aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

2.3. Подготовка к семейной жизни детей с нарушением речи

Особенности развития детей с нарушением речи. Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями речи со сверстниками. Рекомендации родителям и специалистам по подготовке детей с нарушением речи к семейной жизни

Особенности развития детей с нарушением речи

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Семейные представления занимают ведущее место в игровых моделях дошкольника - «Дочки-матери», «Посуда», «Магазин» и т.п. - в процессе которых ребенок принимает и реализует социальные роли матери и отца. Дошкольный возраст является сензитивным не только по отношению к развитию познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение), но и к развитию речевой деятельности. В этот период у детей формируются своеобразные общие лингвистические способности, чутье к языковым явлениям, закладываются образцы речевого поведения: интенсивно пополняется словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; речь обеспечивает совершенствование познавательных процессов.
Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.
Основная функция речи - общение, сообщение или, в целом, коммуникация. Дети с особенностями речевого развития к старшему возрасту способны общаться на уровне контекстной речи, наблюдается вариативность вербального творчества.
Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи.
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.
Учитывая важность влияния семьи оказываемого на процесс социализации ребенка, реализуемого в ее социальных (обеспечение дохода, домоводство и забота о здоровье, рекреационная, социализирующая, самоидентификации, развитие способности к воспитанию, образовательная, профессиональная) и социетальных (отношение к ребенку с нарушениями развития, его воспитание, обучение, умение вовремя организовать и оказать помощь, адаптировать к жизни в обществе) функциях, рассмотрим механизмы семейной социализации.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества». По отношению к детям с особенностями развития социальная адаптация выступает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ограниченными возможностями затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Социальная адаптация открывает нетипичным детям возможность активного участия в общественной жизни. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют ребенок и родители, а затем - ребенок и общество. Дети с особенностями речевого развития, как правило, успешно адаптируются в обществе, реализуют свои возможности в профессиональной деятельности, создают благополучные семьи.
Абилитация - комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. В процессе абилитации и реабилитации на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенного ребенка. Главной и основной целью всего процесса абилитации является включение ребенка с речевыми нарушениями в жизнь и его социализация.
Реабилитация представляет собой «процесс восстановления имевшихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни», а также и абилитацию детей с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas - восстановление способности) в медико-педагогическом значении - «включение нетипичного ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизнедеятельности на уровне его психофизических возможностей».
При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и состояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхождение в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную.
Ещё один специфический механизм социализации нетипичных детей, - компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание), которая представляет собой процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных дисфункций. В процессе компенсации происходит формирование новых, исправление нарушенных или ослабленных функций организма, а также развитие личности в целом. Для ребенка с особенностями речевого развития особое значение имеет личностный компонент отношения к своей речи, определяемый его самооценкой и Я-позицией.
Таким образом, участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным работником, педагогом-дефектологом.

Лапшин А.И., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М, 1996. С.15.

Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. - Саратов: СГУ, 1996.

Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. - Саратов: СГУ, 1996.

Лапшин А.И., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1996.

Назад Оглавление Далее