aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

3.2 Выступления участников международной Конференции "Разработка стратегии, нацеленной на устранение барьеров, препятствующих интеграции инвалидов в общество стран СНГ", октябрь 1998

Дэвид Гиббс:

Разработка стратегий по устранению барьеров, наставничество и групповая поддержка

Я хотел бы продолжить обсуждение вопросов, представленных в выступлении по социальной модели, и поделиться опытом применения социальных моделей на практике. Я немного расскажу об опыте одной из организаций - Дербиширского Центра интегрированной жизни (это организация, расположенная в одном из административных районов Англии с населением 900.000 человек). Это всего лишь один из примеров того, чего можно добиться, если люди с инвалидностью объединятся с целью взаимной поддержки, для определения барьеров в своих сообществах и для нахождения необходимых ресурсов и возможностей для устранения барьеров.

Сначала я должен сказать, что не существует теории или готовой формулы, которые позволили бы "экспортировать" этот опыт - даже в другую часть Англии, не говоря уже о другой стране. Я убежден, что социальная модель полезна в любой стране мира, но она не является догмой (как, например, экономика свободного рынка). Это только модель, что-то вроде инструмента, и существует только для выполнения необходимой работы. Но существуют много путей использования социальных моделей. Некоторые из них, которые оказались полезными для нас, могут быть полезными и здесь. И именно люди с инвалидностью должны решать это.

Использование социальной модели начинается с групповой поддержки. Несколько инвалидов в Англии начали переписываться и перезваниваться где-то в 60-х годах, чтобы обсудить свой опыт друг с другом. Они пришли к новому пониманию инвалидности, которое мы сейчас называем социальной моделью. Позже, начиная с 1981 года, эти люди стали организовывать Коалиции, где люди с различными видами нарушений могли прийти к решению, как бороться с теми барьерами, с которыми они сталкивались в своих сообществах.

Разные барьеры - различные подходы к их устранению. Одним из препятствий был доступ к информации. В Англии существует много социальных служб, однако они слишком бюрократичны. Чтобы получить помощь, необходимо пройти огромное число инстанций. Многие люди просто не знали, к кому обращаться, если требуется помощь в области жилья, приспособлений, помощи на дому и т.д. Люди с инвалидностью начали обмениваться опытом и предоставлять практические рекомендации друг другу через организацию местных справочных служб по телефону. Первая из таких линий была организована в моем городе - Дербишире, а через четыре года таких линий было уже около 80 в различных частях страны.

Другие барьеры были связаны с самой бюрократией. Недостаточно было просто получить информацию об использовании системы социальной защиты; люди с инвалидностью хотели ее изменить. Наша Коалиция провела встречи с руководством города, и администрация согласилась на экспериментальный проект, в рамках которого люди с инвалидностью и администрация будут сотрудничать. После четырех лет подобных переговоров в 1985 году был открыт наш Центр интегрированной жизни. В нем работали как инвалиды, так и не-инвалиды, и их задачей было определить, какой вид поддержки хотят получить сами инвалиды и в чем заключаются препятствия к получению подобной поддержки. А затем применялась социальная модель для преодоления этих барьеров.

Иногда появлялись возможности работать в тесном сотрудничестве с государственными органами в рамках небольших проектов, например, по проекту, направленному на упрощение путей поставки некоторых видов оборудования. В других ситуациях начальство отклоняло наши предложения, например, проект по организации системы оказания помощи на дому. В этом случае пришлось ждать изменений политического плана на национальном уровне, прежде чем появилась возможность воплотить наши идеи. Другой способ, которым мы стараемся привнести изменения, это через обучение - как для повышения уверенности в себе (для людей с инвалидностью), так и для того, чтобы влиять руководителей государственных служб. Мы также проводим местные мероприятия, например, такие сравнительно небольшие конференции, как эта, где люди с инвалидностью могут развить свои идеи и представить их социальным службам. Может потребоваться достаточно долгое время, чтобы добиться перемен этими методами. Один час обучения о равенстве инвалидов и не-инвалидов по сравнению с двумя годами профессионального обучения - это всего лишь небольшое воздействие социальной модели.

Иногда никто и не выслушивает наши предложения. К примеру, если применить социальные модели к транспорту, это будет означать, что барьеры при использовании поездов, автобусов и такси должны быть устранены. В прошлом руководство транспортными службами сообщало, что подобное непрактично. Люди с инвалидностью не должны рассчитывать на использование того же транспорта, что и все остальные, поэтому у них должен быть отдельный специальный транспорт. В некоторых местах инвалиды проводили практические демонстрации социальных барьеров, блокируя дороги в городских центрах, и никакой транспорт не мог проехать. Мы достаточно поздно стали это делать в Англии - говорят, что мы были слишком вежливы. Мы должны были научиться подобному прямому действию у Америки, но теперь и у нас есть очень сильные активисты, и поэтому политика по транспорту хоть медленно, но меняется.

Я попробовал проиллюстрировать широкий спектр путей, как можно практически применить социальную модель, когда люди с инвалидностью объединяются и поддерживают друг друга. Но остается неотвеченным один важный вопрос: будут ли сами руководители государственных служб использовать социальные модели? На данный момент в нашей стране все практическое воплощение зависит от наличия сильных организаций людей с инвалидностью. Имеются солидные причины, по которым государственные руководители сопротивляются подобным изменениям - очень долгая история сегрегации в государственных учреждениях; традиция упорного попечительства в службах социального обеспечения; а также сама суть их профессиональной подготовки. Поэтому судить об изменениях надо не по словам, а по реальным действиям руководителей государственных служб.

Во-первых, мы достигли того уровня в нашей организации, когда мы можем присвоить определенный статус самой групповой поддержке. Одна из целей проекта, финансируемого нашей Национальной Лотереей, - разработать систему квалификаций с установленными учебными стандартами, по которой будет оцениваться поддержка, которую один человек с инвалидностью предоставляет другому для достижения целей независимой жизни. Если эти планы воплотятся, то откроются пути для других способов устранения барьеров, например, для оценки ситуации с обеспечением физического доступа для инвалидов в сообщество.

Такие виды задач могут появиться и в политических решениях, вырабатываемых на национальном и международном уровнях. Например, Европейская Комиссия проводит политику развития так называемой "социальной экономики". Это означает, что восстановление сообществ, где наблюдается спад промышленности, требует новые виды навыков или сочетания навыков, отличные от тех, которые были нужны на имеющихся рабочих местах. Если эти новые задания могут выполняться людьми, которые потеряли возможность зарабатывать средства к жизни привычным путем из-за социальных перемен, то, в равной степени, другие задания могут выполняться и людьми с инвалидностью, у которых никогда не было возможности зарабатывать на жизнь. В Англии достаточно медленно ведется воплощение европейских идей, но уже начинается проведение некоторых проектов по развитию "социальной экономики", и некоторые из них включают в себя возможности для людей с инвалидностью.

Новая правительственная стратегия в Англии, называемая "Новое Предложение", предоставляет дополнительную помощь людям, которые были без работы в течение долгого времени. Часто эта помощь выражается в предоставлении личного консультанта. В рамках некоторых "пилотных" проектов, направленных на включение людей с инвалидностью в "Новое Предложение", личные консультанты не являются официальными лицами, а наставниками, которые сами инвалиды. В этих проектах частично используются социальные модели. В какой-то степени все равно в них присутствуют барьеры из-за того, что старое отношение к инвалидности все-таки полностью не искоренено. Есть вероятность того, что новые виды работ в области социальной экономики могут стать сегрегированными. И они могут не оказать влияния на старые виды работ, где официальные лица и профессиональные работники все еще считают, что они сами должны принимать решения за людей с инвалидностью.

Я описал несколько частей медленного процесса перемен, с помощью которых инвалиды стараются добиться большего доступа в жизнь сообщества, где живу и я. На этой конференции еще многое будет сказано о процессе перемен. Если ваш опыт похож на наш, изменения всегда будут казаться слишком медленными. Однако, в равной степени важно, чтобы было постоянное развитие этих изменений, чтобы они не скатывались обратно. Я убежден, что групповая поддержка - т.е. поддержка друг друга в применении нашего социального понимания инвалидности - наилучшее средство, которое нам поможет продвигаться в нужном направлении.

Спасибо за внимание. Мне очень приятно, что предоставилась такая возможность участвовать в этой конференции.

Д-р Билл Альберт:

Выступление по Социальной модели (подходу) к инвалидности.

Социальная модель и устранение барьеров к участиюв жизни общества.

(Социальная модель была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Поэтому, она в основном была направлена на определение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ.)

"Ничего для нас без нашего участия". Социальная модель и деятельность в обществе.

а. Развитие социальной модели среди людей с инвалидностью.

1) Почему важно, чтобы люди с инвалидностью в качестве первого шага полностью восприняли бы эту модель?

(Существует ряд доводов, которые можно привести по этому поводу. Во-первых, инвалиды должны создать что-то вроде плана своего освобождения. Если мы сами не отойдем от медицинской модели, то мы будем только усугублять свое угнетение, принимая традиционное отношение к инвалидности. Мы не говорим о том, что мы преуменьшаем важность медицинского лечения, просто мы выступаем против "замедицинивания" наших жизней.

Медицинская и связанные с ней административные и благотворительные модели неверны, так как они не могут определить причин нашей изоляции, даже такие внутренние факторы, как ненависть к себе, которая изолирует нас от самих себя. В то время, как социальная модель может быть достаточно незрелой в формальном смысле - т.е. она не охватывает все, что касается инвалидности, и ни одна модель не может все охватить, - она прекрасно помогает работать с теми факторами, которые являются причиной социальной отделенности людей с инвалидностью.

Мы являемся экспертами о самих себе и мы должны громко и четко об этом заявить. С помощью этого мы начинаем работать над своим освобождением. Именно поэтому DPI (Международная Организация Инвалидов) в этом году назвала международный конгресс "Ничего для нас без нашего участия".)

2) Что можно сделать, чтобы люди с инвалидностью приняли социальную модель

(Единственное, как мы можем сделать социальную модель действующей, так это через действие. Какие требуются действия - определяется самими инвалидами для их конкретной социально-культуральной ситуации. Очень важно подчеркнуть, что каждое общество исключает инвалидов из общественной жизни или привлекает их к ней по-разному. Поэтому важно определить формы исключения, которые часто не лежат на поверхности.)

б. Социальная модель и общество

1) Почему важно образовывать общество о социальной модели

2) Как образовывать общество

Д-р Билл Альберт: Британское Движение Инвалидов и Социальная модель инвалидности

Британское Движение Инвалидов

Важно отметить, что когда я говорю о Британском Движении Инвалидов, то я имею в виду организации инвалидов, а не организации для инвалидов. Первые из таких организаций - Британская Ассоциация Глухих и Национальная Лига Слепых - были созданы в 1890-х годах. За это время было организовано множество других местных и национальных групп, из них наиболее влиятельными были организации слепых (Национальная Федерация Слепых была создана в 1947 году), которые преуспели в проведении важного законодательства для слепых еще в 1920 году.

Первый национальный закон, касающийся людей с инвалидностью, был принят в 1944 году и назывался Акт о людях с инвалидностью (Акт о занятости). Он был принят в основном для того, чтобы возвращающиеся с войны могли найти работу. В этом законе вводилась 3%-ная квота на трудоустройство инвалидов в фирмах с численностью персонала более 20 человек, оговаривалась схема регистрации инвалидов, а также отводились отдельные профессиональные области для инвалидов. Однако, не существовало никакой системы обеспечения выполнения этого закона, и поэтому люди с инвалидностью практически не почувствовали его влияние. На данный момент еще слишком рано судить, будет ли недавний (1995 г.) и более полный Акт о Дискриминации инвалидов поворотной точкой для людей с инвалидностью в Великобритании.

Только начиная с 1960-х годов группы инвалидов стали объединяться для проведения массовых кампаний, направленных на требования улучшить условия для всех людей с инвалидностью в Великобритании. Одной из первых была Группа по заработной плате инвалидов (1965 г.). Альянс Инвалидов был сформирован десятью годами позже. Обе эти организации проводили кампании по вопросам социального обеспечения и заработной платы.

В 1981 году была создана организация, существенно отличающаяся от вышеупомянутых, которая направила стратегию движения по новому пути. Это был Британский Совет Организаций Инвалидов (BCODP). Он был организован как часть Международной Организации Инвалидов (DPI). Что примечательно: обе эти группы были созданы в 1981 году, который был Международным Годом Инвалидов.

В своей недавно выпущенной книге "Политика инвалидности. Понимание нашего прошлого и изменение нашего будущего" Джейн Кэмпбелл и Майк Оливер пишут:

"... мы не говорим, что инвалидное движение и Британский Совет Организаций Инвалидов - это одно и то же. Скорее, Британский Совет стал формальной организационной силой по широкому спектру вопросов, включая критику государственной и волонтерской систем социального обеспечения, борьбу за независимую жизнь, кампании против любых видов дискриминации, самопомощь, а также усилия, направленные на изменение негативного образа и стереотипов, с которыми приходится постоянно жить людям с инвалидностью."

Социальная модель инвалидности

Социальная модель инвалидности обеспечивала и продолжает обеспечивать ведущие философские принципы, на которых был основан Британский Совет Организаций Инвалидов. Зарождение этого нового пути понимания инвалидности произошло в результате критики определений инвалидности, которые использовались обществом в целом, а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и такими национальными группами, как Альянс Инвалидов и Группа по заработной плате инвалидов. Эта критика была подробно изложена в Фундаментальных Принципах Инвалидности (1976 г.), которые были опубликованы организацией "Союз людей с физическими нарушениями против сегрегации" (UPIAS). Несмотря на то, что модель существенно развилась с того времени, основные идеи, выраженные в этом документе, остались в центре модели. Основная мысль выражалась следующими словами:

"С нашей точки зрения именно общество делает инвалидами людей с физическими нарушениями. Инвалидность - это то, что было прибавлено к нашим нарушениям путем излишней изоляции и исключения нас из полноценного участия в общественной жизни. Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетаемой частью общества. Чтобы это осознать, необходимо понять различие между физическим нарушением и социальной ситуацией, называемой "инвалидность", людей с подобными нарушениями. Тем самым мы определяем нарушение как отсутствующую частично или полностью конечность, орган или функцию тела, а инвалидность - как частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества, которое полностью или практически полностью не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества. Следовательно, физическая инвалидность является отдельной формой общественного угнетения."

В мои намерения в данный момент не входит подробный анализ Британского Движения Инвалидов или социальной модели инвалидности. Я предпочел бы более широко обозначить то, что стало двумя противоположными моделями инвалидности. Но сначала необходимо вкратце объяснить, почему нам вообще нужны эти модели.

Все мы можем понять столько много вещей в нашей жизни благодаря тому, что мы работаем с многосторонним и сложным набором представлений о значении того, что мы видим или слышим. Большинство из этих представлений, по крайней мере, функционально верны, но многие из них проистекают из ограниченного понимания мира и одновременно служат ограничению нашего понимания этого мира. До Коперника люди считали, что солнце вращается вокруг Земли. Галилей, Ньютон, Фрейд, Эйнштейн - все они поменяли основные представления о природе реальности. К примеру, до Пастера большинство пациентов в больницах, да и другие больные, умирали из-за ложных представлений о причине инфекционных заболеваний.

Культуральные представления, подобные тем, которые были представлены выше, функционируют, как пара "культуральных очков", через которые нам позволено взирать на мир. Естественно, то, как мы разрешаем проблемы, напрямую связано с тем, как мы воспринимаем и осознаем эти проблемы. Поэтому, использование верно подобранных "культуральных очков" чрезвычайно важно. Открытие Пастером связи между бактериями и инфекционными заболеваниями - это именно тот случай. И то же самое касается инвалидности. Если мы видим реальность инвалидности через неверно подобранные "культуральные линзы", то и наши действия будут неправильными.

Что, таким образом, было и для большинства людей остается этими "культуральными очками" для рассмотрения инвалидности? С какими представлениями приходится бороться социальной модели инвалидности?

Медицинская модель

Традиционно, по крайней мере на Западе, на людей с инвалидностью взирали через искажающие "культуральные очки" медицинской модели инвалидности. Через эту модель (или набор представлений) и связанные с ней другие модели (личностная модель, административная модель, благотворительная модель) людей с инвалидностью видели как нечто ненамного большее, чем их нарушения.

На вопрос "Что делает человека инвалидом?" человек, смотрящий на мир через медицинскую модель, ответит:

И через эти линзы, фокус которых наведен на нарушение и неспособность, мы приходим к следующему ряду восприятий:

Понимая, что медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать, становится легче увидеть, почему общество организовало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества. Когда на людей с инвалидностью смотрят через очки медицинской модели, инвалиды просто не являются частью этой жизни общества.

Еще раз о социальной модели

В противоположность медицинской модели, инвалиды и их организации разработали социальную модель, которая, как мы убеждены, более точно рассматривает реальность инвалидности. Через "культуральные очки" этой модели мы видим инвалидность по-другому и с намного более позитивным отношением. Более того, понимание инвалидности с этой стороны помогает нам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или отношенческие барьеры, не позволяющие нам полноценно участвовать в жизни наших сообществ. Короче говоря, этот способ понимания инвалидности является первым шагом к разрешению реальных причин нашего угнетения.

Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, "Что делает человека инвалидом?", человек, видящий мир через "культуральные очки" социальной модели ответит:

С помощью этих примеров мы приходим к пониманию того, что инвалидность - это в основном вопрос, касающийся прав человека.

Сравнение социальной и медицинской моделей

Для того, чтобы увидеть различия между этими двумя моделями и тем, как они влияют на действия в обществе, давайте посмотрим на изображение человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке.

Почему он не может попасть в библиотеку?

Если мы рассмотрим это изображение через очки медицинской модели, то ответом будет "Потому что он на коляске". Проблема заключается в коляске. Суть проблемы - в самом инвалиде, поэтому мы должны "починить" его. Но если мы не можем этого сделать, и мы знаем, что большинство людей с инвалидностью не могут быть "починены"? Ну, тогда он не может попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить.

Однако, если мы посмотрим на это же изображение через дающие нам больше возможностей линзы очков социальной модели, то мы увидим совершенно другую реальность. Теперь мы понимаем, что этот человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек. И это, я должен подчеркнуть, единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, строители, планировщики, которые строили библиотеку, не считали людей с инвалидностью частью "общества". И отношение, восприятие и действия этих специалистов создали окружающую среду, которая делает человека инвалидом. Если бы был построен пандус, то совершенно ясно, что этот человек в данной ситуации не был бы инвалидом, так как он мог бы посещать и покидать библиотеку, как и любой другой человек. Таким образом, использование очков социальной модели дает нам более четкую и точную картину причин инвалидности, а также немедленный ответ на то, как мы можем преодолеть этот инвалидизирующий барьер.

Заключение

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что нас не надо рассматривать, как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для нас функционировать, как другие люди, что делает нас инвалидами? Не наши нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общества. Понимая и объясняя другим суть социальной модели, взирая на мир через эти освободительные очки, мы можем начать избавляться от навязанного нам угнетения и одновременно начать изменять те вещи в обществе, которые делают нас инвалидами.

Медицинская модель гласит, что изменять надо нас самих

Социальная модель гласит, что изменять надо общество и отношение общества

Важно подчеркнуть, что без полного принятия социальной модели инвалидности не было бы Всемирной Программы Действий по Проблемам Людей с Инвалидностью, принятой в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН. Эта программа "...подчеркнула право людей с инвалидностью иметь те же возможности, что и другие граждане, иметь в равной доле право на улучшение условий жизни, что является результатом экономического и социального развития. Также, в этой программе впервые инвалидность была определена как функция взаимоотношения между людьми с инвалидностью и их окружающей средой."

Нам еще придется долго работать, прежде чем мы сможем полностью высвободиться из инвалидизирующего объятия медицинской модели инвалидности и множества ее вариантов. Несмотря на то, что социальная модель существует уже более двадцати лет, и несмотря на то, что без скрытого или явного ее принятия многими правительствами мы не увидели бы за последнее время такого множества различных национальных анти-дискриминационных законов, касающихся инвалидов, все же представления и отношения в обществе меняются очень медленно. Люди с инвалидностью все еще продолжают сталкиваться с дискриминацией, на них все еще взирают как на объекты благотворительности, инвалидам все еще говорят, что мы менее ценны, и люди с инвалидностью продолжают считаться людьми второго или третьего сорта. Если эта ситуация должна измениться, то только сами люди с инвалидностью, работая через свои организации, могут изменить ее. И мы сможем добиться перемен только в том случае, если мы будем видеть и понимать реальность инвалидности не так, как медицинские эксперты, терапевты, благожелатели и большая часть остального общества хотят, чтобы мы понимали, а как социальное угнетение, которой она действительно является. Через освободительный взгляд, который предлагается социальной моделью инвалидности, мы можем определить истинные причины инвалидности. И только тогда мы сможем бросить вызов тем социальным структурам, учреждениям и отношениям, которые делают нас инвалидами.

Назад Оглавление Далее