Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 17. Одевание

– Этапы
– Основные принципы
– Как помочь ребенку одеться
– Взаимодействие на первых этапах
– Обучение самостоятельности
– Одежда

В этой главе мы обсудим некоторые проблемы, которые могут возникать, когда вы одеваете или раздеваете ребенка, поговорим о том, что нужно делать, чтобы он начал помогать вам при одевании и постепенно учился одеваться сам. В конце главы мы обсудим, какая одежда лучше подходит для ребенка с церебральным параличом.
Перед тем как переходить к практическим советам, я хочу напомнить читателям, насколько детям трудно научиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие в положении сидя, но и хорошая координация глаз—рука, умение дотягиваться до предмета, брать его в руку и выпускать, способность двигать рукой, держа другую неподвижно. Кроме того, нужна хорошая мелкая (тонкая) моторика, чтобы справляться с пуговицами, молниями и шнурками. Ребенок должен также понимать, где у одежды «перед», верх и низ, лицевая и изнаночная стороны, не путать маленькие и большие отверстия на разной одежде. Другая трудность состоит в том, что ему нужно планировать свои движения, готовясь выполнить какую-то задачу. Поэтому неудивительно, что большинство детей не могут одеваться без посторонней помощи по крайней мере до 5 лет.
Обычно ребенок начинает участвовать в одевании примерно с 12 месяцев. Он поднимает ногу, когда на нее надевают ботинок, протягивает руку, чтобы ее засунули в рукав и т. п. Около 18 месяцев, когда малыш уже способен хорошо сохранять равновесие в положении сидя и подолгу сидит, не подстраховывая себя руками, он постепенно учится снимать носки, ботинки и шапку. До этого возраста он только случайно мог стащить или сорвать с себя какую-то одежду.
С 18 месяцев до 2 лет ребенок уже активнее участвует в процессе одевания и раздевания, и к 3 годам уже умеет сам снимать всю одежду. Самостоятельно надевать большую часть вещей он сможет не раньше, чем в 4 года.
Между 4 и 5 годами ребенок может самостоятельно одеться и раздеться, но еще не справляется со шнурками, молниями и пуговицами. Если до этого ему было все равно, как вставлять шнурки в ботинки, теперь он начинает разбираться в том, в какую дырочку и в каком направлении нужно продеть шнурок. А вот ботинки дети этого возраста обычно надевают, еще не понимая, какой на правую ногу, а какой – на левую.

Как одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом

Общие принципы

– Одевая ребенка, выбирайте для него такую позу, при которой спастичность была бы выражена минимально и не возникали бы неконтролируемые движения.
– Обратите внимание на то, чтобы малыш лежал или сидел в симметричной позе перед тем, как вы начнете его одевать, и во время одевания.
– Когда вы одеваете ребенка, с которым трудно справиться, важно заранее положить одежду так, чтобы ее легко было достать.
– Пока малышу требуется ваша помощь при одевании и раздевании, старайтесь сажать или класть его достаточно высоко, так чтобы вам было удобно его одевать.
– Одевая или раздевая малыша, необходимо всегда давать ему возможность самому делать все то, с чем он способен справиться. Как бы ни были ограниченны его движения, он должен использовать и тренировать их.

Как помогать ребенку при одевании

Как одевать маленького ребенка, у которого есть тенденция к выгибанию тела

Если вы одеваете ребенка, когда он лежит на спине, кладите его на наклонную поверхность, чтобы его голова была немного выше, чем ноги. Тогда вам будет легче наклонить голову малыша вперед и вывести вперед его плечи и руки, а также согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
Если вы одеваете ребенка, посадив его к себе на колени, обратите внимание на то, чтобы его поза была правильной и устойчивой: тазобедренные суставы согнуты, ноги разведены (отведены в тазобедренных суставах) не слишком сильно, так как иначе может усилиться внутренняя ротация бедер. Если держать малыша таким образом, вы сможете поворачивать его туловище, легче будет вывести ему плечи вперед и держать тазобедренные суставы в согнутом положении. Можно еще попробовать одевать ребенка, положив его на бок.

Как одевать ребенка, у которого в положении сидя ноги согнуты недостаточно, спина круглая, подбородок выдвинут вперед, руки согнуты и прижаты к бокам

Сначала убедитесь, что ребенок сидит устойчиво, затем наклоните его вперед, увеличивая сгибание в тазобедренных суставах, при этом выведите его прямые руки вперед так, чтобы ладони были обращены кверху, и поверните руки наружу в плечевых суставах наружу, как показано на рис. 6.5, в в главе 6. Тогда малыш сможет сам выпрямить спину и приподнять голову, не выдвигая подбородок вперед. В таком положении вам будет легче держать спину ребенка прямой, а голову – поднятой.

Как одевать ребенка с непроизвольными движениями и меняющимся мышечным тонусом (гиперкинетические формы церебрального паралича)

Ребенок, у которого в более старшем возрасте сформируется меняющийся мышечный тонус и будут возникать неконтролируемые движения, в первые месяцы жизни часто имеет низкий тонус. Когда такого малыша кладут на спину, его руки и ноги бывают в разной степени согнуты, отведены и ротированы наружу. Иногда у таких детей есть тенденция поворачивать голову преимущественно в одну сторону, что приводит к асимметрии позвоночника и таза.
Если вы одеваете ребенка в положении лежа на спине потому, что у него нет активного мышечного тонуса – сопротивления действию силы тяжести, его руки и ноги каждый раз будут падать, и тем самым вы будете способствовать усугублению неправильных образцов движения. Попробуйте хотя бы иногда одевать ребенка, когда он лежит на боку или сидит у вас на коленях.
У некоторых из этих детей, когда они вырастают, появляется тенденция откидывать голову и плечи назад и драться ногами все время, пока их одевают. В таком случае, если ребенок еще не очень большой, можно попробовать одевать его, положив животом к себе на колени (рис. 17.1).
Ребенок более старшего возраста, который плохо контролирует положение тела в пространстве, не может сохранять равновесие в положении сидя и одновременно делать что-то руками. Такому малышу можно помочь, если вы придадите ему большую устойчивость, поддерживая его за тазобедренные суставы, бедра, колени или стопы. Где и насколько сильно следует поддерживать ребенка, зависит от его способности контролировать положение тела (рис. 17.2,а—в).

Удобное положение для одевания и раздевания младенца с сильной спастичностью в разгибателях

Рис. 17.1. Удобное положение для одевания и раздевания младенца с сильной спастичностью в разгибателях.

Хороший способ учить ребенка самостоятельно сохранять равновесие – посадить его на стул лицом к спинке (рис. 17.3). Он сможет одной рукой держаться за спинку и одновременно поднимать другую руку и продевать в рукав. Коробка, подставленная под ноги малыша, сделает его положение еще более устойчивым.

Как одевать и раздевать младенца с умеренной спастичностью

Некоторые родители детей, у которых мышечный тонус повышен умеренно, замечают, что приблизительно в 9—10 месяцев одевать ребенка становится труднее – усиливается сопротивление некоторым движениям. Например, трудно раздвинуть ножки ребенка, чтобы надеть на него подгузник, трудно вывести его плечи вперед и выпрямить ручки, чтобы продеть их в рукава.
На рис. 17.4 показан неправильный способ одевать ребенка, у которого при повороте головы в сторону сгибается противоположная рука, то есть рука со стороны затылка. А на рис. 17.4,6 мама, поворачивает малыша лицом к себе, разговаривает с ним во время одевания, побуждает его участвовать в процессе одевания и в то же время выводит его плечо и прямую руку вперед. Ребенок в таком возрасте еще не может помогать нам, когда мы его одеваем. Мне кажется, иногда проблемы возникают из-за того, что мы держим его все время в одном положении. Рис. 17.5,а иллюстрирует это, а на рис. 17.5,б показано, как, изменяя положение ребенка, можно свести к минимуму неправильные образцы движений и в то же время облегчить возникновение автоматических реакций. В нашем примере это правильное положение головы при опоре на правую руку.

Как одевать и раздевать младенца с умеренной спастичностью

Рис. 17.2. а – то, что вы крепко держите таз ребенка, дает ему возможность наклоняться вперед, сгибая тазобедренные суставы. При этом его спина остается прямой в то время, когда он сгибает ногу, чтобы снять носок; б – когда вы держите ногу ребенка так, что его вес переносится на правую ягодицу, он может поднять другую ногу и надеть носок; в – бывает, что ребенок, пытаясь что-то сказать или поднимая руки вверх во время одевания, отрывает ноги от пола. В таком случае крепко держите ребенка за колени или за щиколотки.

Так ребенку легче будет сохранять равновесие во время одевания

Рис. 17.3. Так ребенку легче будет сохранять равновесие во время одевания.

Мама держит ребенка с неправильной стороны, поэтому ей трудно выпрямить его руку, чтобы снять майку

Рис. 17.4. а – мама держит ребенка с неправильной стороны, поэтому ей трудно выпрямить его руку, чтобы снять майку; б – когда мама поворачивает ребенка к себе, ей легче одевать и раздевать его и взаимодействовать с ним.

На этом рисунке показаны проблемы, возникающие, когда мы держим ребенка слишком неподвижно

Рис. 17.5. а – на этом рисунке показаны проблемы, возникающие, когда мы держим ребенка слишком неподвижно; б – поворачивая туловище ребенка, бабушка может держать его тазобедренные суставы согнутыми, в то же время побуждая ребенка повернуть голову вправо и перенести вес на прямую руку.

Как просунуть руку ребенка в рукав или вытащить из рукава и как снимать носки и ботинки – вот две проблемы, с которыми часто сталкиваются родители детей постарше. Первая проблема связана с тем, что у ребенка повышен тонус в мышцах-сгибателях рук, а вторая – с повышенным тонусом в разгибателях ног. Вот практические советы, которые могут помочь вам преодолеть эти трудности.

Как просунуть руку в рукав

Вначале убедитесь, что ребенок сидит симметрично, что его вес равномерно распределен, ноги согнуты в тазобедренных суставах и ровно стоят на полу. Когда плечи и корпус выгнуты назад, а ноги в тазобедренных суставах разогнуты, очень трудно вывести руку малыша вперед.
Не стоит брать ребенка за руку и тянуть – это только увеличит тонус в сгибателях. Нужно сначала выпрямить руку, поворачивая ее наружу в плечевом суставе и следя за тем, чтобы локоть был разогнут, и только после этого просовывать ее в рукав. То же самое следует делать, когда вы снимаете одежду.

Носки и ботинки

Убедитесь, что ребенок сидит в правильной позе, как описано выше. Не пытайтесь надеть ботинок, когда нога выпрямлена, а стопа находится в положении подошвенного сгибания – это приведет к повышению тонуса в разгибателях, то есть вам будет труднее согнуть ногу в голеностопном суставе, а пальцы будут поджиматься.
Вначале согните ногу, следя за тем, чтобы бедро было развернуто наружу. Тогда вам будет легче разогнуть стопу. Завязывая шнурки, всегда следите за тем, чтобы нога стояла на подставке ровно (рис. 17.6).

Вначале согните ногу ребенка, следя за тем, чтобы бедро было развернуто наружу

Рис. 17.6. Вначале согните ногу ребенка, следя за тем, чтобы бедро было развернуто наружу. Тогда вам будет легче разогнуть стопу. Завязывая шнурки, всегда следите за тем, чтобы нога стояла на подставке ровно.

Как одевать ребенка с тяжелыми нарушениями

Одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом всегда трудно, еще труднее это делать, когда он вырастает и становится тяжелым, тем более если вместе с ростом усугубляются непроизвольные движения и изменение мышечного тонуса. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями не могут сохранять равновесие в положении сидя, поэтому их приходится одевать и раздевать в положении лежа. Для этого можно положить ребенка на кровать или на любую твердую поверхность подходящей высоты.
Неправильные образцы движений и нарушения постурального мышечного тонуса выражены сильнее всего, когда ребенок лежит на спине, поэтому стоит попробовать хотя бы частично одевать и раздевать его в положении лежа на боку. Если вы будете поворачивать его с бока на бок как до, так и во время одевания, то он не будет слишком долго лежать в одном и том же положении. В этом случае тело ребенка не успеет стать напряженным, и он не будет, разгибаясь, откидываться назад. Так вам будет легче надевать на него одежду через голову, продевать руки в рукава, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, когда вы надеваете штаны и брюки и застегиваете застежки у него на спине.

Как одевать ребенка, когда он сидит на полу, на столе или на стуле

На многих рисунках в этой главе мама сидит за спиной ребенка. Мы хотим подчеркнуть, что это нужно делать только в том случае, если малышу необходима поддержка, когда его одевают или когда он только начинает одеваться и раздеваться сам, и на этом этапе ваше присутствие рядом придает ему уверенность. Всегда следите за тем, чтобы между вами было свободное пространство, чтобы он не облокачивался на вас, а стремился наклониться вперед, сгибая ноги в тазобедренных суставах.
На рис. 17.7,а, б показано положение, в котором ребенку хорошо видно, что делает мама, – его руки находятся в том же положении, что и мамины, и он сам проделывает завершающий этап действия, снимая футболку или носки. Когда малыш сидит, согнув ноги в тазобедренных суставах и наклонив корпус вперед, его положение более устойчиво, и он может поднять руки и вывести их вперед или поднять и согнуть ногу, не опасаясь потерять равновесие.
Как только ваш малыш научится сидеть самостоятельно, старайтесь садиться рядом или впереди него.

Общие проблемы и пути их решения

Взаимодействие с ребенком в раннем возрасте

Наблюдая, как мама одевает и раздевает своего малыша, мы видим, что она все время непроизвольно разговаривает с ним, и даже когда ребенок еще не может говорить, он лепечет в ответ. Позже он начинает просить о помощи, когда она ему необходима. Многие дети с церебральным параличом не способны на такой диалог", и со временем мама, к сожалению, может перестать разговаривать с ним и будет одевать его молча.

В этом положении ребенок хорошо видит, что делает его мама

Рис. 17.7. В этом положении ребенок хорошо видит, что делает его мама, – его руки находятся в том же положении, что и мамины. Он сам проделывает завершающий этап действия, снимая футболку (а) и носки (б).

Понятно, что есть много случаев, когда маме нужно поскорее одеть или раздеть ребенка, и ей некогда с ним разговаривать. Но все-таки старайтесь это делать, по возможности, всегда. Уверяю вас, на разговор с малышом стоит потратить время и усилия. Если мы всегда одеваем ребенка молча, как куклу, то позднее нам придется винить самих себя в том, что он стал отрешенным и пассивным и проявляет мало интереса к тому, что мы с ним делаем.

Как поддерживать ребенка в его попытках одеваться и раздеваться самостоятельно

Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, постарайтесь всеми способами поддержать в нем это желание. На первых порах малыш тратит огромные усилия для каждого маленького достижения, и часто бывает, что взрослые, глядя на его усилия, теряют терпение гораздо раньше него. Постарайтесь сделать своим золотым правилом никогда не вмешиваться, если ребенок пытается что-то сделать сам, за исключением тех случаев, когда действительно что-то случилось, и ему требуется помощь. Чтобы научится различать эти ситуации, вы должны внимательно наблюдать за тем, что малыш может сделать сам, а в чем ему требуется какая-то минимальная помощь.

Необходимые навыки

Прежде чем обсудить, каким образом вы можете учить вашего ребенка одеваться самостоятельно и поддержать его желание это делать, давайте разберем подробнее, какими навыками он должен овладеть, чтобы одевание стало для него осмысленной и целенаправленной деятельностью. Ребенок должен уметь:
– сидеть без поддержки, поставив ноги на пол ровно; иметь полный объем движений в тазобедренных суставах;
– смотреть на то, что он делает, уметь следить взглядом за движениями своих рук;
– сохранять равновесие при движениях руками, то есть уметь поднимать руки вверх, чтобы при этом стопы не отрывались от пола, а туловище не заваливалось назад;
– иметь достаточную стабильность плечевого пояса (то есть плечевой пояс должен быть в достаточной степени зафиксирован), чтобы были возможны тонкие движения руками, такие как сведение рук по средней линии тела и движения с пересечением средней линии;
– захватывать предметы рукой и выпускать их, выполнять пальцами точные движения независимо от того, в каком положении находится вся рука, например одной рукой держаться за что-то, а другой в это время придвигать к себе или отодвигать какой-то предмет;
– понимать, как соотносятся большие и маленькие отверстия на одежде с его собственными частями тела, то есть различать маленькие и большие отверстия;
– различать понятия «верх» и «низ», «над» и «под», «спереди» и «сзади», «внутри» и «снаружи», «слева» и «справа»;
– говорить или делать попытку что-то сказать без того, чтобы возникали непроизвольные движения в других частях тела.
Из этого списка вы легко увидите, что для того, чтобы одеваться, нужны не только двигательные навыки, но и определенный уровень развития в других областях, например, развитие навыков распознавания. Если, например, ребенок не может самостоятельно надеть носки, мы должны подумать, что именно ему мешает это делать (см. табл.). Возможны и другие причины, кроме указанных в таблице; может быть, мы имеем дело с влиянием нескольких факторов.
Понятно, что при таком разнообразии навыков, которые необходимы для того, чтобы самому одеваться и раздеваться, не имеет смысла сосредоточиваться только на способности ребенка манипулировать предметами. Сначала необходимо оценить общий уровень его развития, то есть развитие мелкой и крупной моторики, зрения, сенсорного, перцептивного развития и интеллект.
Когда ребенок только учится самостоятельно одеваться, нужно разбивать каждое задание на маленькие шаги. Вначале малыш будет сам выполнять только последнюю часть задания, заканчивая начатые вами действия. Нужно внимательно следить за тем, какую именно часть он может сделать сам, а в чем ему потребуется небольшая помощь.

Возможные причины того, что ребенок не может самостоятельно надеть носок.

Возможные причины того, что ребенок не может самостоятельно надеть носок

Некоторые общие двигательные проблемы

Вот еще некоторые общие проблемы с движениями:
– трудно удержать в руках и поднимать одежду (особенно те вещи, которые надеваются через голову), не падая назад, а также расправлять одежду (для этого нужны обе руки);
– ребенку трудно начать надевать носок, а также дотянуться до стопы, чтобы натянуть носок на пятку;
– трудно начать снимать штаны; продевать вторую руку в рукав пальто, застегивать и расстегивать застежки, особенно на спине.
Когда ребенок со спастической гемиплегией, например, делает что-то своей «здоровой» рукой, у него часто сжимается кисть спастичной руки, из-за этого ему трудно действовать двумя руками вместе. Поэтому ему, может быть, легче снимать носок, опираясь на спастичную руку, и тем самым подавляя эту реакцию. Позже ребенок может использовать «больную» руку, чтобы держаться за что-нибудь (рис. 17.8, а—г).

Приспособления, распределение во времени и последовательность занятий

Во многих случаях приходится специально приспосабливать для ребенка одежду или стульчик или использовать какие-то ортопедические или иные приспособления, для того чтобы ему было легче что-то делать самостоятельно. Кроме этого, например, малышу могут понадобиться очки, чтобы видеть, что именно он делает.
Способность ребенка действовать, то есть выполнять что-то самому, определяется уровнем его развития, а не хронологическим возрастом. Помня это, вы не будете просить малыша о чем-нибудь или ожидать, что он сделает то, что выше его возможностей. Для всех нас нет ничего более тяжелого и огорчительного, чем биться над трудным заданием и в результате ничего не получить.
Хороший способ понять саму идею одевания – это, играя вместе с ребенком, одевать и раздевать какую-то игрушку, скажем, мишку. Но когда вы учите малыша одеваться и раздеваться, делайте это только тогда, когда ему действительно нужно одеться или раздеться, а не в качестве специального упражнения. Конечно, вам придется приложить определенные усилия, так спланировав день, чтобы на одевание и раздевание отводилось много времени. Ребенку нужно время и многократное повторение для того, чтобы освоить любой новый навык.
К счастью, дети обычно сначала начинают сами раздеваться, а уже потом – одеваться: раздеваться обычно приходится вечером, когда нет особой спешки. Если вам трудно выделить время на одевание и раздевание, попробуйте начать с выходных дней.
Тренируя навыки крупной и мелкой моторики, в том числе умение держать голову и контролировать положение туловища, умение сохранять равновесие в положении сидя, подвижность в тазобедренных суставах, способность захватывать предметы и произвольно выпускать их из рук, развитие языка и речи, мы преследуем только одну цель – чтобы ребенок мог справляться со своими повседневными задачами и в конце концов стал самостоятельным. Одевание – это не только одна из повседневных задач, но и хорошая тренировка, поскольку включает в себя многие важные навыки.
Помогая ребенку одеваться, не забывайте о важности зрения, инструкций, которые вы ему даете, и напоминаний о вашем намерении что-то сделать. Например, вы поможете малышу соотнести слова с движениями, если будете говорить: «Вставь ногу в ботинок» или «Продень руку в рукав», в то время, когда вы вместе с ним проделываете эти действия. Когда ребенок уже начинает говорить, просите его называть все действия. Позже можно будет включать в разговор названия цветов, сравнивая цвет одежды с цветами других предметов в комнате. Когда малыш сможет понимать более сложные вещи, вы сможете показывать ему во время одевания, что такое «верх» и «низ», лицевая и изнаночная стороны, «внутри» и «снаружи». Таким образом, он будет не только учиться одеваться, но и накопит много полезных знаний.

Трудности, возникающие у ребенка с гемиплегией, когда он снимает носки; пример того, как использование здоровой руки влияет на спастичную руку

Рис. 17.8. а – трудности, возникающие у ребенка с гемиплегией, когда он снимает носки; пример того, как использование «здоровой» руки влияет на спастичную руку; б – ставя спастичную ногу на подставку и выводя руку вперед, ребенок подавляет свои «ассоциативные реакции»; в, г – так ребенку требуется меньше усилий для того, чтобы снять носки и ботинки. Он должен сидеть на ящике или табуретке такой высоты, чтобы его ноги ровно стояли на полу.

Я часто использую специальные упражнения, которые помогают детям освоить основные компоненты движений, необходимых для того, чтобы брать предмет рукой и придвигать его к себе или отодвигать. Позже дети используют эти движения при одевании и раздевании. Упражнения для маленьких детей показаны на рис. 17.9 и 17.10, а—г, а для старших детей – на рис. 17.11 и 17.12, а—д.

Папа надевает колечки на ножки ребенка и побуждает его взять колечко рукой и снять его

Рис. 17.9. Папа надевает колечки на ножки ребенка и побуждает его взять колечко рукой и снять его.

Сначала лежа, а потом сидя ребенок учится брать кольцо обеими руками, надевать его на ногу и затем снимать

Рис. 17.10. а, б – сначала лежа, а потом сидя ребенок учится брать кольцо обеими руками, надевать его на ногу и затем снимать. Это движение он будет использовать, надевая и снимая носки; в – сидя на табуретке, ребенок поднимает и опускает над головой резиновый круг для плавания, опуская его все ниже, в конце концов до уровня талии. Это упражнение готовит малыша к тому, чтобы снимать и надевать одежду через голову; г – ребенок поднимает обруч с пола до уровня талии, потом опускает его обратно. Это подготовка к тому, чтобы надевать брюки, штаны и т. п.

Когда ребенок сжимает рукой ваш палец (позднее вместо пальца он может взять полотенце)

Рис. 17.11. Когда ребенок сжимает рукой ваш палец (позднее вместо пальца он может взять полотенце), водите его рукой в разных направлениях, в то время как он должен стараться не разжимать руку. Потом можно поменяться ролями: вы держите полотенце, а ребенок водит вашей рукой. Малыш при этом должен обязательно находиться в устойчивом положении, чтобы ему не нужно было опираться на руку. Замечание: Ваш палец или полотенце располагается поперек ладони ребенка и проходит между большим и указательным пальцами.

Обхватите руку ребенка, а другой рукой возьмитесь за кольцо

Рис. 17.12. а – Обхватите руку ребенка, а другой рукой возьмитесь за кольцо; б – протяните руку ребенка в кольцо, поднимая кольцо к его плечу. Он в это время произносит: От себя"; в – вытолкните руку ребенка из кольца. Он в это время произносит: К себе"; г – ребенок держит кольцо и вашу руку и делает те же движения вместе с вами; д – в результате ребенок держит кольцо сам и повторяет те же движения.

Рис. 17.13–17.17. Приемы самостоятельного одевания и раздевания

Приемы самостоятельного одевания и раздевания

Рис. 17.13. Тем детям с умеренной спастичностью, которые плохо удерживают равновесие в положении сидя, может быть, удобнее учиться снимать одежду лежа, если только они могут захватывать предметы выпрямленной рукой (а-в).

Два способа использовать стену для одевания

Рис. 17.14. Два способа использовать стену для одевания: а – упираясь ногами в стену, ребенок может поднять таз, чтобы натянуть брюки. Это положение хорошо для детей, которые плохо удерживают равновесие; б – если ребенок опирается спиной о стену, ему легче держать ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах, когда он наклоняется вперед, чтобы завязать шнурки; в – если ребенок сидит недостаточно устойчиво и начинает падать назад, как только отпускает обе руки, ему, может быть, удобнее сидеть в углу. Следите за тем, чтобы одежда лежала недалеко от него. Если нужно, можно поставить рядом стул или табуретку, чтобы он держался.

Когда ребенок сидит, повернувшись вбок, на коробке или на табуретке, ему, может быть, легче согнуть одну ногу, не выпрямляя другую, чтобы дотянуться до стопы. Сохранять равновесие в таком положении тоже легче

Рис. 17.15. Когда ребенок сидит, повернувшись вбок, на коробке или на табуретке, ему, может быть, легче согнуть одну ногу, не выпрямляя другую, чтобы дотянуться до стопы. Сохранять равновесие в таком положении тоже легче.

Как выбрать удобное положение для одевания

Положение, в котором вашему ребенку будет удобно учиться одеваться, определяется тем, насколько устойчиво он сидит и насколько хорошо он может сохранять равновесие в положении сидя.
Если малыш не очень хорошо сохраняет равновесие в положении сидя, то ему удобнее учиться одеваться так, как показано на рис. 17.13,а—в и 17.14, а—в. На рис. 17.15, 17.16, а—д и 17.17, а, б показано, как помочь ребенку, способному двигаться самостоятельно, чувствовать себя уверенно во время одевания.
Это только общие рекомендации, конечно, их придется приспосабливать к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Не продолжайте одевать и раздевать малыша просто потому, что вы к этому привыкли, или потому, что так быстрее. Если вы хотите, чтобы он когда-нибудь стал одеваться сам, его нужно сначала учить, потом поощрять его попытки делать это самостоятельно, постепенно уменьшая помощь.

На этих пяти рисунках показаны положения, в которых ребенок может чувствовать себя увереннее, когда он учится одеваться

Рис. 17.16. На этих пяти рисунках показаны положения, в которых ребенок может чувствовать себя увереннее, когда он учится одеваться. Поставьте перед ним стул или стол, за который можно держаться, и положите одежду недалеко.

Навыки одевания и раздевания включают также умение обращаться с верхней одеждой

Рис. 17.17. Навыки одевания и раздевания включают также умение обращаться с верхней одеждой. Когда ребенок пойдет в детский сад, он должен уметь вешать свое пальто на вешалку: а – некоторые дети на коленях чувствуют себя устойчивее, чем стоя. В такой позе им легче снять пальто, не теряя равновесия; б – держась за ручку, легче снимать пальто или накидку. Для этого подойдет такая же ручка, как в ванной.

Если вам кажется, что ребенок мог бы больше делать сам, попробуйте не помогать ему один день, просто занимайтесь своими делами. Я думаю, что, когда вы вернетесь посмотреть, что он делает, вы будете удивлены. Дети иногда оказываются способны сделать очень много. Мы знаем случаи, когда мама отходила к телефону или открыть дверь, а вернувшись, обнаруживала своего часто скучающего и беспомощного ребенка полностью одевшимся, хотя никто не мог предположить, что он на это способен.

Одежда

Выбором одежды для ребенка вначале занимаются родители, а потом и он сам. Гардероб – дело очень индивидуальное, поэтому мы обсудим только общие принципы.

Материал

Всегда, по возможности, выбирайте одежду из натуральных материалов, таких как хлопок и шерсть, или из смеси натуральных и искусственных волокон: хлопок 80% + полиэстер 20% или хлопок 80% + эластан 20% (это мягкий эластичный ворсистый материал). Избегайте материалов со скользкой поверхностью, кроме подкладочных.
Когда нужна непромокаемая одежда, выбирайте легкие, непродуваемые вещи, с подкладкой из материалов, пропускающих воздух, – например, продукцию фирмы Goretex. Покупая зимнюю верхнюю одежду, выбирайте куртки из теплоизолирующих материалов или с подкладкой из полиэстера. Они теплые, легкие и хорошо отстирываются в стиральной машине.
У некоторых маленьких детей с церебральным параличом чувствительная кожа, и они часто потеют. У таких детей может быть повышенная чувствительность к некоторым материалам или аллергия на определенные ткани.

Предупреждение

Всегда следите за тем, чтобы материалы, из которых сделана одежда, отвечали требованиям безопасности и были негорючими или огнестойкими.

Рукава

Рукава всегда должны быть как можно более свободными. Наиболее широкая пройма у рукавов реглан" или летучая мышь". Когда ребенок надевает одежду с такими рукавами, ему не нужно быть очень аккуратным и точным в движениях, поэтому правильный покрой рукавов так важен. Важно также, чтобы рукав был широким внизу. Это позволит вам, при необходимости, просунуть в рукав свою руку и помочь малышу. Если у рукавов узкие манжеты, можно распороть шов и пришить по краям полоски ленты-липучки".

Застежки

Детям труднее всего бывает справиться с застежками. Ребенок может легко расстегивать и застегивать одежду, когда она лежит перед ним, но совсем другое дело – застегнуть одежду на себе. Это связано еще и с тем, что некоторым детям трудно следить взглядом за движениями своих рук. Попробуйте подобрать тот вид застежек, с которым ваш ребенок справляется лучше. Может быть, подойдут пуговицы на ножках или большие кнопки, в каких-то случаях можно даже зашить петли и пришить вместо пуговиц ленту-«липучку». «Липучка» хороша тем, что она гибкая. Подходящая ширина ленты – 20 мм. Чтобы поверхность «липучки» все время была в рабочем состоянии, надо время от времени чистить ее проволочной щеткой.
Некоторые родители пришивают пуговицы на резинку, другие пришивают вниз маленькую пуговицу, чтобы приподнять большую пуговицу над поверхностью ткани. Можно взять пуговицы большого размера, пришить накидывающуюся петлю, заменить пуговицы на молнию или «липучку». Ваша цель – дать ребенку возможность быть самостоятельным, так что стоит потратить дополнительные усилия, чтобы выбрать застежку, с которой он сможет справиться.

Удобная одежда для ребенка с церебральным параличом

Комбинезоны боди"

Комбинезон боди" – теплая и удобная одежда для младенца. Их шьют из чистого хлопка или из смесовой ткани (80% хлопка и 20% полиэстера). Они бывают без рукавов или с короткими рукавами, с высокой горловиной и с кнопками на воротнике и на штанишках между ног. Я рекомендую такие комбинезончики потому, что они совершенно не сковывают движений и очень хорошо подходят для любых подвижных занятий.

Детские рубашки

Лучшая модель рубашки – с широким воротом, в который легко просунуть голову. Для маленьких детей подходят рубашки-распашонки, запахивающиеся на груди, для детей постарше – майки. Если вашему малышу узкие лямки не годятся, можно распороть плечевой шов у рубашки с плечами и вшить в него застежку-липучку". Если малыш часто мерзнет, ему можно надеть рубашку из термолактила (теплый материал; его используют, в частности, для изготовления поясов от радикулита). Такие рубашки получили одобрение многих родителей.

Пижамы

Младенцам и маленьким детям я рекомендую спать в пижамах-комбинезонах на кнопках, штанишки которых сделаны как ползунки. Носочки этих штанишек скроены с запасом для растущей стопы, однако необходимо регулярно проверять, не стали ли они малы. Если штанишки очень сильно натянуты, заставляя стопу принимать положение подошвенного сгибания, – пижама мала. В таком случае подвижность голеностопного сустава ограниченна или он неподвижен вовсе, а пальцы ног поджаты. Детям постарше желательно спать в пижаме из двух частей с трикотажными резинками на воротнике и манжетах кофточки и штанишек. Если это необходимо, то ребенку с тяжелыми нарушениями можно пришить специальную вставку к спинке кофточки, или состегнуть кофточку и штанишки пуговицами, или, может быть, одевать малышу ночную рубашку.

Носки

Правильно подобрать размер носков не менее важно, чем обуви. Ребенок должен ходить только в новых носках, их нельзя «передавать по наследству».
Покупайте носки из материала с высоким содержанием хлопка, потому что у детей с церебральным параличом часто потеют ноги, потливость еще больше усилится, если носки не будут пропускать воздух, не давая коже дышать.
Снимать носки детям достаточно легко, а вот надевать – сложнее. Пока малыш не научится достаточно хорошо одеваться сам, давайте ему носки без пятки, которые можно надевать любой стороной.

Рубашки и свитеры

Детские футболки с короткими и длинными рукавами, куртки, толстовки с капюшонами и без них имеют свободный покрой. Выпускают модели с разнообразными воротниками – круглыми и «лодочкой», отделанными трикотажной резинкой и отложные, так что специальной доработки они не требуют.
Когда ребенок подрастает и начинает носить рубашки с длинными рукавами, могут возникнуть трудности. Например, сделать так, чтобы рубашка всегда оставалась заправленной в брюки, бывает сложно. Для этого к подолу рубашки можно пришить пуговицы, чтобы пристегивать его к брюкам, или продеть в него завязку. Если ребенку не удается застегивать пуговицы на манжетах рубашки, пришейте на оба края манжета по пуговице и соедините петелькой из резинки. Чтобы ребенок учился застегивать и расстегивать рубашку, обшейте края полочек застежкой-«липучкой», а сверху сделайте петли для пуговиц, либо замените пуговицы большими кнопками.

Брюки и спортивные костюмы

Трикотажные брюки для мальчиков и девочек и спортивные брюки из хлопчатобумажного трикотажа на резинке скроены широко и практичны. Прекрасная покупка – брюки и шорты из хлопчатобумажной саржи.
На рынке детской одежды одна из самых лучших вещей – спортивный костюм, вязанный из полиэфирного или хлопчатобумажного материала. Простой воротник, отсутствие застежек, пояс брюк на резинке – его преимущества. Он теплый и удобный, и я настоятельно рекомендую носить его детям любого возраста.
Блестящий нейлоновый, плотный, не пропускающий воздуха спортивный костюм покупать не следует.

Платье

Самые практичные модели платьев – прямое цельнокроеное и сарафан. Их легко надевать, на них нет застежек. Пуговицы на плече некоторых моделей можно заменить застежкой-«липучкой». Также удобно надевать сарафан с застежками на плече и на боку по всей длине.
Сарафаны шьют из разных тканей, под них можно надевать футболку, блузку или водолазку. Девочке старшего возраста, которая сама не одевается, подходит платье, которое можно полностью расстегнуть на спинке, – проще сначала продеть руки ребенка в рукава, а потом застегнуть платье.

Фартуки

Поливинилхлорид и подобные материалы подходят для фартука лучше всего. Фартук, который вы надеваете ребенку во время еды, должен иметь по нижнему краю глубокие карманы, в которые будут попадать крошки. Желательно, чтобы фартук застегивался на спине.

Нагрудники

Маленьким детям лучше всего подходит махровый нагрудник на поливинилхлоридной подкладке. Обычный нагрудник завязывают на шее сзади, а нагрудник-пончо одевают через голову и завязывают на плече. Родителям маленьких грязнуль, которые только учатся есть самостоятельно, советую купить фартук с длинными рукавами или махровый нагрудник на поливинилхлоридной подкладке. Пластмассовый нагрудник прослужит долго, он подходит детям постарше. Сзади у него есть регулируемая застежка, а спереди он загнут, так что крошки не падают на пол. Его легко мыть и вытирать, что служит несомненным преимуществом. Внимание. Детям, у которых постоянно текут слюни, мамы часто подкладывают под одежду или повязывают сверху махровую салфетку. Попробуйте с той же целью использовать современные нагрудники из впитывающего материала.

Плащи и куртки

Накидки без рукавов с капюшоном или без него и пончо (на теплую, но сырую погоду) бывают всевозможных цветов, их легко надевать маленькому ребенку. Чтобы накидка не соскальзывала, ее можно закрепить на руке петельками из резинки. Пончо очень просто скроить самим из любого подходящего материала. Стеганые куртки часто трудно одевать и снимать, но, к счастью, сегодня имеется так много моделей, что подобрать подходящую можно, и я советую познакомиться с ними, прежде чем сделать окончательный выбор.
Прекрасный способ утеплить одежду – связать или сшить из теплой ткани жилет или безрукавку, они теплые, но не громоздкие, их легко одевать и снимать.

Рукавицы

Надевать рукавицы легче, чем перчатки. Чтобы ребенок их не потерял, пришейте их к резинке или к ленте.

Шапки

Обычные шапки с головы съезжают, поэтому самые практичные модели – это капор (шапка в виде капюшона), который завязывается или застегивается под подбородком, и шапка, соединенная с шарфом (шарф закрывает уши, и тоже завязывается под подбородком или обматывается вокруг шеи). Очень удобны капюшоны курток и пальто, которые можно отстегнуть.

Обувь

Прежде чем обсуждать модели обуви, давайте взглянем на наши стопы, на ту роль, которую они выполняют при ходьбе и в сохранении равновесия. Для наглядности проведите небольшой эксперимент:
Встаньте на одну ногу и подвигайте стопой и пальцами. Теперь перенесите вес тела на внутренний край стопы и попробуйте сохранить равновесие – вам это не удастся. Подогните пальцы ноги и попросите подтолкнуть вас – вы потеряете равновесие и упадете. Пройдитесь, опираясь только на внутренний край стоп, а потом – только на наружный. Обратите внимание, как изменилась ваша походка и положение тела. Все это – только часть трудностей, которые испытывает ваш малыш при ходьбе.
Я уверена: если когда-нибудь вы ходили в обуви не по размеру, вам запомнились и неудобство, которое вы испытывали, и мозоли, которые вы натерли. Это еще сильнее подчеркивает важность правильного подбора обуви для ребенка – она должна хорошо фиксировать ногу и при необходимости регулироваться. В противном случае сохранять равновесие, стоять и ходить ему будет еще труднее.
Естественно, универсального совета по подбору обуви дать невозможно – не найдется и двух детей с одинаковыми потребностями, а требования к обуви определяются индивидуальными особенностями ребенка на каждом этапе развития.
Некоторым детям требуется специальная обувь, например с дополнительной опорой для внутреннего или наружного края стопы, либо с индивидуально подобранной высотой пятки. Требования к специальной обуви определяет ортопед или специалист мастерской по изготовлению ортопедической обуви. Прежде чем покупать ребенку обувь, надо обязательно посоветоваться с врачом, и поступать так перед покупкой каждой новой пары.

Основные принципы подбора обуви

Первая пара обуви важна не меньше всех последующих, размер имеет огромное значение даже в самом раннем возрасте. Надо измерить длину и ширину каждой стопы и сравнить размеры стоп. Неодинаковый размер ног часто встречается при гемиплегической форме церебрального паралича, поскольку в результате неравномерной натяжения мышц кости растут с разной скоростью. Обязательно посмотрите, как ребенок опирается на ноги, когда стоит босиком и в обуви. Проверьте, чтобы обувь было легко одевать и снимать.
Детям легче надевать обувь с длинной застежкой или шнуровкой спереди.
Если ребенок ходит, попросите его пройтись в обуви, которую вы примеряете прямо в магазине. Вы поймете, какие ботинки понравились малышу больше других, даже если он не умеет говорить: когда вы будет снимать их, он забеспокоится! Дети очень гордятся новой обувью, поэтому позвольте малышу самому выбрать цвет ботинок, если он захочет. Это вдвойне важно, когда ребенок не ходит только из-за собственного нежелания ходить!
Если малыш уже умеет сам одевать и снимать обувь, еще в магазине проверьте, как удается ему справиться с парой, которую вы собираетесь купить. К счастью, сегодня проблем со шнурками стало меньше, ведь многие ботинки застегиваются на липучку. Кроме того, выпускают обувь без шнурков, с эластичными вставками по бокам, с эластичными шнурками и удобными петельками, которые облегчают одевание. Помните, что то, насколько плотно обувь прилегает к ноге, зависит и от толщины носка, хотя, может быть, вам это кажется очевидным.
Дети вообще, и дети с церебральным параличом в частности, обращаются с обувью весьма неаккуратно. Существует масса средств, продлевающих жизнь обуви, – в Великобритании, например, пользуются полиэфирными смолами, уретановым покрытием или акриловым кремом. Новые средства защиты обуви часто продаются в обувных магазинах, так что обратите на них внимание!
Как только вы заметите, что ботинки поизносились, попросите специалиста укрепить их носки или посоветовать вам, как это сделать. Не дожидайтесь пока они потеряют форму. Многие мамы покрывают обувь защитными средствами заранее. Детская обувь очень дорогая, и позаботиться о ней стоит!
Если обувь подобрана в соответствии с какими-то особыми требованиями, первые две-три недели обязательно следите за походкой малыша. Это необходимо для того, чтобы оценить, насколько в действительности обувь помогает исправить нарушения походки и при необходимости безотлагательно внести дополнительные изменения.
Если ребенок не может пожаловаться на неудобство обуви сам, регулярно проверяйте, не покраснела ли кожа стоп, не появились ли потертости. Следите, равномерно ли снашиваются пятки и подошвы обуви.
Внимание. Даже если ребенок очень полюбил свои первые ботинки, не позволяйте ему носить их дома постоянно.

Ботинки Элефантен

Рис. 17.18. Ботинки Элефантен" (Elefanten).

Ботинки Рихт

Рис. 17.19. Ботинки «Рихт» (Richte).

В качестве примеров приведу модели обуви из лучших обувных магазинов Великобритании, которая заслужила самое большое признание родителей.

Обувь для детей младшего возраста

– Ботинки «Элефантен» (Elefanten) с твердой пяткой и супинатором (рис. 17.18).
– Ботинки «Бэби бот» (Baby Botte) и «Супериор бэби бот» (Superior Baby Botte) плотно облегают ногу.
– Ботинки «Рихт» (Richte) – прекрасные кроссовки (рис. 17.19)

Обувь для детей старшего возраста

– Кроссовки с мягким толстым «язычком» и супинатором.
– Сандалии хорошего качества.
– Вязаные носки на кожаной подошве (норвежские ботинки) – хорошая обувь для ребенка, который не умеет одеваться сам.
– Ботинки «Педро» (Pedro) (рис. 17.20) – ортопедическая обувь, которую в Великобритании продают по рецепту.
– Непромокаемые сапоги, высокие или низкие, сегодня делают из поливинилхлорида с теплой подкладкой.

Ботинки Педро

Рисунок 17.20. Ботинки «Педро» (Pedro).

К сожалению, мне приходится заканчивать эту главу на грустной ноте. Обувь, о которой я рассказала, очень дорога. Однако дешевая обувь не отвечает необходимым требованиям, и именно обувь должна быть самой важной статьей расходов на ребенка. Когда малыш подрастет, предоставьте ему, естественно, в разумных пределах, свободу выбора – он может сам выбрать фасон и цвет одежды и обуви. Любому ребенку приятно, когда его считают красивым и хорошо одетым, поэтому пусть он следит за своей внешностью и гордится своей одеждой.

Назад Оглавление Далее