aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Вспомогательные приспособления для транспортировки детей Детская прогулочная коляска Reha

Если ребенок с церебральным параличом еще не может самостоятельно поддерживать положение сидя, то при прогулках в коляске ему потребуются индивидуально подобранная поддержка и, при необходимости, средства, корригирующие неправильные позы и движения. Рекомендуем использовать детскую прогулочную коляску Reha, адаптировав ее к потребностям ребенка. В коляске регулируются:– спинка (можно откинуть назад, есть возможность фиксации);– размеры сиденья и спинки (их можно увеличивать по мере роста ребенка);– опора для головы (высота расположения и степень ограничения движений);– угол наклона сиденья (от вертикального положения спинки до положения, при котором ребенок будет лежать без изменения угла в тазобедренных суставах, см.также с. 201) – высота подставки для ног (возможно также задвигать ее глубже под сиденье и выдвигать вперед);– боковые фиксаторы (положение и степень фиксации). Эти фиксаторы в зависимости от обстоятельств могут быть присоединены к коляске для поддержки туловища и ног ребенка. Они непосредственно касаются тела ребенка и дают ему дополнительную поддержку;– дополнительные системы фиксации с помощью ремней (положение и степень их натяжения).Внутреннее сиденье коляски Reha может использоваться так же, как и чашеобразное кресло. Дополнительные приспособления для коррекции позы,помогающие ребенку находиться в позе сидя, уже описаны ранее (см. c. 174–189).Детская коляска Reha должна быть легкой, удобно и быстро складываться, хорошо амортизировать неровности. Кроме того, она должна адаптироваться под конкретную ситуацию...

Пример. Ребенок должен иметь возможность смотреть вперед(это важно для познания окружающего мира, для поддержания бодрого настроения и т.д.), т.е. ребенка следует катить так, чтобы он смотрел на дорогу перед собой. Но иногда необходимо катить ребенка "спиной вперед". Это нередко происходит с детьми с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям(гиперчувствительностью) и нарушениями восприятия, а также с детьми, у которых бывают судороги (они должны быть под постоянным наблюдением матери).

Пример использования

Так или примерно так должна выглядеть прогулочная коляска Reha (рис.74.1–74.2).

Так или примерно так должна выглядеть прогулочная коляска Reha

Рис. 74.1 и 74.2Мальчик сидит, укутанный в накидку для сидения на зимней подкладке из натуральной овечьей шкуры. Боковые фиксаторы и регуляторы глубины сиденья встроены в коляску, накидка, в которую заворачивают ребенка, лежит поверх них.Таким образом, мальчик может пользоваться накидкой на сиденье, не отказываясь при этом от использования приспособлений для индивидуальной поддержки позы сидя. Со спинки сиденья через специально проделанные в накидке отверстия проходят необходимые фиксаторы и ремни. Для некоторых детей с двигательными нарушениями приобретение коляски с накидкой для укутывания просто необходимо.Эти дети, которые страдают от нарушений кровообращения и гиподинамии и поэтому очень быстро замерзают.

Пример неправильного приобретения

Родители мальчика с множественными нарушениями были недовольны тем, что в коляске Reha он постоянно сползает в разные стороны. Ребенок не может самостоятельно поддерживать позу сидя, и у него отсутствует контроль за положением головы и туловища. В коляске Reha он "сжимается" и сползает, падая то в одну, то в другую сторону. Даже когда его туловище поддерживают руками,ему не удается уложить голову на опору (рис.75.1).

Родители мальчика были недовольны тем, что в коляске Reha он постоянно сползает в разные стороны

Рис 75.1

Сама коляска выбрана верно, ее можно отрегулировать в соответствии с потребностями этого ребенка.Из-за тупого угла сгибания в тазобедренных суставах ребенок не может выпрямить спину и удержать туловище вертикально. Чтобы таз мог занять нейтральное положение, угол сгибания должен составлять ровно 90°. При имеющейся комплектации и установках коляски это означало бы, что мальчик будет падать вперед. Первым шагом должно быть отклонение всей коляски (а не только ее спинки) назад так, чтобы угол 90° между сиденьем и спинкой сохранялся. Только при нейтральном положении таза, а вместе с ним – и выпрямлении позвоночника вспомогательные приспособления могут успешно поддерживать правильные изгибы позвоночника.Абсолютно недостаточно отрегулирована в этом случае опора для ног. Ее угол должен быть установлен таким образом, чтобы подставка для ног соответствовала положению лежа ребенка в коляске.

Какие корригирующие приспособления установлены и на что они влияют? (рис.75.2–75.3)

Брючки для сидения

Брючки для сидения в этом случае помогают только от развития вывиха бедра.Они удерживают суставы в положении разгибания, хотя и в симметричном положении.Покрой в целом правильный, но они слишком коротки, – ткань должна была бы доходить до бедра. Относительно жесткий пояс может слишком сильно вреза?ться в паховый сгиб.

Нагрудно-плечевой фиксатор

Имеющийся у мальчика нагрудно-плечевой фиксатор не оказывает никакого терапевтического воздействия. Он не предотвращает сгибания позвоночника, не фиксирует таз в симметричном положении, не выпрямляет туловище мальчика,допускает выпадение ребенка из коляски и выворачивание рук и плеч и не дает возможность выпрямления плеч. Значительная ошибка – в том, что оба верхних конца фиксатора крепятся кнопками. Таким образом, становится невозможным корректирующее выпрямление плеч. Поэтому натяжение ремней не оказывает никакого воздействия на положение плеч. Но в принципе коляска позволяет индивидуально настроить положение спинки так, что можно достичь нужного направления натяжения ремней. Точное направление натяжения для выпрямления плеч определяется высотой шлицы по отношению к величине туловища ребенка, а не только возможными изменениями по высоте положения кнопок.

Имеющийся у мальчика нагрудно-плечевой фиксатор не оказывает никакого терапевтического воздействия

Рис. 75.2 и 75.3

Фиксатор для туловища

Фиксатор расположен недостаточно близко к телу ребенка и не обеспечивает необходимой поддержки для туловища, поэтому мальчик сползает в сторону и"сжимается". Голова при этом падает из стороны в сторону. Здесь могли бы помочь боковые опоры для туловища с мягкой обивкой, изготовленные индивидуально,которые не только выполняют функцию опоры для туловища, но также являются направителями для рук, то есть обеспечивают правильное положение рук с отведением и наружной ротацией в плечевых суставах.

Подголовник

Из-за недостаточного выпрямления туловища ребенок не может опустить голову в углубление для головы.

Обивка подвижной опоры

Защита головы от повреждений при опоре была тщательно продумана. Но родители оттянули обивку книзу, чтобы рука, особенно правая, не сваливалась в зазор между опорой для головы и коляской. Будучи прикрепленной в этом месте, обивка также создает дополнительные трудности для родителей – как раз под ней располагается механизм для складывания коляски.

Подставка для ног

Положение подставки для ног не соответствует длине голени.

К чему приводит приобретение неверно подобранных приспособлений?

Эта коляска Reha не решает никаких проблем с движениями, которые есть у мальчика.При взгляде спереди видно, как тяжело ему дается положение сидя в специально обустроенной для него коляске Reha. Его таз ассиметрично смещен так, что позвоночник не может симметрично выпрямиться, а голова падает на подвижную опору. Родителям такое специальное приобретение также не принесло никакого облегчения. Во время прогулок они вынуждены постоянно поправлять ребенку голову, укладывать руки в коляску, снова ставить ноги на подставку.Для физических терапевтов использование такого приспособления означает отсутствие терапевтического подхода к необходимым коррекциям.От человека, несущего расходы,это требует больших, но неоправданных затрат, – это приобретение не помогает избежать ухудшения состояния ребенка и вторичных осложнений.

Назад Оглавление Далее