Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Словарь терминов

абдукция – движение отведения конечности от средней линии тела.

абнормальный – неправильный (о положении тела, движениях и т. д.).

автоматические реакции – двигательные ответы, возникающие непроизвольно, то есть автоматически (см. равновесие, защитные реакции, выпрямительные реакции).

аддукция – движение приведения конечности к средней линии тела.

активности повседневной жизни – действия, которые каждый человек выполняет ежедневно: самообслуживание (например, одевание, раздевание, мытье,еда, пользованием туалетом) и продуктивная деятельность (например,приготовление пищи).

активные движения – целенаправленные произвольные движения, которые выполняются для достижения поставленной цели и выполнения определенной задачи.

асимметричный шейный тонический рефлекс – рефлекторное выпрямление руки и ноги на той стороне тела, к которой повернута голова человека, и сгибание конечностей на противоположной стороне.

асимметрия – состояние, при котором одна половина тела отличается от другой по каким-то признакам.

ассоциативные реакции (синкинезии) – патологические двигательные реакции в виде чрезмерного повышения мышечного тонуса или неконтролируемых движений в других частях тела, которые возникают при попытке выполнить какое-то движение. В русской научной литературе чаще используется термин "синкинезии".

атаксия — состояние, характеризующееся неустойчивостью тела в вертикальном положении, нарушением размеренности, направленности и качества движений (движения некоординированные, походка пошатывающаяся).

атетоз (атетоидный гиперкинез) – один из видов гиперкинеза.Характеризуется медленными непроизвольными "червеобразными" движениями, часто более выраженными в дистальных отделах конечностей.

билатеральный – относящийся к обеим сторонам тела, к способности пересекать конечностями при движении среднюю линию тела и вовлекать обе стороны тела в выполнение какого-то действия. Например, способность удерживать предмет по средней линии тела двумя руками, дотягиваться правой рукой до предмета,который лежит на полу у левой ноги, или просто ходить – это билатеральные навыки.

Бобат-терапия – концепция помощи людям с двигательными нарушениями церебральной природы, сформулированная Карлом и Бертой Бобатами (Bobath) в 40-х годах прошлого столетия. Бобат-терапия относится к нейрофизиологическим или нейроразвивающим подходам в реабилитации (см. нейроразвивающие методики физической терапии) и основана на ограничении патологических образцов позы и движений пациента, а также стимуляции и фасилитации максимально правильных движений и поз.

вальгус (вальгусное положение стопы) – отклонение стопы наружу с опорой преимущественно на внутренний край стопы.

варус (варусное положение стопы) – отклонение стопы вовнутрь с опорой преимущественно на наружный край стопы.

вторичные осложнения – нарушения, не связанные напрямую с повреждением в центральной нервной системе, которые с течением времени могут возникать у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Например, контрактуры,возникающие из-за недостаточности определенных движений; деформации позвоночника или вывих бедра, которые развиваются из-за того, что ребенок подолгу находится в неправильных позах.

вывих бедра – полное смещение (дислокация) головки бедренной кости из вертлужной впадины тазовой кости.

выпрямительные реакции – автоматические реакции, влияющие на поддержание головы в нормальном (по отношению к телу) положении таким образом, что, когда мы двигаемся, голова сохраняет вертикальную ориентацию, а рот расположен горизонтально. Выпрямительные реакции лежат в основе любой двигательной активности человека.

гемиплегия (гемиплегическая форма церебрального паралича) –одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены только на одной стороне тела (например, в правой руке и правой ноге).

гиперкинетическая форма церебрального паралича – одна из форм церебрального паралича, характеризующаяся непредсказуемыми изменениями мышечного тонуса, нарушением постурального контроля, что вызывает непроизвольные и неконтролируемые движения (гиперкинезы). Непроизвольные движения становятся более выраженными при попытке выполнить какое-то движение или при эмоциональном напряжении; в состоянии покоя они выражены минимально.

гипертонус – повышение мышечного тонуса (высокий тонус).

гипотонус – понижение мышечного тонуса (низкий тонус).

двигательные нарушения церебральной природы – нарушения движений,возникающие в результате повреждения головного мозга.

действие силы тяжести (гравитации) – на все части тела человека действует сила тяжести. В обычной жизни мы не замечаем ее действия, но оно влияет на все наши движения с самого рождения, поскольку для того, чтобы выполнить любое движение, приподняв хотя бы одну часть тела от поверхности опоры, нам приходится преодолевать действие силы тяжести.

деформации – состояние, при котором все тело или какая-то его часть фиксированы в абнормальном (неправильном) положении.

диплегия (диплегическая форма церебрального паралича; спастическая диплегия) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения сильнее выражены в нижних конечностях, чем в верхних.

дистальный – наиболее удаленный от тела (применительно к отделам конечностей).

защитные реакции – автоматические реакции, которые обеспечивают защиту тела и головы при внезапной потере равновесия (например, неожиданно падая, мы выставляем вперед руки и опираемся на них – это защитная реакция).

ингибиция – приемы торможения патологических движений, положений тела и рефлексов.

ингибиторные положения тела — такие, при которых не возникают патологические движения и позы. Например, если поддерживать голову ребенка с помощью специальной подушки по средней линии и не допускать поворота головы в сторону, то не будет возникать асимметричный шейный тонический рефлекс, и ребенок сможет сохранять симметричное положение тела. Иногда используется термин "рефлекс-запрещающие положения тела".

индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление,компенсацию нарушенных и утраченных функций (Федеральный Закон РФ "О социальной защите инвалидов в РФ"). По действующему сейчас законодательству ребенок-инвалид обеспечивается специальным оборудованием или вспомогательными приспособлениями только в том случае, если они внесены в ИПР. Обязанность разработать для каждого обратившегося за медико-социальной экспертизой индивидуальную программу реабилитации возложена на службу медико-социальной экспертизы; программа должна быть разработана в месячный срок.

кинестезия (кинестетическая чувствительность) – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела.

ключевые точки – определенные участки на теле человека, воздействуя на которые, можно влиять на постуральный мышечный тонус и движения. По определению Берты Бобат, ключевыми точками называют участки, воздействуя на которые, можно контролировать движение наиболее эффективно. Воздействие на ключевые точки, расположенные проксимально, позволяет ребенку сохранять более правильное положение дистально расположенных частей тела; в этом случае дистально расположенные части тела остаются свободными для движений. Кроме того, воздействие на ключевые точки позволяет не допустить проявления неправильных (патологических) образцов движения.

контрактура – стойкое ограничение подвижности в суставе.

контрлатеральный – относящийся к противоположной стороне тела (обычно о конечностях).

контроль за движением — действующие совместно нейрофизиологические механизмы, позволяющие планировать, выполнять и подстраивать движения в соответствии с задачами, стоящими перед индивидуумом. В общем виде это координация движений, возникающая за счет и рефлекторных, и произвольных компонентов. Контроль за движением состоит из идентификации стимулов,поступающих от рецепторов; программирования движения на основе обработки сенсорной информации за счет механизмов " связи вперед"; соответствующего двигательного ответа, который зависит от оценки стимулов и предшествующего двигательного и сенсорного опыта; анализа результатов движения с помощью механизмов обратной связи.

контроль за положением головы – способность анализировать и произвольно изменять положение головы в пространстве.

контроль за позой (положением тела в пространстве) способность анализировать и произвольно изменять положение частей тела в пространстве.

координация движений – способность выполнять движения согласованно, с правильным чередованием образцов движения в различных частях тела (например,координация движений при ходьбе характеризуется попеременными повторяющимися движениями ног и рук).

глазодвигательная координация (координация глаз–рука) –способность координировать зрение и движение руки по направлению к предмету.

координация рука–рот — способность координировать движение руки по направлению ко рту.

крупная моторика – спонтанная двигательная активность, в которой участвует все тело человека.

междисциплинарная команда – группа специалистов различных специальностей (врачей, физических терапевтов, педагогов, психологов и др.),работающих вместе и оказывающих помощь конкретному ребенку и его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях, решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.

мелкая (тонкая) моторика – движения в основном рук и пальцев. Сюда входят: движения, выполняемые, когда предмет захватывают рукой и выпускают; движения пальцами; рисование и письмо.

меняющийся мышечный тонус – сочетание высокого и низкого мышечного тонуса. Мышечный тонус постоянно изменяется от более высокого к более низкому.

множественные нарушения — наличие у ребенка одновременно нескольких видов нарушений развития (например, сочетание двигательных нарушений с нарушениями зрения и слуха или тяжелые двигательные нарушения и нарушение интеллекта).

мышечный тонус – определенное напряжение в мышцах в состоянии покоя и во время движения; в обычных условиях регулируется без участия сознания. В норме (нормальный тонус) это напряжение, достаточное, чтобы противодействовать действию силы тяжести (например, сохранять вертикальное положение тела), но оно не настолько сильное, чтобы препятствовать движениям.

наклон таза (поворот таза) – положение таза относительно поясничного отдела позвоночника. Положение таза – определяющее звено в сохранении правильной позы сидя и стоя. Если таз наклонен (повернут) назад, т.е. крестец наклонен дорзально, то поясничный лордоз сглаживается или полностью исчезает. При наклоне (повороте) таза вперед поясничный лордоз усиливается. При отсутствии наклона вперед или назад говорят о нейтральном положении таза.

нейроразвивающие методики физической терапии – подходы к помощи людям с двигательными нарушениями церебральной природы, базирующиеся на представлении о том, каким образом центральная нервная система управляет функциональными движениями (а не сокращениями отдельных мышц). Самый известный и распространенный нейрофизиологический подход – концепция Бобат.

непроизвольные движения – движения, не контролирующиеся человеком.

образ тела – восприятие частей своего тела; играет значительную роль в развитии движения и восприятия (перцепции).

образец (паттерн) движения – любое движение, вне зависимости от того,нормальное оно или абнормальное (патологическое), имеет собственный "рисунок" –мышцы сокращаются и расслабляются, те или иные части тела двигаются определенным образом. Большинство людей используют сходные образцы движений(например, мы садимся из положения лежа, опираясь на руку сбоку).

осознание тела – знание "схемы" собственного тела (того, из каких частей оно состоит и как эти части соотносятся друг с другом).

пассивные движения – движения, когда взрослый "действует" какой-либо частью тела ребенка (например, сгибает ему руку), при этом сам ребенок никакого участия в движении тела не принимает.

патологический – "ненормальный" (абнормальный).

побуждение к действию – обеспечение мотивации, желания выполнить какое-то действие (например, для того, чтобы ребенок потянулся за игрушкой, она должна быть достаточно привлекательной для него, чтобы он захотел выполнить это движение).

подвывих бедра – частичное смещение (дислокация) головки бедренной кости в пределах вертлужной впадины тазовой кости.

подошвенное сгибание – движение стопы в голеностопном суставе от туловища ("от себя"), при котором носок оттягивается книзу.

поза – положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела. Любое движение начинается из какой-то позы и заканчивается в какой-то позе.

позиционирование — воздействие, основанное на помещении пациента в правильные позы.

понятие пространства – восприятие собственного тела как точки отсчета в пространстве для анализа взаиморасположения предметов: вверху–внизу, над–под,впереди–сзади.

постуральная стабильность (стабильность положения тела) –антигравитационный механизм, необходимый для контролируемого,скоординированного и плавного изменения положения тела в пространстве.

постуральный тонус – мышечный тонус, необходимый для сохранения положения тела в пространстве и не препятствующий движению; некоторое напряжение мышц в определенный момент времени, постоянно изменяющееся в ответ на движения или изменение позы.

произвольные движения – движения, обусловленные определенными намерениями и связанные с концентрацией внимания.

проксимальный – наиболее близкий к средней линии тела (применительно к отделам конечностей).

пронация – поворот руки в локтевом суставе внутрь, ладонью вниз.

проприоцепция (проприоцептивная чувствительность) – способность воспринимать и анализировать информацию о положении тела в пространстве и движениях, поступающую от мышц, суставов и вестибулярного аппарата.

процессы распознавания – процесс организации и интерпретации сенсорных стимулов (звуков, тактильных и вестибулярных раздражителей,кинестетических сигналов и т.п.), как поступающих извне, так и "внутренних",поступающих от частей тела, мышц, внутренних органов.

равновесие (баланс) – состояние устойчивости.

ретракция – смещение какой-то части тела по направлению назад.

рефлексы – двигательные реакции и положения тела, являющиеся ответом на какой-то определенный раздражитель и не контролирующиеся ребенком.

рефлексы орального автоматизма — рефлекторные движения, возникающие в челюстно-лицевой области в ответ на определенные сенсорные раздражители(например, хоботковый и поисковый рефлексы).

ригидность – один из видов повышения мышечного тонуса, при котором тело сковано, поза жестко фиксирована и существует значительное сопротивление пассивным движениям.

ротация – движение поворота одной части тела относительно другой(например, ротация туловища – поворот плечевого пояса относительно тазового;внутренняя ротация в тазобедренном суставе – поворот бедра внутрь).

ручное обращение с пациентом — все виды прикосновений к телу пациента с терапевтической целью. Разработано множество приемов, которые позволяют использовать давление на определенные части тела или перемещение частей тела ребенка для того, чтобы вызвать у него возникновение правильных поз и движений.

селективные движения – движения, возникающие избирательно только в тех частях тела, которые необходимы для выполнения данного целенаправленного движения.

сенсомоторная интеграция – при любом движении в мозг поступают различные сенсорные сигналы, возникающие во время этого движения. Например, во время движения изменяется "картинка" перед глазами, возникают определенные тактильные и вестибулярные ощущения. Все эти стимулы обрабатываются мозгом, и информация используется для того, чтобы при необходимости изменить силу,скорость или частоту движений – "подстроить" движение под конкретные обстоятельства.

сенсомоторная обратная связь и "связь вперед" — поза и движения человека управляются с помощью механизмов двигательного планирования(программирования) и механизмов сенсорной обратной связи. Начиная любое движение, мы имеем в центральной нервной системе "картину" тех сенсорных импульсов,которые будут поступать в мозг с началом движения, т. е. существует "связь вперед" – сенсорная картина будущего движения. Кроме того, ни одно нормальное произвольное движение не возможно без постоянной "подстройки" за счет обработки сенсорной информации по ходу совершаемого движения (обратная связь). С точки зрения механизмов контроля за движением любое нормальное движение является программируемым и подстраиваемым.

сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

содружественные (реципрокные) движения – попеременные чередующиеся движения в разных группах мышц и разных частях тела (например, при сгибании руки в локтевом суставе напряжение мышц сгибателей происходит при содружественном расслаблении мышц разгибателей, а при ходьбе движения ног сочетаются с движениями рук).

спастичность – один из видов повышенного мышечного тонуса, при котором тонус повышается в ответ на быстрое растяжение мышцы. Спастичность –результат повышенного рефлекса на растяжение мышц и один из компонентов синдрома поражения верхнего мотонейрона.

средняя линия тела – абстрактная ось симметрии между правой и левой половинами тела, относительно которой происходит выравнивание позы и распределение веса.

стимуляция – специальные приемы, при которых автоматическое движение вызывается некоторой манипуляцией (например, определенным прикосновением или удержанием ребенка в определенной позе), в отличие от движения, которое выполняется ребенком самостоятельно или в ответ на просьбу.

супинация – поворот руки в локтевом суставе наружу (ладонью вверх).

тетрапарез (спастический тетрапарез) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены во всех четырех конечностях. В отечественной научной литературе также используются термины "двойная гемиплегия" и, значительно реже, "спастическая тетраплегия".

тонические рефлексы — рефлекторные двигательные реакции, возникающие при изменении положения тела; выражаются в перераспределении мышечного тонуса и определенных позах, таких, например, как "поза фехтовальщика" при асимметричном шейном тоническом рефлексе.

тонкая моторикасм. Мелкая моторика.

унилатеральный – относящийся к одной половине тела.

фасилитация — приемы усиления правильных движений и поз. В отличие от стимуляции при фасилитации физический терапевт усиливает правильное движение,инициированное самим ребенком.

физическая терапия — медицинская специальность, в которой применяются физические (естественные или природные) методы воздействия на пациента, основанные на движении, мануальной терапии, массаже, рефлексотерапии, действии тепла,света, высоких частот, ультразвука и воды.

физический терапевт – специалист с высшим медицинским образованием,специализирующийся в области физической терапии. Физические терапевты помогают пациентам в максимально возможной степени развивать, поддерживать и восстанавливать двигательные и функциональные возможности.

флексия – движение сгибания.

хореоформный гиперкинез – один из видов гиперкинеза,характеризующийся беспорядочными быстрыми непроизвольными порывистыми движениями, часто выраженными в проксимальных (ближайших к средней линии тела)отделах конечностей (ребенок разбрасывает руки, роняет предметы, которые держит в руках).

целенаправленная активность – программа определенных действий,направленная на достижение конкретной цели.

церебральный паралич – зонтичный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно или в первые два года жизни); нарушение движений и способности сохранять положение тела в пространстве, которое возникает в результате непрогрессирующего поражения мозга.

экстензия – движение разгибания.

эрготерапия (Occupational Therapy) – медицинская специальность, основанная на том, что целенаправленная, имеющая для человека смысл деятельность помогает улучшить его двигательные, эмоциональные,когнитивные и психические функциональные возможности.

эрготерапевт – специалист с высшим медицинским образованием,специализирующийся в области эрготерапии. Эрготерапевты помогают в максимально возможной степени восстановить способности человека к независимой жизни.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы