Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Вспомогательные приспособления из мягких материалов для укладывания

Вспомогательные приспособления для улучшения контроля за положением головы

Применение

Ниже представлена серия фотографий, демонстрирующая важность обеспечения наиболее правильного положения головы для поддержания контроля. Обычно для этого используют мягкие прямоугольные подушки. При необходимости их можно комбинировать с другими приспособлениями.Недостаток контроля за положением головы мешает ребенку совершать какие-либо намеренные движения (рис.20.1) – он не в состоянии зафиксировать взгляд, его рот открыт. В таком состоянии коммуникация невозможна.Бо?льшая поддержка головы (в этом случае – с помощью свернутого покрывала)дает возможность скорректировать зрительную фиксацию и движения глаз(рис.20.2), что приводит к активации мимики и улучшению коммуникации.

Вспомогательные приспособления для улучшения контроля за положением головы

Рис. 20.1 и 20.2

Каждый из нас включен в коммуникацию, т. е. социальное взаимодействие с окружающими людьми. Контроль за положением головы у этого мальчика имеет оределяющее значение для его коммуникации с окружающими. Голова, которая в этом положении может прижиматься к мягкой "подушке", дает ему возможность воспринимать своего собеседника (рис.20.3). Мы видим, что ребенок смеется, –значит, взаимодействие было успешным.

Мы видим, что ребенок смеется, – значит, взаимодействие было успешным

Рис. 20.3

У мальчика на рис. 21 тяжелая форма тетраплегии, тонические рефлексы все время "тянут" его в позу АШТР. С помощью этой треугольной подушки (иногда ее называют "подушкой-дыней") мы можем обеспечить ребенку исходное положение, в котором он расслаблен. Давление на скрещенные ноги, создаваемое весом подушки,и хорошее управление движениями и положением рук мальчика обеспечивают ингибиторное положение. Эта поза удобна и для того, чтобы во время резкого повышения мышечного тонуса притянуть ребенка к себе и удерживать, не расстегивая ремней.

У мальчика на рис. 21 тяжелая форма тетраплегии

Рис. 21 и 22

Голова ребенка лежит на прямоугольной подушке(рис.22). Внешняя граница подушки имеет U-образную форму. Такая коррекция позы препятствует возникновению ретракции плеч. В этой позе мышечное напряжение может немного снизиться, т.е. обеспечивается ингибиторное положение, и ребенок может сильнее сгибать голову за счет снижения мышечного напряжения в шейном отделе позвоночника. Взгляд направлен вниз (потому что голова наклонена вперед), и ребенок может приблизить свои руки ко рту.От ретракции плеч нельзя избавиться только с помощью подушки, но она позволяет сделать первый шаг – добиться симметричного положения головы (рис.23.1).

От ретракции плеч нельзя избавиться только с помощью подушки, но она позволяет сделать первый шаг – добиться симметричного положения головы

Рис. 23.1

Когда эта девочка лежит в подушке U-образной формы, то может самостоятельно держать голову по средней линии тела. Видно, что для снижения мышечного напряжения в шейном отделе позвоночника девочке необходимо время. ПодушкаCorpomed®препятствует вытягиванию рук и слишком сильной ретракции плеч.Использование двух подушек одновременно дает ребенку шанс расслабиться и сохранить более низкий тонус.Мы видим, как взгляд девочки становится живым и внимательным (рис.23.2).

Мы видим, как взгляд девочки становится живым и внимательным

Рис. 23.2

Вспомогательные приспособления для создания правильного положения тела с помощью свернутого полотенца

У младенцев часто наблюдаются колебания мышечного тонуса, при которых голова преимущественно повернута в сторону. Этому можно препятствовать, создавая правильное симметричное положение головы.Также у младенцев часто наблюдается повышенный мышечный тонус. Такие дети беспокойны, быстро "переключаются" с одного предмета на другой, пугливы, их трудно успокоить.В этих случаях помогает свернутое полотенце, которое фиксирует голову в положении по средней линии тела. В этом случае симметричное положение одновременно с ограничением движений головы значительно снижает количество движений, т.е.позволяет ребенку достигнуть состояния покоя (рис.24).

Изготовление

Вспомогательные приспособления для создания правильного положения тела с помощью свернутого полотенца

Этапы 1–4Большое банное полотенце сворачивается по длинной стороне в соответствии с размерами головы ребенка. Затем оно заворачивается по широкой стороне с обеих сторон так, что получаются два валика. Расстояние посередине (между валиками)определяется размерами головы ребенка и диапазоном "разрешенных" (т.е. не вызывающих патологических реакций) движений головы.Когда расстояние между свернутыми частями достигает размеров головы ребенка,полотенце переворачивают – получается подушка с углублением посередине для затылка. Вес головы ребенка приходится теперь на это свернутое полотенце.Если положить свернутое полотенце на подушку, то углубление для затылка можно сделать еще больше.Если у ребенка есть склонность к асимметричному положению всего тела, то один боковой валик будет выдавливаться в сторону. В этом случае укрепите валики с наружной стороны мешочками с песком.Само собой разумеется, что с помощью второго платка можно создать симметричное стабильное положение для туловища (рис. 25).

Вспомогательные приспособления для создания правильного положения тела с помощью свернутого полотенца

Рис. 24 и 25

Назад Оглавление Далее