, чтобы ребенка, у которого движения ограниченны, время от времени клали на пол в разных положениях – вы должны дать ему возможность свободно двигаться и поощрять его попытки к движению. Кроме этого, какое-то время он должен находиться в положении стоя, для чего используют различные стендеры и стояки. Где поставить специальный стул, когда и зачем сажать в него малыша зависит от стадии его развития и его способности действовать руками.
Во время приема пищи высокий детский стульчик лучше всего ставить к общему столу – маме будет удобно кормить малыша или следить за тем, как он ест. За столом ребенок может самостоятельно играть рядом с мамой. Когда брат или сестра малыша играют на полу или на журнальном столике, он тоже захочет присоединиться к ним. Если его высокий стульчик нельзя разложить или разобрать, придумайте, как устроить малыша рядом с другими детьми. Может быть, ему хотя бы временно будет удобно на полу.
Не стоит забывать и о том, что когда вы играете с малышом, вам удобнее сидеть не на стуле, а в кресле или в углу дивана!
Еще один пример: ребенок, который способен немного сохранять равновесие в положении сидя, может сидеть на коробке или низеньком детском стуле, опираясь на руки. Такая поза позволяет смотреть телевизор, но не действовать обеими руками. Если посадить малыша на точно такое же сиденье в угол комнаты, подложив под ноги коврик, по которому не будут скользить ноги, и придвинуть к нему вплотную стол или стул, то он сможет чем-то заниматься и будет чувствовать себя уверенно. Поддержка окажется минимальной, и малыш будет и тренировать способность сохранять позу, и в то же время играть, учиться одеваться и раздеваться.
Иногда даже большому ребенку, который хорошо удерживает равновесие в положении сидя, удобнее одеваться и раздеваться на скамеечке, а не на стуле или кровати, поскольку такая скамеечка дает ему хорошую опору.

Наблюдение

Нужно постоянно следить за тем, какие трудности испытывает ребенок, когда он сидит. Ваши наблюдения за его успехами и неудачами бесценны. Например, вы можете заметить, что когда он делает что-то руками, он сползает в кресле и потому не может видеть свои руки и то, что он ими делает. Или, что когда малыш пытается потянуться за игрушкой, он сгибает туловище в большей степени, чем сгибает ноги в тазобедренных суставах – это говорит о необходимости стабилизировать положение таза. Другая ситуация: ребенок играет на полу, и вы замечаете, что он стал гораздо лучше сидеть – потребность даже в минимальной поддержке отпала, и его больше не надо сажать в специальный стул. Не дожидайтесь пассивно планового визита к специалисту, который наблюдает вашего ребенка, – записывайте свои наблюдения или снимайте на видеопленку те моменты, которые вы хотели бы обсудить со специалистом, он сможет оценить состояние малыша и что-то изменить в своих прежних рекомендациях.
Хороший метод наблюдения – исследование поверхности детского стульчика. Сиденье и подлокотники вытираются неравномерно, и можно понять, где именно нужна дополнительная поддержка.
Стул для вашего малыша порекомендует специалист, который с ним занимается, а мы дадим только общее представление о моделях детских стульев, в том числе о тех, которые можно сделать своими руками. Мы остановимся на их преимуществах и недостатках, выявляющихся в зависимости от вида и характера нарушения.

Стульчики

Сиденье Уютное кресло"

Сиденье «Уютное кресло» было специально разработано для младенцев и маленьких детей от 6 месяцев до 2 лет, которые плохо контролируют положение головы и у которых снижен тонус мышц туловища. Такое сиденье обеспечивает стабильную опору в положении сидя и помогает сохранять позу. Оно снабжено фиксирующими ремнями, которые можно регулировать в соответствии с потребностями ребенка. Конструкция позволяет менять угол наклона кресла, постепенно приближая положение тела к вертикальному. Сиденье крепится к легкой стальной раме с устойчивым основанием, его легко переносить из комнаты в комнату – малыш сможет взаимодействовать с вами в различной обстановке (рис. 20.1).
Внимание. Если у ребенка снижен мышечный тонус, он плохо контролирует положение головы и в положении сидя падает вперед, это сиденье прекрасно подходит ему. Но как только малыш начнет самостоятельно поднимать голову и выпрямлять спину, такое кресло надо заменить на то, которое позволит сидеть вертикально и будет стабилизировать положение таза.

Уютное кресло

Рис. 20.1. Уютное кресло".

Кресло для игр на полу

Это кресло, охватывающее тело со всех сторон, очень удобно для того, чтобы малыш с тяжелой формой церебрального паралича мог играть на полу. У такого ребенка резко повышен мышечный тонус (высокая спастичность), его поза несимметрична, поэтому ему удобно сидеть с полной поддержкой в таком кресле. Оно изготовлено из плотного упругого пеноматериала и обтянуто мягкой моющейся тканью. Сиденье снабжено подушкой-абдуктором для разведения бедер и ремнями. Клиновидная подставка обеспечивает вертикальное положение кресла, ее можно убрать – и оно станет наклонным. В таком кресле (рис. 20.2) ребенка можно кормить.

Кресло для игр на полу

Рис. 20.2. Кресло для игр на полу.

Внимание. Облегающая форма сиденья специально разработана для того, чтобы поддерживать ребенка под ягодицы, и поэтому наиболее удобна для детей с выраженными нарушениями мышечного тонуса. Однако, по данным исследований, в этом кресле таз недостаточно стабилизирован и может располагаться несимметрично. Внимательно оцените симметричность расположения таза и при необходимости скорректируйте позу бедренным ремнем.
Установлено, что в таком кресле центр тяжести приходится ниже сиденья, что провоцирует смещение таза назад, и малыш может выпасть из кресла или завалиться вперед. Следите за этим.

Угловые стульчики и сиденья

Со времени выхода в свет последнего издания этой книги производители мебели в значительной мере доработали конструкцию угловых сидений. У современных угловых стульчиков есть:
– спинка, которую можно регулировать, и боковые «крылья» для поддержки ребенка с боков;
– мягкий подголовник для поддержки шеи и головы;
– клиновидная подушка-абдуктор для разведения бедер, положение которой можно регулировать;
– сиденье, размер которого можно увеличивать, закрепляя спинку на разном расстоянии от края сиденья;
– подставка для ног, высоту и угол наклона которой можно регулировать.
На рис. 20.3, а, б показан угловой стул конструкции Джеймса Леки (James Leckey Corner Sitter). Его спинка и боковые крылья обиты мягким покрытием везде, где они касаются тела. Продолговатую распорку для ног можно совсем убрать или передвинуть дальше или ближе от края. Дополнительно прилагается подставка для ног, высота и угол наклона которой регулируется. Для детей старше 12–18 месяцев разработан регулируемый по высоте угловой стул Дж. & С. Смертуейт (G. & S. Smirthwaite's Variable Height Corner Chairs) (модель 514). Спинка и боковые крылья регулируются. К стулу прилагаются поручни и подушечка для сиденья толщиной 25 мм. На рис. 20.4 показаны приспособления, которые позволяют увеличить сиденье в размерах (дизайн G. & S. Smirthwaite Ltd).

Угловой стул конструкции Джеймса Леки

Рис. 20.3. Угловой стул конструкции Джеймса Леки: а – вид спереди; б – вид сзади.

Фирменные подставки для углового стула

Рис. 20.4. Фирменные подставки для углового стула.

Внимание. Эти стулья предназначены для детей с меняющимся мышечным тонусом и неконтролируемыми движениями, а также для детей с умеренно повышенным мышечным тонусом. Такие дети могут сидеть долго, но недостаточно хорошо сохраняют равновесие и в положении сидя не могут действовать обеими руками. Дополнительное преимущество модели – все дополнительные приспособления для поддержки тела свободно регулируются, их можно убрать, когда малыш научится сидеть лучше.
Если у ребенка повышен тонус разгибателей, из-за напряжения подколенных мышц он сидит на крестце с согнутой спиной. Сажать его в угловой стул в таком положении нельзя до тех пор, пока вы не отрегулируете сиденье так, чтобы ноги были согнуты в коленях, а стопы полностью опирались на пол.

Складной брезентовый угловой стул

Этот переносной стул разработан Центром параличей Чейне (Cheine Walk Spastic Centre) для детей со спастическими формами церебрального паралича от 2 до 8 лет. Конструкция стула стимулирует ребенка поворачивать ноги наружу в тазобедренных суставах, а приподнятое сиденье позволяет стопам полностью опираться на пол. Когда ребенок садится в стул, то сиденье отклоняется назад, что позволяет не фиксировать туловище ремнями. Заваливаться стулу не дают две опоры, прикрепленные к задней стороне под углом (рис. 20.5).

Складной брезентовый угловой стул

Рис. 20.5. Складной брезентовый угловой стул.

Внимание. Мы рекомендуем этот стул только для детей с церебральным параличом средней тяжести, которые неплохо сидят и нуждаются лишь в дополнительной опоре для поддержания равновесия. Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями он не подходит. Главное преимущество этого стула – легкость, его можно переносить и использовать вне дома, например в гостях.

Сиденье для купания Safa

Это сиденье (рис. 20.6) изобрел один отец для того, чтобы его собственный ребенок мог сидеть в ванне. Нам кажется, что оно вполне подходит маленьким детям, которые только учатся сидеть, и особенно детям, у которых мышечный тонус повышен только в одной половине тела (гемиплегия). В нем ребенок чувствует себя в безопасности и может поставить ноги на пол. Еще одно хорошее качество – теряя равновесие, малыш может схватиться за металлическую планку перед собой и не нуждается в дополнительной опоре. При желании к сиденью можно приставить стол для игр. По нашему мнению, это сиденье лучше всего вешать между двумя стульями (см. рис 13.7).
Внимание. При резко повышенном тонусе сгибателей или разгибателей, а также при меняющемся мышечном тонусе пользоваться этим сиденьем мы не рекомендуем.

Сиденье для купания Safa

Рис. 20.6. Сиденье для купания Safa.

Стул с цилиндрическим сиденьем

Изначально стул с цилиндрическим сиденьем был изобретен для детей с повышенным тонусом разгибателей. Такие дети не могут удерживать прямую спину на одной линии с тазом и сесть так, чтобы ноги были согнуты в тазобедренных суставах и разведены, а стопы полностью опирались на пол. Сидя, они не могут вытянуть вперед руки, а если вытягивают, то приведение и разгибание ног усугубляется. Сначала ноги к цилиндру прикрепляли паховыми ремнями, но такая конструкция оказалась несостоятельной. Ремни позволяли развести колени, но не решали главную задачу – бедра оставались разогнутыми, приведенными и ротированными внутрь. При участии родителей был разработан современный стул с цилиндрическим сиденьем. Позже эту модель улучшил М. С. Уэйсон с острова Айл-оф-Уайт (Mr M. S. Wason) – он дополнил стул спинкой, спинку и цилиндр сделал регулируемыми по высоте, сконструировал простой и удобный тормоз для колес (рис. 20.7, а). Так возник стул-машина. Он очень устойчив, и его можно использовать в качестве ходунков. Еще веселее ходить с ним, взяв легкого пассажира.

Стул с цилиндрическим сиденьем

Рис. 20.7. а – стул-машина; б – стул-машина используется в качестве ходунков; в – столешница с полукруглым вырезом прикреплена дверными петлями к спинке стула; г – ребенок сидит на стуле с цилиндрическим сиденьем, к которому прикреплена столешница с полукруглым вырезом. Заметьте, верхний край цилиндра находится на одном уровне с коленями ребенка. Расстояние между краем столешницы и телом спереди и по бокам 50 мм.

Регулируемый по высоте стул с цилиндрическим сиденьем фирмы G. & S. Smirthwaite Ltd

Рис. 20.8. Регулируемый по высоте стул с цилиндрическим сиденьем фирмы G. & S. Smirthwaite Ltd. (модель 512)

Сейчас многие производители выпускают сиденья на основе этой модели. Их конструкции улучшены и дополнены различными приспособлениями. Пример – стул с цилиндрическим сиденьем Лайора компании Jenx Ltd (LioraRoller Seat, Jenx Ltd.). Он предназначен для детей с легкими или умеренными нарушениями мышечного тонуса. Колесики позволяют использовать его не только в качестве стула но и для того, чтобы передвигаться и одновременно тренировать равновесие. Еще одну модель выпускает компания G. & S. Smirthwaite Ltd. – регулируемый по высоте стул с цилиндрическим сиденьем (модель 512) (рис. 20.8). У него овальное в сечении сиденье, которое можно поворачивать на 90°, расстояние между ногами можно менять от 225 до 300 мм. Положение подставки для ног, подлокотников и боковых подголовников регулируется. В комплект входит пластиковая столешница. Эта модель подходит для детей с наиболее тяжелыми формами церебрального паралича.

Кресло-подушка

Учиться на ошибках полезно, одна из моих ошибок – использование кресла-подушки для детей с тяжелыми формами церебрального паралича. Я надеюсь, прочитав мои рекомендации, вы не упустите предупреждение, которое я все время повторяю: в любом сиденье ребенок не должен находиться долго. Оправдывает меня лишь то, что в 1974 году, когда вышло второе издание этой книги, еще не было такого количества моделей сидений, как сейчас. Тем не менее, кресла-подушки есть во многих домах, и мамам нравится играть с малышом, сидя в таком кресле. Я тоже им иногда пользуюсь: оно мягкое, принимает любую форму и на нем можно учить малыша переворачиваться и ползать. Дети в таком большом кресле чувствуют себя в безопасности, им нравится двигаться по его пружинящей поверхности.

Многофункциональные стульчики

Современные производители выпускают многофункциональные стульчики, которые помогают сидеть в правильной позе и хорошо контролировать положение тела. Они снабжены различными приспособлениями, которые поддерживают тело, их можно снять, если они стали не нужны. Они годятся для различных ситуаций. В таком стуле ребенок сидит активно в правильном функциональном положении: туловище выпрямлено и наклонено вперед, плечи и руки тоже направлены вперед. Пример многофункционального стульчика – наклонный стульчик Дженкса (Jenx prone angle chairs). Основная модель состоит из сиденья с опорами по бокам и для груди, с регулируемой подставкой для ног, его сиденье и распорка для ног покрыты мягкой обивкой. В комплект входит множество дополнительных приспособлений.
На рис. 20.9, а, б показан многофункциональный детский стульчик S.A.M. Он разработан для детей раннего возраста, у которых нарушен контроль за положением тела и искривлен позвоночник или повышен риск возникновения искривления. Ребенок сидит прямо, наклонившись вперед. Сиденье дает стабильную опору для таза и бедер, а специальная опора для груди удерживает спину и таз на одной линии. В этом стульчике ребенок чувствует себя уверенно и хорошо держит голову, он учится контролировать позу и может действовать руками.
Многофункциональный детский стульчик S.A.M. стационарный. Для детей старше трех лет его можно преобразовать в передвижную систему. Подробнее о нем можно узнать в Мэри Марлборо Центре (Mary Marlborough Disability Centre).

Многофункциональный детский стульчик S.A.M

Рис. 20.9. Многофункциональный детский стульчик S.A.M.: а – конструкция; б – пример использования.

Надувные кресла

В магазинах вы встретите множество надувных кресел разнообразных форм, таких как, например, треугольные и круглые кресла для маленьких детей. Их главный недостаток – легкость, поэтому им обязательно нужна прочная опора.

Треугольное надувное кресло

На наш взгляд, это кресло – оно продается в обычных магазинах – очень хорошо подходит малышам, которые в положении сидя заваливаются на спину. Глубокое сиденье не стимулирует сокращения ягодичных мышц, что позволяет избежать разгибания ног. Треугольная спинка поддерживает голову и направляет плечи вперед (рис. 20.10).

Треугольное надувное кресло

Рис. 20.10. Треугольное надувное кресло.

Внимание. Не оставляйте ребенка в надувном кресле без присмотра.

Безопасное кресло"

Это кресло подходит только маленьким детям. Оно небольшое и легкое, его можно вставить в кресло или детскую коляску, но ни в коем случае не в прогулочную коляску. Некоторым родителям нравится в нем кормить ребенка (рис. 20.11). Его можно купить в компании Mothercare и через Каталог детских товаров" компании Heinz (Heinz Baby Catalogue).

Безопасное кресло

Рис. 20.11. Безопасное кресло".

Детские сиденья

Пока ребенок не научился сидеть прямо или с наклоном туловища вперед и опорой на руки, его можно сажать в обычное детское сиденье. Разные модели детских сидений продаются в магазинах компании Mothercare (рис. 20.12,а, б).
Ребенку, который недавно научился сидеть, обычные детские сиденья, например «сиденье для стола», позволяют чувствовать себя в безопасности. Его можно поставить в манеж или картонную коробку. Если ребенок потеряет равновесие, боковые бортики не дадут ему упасть, и он будет чувствовать себя увереннее. Он будет наклоняться вперед, чтобы дотянуться до игрушки, или попытается достать выпавшую из коробки игрушку (рис. 20.13, а, б). Детское «сиденье для стола» можно использовать и для кормления, и для того, чтобы играть за столом.

Обычные детские сиденья

Рис. 20.12. Обычные детские сиденья.

Детское сиденье для стола

Рис. 20.13. Детское сиденье для стола": а – в картонной коробке; б – прикреплено к обычному стулу.

Самодельные стулья

Стул-коробка

Этот стульчик сделан из дерева, и смастерить его достаточно просто. В нем ребенок сидит, вытянув слегка разведенные ноги. Даже если он плохо удерживает равновесие, прямая спинка, скошенное назад сиденье и боковые стенки коробки не дадут ему упасть, и малыш будет чувствовать себя уверенно, а дополнительной опоры ему не понадобится (рис. 20.14,а, б).
Очень важно установить правильный угол наклона сиденья, чтобы поясница имела необходимую опору. Если сиденье наклонено слишком сильно, то таз съедет вниз, поясничный отдел позвоночника согнется – малыш не сможет согнуть ноги в тазобедренных суставах и вывести руки вперед, для того чтобы играть. Если сидящий ребенок прижимает руки к телу, особое внимание надо обратить на положение столешницы – она должна находиться на уровне груди или должна быть наклонена. Придумывая разные столешницы, вы сможете по-разному играть с малышом.
Мамы, которым приходится контролировать положение нижней челюсти ребенка во время еды, любят кормить малыша в таком стуле. В нем ребенок сидит устойчиво, и мамины руки относительно свободны. Кроме того, стул-коробка достаточно маленький – во время приема пищи его можно поставить на стол и маме будет удобно кормить малыша.
Внимание. Если ребенок плохо контролирует положение головы и туловища, или у него резко повышен тонус сгибателей, сажать его в стул-коробку мы не советуем. При асимметричном мышечном тонусе иногда требуется дополнительная поддержка.

Стул-коробка

Стул-коробка

Рис. 20.14. Стул-коробка: а – чертеж; б – со вставленной столешницей.

Простой деревянный стул

Простой и устойчивый деревянный стул вы можете сделать сами. Такие стулья весьма удобны. Можно сделать две поперечных доски: одна – сиденье, другая – столешница. Превращая стул в стол, вы будете пользоваться им довольно долго. Такой стул подходит для детей с умеренно повышенным мышечным тонусом. Стопы ребенка должны полностью опираться на пол (рис. 20.15).

Простой деревянный стул

Рис. 20.15. Простой деревянный стул.

Картонные коробки

Маленькие дети, которые плохо сохраняют равновесие, часто чувствуют себя увереннее, когда сидят в ограниченном пространстве. По этой причине в последнее время и для тренировки, и просто для того, чтобы поиграть, мы стали сажать малышей в большие картонные коробки, которые можно найти в любом магазине.
Прочная картонная коробка – прекрасное место для игр: самые разные игрушки можно подвесить к стенкам коробки или положить на дно, внутрь можно поставить маленькую коробку-стол (рис. 20.16). Подчеркнем еще раз – ребенок не должен сидеть пассивно и неподвижно, и картонная коробка прекрасно подходит для развития движений. Сидя в ней, ребенок может передвигаться, пытаться вставать и т. д.

Картонная коробка как место для игры подходит для ребенка с церебральным параличом средней тяжести

Рис. 20.16. Картонная коробка как место для игры подходит для ребенка с церебральным параличом средней тяжести.

Играя в коробке, особенно в огромной, гораздо большей по размеру, чем изображенная на рисунке, ребенок часто становится весьма предприимчивым и непроизвольно использует образцы движений, которые необходимы для того, чтобы вставать. Научившись этому, он начинает ходить боком по периметру коробки. На самом деле, картонная коробка – это переносной манеж. Она легкая, и мама, занимаясь домашними делами, может брать ее с собой из комнаты в комнату, не оставляя ребенка одного.
По-разному оформляя коробку, вы можете дать ребенку разные сенсорные ощущения. Например, на дно и стенки можно наклеить кусочки ковра (сейчас нарядные квадратные ковры не выпускают, но их еще можно найти в больших магазинах и сделать из них прекрасное покрытие для коробки), либо пушистый материал, из которого делают домашние тапочки. Содержимое коробки тоже можно разнообразить. Положите в нее папиросную бумагу, газеты, обернув часть игрушек, добавьте разные ненужные вещи, с которыми малыш любит играть, – деревянные ложки, пустые коробки, пластиковые бутылки и т. п. Помните, что все эти вещи должны быть безопасными.
Внимание. Мы не рекомендуем класть в картонную коробку ребенка, который совсем не может сохранять равновесие в положении сидя.

Стул-цилиндр

Спинка этого стула сделана из толстого армированного картона (цилиндры из такого картона используются в промышленности). Часть стенки цилиндра вырезали и получилась удобная спинка. Стул можно обклеить поролоном и обтянуть моющейся тканью, на сиденье можно положить поролоновую подушечку. Сиденье тоже сделано из толстого армированного картона и прочно фиксирует цилиндрическую спинку.

Стул-цилиндр

Рис. 20.17. Стул-цилиндр: а – в собранном виде; б – изменение высоты сиденья; в – стул на полу.

Ребенку, который довольно хорошо удерживает равновесие в положении сидя, но неуверенно действует руками, в этом стуле удобно есть. Цилиндрическая спинка направляет его плечи вперед, и ему легче выводить вперед руки. Такая конструкция особенно полезна для ребенка, который «заваливается» на спину, когда подносит ложку ко рту. Цилиндрический стул хорошо поддерживает малыша, и он чувствует себя уверенно. Маленькому ребенку такой стул можно ставить на пол так, как показано на рисунке (рис. 20.17, а—в).
Внимание. Этот стул мы не рекомендуем для детей, которые не научились хорошо удерживать равновесие в положении сидя. Главное предназначение стула-цилиндра – помочь ребенку действовать обеими руками.

Вкладки для сидений

К счастью, на рынке в изобилии представлены всевозможные подушечки для детских стульев и колясок. Подушечки и поддерживают ребенка, и делают сиденье более удобным. Иногда в них есть отверстия для ремней безопасности. Покрытие и наполнитель подушечек разнообразны, например, подушечка из 100% полиэфирного волокна обтянута тканью из 50% хлопка и 50% полиэфирного волокна, а поролоновая – поливинилхлоридным материалом.
Для более старших детей Бобат-центр совместно с компанией Tools for Living разработал сиденье с распоркой, которое можно класть на стул, в прогулочную или инвалидную коляску. Само сиденье сделано из пеноматериала, на нем установлена полужесткая распорка, что обеспечивает стабильное положение таза и хорошее разведение в тазобедренных суставах (рис. 20.18).

Сиденье с распоркой для ног

Рис. 20.18. Сиденье с распоркой для ног.

Если напряжение подколенных мышц не дает ребенку сидеть, и он «заваливается» на спину, то в этом случае поможет наклонная подушка. Как показано на рис. 20.19, наклонная подушка поддерживает бедра согнутыми в тазобедренных суставах, благодаря чему туловище направлено вперед, в то время как спина не согнута, а выпрямлена, потому что обеспечена хорошая опора для бедер.

Наклонная подушка

Рис. 20.19. Наклонная подушка.

Стулья для детей постарше, которые могут сидеть без дополнительной опоры

Если вашему ребенку уже не нужна дополнительная опора, когда он сидит, – значит, теперь ему нужен стул с устойчивым сиденьем. Это может быть стул-ящик, высоту которого можно регулировать и который позволит ему научиться вставать.
Мы рекомендуем регулируемый стул со спинкой-лесенкой. Он особенно хорошо подходит для детей с меняющимся мышечным тонусом и мышечными спазмами, низким тонусом мышц туловища или умеренной спастичностью. Перебирая руками снизу вверх лестничные перекладины, ребенок может встать (рис. 20.20). У стула есть съемные полозья, которые позволяют использовать его в качестве ходунков.

Стул со спинкой-лесенкой

Рис. 20.20. Стул со спинкой-лесенкой.

Стул-трап

Этот стул «растет» вместе с ребенком и нравится родителям, чьи дети хорошо сидят. У него широкое прочное и безопасное основание со стальными распорками. Две площадки можно ставить на разной высоте и глубине, подставку для ног легко установить в нужном месте.
Для ребенка помладше, который сидит хорошо, но еще не очень уверенно, к стулу прилагаются спинка, широкая передняя перекладина, столешница и распорка для ног (рис. 20.21).

Стул-трап

Рис. 20.21. Стул-трап.

Столики

Стол и стул должны соответствовать друг другу по высоте. Поверхность стола должна быть на уровне локтей, тогда ребенку будет легче наклонить вперед верхнюю часть туловища, а значит, и согнуть ноги в тазобедренных суставах, вывести вперед плечи и руки. При необходимости он сможет опереться на предплечья. В продаже есть множество моделей универсальных столов, высоту и угол наклона их столешницы можно изменять от горизонтального до вертикального положения. Благодаря этому ребенок может видеть то, что он делает руками, что крайне важно, поскольку маленьким детям необходимо играть, зрительно контролируя свои действия.
Для детских столов выпускают различные приспособления, которые позволяют развивать основные навыки мелкой моторики. Это вертикальные и горизонтальные рукоятки, настольные развивающие игрушки.
Поверхность столика необходимо мыть. Моющиеся покрытия обычно гладкие и скользкие. Значит, стол нужно обязательно покрывать салфеткой, которая препятствует скольжению. Эти салфетки бывают и маленькими, и большими, как скатерть.

* * *

Завершая раздел, посвященный стульчикам и сиденьям, напоминаем: ваша цель – научить ребенка, как только он сможет самостоятельно сохранять равновесие в положении сидя, сидеть безо всякой поддержки на любом стуле. Он станет самостоятельным тогда, когда сможет хорошо удерживать равновесие в положении сидя и при этом действовать обеими руками, приносить себе стул, пододвигать его к столу, забираться на него и спускаться на пол.

Коляски

Коляски должны отвечать тем же основным требованиям, которые были перечислены в начале главы для стульчиков. Естественно, есть и отличия. В коляске ребенок сидит, но не действует руками. Выбирая стул, мы стремимся обеспечить малыша приспособлением, которое позволит ему действовать. То есть стул – это вспомогательное средство для еды, игр и учебы, которое в то же время обеспечивает симметричное и устойчивое положение тела.
В начале главы мы упоминали, что промышленность разрабатывает и выпускает новые модели стульев. То же самое относится и к коляскам.
Прежде чем купить коляску, желательно проконсультироваться у специалиста, например у вашего физического терапевта. Не стоит выбирать коляску по совету друзей или по каталогу. Если в магазине можно взять коляску на «испытание» – воспользуйтесь этой услугой. Так вы проверите, подходит ли она и малышу, и вам, – вам должно быть удобно ее складывать, возить, убирать в багажник машины, вносить в общественный транспорт и держать в доме.
Ребенок должен одинаково хорошо сидеть в коляске и когда она стоит, и когда едет. Это очень важно, ведь во время прогулки малыш должен быть активным, а не пассивным пассажиром, – вокруг происходит много интересного, и ему надо общаться с вами, а для этого он должен сидеть прочно и безопасно. Когда ребенок ездит в коляске полулежа, уставившись в небо, тогда, не получая новые впечатления, он становится интеллектуально инертным.

Основные моменты, которые надо учитывать при покупке детской коляски

– Коляска должна вам нравиться, быть легкой и устойчивой, с мягким или резиновым покрытием на ручке, легко складываться и быть маневренной.
– Выбирайте универсальную модель – на одну раму с колесами можно устанавливать сиденья для разного возраста.
– Регулируемым должен быть не только угол наклона спинки сиденья, но и высота и угол наклона подставки для ног. Вы должны иметь возможность делать это легко и быстро.
– Проверьте не только то, на какой вес и возраст рассчитана коляска, но и на какой рост.
– Спинка и сиденье должны быть плотными, а боковые стенки достаточно высокими, чтобы служить хорошей опорой для ребенка.
– От количества дополнительных приспособлений зависит цена коляски. Сначала убедитесь в том, что ваш ребенок не может прочно сидеть без этих приспособлений.
– Покрытие сиденья не должно быть скользким. Тканевое покрытие можно только вытереть губкой, поэтому желательно выбирать коляску со съемными чехлами, которые можно стирать в машине. Необходимо, чтобы в прогулочной коляске был легко откидывающийся верх для защиты от дождя.
– Если коляска импортная, выясните, продаются ли для нее запчасти и можно ли ее при необходимости отремонтировать.
– Наконец, проверьте, отвечает ли коляска сертификационным и противопожарным требованиям, есть ли у нее гарантийный срок эксплуатации.
Купив коляску, вы можете обнаружить, что ваш ребенок нуждается в дополнительных поддерживающих приспособлениях, подобных тем, что есть на его стуле. Дополнительные приспособления входят в комплект коляски или продаются отдельно. Стоят они дорого, и специалист, который занимается с вашим ребенком, подскажет вам, нуждается ли малыш в них.

Полезные приспособления

Паховые ремни

Ремни помогают стабилизировать таз. Ремень протягивают по передней поверхности таза над тазобедренными суставами под углом 45° спереди назад и закрепляют под сиденьем.

Абдуктор для ног

Разводя ноги ребенка в тазобедренных суставах, абдуктор увеличивает площадь опоры в положении сидя.

Боковые опоры для туловища

Опоры стабилизируют положение таза и удерживают туловище ровно по средней линии.

Жилет безопасности или нагрудный ремень

Эти приспособления удерживают ровно голову и туловище ребенка, который в положении сидя заваливается" вперед.

Перекладина

Это самое полезное приспособление для коляски. Держаться за перекладину малыш сможет сразу, как только научится захватывать предметы. Перекладина позволяет ему чувствовать себя уверенно и устойчиво, сидеть с минимальной поддержкой.

Подставка для ног

У одних колясок подставка для ног сплошная, у других – отдельная для каждой ноги. Если поза ребенка несимметрична, одной ногой он будет опираться сильнее чем другой, и одна из подставок опустится ниже. Это трудно заметить, поэтому регулярно проверяйте, на одном ли уровне расположены подставки для ног.

Модели колясок

Сегодня выбор детских колясок чрезвычайно велик, существует множество моделей и все они в той или иной мере помогают сохранять позу. Посоветуйтесь со специалистом, который занимается с ребенком, и купите коляску, которая подходит именно вашему малышу. Дополнительные приспособления для поддержания тела должны быть съемными: ребенок будет постепенно учиться контролировать положение тела, а вы – постепенно убирать дополнительные приспособления.
Мы обнаружили множество моделей детских и прогулочных колясок, которые практически без переоборудования подходят детям с умеренными нарушениями мышечного тонуса – «Be Be Comfort Automatic», «Maclaren Shenelle», «Britax Debut» и «Waks Rider». Эти модели, рассчитанные на одного или двух детей, всегда есть в продаже.
Очень важное требование, которое упоминалось в разделе о стульях, – ребенок должен иметь возможность самостоятельно контролировать положение тела и менять позу, учиться сохранять равновесие. Поэтому любыми поддерживающими приспособлениями, в том числе из комплекта коляски, надо пользоваться как можно реже и только для того, чтобы обеспечить устойчивую опору, контроль за положением тела и за правильным взаимным расположением частей тела. Как только потребность в том или ином поддерживающем приспособлении отпадет, его надо убрать.
Ниже перечислены модели детских и прогулочных колясок, которые, по мнению родителей, отвечают потребностям ребенка, снабжены разнообразными дополнительными приспособлениями и удобны в эксплуатации, – их несложно держать в доме и складывать, у них легкий ход и хорошая маневренность. Мы упоминаем самый маленький из размеров каждой модели.
– «Уютное кресло» мы уже описывали, оно изображено на рис. 20.1. К нему прилагается складная стальная рама с колесами темно-красного цвета, на которую легко устанавливается сиденье. Модель рассчитана на ребенка от 9 месяцев до 4 лет.
– «Альвема» (Alvema) 110 – широкий выбор размеров для детей старше 18 месяцев.
– Легкая коляска «Convaid Cruiser», модель 4J для детей до 5 лет.
– Прогулочная коляска «Jan 325» (модель 3250М) подходит детям с умеренными или незначительными нарушениями мышечного тонуса 1–4 лет. Сиденье съемное, его можно поворачивать так, чтобы ребенок сидел лицом или спиной ко взрослому, который его везет. – Прогулочная коляска «Major». По мнению родителей, эту коляску удобно складывать в машину и вносить в общественный транспорт. Мы не считаем ее пригодной для длительного использования. Сиденье снабжено поддерживающим жилетом (Rehab Waistcoat Harness), можно купить переходное сиденье, которое устанавливается поверх стандартного.

Детское автомобильное кресло

Если вашему ребенку несколько месяцев и вы перевозите его в переносной кроватке-колыбельке, советуем использовать подставку для корзины «Britax» (Britax Carrycot Restraint). Большинство родителей считают самым лучшим детским автомобильным креслом «Britax Cruiser» (рассчитано на массу тела 9—25 кг) (рис. 20.22).
Автомобильное кресло «Britax Babysure» устанавливается вперед спинкой и снабжено регулируемым ремнем безопасности, рассчитано на ребенка с массой тела более 10 кг.
Оба кресла отвечают Общему европейскому стандарту R4402.

Детское автомобильное кресло Britax Cruiser

Рис. 20.22. Детское автомобильное кресло «Britax Cruiser».

Заботясь о безопасности малыша в автомобиле, прислушайтесь к советам специалиста. Детских автомобильных кресел множество, и они постоянно совершенствуются. Правила безопасности одинаковы для всех детей – кресло должно подходить ребенку по размеру и защищать его, ремни безопасности должны легко регулироваться и хорошо фиксировать туловище. Покупая детское автомобильное кресло, очень важно точно подобрать размер, то есть кресло должно быть рассчитано на вес вашего ребенка, а возраст, указываемый производителем, – лишь примерный ориентир. Если задние сиденья вашей машины снабжены надувными подушками безопасности, кресло, которое устанавливается спинкой вперед, использовать нельзя.
Внимание. Собираясь лететь самолетом, выясните в авиакомпании, одобрено ли ваше детское автомобильное кресло Управлением гражданской авиации.

Назад Оглавление Далее