aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Приложение 3. Школа-мастерская как форма эффективной социализации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями развития в Центре лечебной педагогики, г. Москва

В 1995 году в странах Европейского Союза (ЕС) принято определение «качество жизни». «Качество жизни» - это система ряда факторов, к которым относятся: здоровье, работа, творчество, отношения с близкими людьми, безопасность, непосредственная включенность в некоторое общество, эмоциональное здоровье.
В России до сих пор качество жизни ребят с психическими нарушениями и семей, в которых они растут, чрезвычайно низкое. Большинство ребят вообще не учится, а те, кто числятся в школе, обычно находятся на индивидуальном обучении и не имеют возможности заниматься в классе. Их жизнь ограничена семьей. Иногда им удается посещать какие-либо места, где они могут провести досуг, чаще всего вместе с родителями. Получается, что для подростков с серьезными нарушениями развития не существует такого социума, где они могли бы реализовать себя как взрослые люди.
На базе Центра лечебной педагогики в 1998 году была создана школа-мастерская, в которой постоянно занимаются 17 подростков и молодых людей от 14 до 24 лет (в дальнейшем мы будем называть их «ученики»). До этого они уже получали индивидуальную и групповую помощь в Центре. Но в отличие от большинства выпускников Центра возможности учиться в школе у них не было: не нашлось школы, которая взяла бы на себя заботу об обучении таких сложных детей.
Все ученики, занимающиеся в школе-мастерской, имеют серьезные заболевания или нарушения развития (шизофрения, аутизм и другие нарушения умственного и психического развития), трудности общения, проблемы поведения. Как правило, у них эхолаличная речь, снижение волевой активности, отсутствует самостоятельная продуктивная деятельность. Они нуждаются в постоянном побуждении их к активности, предоставлении ограниченной по времени и облегченной по сложности нагрузке, индивидуальной для каждого.
Жизнь этих ребят была ограничена только семьей. Они не имели своего сообщества и опыта социальной жизни, не могли поэтому приобрести социальных навыков. Дополнительным фактором, сдерживающим их на пути к независимой жизни, является неизбежная в такой ситуации опекающая позиция родителей. Кроме того, семья не может помочь ребятам реализовать уже полученные ими навыки, обеспечить реальную интеграцию в жизнь.
Основная цель школы-мастерской - улучшение качества жизни учеников и их семей. Понятие «качество жизни» еще не очень привычно в нашей стране, но мы будем им пользоваться, потому что оно хорошо подходит для описания нашей деятельности.
Мы будем основываться на опыте работы Центра лечебной педагогики с подростками и молодыми людьми, которые занимаются в школе-мастерской более шести лет.
Для того, чтобы молодой человек со сложными нарушениями смог адаптироваться для жизни в обществе, он должен понять и принять ценности, нормы и стиль поведения, в этом обществе существующие. Это возможно только при достаточном уровне знаний об этом обществе и сформированности умений достойной жизни в нем. Следовательно, работа должна начинаться и быть направлена в дальнейшем на расширение знаний о разных аспектах жизни и формирование жизненно важных умений и навыков.

Программа школы-мастерской

1. Обучение основам дисциплин с параллельным применением полученных знаний в обычной жизни: чтение, письмо, основы счета, основы анатомии, знакомство с окружающим миром. В состав обучения входит часть, обязательная для всех, и часть, индивидуальная длякаждого.
2. Обучение навыкам пользования телефоном, навыкам самостоятельного ведения записной книжки, навыкам обращения с деньгами.
3. Формирование навыков самостоятельного поведения в общественных местах: умение адекватно среагировать и ответить на вопрос, умение при необходимости обратиться за помощью, правильно среагировать на опасность, защитить себя. Умение вести себя в школе, на улице, в театре, в кафе, в транспорте.
4. Формирование социально-бытовых навыков самообслуживания: уборка помещения, стирка, глажка, покупки в магазине, приготовление пищи, мытье посуды, мелкий ремонт.
5. Обучение основам малой полиграфии, подготовка к призводствен-ной деятельности. Мы выбрали полиграфию, так как она имеет ряд преимуществ:

Развитие личности учеников

Стремясь улучшить качество жизни учеников и их семей, школа-мастерская основное внимание уделяет таким направлениям развития личности, как:
1. Умение управлять своими эмоциями. Понимание своих чувств и способность адекватно их выражать. Понимание состояния других людей и учет его в своем поведении.
2. Выстраивание отношений с каждым членом своей семьи: родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками.
3. Включение в социум. Способность к сосуществованию и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми в разных ситуациях.
4. Обеспечение безопасности. Знание и выполнение норм поведения и правил безопасности дома, в школе-мастерской. В транспорте, в общественных местах, в экстремальных ситуациях.
5. Возможность работы и творчества. Отношение к труду, понимание его значимости, готовность к обслуживающему труду в быту, участие в производстве.

Деятельность

В школе-мастерской ученики овладевают профессиональными навыками, необходимыми для работы в малом полиграфическом производстве: изготовлении блокнотов, брошюр, буклетов, тетрадей; осваивают ламинатор, ксерокс.
В настоящее время в школе работают две группы: учебная и рабочая. Когда ученик осваивает ряд необходимых навыков и становится более самостоятельным, он переходит из учебной группы в рабочую.
Деятельность подбирается исходя из особенностей ученика. Занятия состоят из нескольких видов деятельности. При этом не важно, что не умеет делать ученик, важно, что он умеет.

Создание адекватной среды

В школе с одной стороны организована адекватная среда, позволившая ученикам развиваться и проявлять активность во всех областях: работа, обучение, приготовление еды, проведение досуга и пр. С другой стороны создана модель небольшой социальной структуры, успешно решающей важные социальные и терапевтические задачи: сложился коллектив учеников и специалистов, отработаны формы деятельности.
Ученики научились общаться друг с другом и со взрослыми не только в школе-мастерской, но и вне ее. Это изменило их состояние и оказало заметное положительное влияние на их отношения с родителями.

Практическая часть. Работа с родителями

Самым близким социумом ученика является семья. Чаще всего семьи, имеющие детей со сложными нарушениями в развитии, неадекватно оценивают возможности своих детей (завышают или занижают), а отсюда -завышаемый или занижаемый уровень ожидаемой от ученика успешности.
План работы с родителями должен, в первую очередь, быть ориентирован на адекватное отношение родителей к возможностям и самостоятельности взрослого ученика. Только в этом случае возможны совместные действия специалистов и родителей по улучшению качества жизни учеников.
Работу с родителями целесообразно планировать по направлениям:

Составление индивидуального плана-программы

Развитие каждого ученика происходит по-разному. У каждого - свои особенности, своя отправная точка. Для составления индивидуального плана-программы нужно сначала собрать всю информацию об ученике: от родителей, от самого ученика, от различных специалистов: врачей, психологов, логопедов и пр. На основании полученной информации определяются основные направления работы с каждым учеником и составляется индивидуальный план-программа на год и на ближайшие 2-3 месяца.

Расписание

Когда написана индивидуальная программа, составляется расписание дня в школе-мастерской. Расписание составляется для специалистов (кто и в какие часы с кем занимается) и для учеников (чем и в каком порядке занимается ученик). Для учеников вначале расписание составляется в виде картинок. В зависимости от возможностей ученика в расписание включается от 1(2) до 4(5) занятий. Каждое занятие длится сначала 20 минут, в последующем времени - 40-45 минут, за занятием следует перерыв 5-10 минут. Начало и конец занятий для всех учеников одинаков (звонок, музыка и пр.) Если кто-то из учеников сначала не может выдержать отведенное для занятий время, педагог, занимающийся с ним, может переключить его на другой вид деятельности или отдых, но не нарушая при этом ритм занятий других учеников. Постепенно ученики понимают и привыкают к тому, что перерыв еще не наступил, что надо выполнить задание до конца, что нельзя во время занятий и работы мешать другим.

Так выглядит расписание занятий для учеников

Так выглядит расписание занятий для учеников

Карточки вешаются на крючки (гвоздики) или вкладываются в прозрачные кармашки.
Закончив занятие, ученик переворачивает карточку. Сначала с помощью педагога, затем самостоятельно. Необходимо в этот момент оценить работу ученика («Ты хорошо занимался, молодец!», «Ты сегодня не все успел, но у тебя обязательно получится» и т.п.)

Занятия в учебной группе

Основные задачи учебной группы:

Жизнь в учебной группе

Жизнь построена таким образом, что ученики участвуют во всех бытовых делах: составляют меню, помогают в приготовлении еды, ходят в магазин, моют пол, чистят ковер с помощью пылесоса, стирают, гладят и пр.
Кроме того, они работают на полиграфических станках. Сначала выполняют вспомогательные операции (классифицируют листы бумаги, пружинки по разным признакам, учатся пользоваться степплером, дыроколом), привыкая к материалам, с которыми им придется работать. Потом начинается работа на станке. Обучение происходит постепенно. Сначала ученики, помогая специалистам, учатся правильно обращаться со станком, готовить его к работе и убирать после работы, выполнять однообразные операции, соблюдая технику безопасности (несмотря на то, что мы работаем на безопасном оборудовании). Постепенно работа усложняется в соответствии с возможностями каждого ученика, и увеличивается ее продолжительность.
В учебной группе для всех обязательны уроки или учебные занятия. Ихпланирует и проводит дефектолог. Материал для занятий выбирается специально, исходя из того, с чем нашим ученикам приходится сталкиваться в быту и при работе на станках, а также из того, что нужно для самостоятельной жизни. Например, на уроке ученикам показывают деньги. Они запоминают достоинства монет и купюр, учатся доставать их из кошелька и убирать в кошелек, выкладывают ряд от маленькой монетки до самой большой. Педагог разговаривает с учениками о том, что можно купить на 5, 10 и т.д. рублей. А потом ученики идут в магазин, и им приходится использовать полученные знания и умения в реальной ситуации.
На уроке ребята учатся набирать телефонный номер, определять время по часам, пользоваться календарем, схемой метро и пр.
Материалом для занятий чтением служат имена сверстников, названия блюд меню, дней недели, станков и бытовых приборов, названия магазинов и продуктов в магазинах.
Кроме хозяйственных, рабочих и учебных занятий, в группе проводятся спортивные занятия и творческие: музыка, танцы, рисование. Первоначально таких занятий было много, они занимали больше времени. Они помогали ученикам адаптироваться к новой для них ситуации. Постепенно часть занятий была заменена на более соответствующие возрасту, более сложные по уровню. Так, вместо музыки, рисования и танцев, мы готовили небольшие спектакли, в которых участвовали ученики и педагоги, снимали фильмы, в которых ребята рисовали декорации, помогали делать костюмы, исполняли роли и пр.

Формы и особенности работы

Многообразие видов деятельности позволяет выбрать для каждого ученика работу по силам и возможностям. Мы пробовали по-разному организовывать занятия и постепенно пришли к выводу, что для каждого ученика нужно выбрать два-три вида деятельности и заниматься ими достаточно долгое время. Например, ученик в течение трех месяцев учится работать только на одном из станков, ходит в магазин и посещает учебные занятия в классе. По истечении трех месяцев все специалисты собираются и решают. Что в его программе нужно изменить, а что оставить. Возможно, следующие три месяца он будет заниматься совсем другими делами, а после этого можно будет вернуться к прежней работе. Тогда становится понятно. Что он забыл, а чему действительно научился.
Каждые три месяца педагоги записывают результаты освоения программы. Кроме того, для каждого ученика заведен лист под названием «успехи и неудачи», где педагог может сделать запись об особенном достижении ученика илти, наоборот, о чем-то неудачном. Таких записей может быть 3-4 за год, а может быть и гораздо больше, если есть необходимость что-либо подробно зафиксировать. Такой же лист успехов и неудач ведут дома родители. В конце года, после подведения итогов (совместно с родителями) этот лист вкладывают в папку ученика. Лист успехов и неудач позволяет увидеть динамику развития и особенности каждого ученика.

Отношения с ближайшим социальным окружением

Школа-мастерская находится в квартире большого жилого домка. Сначала у нас были проблемы с соседями: жильцы бывали недовольны, что ученики гуляют во дворе, где играют их дети, что они нажимают на кнопку лифта без надобности, а иногда (в порядке поощрения) ездят в лифте вместе с педагогом. Постепенно в доме к нам привыкли. Мы пытались объяснить жильцам, что это за ребята, чем мы занимаемся, приглашали детей дома в гости, разрешали поработать на станках, показывали и дарили изделия учеников. Дети во дворе стали спокойно относиться к нашим ученикам, уступали качели, катались с ними на самокатах и велосипеде. Нас знают продавцы в соседних магазинах, многие доброжелательно относятся к нашим походам за покупками, терпеливо ждут, пока ученик достанет деньги и скажет, что ему нужно купить.

Собрание

В конце дня в группе обязательно подводится итог - собрание за круглым столом.
Сначала все по очереди рассказывают о том, что делали сегодня. Это важно для развития речевой активности, для умения общаться и слушать друг друга. Дальше происходит беседа о семье, о животных, о предстоящей экскурсии или поездке и т.д. Тема беседы выбирается дефектологом, который ведет уроки и собрания.
На собрании ребята также учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Заканчивается собрание совместной настольной игрой или чтением художественной литературы.

Включение в социум

Сначала мы всей группой ходили гулять на стадион, затем стали ездить на экскурсии в город (зоопарк, музей). Осваивали правила поведения в метро и общественных местах, ходили в кафе. Кафе выбрали заранее и рассказали обслуживающему персоналу о наших ребятах. Выбрали время, когда в кафе бывает мало народа. Родители каждому ученику дома дали деньги. И в кафе каждый сам выбирал, что он хочет купить, и сам расплачивался. Это один из способов закрепления навыков счета и обращения с деньгами, полученных на уроке.
С каждым годом экскурсии усложнялись. Сначала мы ездили на машине Центра за город на целый день. Потом - на электричке в разные места Подмосковья. Через 5 лет ученики смогли поехать в лагерь Центра на неделю (впервые так надолго без родителей). Затем осуществили поездки (по приглашению) во Владимир, Минск, Псков, где жили и общались с другими ребятами и их педагогами. Летом 2004 года ездили в палаточный лагерь ЦЛП на 14 дней. Эти поездки очень много дали нашим ребятам. Они ощутили себя взрослыми, поняли, что могут многое сами, учились жить в новой для них ситуации. В поездке чуствовали ответственность друг за друга, помогали, утешали, если кто-то грустил о доме.

Рабочая группа - новая ступень на пути к взрослению и самостоятельности

После четырех лет обучения в школе-мастерской образовалась группа учеников (сначала 4 человека), которые самостоятельно могли выполнять бытовую работу и работу на станках, могли читать, самостоятельно ездить в школу. Тогда мы создали новую группу - рабочую.
Первые два месяца ушли на освоение нового, более сложного полиграфического оборудования, а также на адаптацию и ознакомление с новым режимом и ритмом работы.
У учеников рабочей группы стало гораздо больше самостоятельности, а помощи и участия педагогов в их деятельности гораздо меньше (количество педагогов в рабочей группе сократилось вдвое).
Если у ученика в рабочей группе что-либо не получается, он должен уметь обратиться за помощью. Этому ребята учились дольше всего.
У каждого ученика в рабочей группе имеется рабочая книжка, в которую записывали количество выполненной работы.

Практическое применение навыков, полученных в учебной группе

Одним из примеров применения приобретенных навыков является дежурство. Дежурный назначается заранее, ему выдаются деньги, на которые он должен заранее купить необходимые ко дню занятий продукты. (Помогают родители.) Прийдя на работу, он должен записать расходы в специальную тетрадь с названием «покупки». Дежурный приходит за час до начала работы. Он должен выполнить ряд обязанностей. Они вывешены на листе «обязанности дежурного». Порядок выполнения работы в течение дня дежурный сам сверяет с тем, что написано на листе (заварить чай, приготовить обед, отвечать на телефонные звонки, убрать помещение, вынести мусор).
Обед дежурный должен приготовить, уложившись в час времени: салат и горячее блюдо (макароны, каша), указанное в меню. Если в учебной группе ученики помогали педагогу в приготовлении обеда, то в рабочей группе они делают это самостоятельно. Педагог в это время находится рядом и занимается другой работой, незаметно наблюдая за работой дежурного, чтобы в случае необходимости подсказать или помочь, чтобы самому дежурному было легче обратиться за помощью.
В течение дня дежурный отвечает на все телефонные звонки. В процессе этого идет обучение, как правильно ответить, как подозвать нужного человека к телефону. Для многих учеников это оказалось очень трудно.

Расписание

Расписание в рабочей группе уже не в картинках, оно написано на одном общем листе. Каждый ученик должен найти свое имя в списке и прочитать свои задания на день. Задания пишутся не фразой, а одним словом. Эти слова ребята научились читать на занятиях в учебной группе (см. рис.)
Иногда ученику предлагается 2-3 задания на выбор, чтобы он научился выбирать.

  Четверг, 25
Ира Брошюровщик, Открытки
Дима Ламинатор, брошюровщик
Юра Степлер, Фальцовка и т.д.

Работа на продажу и зарплата

Школа-мастерская выполняет заказы, а также реализует свою продукцию на ярмарках, проходящих в Центре лечебной педагогики дважды в году. В отличие от учебной группы, ученик рабочей группы должен сделать в течение дня определенное количество работы. После продажи на ярмарке и реализации заказов каждому ученику выдается зарплата. Чтобы ученики понимали, как соотносятся доходы и расходы мастерской, мы вместе обсуждаем, какие материалы для работы надо купить, чтобы выполнить тот или иной конкретный заказ. Кроме тою. мы часто говорим о качестве изделия и его взаимосвязи с ценой.
Все доходы и расходы записываются в специальную тетрадь. Среди учеников появился казначей, который с помощью педагога делает запись, подсчитывает на калькуляторе доход, расход, остаток, вадает зарплату и необходимую сумму денег тому ученику, который пойдет за мелкими покупками (карандашами, клеем и пр.)
Мы стремимся к тому, чтобы затраченный труд и полученные деньги соединились в понимании ребят. Пока это понятно не всем ученикам, но если постоянно работать в этом направлении, постепенно поймут все. Во всяком случае, почти все уже понимают, что если работу выполнить плохо, то ее никто не захочет купить.
На ярмарке каждый ученик продает свои работы. С каждым разом ребята чувствуют себя на ярмарке более уверенно, не теряются от большого количества народа, отвечают на вопросы покупателей, лучше обращаются с деньгами. При минимальной помощи педагогов правильно дают сдачу. У них появилось чувство ответственности за сделанную работу и понимание, что их труд востребован. То же самое происходит с заказами. Раньше участие в заказе было формальным, теперь каждый заинтересован в участии в заказе. Все это приводит к серьезным личностным изменениям даже у ребят с глубокими психическими нарушениями.

Собрание в рабочей группе

Подведение итогов в конце дня отличается от собрания в учебной группе. Мы ставим перед учениками более сложные задачи в плане развития речи, общения и анализа своей деятельности.
В рабочей группе каждый ученик должен ответить на вопрос: «что тебе понравилось сегодня, а что тебя огорчило?». Каждый должен рассказать, что он успел сделать за день. Сначала ребятам было трудно отвечать на первый вопрос. Тогда на вопрос начинали отвечать педагоги, а вслед за ними - ученики. Некоторые отвечали односложно, но постепенно все научились и с удовольствием отвечают самостоятельно. Ответы на эти вопросы помогают ребятам наблюдать и оценивать действия сверстников, пришло понимание нового слова «огорчать», которое все чаще стало появляться в их речи.
Кроме того, ребята стали внимательнее друг к другу. Сначала они стали оказывать помощь, чтобы услышать затем похвалу на собрании. Но очень быстро это желание вошло в привычку.
В работе мы стимулируем любую возможность со стороны ребят проявлять инициативу и творчество. На собрании мы обязательно поощряем и отмечаем даже самые незначительные проявления инициативы и самостоятельности.

На что важно обратить внимание в работе с нашими учениками

1. Важно постоянно учить ребят обращаться за помощью, если что-то не получается. Педагог не должен сразу спешить оказать помощь, а должен дать ученику возможность попросить, должен простимулировать его к этому вопросом или просто должен находиться рядом. Для наших ребят обратиться за помощью - очень трудное дело, но и очень важное в будущем для более уверенной и независимой жизни. Начинать обучение можно с того, чтобы говорить за них: «помоги мне...» (постепенно увеличивая количество слов- «помоги отнести», «помоги отнести таз в ванную»), чтобы затем ученик повторил свою просьбу вслед за вами и тогда вы ее выполните. В настоящее время многие из наших учеников могут обратиться к нам и друг к другу, а также к незнакомым людям, с вопросом или за помощью. Но некоторых по-прежнему приходится стимулировать к этому.
2. Важно давать ученикам возможность ошибаться, чтобы они могли лучше понять, почему требуют так, а не по-другому. Надо учить их находить ошибку и исправлять ее. Понимание, хотя и медленно, но приходит, и ученик становится увереннее.
3. Важно не торопить учащегося осваивать какое-то новое дело. У каждого ученика «свое время освоения и понимания», отличное от других и от нашего времени. Обучение происходит по шагам, от показа, затем -выполнения с помощью педагога переходим к самостоятельному выполнению, постепенно уменьшая помощь и увеличивая самостоятельную часть. Постоянно отмечаем успехи ученика и возможности продвижения. Работа бытовом плане обязательно продолжается родителями дома.
4. Важно помочь ученику найти в работе то, что его привлекает, что ему интересно. Только тогда он сможет проявлять инициативу и творчество, становиться в этом самостоятельным.

Результаты

Мы поняли, что результатов нужно ждать очень долго. Первые два года у нас было ощущение, что ничего не получается, что все положительные изменения очень незначительны и не могут быть использованы для профессиональной подготовки. И только на третий год произошли качественные изменения.
Многие из наших учеников начали справляться с тем, что казалось недоступным. Они могут в течение долгого времени целенаправленно выполнять операции, используемые в производстве полиграфическгой продукции (надевать блокнот на пружинку, ровно обрезать края блока бумаги и отдельных листов).
Очень важно построить производственный процесс так, чтобы в выпуске продукции использовались умения каждого, и каждый видел, что его работа реальна и востребована.
Ученики стали более самостоятельными и ответственными, стали внимательнее относиться друг к другу и к своим обязанностям. Они стали проявлять инициативу и творчество, каждый выбрал себе дело, за которое хочет отвечать.
Ребята без родителей совершали вместе с педагогами длительные групповые поездки (Псков, Новгород, Минск, Валдай), где оказывались в новом для них социуме, и успешно справлялись с ситуацией.
В мастерской создался коллектив сверстников и педагогов, со своими правилами и традициями, в котором каждый чувствует себя нужным.
Каждый ученик выбрал для себя вид деятельности, который ему нравится больше других, в нем он чувствует себя уверенно и проявляется творчески.
Пока еще все из учеников нуждаются в помощи педагогов (кто-то в стимуляции, кто-то в поощрении, кто-то в контроле), но этой помощи становится все меньше и меньше.
За время работы школы изменились и родители наших учеников.
Когда родители узнали, что значительную часть времени их дети будут не «учиться», а мыть пол, стирать, готовить, все были испуганы. Постепенно родители согласились с тем, что детей обязательно нужно учить бытовым навыкам. Многие стали использовать их помощь дома, оставлять детей на некоторое время одних, стали звонить ребенку домой. Чтобы он снял трубку и ответил на вопросы.
Очень важно, что родители стали замечать те небольшие изменения в сторону взросления, которые произошли с их детьми, и радоваться этим изменениям. А к успехам в работе на станках и проявлениям творчества и самостоятельности в этой работе родители относятся с особым восхищением, так как им самим эта деятельность не знакома.
Школа-мастерская является промежуточным звеном на пути профессиональной подготовки и социализации ребят с тяжелыми психическими нарушениями. Мы пытаемся подготовить ребят к профессиональной деятельности и более независимой жизни в обществе.
Мы понимаем социализацию гораздо шире, чем просто профессиональную подготовку. Поэтому мы много времени уделяем также развитию навыков самообслуживания, умения вступать и поддерживать контакт, умения вести себя в нестандартных ситуациях, общаться между собой.
Ребята, с которыми мы работаем, никогда не смогут полностью вписаться в социум. Они всегда будут нуждаться в среде, сформированной под них. Мы пытаемся создать такую среду, максимально приближая и изменяя ее в соответствии с требованиями взрослой жизни и профессиональной деятельности.
При одной профессиональной деятельности такие ребята останутся всегда разрозненными, а они нуждаются в среде для своего развития. Работа в мастерской делает ребят счастливыми. Они понимают, что они нужны, что работа их востребована. Раньше все окружающие «отдавали» им, теперь они «отдают» окружающим. Это очень важный этап взросления.

Назад Оглавление Далее