aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Мяч для лечебной гимнастики (фитбол)

Описание

Большой круглый гимнастический мяч(фитбол) диаметром 1,2 м, надутый не до конца (что дает возможность продавить в нем руками достаточно большое углубление).

Функции и действия

Углубление в мяче улучшает терапевтический эффект. Не до конца надутый мяч применяется для побуждения к движению, расслабления и улучшения восприятия собственного тела.

Целевые группы

1) Дети с серьезными двигательными нарушениями: мяч служит для побуждения к движению, если ребенок исходно находится в положении,препятствующем появлению неправильных движений и патологических поз(ингибиторное положение).2) Дети с чрезмерной возбудимостью: когда тело ребенка"проваливается" в выемку в мяче, можно совершать с ним легкие ритмичные движения; при этом собственные движения ребенка значительно ограничены.3) Детей с повышенной чувствительностью к движениям и прикосновениям можно класть в углубление. Терапевтическая задача: удерживая мяч в устойчивом положении, позволить ребенку двигаться в его собственном темпе. Если не прикасаться к ребенку, то он будет воспринимать самого себя (удары сердца,дыхание и т.д.). Так он сам может стать активнее и начнет лучше себя регулировать.

Показания к применению

У этого мальчика на рис.1 – тяжелый тетрапарез: сильно повышен тонус в разгибателях, тело его спастически разогнуто, поэтому движения его очень затруднены. Когда этот ребенок лежит на мяче в положении сгибания, ему гораздо легче осознавать собственное тело.

У этого мальчика - тяжелый тетрапарез: сильно повышен тонус в разгибателях

Рис. 1

Лежа, он осознает:– свое тело;– собственный вес;– движение своего тела в пространстве;– собственные движения тела – его симметрию и асимметрию, напряжение и расслабление, вдох и выдох.В этом случае восприятие тела означает:– избавление от напряжения;– возможность довериться кому-либо;– возможность сконцентрироваться на чем-либо;– проявить больше внимания к своему телу, к себе в целом и понять благодаря этому другие возможности своего тела (рис. 2.1).

В этом случае восприятие тела означает

Рис. 2.1

Наряду с восприятием тела ребенок испытывает:– ощущение, что его держат;– ощущение, что он в центре внимания;– уверенность;– безопасность;– движение и энергию, приносящие удовольствие (рис.2.2).

Наряду с восприятием тела ребенок испытывает

Рис. 2.2

При этом положение ребенка тормозит асимметричные спастические движения и позы (рис. 2.3).Углубленное состояние расслабления и покоя уменьшает мышечное напряжение.Полное одновременное расслабление позитивно влияет и на внутренние(вегетативные) процессы, то есть способствует их регуляции и самоорганизации.Мы видим:– расслабленную мимику;– положение головы по средней линии;– расслабление мышц шеи;– слегка опущенную голову;– прослеживание глазами вверх и вниз.Степень внутренней концентрации ребенка высокая (рис. 2.4).

Степень внутренней концентрации ребенка высокая

Рис. 2.3 и 2.4

Назад Оглавление Далее