aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Обретать знания

Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни... Известные строки из пушкинского Бориса Годунова очень значимы для тех, кому опыты быстротекущей жизни в достаточной мере просто недоступны. Учение, овладение знаниями расширяет наш мир, делает его богаче и многокрасочнее. Учение ставит нас в равное положение с теми, кому в силу их полной физической состоятельности эти самые опыты доступны без исключений и тягостных отказов.
Учение помогает нам обрести профессию, а со свидетельством или дипломом об образовании мы становимся конкурентоспособнее на рынке труда.
Так что учись, мой сын, учись, Несмотря ни на что, учись, пока молодой. Эка, вспомнился невольно припев попсовенькой песенки Танцуй, пока молодой!. Ну, это уж кому что выпало. Во всяком случае, пока один молодой пляшет, другой молодой может сильно обставить его по части духовной, научной, образовательной. И цена этим молодым будет разная.

* * *

Я инвалид с детства, дэцэпэшник. Учусь на бухгалтера в Кунгурском техникуме-интернате. Уже освоил компьютер. Но я поступал сюда потому только, что оказалось ближе всего к. дому. Если бы я знал, что есть другие училища, то мог бы еще подумать и. повыбирать.
Игорь К.,
г. Кунгур Пермской области

Чтобы у таких, как Игорь, был выбор, публикуем список учебных заведений для инвалидов (см. с. 208-221).
Иметь выбор - один из признаков достойной человеческой жизни. Наш выбор в этом мире и так достаточно усечен и ограничен: этого не моги, а того я и сам не могу. Вот почему необходимо владеть полной информацией об этом и без того не полном круге возможностей.
Однако прежде - о самом праве инвалида на образование. Это право четко обозначено в Федеральном законе от 10.07.92 г. №3266-1 Об образовании (редакция от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ), где сказано:
ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом;
инвалиды имеют право выбора образовательного учреждения и поступления в него.
Эти же положения прописаны в основном документе, защищающем инвалидов.

Слово - Закону:

Статья 19. Образование инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях, и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской федерации.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
Как следует из этой статьи, государство должно обеспечить человеку с ограниченными физическими возможностями получение общего образования, а затем - в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации (ИПР) - профессионального образования, начального, среднего или высшего.

Какие формы обучения инвалидов существуют в России?

Форма обучения, а также переобучения и переквалификации, бывает очная, заочная, очно-заочная, по индивидуальной программе.
Для большинства инвалидов наиболее удобна очно-заочная форма. Это связано с тем, что одни прикованы к месту своего жительства, они, так сказать, невыездные, другие вынуждены периодически проходить курс профилактического обследования и лечения.

Итак. где и по каким специальностям может получить инвалид среднее профессиональное образование?

Армавирское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, закройщик, обувщик (широкого профиля), вышивальщица. 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, 55, тел. 5-43-28.
Архангельское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, переплетчик. 163015, г. Архангельск, ул. Дачная, 57, тел. 41-25-79.
Ессентукское профессионально-техническое училище-интернат
Слесарь-ремонтник бытовых машин и приборов, слесарь-ремонтник электрических машин, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, портной, изготовитель художественных изделий из дерева. 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 10, тел. 6-11-86.
Ивановский радиотехнический техникум-интернат
Радиосвязь, радиовещание, телевидение. 153043, г. Иваново, ул. Музыкальная, 4, тел. 37-01-18.
Иркутское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, обувщик, художник по дереву, пользователь ЭВМ. 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 1, тел. 27-30-16.
Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
Обувщик (широкого профиля), портной, изготовитель художественных изделий из лозы, вязальщица, художественная роспись по дереву. 248011, г. Калуга, ул. Тарутинская, 171а, тел. 2-23-39.
Калачевский техникум-интернат бухгалтеров
Экономика, бухгалтерский учет и контроль, банковское дело, портной легкой женской и детской одежды. 404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2, тел. 3-11 -10, 3-34-01.
Камышловское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, обувщик. 623530, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Урицкого, 13, тел. 2-46-32.
Кинешемский технологический техникум-интернат
Производство изделий из кожи. 155400, Ивановская обл., г. Кинеш-ма, ул. Юрьевецкая, 46, тел. 5-33-12.
Кунгурский техникум-интернат
Экономика, бухгалтерский учет и контроль. 617401, Пермская обл., г. Кунгур, п/о Садоягодное, тел. 3-50-87.
Курское профессиональное училище-интернат
Портной, швея, обувщик (широкого профиля). 305000, г. Курск, ул. Дзержинского, 17, тел. 2-50-08.
Михайловский экономический колледж-интернат бухгалтеров
Экономика, бухгалтерский учет и контроль, менеджмент, программное обеспечение вычислительных машин и АС. 391710, Рязанская обл., г. Михайлов, ул. Новая, 6, тел. 2-15-62.
Мокшанское профессионально-техническое училище-интернат
Часовщик-ремонтник, радиомеханик, изготовитель художественных изделий из металла, художник. 442370, Пензенская обл., пос. Мокшан, ул. Милосердия, тел 2-16-71.
Новокузнецкое профессионально-техническое училище-интернат
Менеджмент, автоматизированные системы обработки информации и управления, слесарь-инструментальщик, художник по дереву, часовщик и агент по рекламе. 654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9, тел. 37-96-14, 37-68-14.
Новочеркасский технологический техникум-интернат
Швейное производство, производство изделий из кожи. 346430, г. Новочеркасск, пр. Платова, 116, тел. 2-31-72.
Оренбургский техникум-интернат
Экономика, бухгалтерский учет и контроль. 460021, г. Оренбург, пр. Гагарина, 9, тел. 33-13-58.
Пермское профессиональное училище для инвалидов № 25
Бухгалтер с обучением работе на персональном компьютере, оператор ЭВМ с навыками делопроизводителя, портной, электромонтер по ремонту бытовой техники. 614032, г. Пермь, Кировский р-н, ул. Сысольская, 12,тел.55-36-87,55-33-36.
Реабилитационный центр для инвалидов (техникум)
Экономика, архивоведение, делопроизводство, дизайн, прикладное искусство, народные промыслы, издательское дело. 127572, г. Москва, ул. Абрамцевская, 35, тел. 400-10-10, 400-00-74.
Реабилитационный центр для инвалидов (училище)
Озеленение, цветоводство, декоративное садоводство. 127572, г. Москва, ул. Абрамцевская, 35, тел. 400-00-47, 909-44-92.
Санкт-Петербургский учебный комплекс для инвалидов
Портной мужской верхней одежды, портной легкой женской одежды, закройщик, швея, обувщик по ремонту, вышивальщица, переплетчик, изготовитель художественных изделий из лозы, машинистка, оператор ЭВМ, технолог, бухгалтер. 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 20, тел. 166-28-77.
Сарапульский учебный комплекс для инвалидов
Радиомеханик по обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, портной, бухгалтерский учет и контроль. 427900, г. Сарапул, ул. Зайцева, 13, тел.: 2-45-76.
Саратовское профессионально-техническое училище-интернат для инвалидов
Обувщик по индивидуальному пошиву обуви, швея, радиомеханик по ремонту и обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры. 410053, г. Саратов, ул. им. Героя Советского Союза Клочкова, 82, тел. 52-60-69.
Сергиево-Посадское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, оператор ЭВМ (3 года), оператор ЭВМ (2 года), оператор ЭВМ-программист (4 года). 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад 12, пос. им. Каляева, тел. 4-58-97.
Советское профессиональное училище-интернат
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры и вычислительной техники. 238700, Калининградская обл., г. Советск, ул. Кировоградская, 6, тел. 7-69-45.
Старорусский муниципальный социальный колледж
Экономика, бухгалтерский учет и контроль, портной, моделирование и конструирование одежды. 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Володарского, 34, тел. 3-28-95.
Тульское профессионально-техническое училище № 1
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту аппаратуры, слесарь-ремонтник швейного производства, портной. 300044, г. Тула, ул. Заварная, 11, тел. 77-00-80.
Челябинское профессионально-техническое училище-интернат № 1
Обувщик по индивидуальному пошиву, обувщик по ремонту, сборщик обуви, закройщик, портной, закройщик женского и летнего платья, швея, слесарь-ремонтник. 454047, г. Челябинск, ул. Лазурная, 14, тел. 29-84-39.
Ухоловское профессионально-техническое училище-интернат
Портной, закройщик, слесарь-ремонтник (швейное производство). 391920, Рязанская обл., раб. пос. Ухолово, ул. Революции, 93, тел. 5-17-90.
Якутское профессионально-техническое училище-интернат № 29
Вязальщик верхнего трикотажа, модистка головных уборов, обувщик по пошиву обуви, портной, изготовитель художественных изделий из кожи и меха, скорняк, бухгалтер, пекарь, бизнес-группа. 677017, г. Якутск, Сер-геляхское шоссе, 40.

Какие высшие учебные заведения принимают на учебу инвалидов?

Владимирский государственный технический университет
Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии. Принимаются инвалиды по слуху. 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87.
Государственный специализированный институт искусств
Обучает одаренных людей с физическими и сенсорными нарушениями на театральном, музыкальном факультетах и факультете изобразительных искусств. 121151, г. Москва, Резервный проезд, 10/12, тел. 249-06-93, факс 249-33-80.
Заочный народный университет искусств
Индивидуальное обучение на факультетах: театральном, музыкальном, изобразительных искусств, кинофотоискусства. 101026, г. Москва, Армянский пер., 13, тел. 923-16-22.
Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Обучает по специальностям: редакционно-издательское дело, иностранные языки, экономика, прикладная математика, правоведение. 107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49, тел. 160-16-80, 160-92-00, 160-29-64.
Московский областной государственный институт физической культуры
Заочное отделение. Принимаются инвалиды с нарушением речи и слуха, ДЦП, поражением опорно-двигательного аппарата. 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33, кафедра физкуль-турно-оздоровительной работы, тел. 558-79-69.
Московский государственный технический университет им. н. баумана
Факультеты: программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии, автоматизированные системы обработки информации и управления. Принимаются инвалиды по слуху. 107005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, факс 263-66-68, тел. 263-66-57, 263-63-69.
Новосибирский институт социальной реабилитации
Факультет экономический (очно-заочный). Принимаются инвалиды по слуху. 630003, г. Новосибирск, ул. Саратовская, 24а.
Российская академия предпринимательства
Курсы брокеров (двухнедельные). Принимаются инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями. 129272, г. Москва, ул. Трифоновская, 57.
Семинария церкви адвентистов седьмого дня
Факультеты: богословский (заочный), сельскохозяйственный. Принимаются инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями. 301000, Тульская обл., пос. Заокский, ул. Руднева, 43а.

Тот, кто верит в свои силы, обладает стремлением и волей, может смело поступать в массовые средние и высшие учебные заведения.
Среди инвалидов таких немало, и только они знают, каково это им далось - получить среднее или высшее образование без скидок на инвалидность. Многие вспоминают о том, как пришлось дойти (часто в переносном смысле, а не в буквальном - ногами) до ректора вуза, чтобы добиться разрешения поступать на выбранную специальность, хотя, казалось бы, и Закон Об образовании есть, и Закон О социальной защите инвалидов в РФ...
Эти люди с благодарностью отдают должное всем, кто поддерживал их на трудном пути. Преподаватели, ни на йоту не снижая требований, шли навстречу и могли изменить порядок зачета или принять его на дому. Им доставляло профессиональное удовольствие общаться со студентом упорным, любознательным, горячо заинтересованным в знаниях, которые ему давали. Друзья с простецкой готовностью помогали решать многие проблемы вузовского бытия, не приспособленного (как все вокруг) для инвалида: возили по аудиториям и вздымали по лестницам, приносили булочки из буфета и пальто из раздевалки. И списывали конспекты лекций, которые проспали-прогуляли. А главное — были рядом, были наравне.
И родители, особая статья...
Когда у нас с родителями, заходит разговор о том, как. им тяжело со мной, в частности с моей учебой, они всегда сходятся на том, что намного легче потаскать меня в школу (в университет), чем оставить без дела. Себе дороже, - резонно подытоживает мама, - с некоторой долей иронии пишет инвалид с детства Анатолий Касьянов и серьезно добавляет: - Спасибо им, моим многотерпеливым близким.
Нет, и при такой поддержке очень многие проблемы инвалида оставались только его проблемами, а нередко даже усугублялись несовпадением желания быть, как все, и того, что возможности-то не таковы, как у всех.
Но тем дороже была победа. И тем увереннее можно было карабкаться в гору дальше. Пусть и на коляске.
Глядя на таких людей, будем дерзать. У нас есть на то право.

Это право подтвердил еще один государственный документ - письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 25.03.99 г. № 27/502-6. Вот его основные положения:
- обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения;
- наиболее оптимальная форма обучения инвалидов -очно-заочная;
- сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учетом их индивидуальных особенностей;
- на вступительных экзаменах для инвалидов предусматривается дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов;
- инвалиды 1 и II групп при поступлении в средние или высшие профессиональные государственные или муниципальные учреждения, успешно сдав вступительные экзамены, имеют право быть зачисленными вне конкурса, если обучение в этом образовательном учреждении им не противопоказано медико-социальной экспертизой.
Наверное, любой из инвалидов, которые учились в вузе, вспомнит, как не раз и не два, не только люди толстокожие, но и чуткие близкие говорили им:
- Зачем тебе эти муки? На что он сдался, этот диплом? И куда ты с ним потом? Где работать-то? Подумаешь, орден за терпение и труды...
Но разве только муки? А восторг погружения в бездны мировой культуры, а ни с чем не сравнимое удовольствие слушать умных и интересных преподавателей, общаться с ними, а деятельное желание вызвать их интерес к себе, а общение со сверстниками и радости самой студенческой жизни?.. Да, диплом - награда, дорогая и выстраданная. Но не та, которую надевают по праздникам. С таким орденом все-таки легче найти себе дальнейшее применение.
Образование, высшее или среднее специальное, - наш весомый козырь при устройстве на работу.

* * *

Помимо того, что мы очень далеки от совершенства в физическом плане, мы несовершенны и духовно. И окружающие вовсе не обязаны относиться снисходительно к этому нашему внутреннему несовершенству. Духовное и интеллектуальное самосовершенствование вполне нам посильно. А вместо этого мы выпячиваем свой эгоизм и получаем в ответ соответствующее отношение, которое выражается формулой: А что он может: ведь это же инвалид!
Но вспомним, что даже в советские времена (когда инвалидов у нас якобы не было) Маресьева и Островского превозносили как героев. Как вы думаете - почему? Только ли по причине их фанатичной преданности коммунистическим идеалам? Думаю, что нет. Тут другое. Они осознавали, что только нужные элементы общественного механизма могут жить полной жизнью, а сломавшиеся и не представляющие какой-либо ценности детали подлежат вывозке на свалку. Потому они всемерно старались быть нужными. И что бы ни говорили защитники высокой морали, этот закон продолжает действовать и сейчас, в наш просвещенный век.

Возможно, кто-то в оправдание себе скажет: Чтобы что-то делать, нужно иметь соответствующие функции организма. А если они утеряны навсегда?.. Но пусть эти люди ответят на встречный вопрос: много ли можно сделать, если двигаются только несколько пальцев на руке, а все остальное в теле - неподвижно? А между тем этот человек - крупнейший физик-теоретик современности, который сделал ряд фундаментальных открытий и пользуется заслуженным уважением всего мирового сообщества. Это Стивен Зоукинг (Великобритания). Сейчас у него есть все, о чем только можно мечтать. Но подумайте, сколько нечеловеческих усилий ему понадобилось, чтобы достичь этого!..
Подводя итоги, хочу призвать людей не прощать инвалидам их внутреннее несовершенство. Это гибельно для многих из нас. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
П. И. Калинин,
инвалид. 1 группы

...Инвалидность II группы впервые дали в 1989 году. Ноги еще были на месте. Потом с интервалами два-три года пришлось их обрубать. На 1997 год окончательно без обеих остался...
Реабилитация у меня началась с того, что попьянствовал, погоревал. Надеяться не на кого. Помереть в соплях - самолюбие не позволяет. Занялся деревом. Станок сделал себе. Сам научился работать.
До травмы, я работал на стройке мастером, рабочим. Имею среднетехническое образование, владею профессиями каменщика, бетонщика, электрика, водителя.
После травмы сначала работал на дому. Выпиливал лобзиком по заказам, делал клетки для птиц. В кладовке оборудовал мастерскую. С 1995 года на общественной работе — полтора года председатель районного общества инвалидов, затем в правлении. Работал в автосервисе кассиром.
С 1998 года участвую в Школьном проекте, преподаю в школах уроки доброты. Комитет соцзащиты. предложил выучиться на психолога...
Устраиваясь на работу, зашел в кабинет начальника, когда ее не было на месте. Не поняв, что я инвалид, - сама приветливость. Подписано заявление. Я встаю. Видит мою походку. И - о ужас! Нет, нет, нам не нужны пока работники!..
Странный вопрос вы задаете: хотел ли бы я иметь работу? Хотел бы, да еще как! Не для заработка, хотя и это не последнее дело, а для общения с людьми. По приговору комиссии, у меня фигурирует запись неработоспособен. Неработоспособен - для меня приговор как лишнему человеку в обществе... Я против того, чтобы делать запись о работоспособности инвалида. Это мое право -решать, могу я работать или нет!

Из ответов на анкету газеты, Здравствуй!

Назад Оглавление Далее