aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Платок для туловища

Изготовление

Большой прямоугольный платок размером примерно 1,2? 1,4 м сворачивается так, чтобы ширина получившегося свертка была равна расстоянию от подмышек до бедра ребенка. Платок для туловища должен быть таким, чтобы его можно было как можно плотнее обмотать вокруг туловища ребенка. Рекомендуем использовать большие хлопчатобумажные платки, которые легко купить.Если его использование себя оправдывает и он будет часто применяться,рекомендуем заказать платок из тика, потому что надевать обыкновенный платок довольно трудно. Мерки снимаются примерно так же, как и для корсета. Важнее в этом случае замок. Концы платка должны далеко заходить друг на друга;соответственно, на одной стороне нашивается застежка-"липучка", а на другой –широкая полоса мягкой основы для ее прилипания. Тем самым станет возможно по-разному обматывать им ребенка: и посвободней, и потуже.

Функции и действие

Платок для туловища помогает ребенку лучше ощущать свое тело. Так ребенок сможет воспринимать его разными способами, а не только ощущая движения своих конечностей. Внимание ребенка переносится на туловище. В этом случае контроль за положением туловища – предпосылка лучшего ощущения своего тела на поверхности опоры и в пространстве. Ребенок лучше осознает собственный вес,чувствует свое дыхание, а ритм ходьбы также способствует ощущению своего тела.

Целевые группы

1) Дети с атаксией, которые не могут спокойно удерживать положение тела. В качестве компенсации они пытаются "прикрепиться" к поверхности опоры или зафиксировать свою позу. Тонус таких детей настолько снижен, что для повышения напряжения своих мышц они скрипят зубами, кусают себе пальцы и т.п. Поэтому платок для туловища должен быть обмотан плотно и хорошо зафиксирован, – только так будет достигнута необходимая ребенку стабильность.2) Дети с тяжелой формой спастичности и атетозом. Это дети, которые часто лежат в позах, вызванных общим рефлекторным разгибанием туловища и асимметричным шейным тоническим рефлексом, и без коррекции у них снова и снова возникают патологические позы и движения.3) Применение платка для туловища оправдано также для детей со сниженным зрением, у которых незначительно снижен мышечный тонус. "Зафиксированное"туловище помогает слабовидящему ребенку более целенаправленно использовать руки для прикосновений и изучения предметов.

Применение

Ребенок сидит на корточках, опираясь на пятки, а верхняя часть его тела лежит на U-образной подушке (рис.15.1). Это уже более благоприятное исходное положение, чем лежа на животе; ноги и таз симметрично согнуты. Но этого недостаточно для того, чтобы без посторонней помощи избавиться от выраженной асимметрии (обратите внимание на складки на пеленке и футболке). Ребенок не может удобно положить голову на подушку, а держит ее неподвижно.

Ребенок сидит на корточках, опираясь на пятки, а верхняя часть его тела лежит на U-образной подушке

Рис. 15.1 и 15.2

Грудная клетка плотно обматывается платком (рис. 15.2). "Сильная", не изменяющаяся тяга помогает мальчику ощущать свое тело. Это снова активирует мышцы его туловища. Теперь он может самостоятельно выйти из своей асимметричной позы.Ребенку с трудом дается поворот головы в другую сторону. Глаза и рот широко открыты. Нижняя челюсть еще асимметрично смещена, язык высунут (рис. 15.3).

Ребенку с трудом дается поворот головы в другую сторону. Глаза и рот широко открыты

Рис. 15.3

Длительно получаемая информация от тела (смещение акцентов внимания на активность туловища) помогает ребенку в осознании собственного тела. Улучшается контроль за положением туловища; ребенок может положить голову и прикрыть рот(рис.15.4).

Длительно получаемая информация от тела (смещение акцентов внимания на активность туловища)

Рис. 15.4

Глаза закрыты. В такой непривычной для него ситуации мальчик воспринимает себя по-новому (рис.15.5). Шея и правое плечо немного выпрямились, то есть рот и руки располагаются ближе друг к другу.

Глаза закрыты. В такой непривычной для него ситуации мальчик воспринимает себя по-новому

Рис. 15.5

Лежать в таком расслабленном состоянии – "активная работа" для ребенка,поэтому нельзя нарушать его концентрацию и мешать активности.

Назад Оглавление Далее