aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Развитие социальной компетентности

Подготовка к семейной жизни, как и, например, содействие в выборе профессии и построении карьеры, совершается во многом стихийно: за счет повседневного общения в семье, со сверстниками; приобретения опыта выстраивания отношений; чтения книг; просмотра фильмов. Тем не менее, дети и подростки с ограниченными возможностями часто нуждаются в особо организованной работе по формированию и развитию личных ресурсов, необходимых для действенного решения проблем взаимоотношений. Специально организованная работа всегда полезна в ситуации дефицита ресурсов для спонтанного развития - а такие условия складываются не только в жизни детей с ограниченными возможностями, но и у их здоровых сверстников. Не секрет, что многие родители не всегда используют те приемы обратной связи, обсуждения с детьми проблем отношений, выражения отношений и чувств, которые располагают ребенка к усвоению наиболее действенного поведения в ситуации взаимодействия с другими. Массовая культура скорее предоставляет целый набор стереотипов, опора на которые затруднит формирование адекватного отношения к проблемам общения, чем те образцы поведения, которые пробуждают рефлексию подростков.
Эффективность такой специально организованной работы будет зависеть от того, насколько удастся связать ее со спонтанным формированием компетентности ребенка в вопросах общения, ответственного отношения к себе и другим. Поэтому представляется важным осуществлять такую работу сразу в двух направлениях:
- оптимизация опыта, знаний и навыков семейного и профессионального окружения ребенка;
- обучения детей приемам завязывания и поддерживания отношений, организации независимой жизни.

Таблица 2. Базовые умения

Умения и знания

Трудности ребенка

Трудности взрослого окружения
Понимание и принятие своих чувств
Принятие  и  понимание того, что чувства важны, не могут быть плохими и недостойными Затруднения в выражении чувств.
Отстраивание своих чувств от чувства вины, преобладание таких переживаний как жалость, неприязнь, экзальтация
Обостренное желание уберечь ребенка от таких чувств как печаль, обида, гнев;
Стремление воспитать в ребенке покорность и смирение перед «несчастной судьбой» или, наоборот, непринятие того, что объективно возможности ребенка ограничены
Понимание своих чувств и умение их открыть Стремление не огорчать других или наоборот, демонстрировать свое ограничение через постоянно сниженный фон настроения и активности Демонстрация собственного неумения открывать чувства, стремление скрыть те чувства, которые считаются неадекватными и стыдными
Понимание своих желаний и намерений Недостаток трансспективы своей жизни -понимания связи между настоящим и будущим, прошлым и настоящим.
Трудности в выстраивании приоритетов Иногда невозможность настроить баланс между жизнью «здесь и теперь» и планированием будущего
Принятие того, что для человека с ограниченными возможностями многие желания «под запретом», например, стремление к сексуальным отношениям, избегание общения с неприятными людьми и т.д.
Внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания Стереотипное отношение к себе, когда какие-то изменения, в том числе, позитивные, не замечаются Убеждение в том, что главное - настраиваться на другого, фокус не на себе, а другом человеке, «обедненная» внутренняя жизнь
Понимание сигналов тела Отчуждение от собственного тела в силу болезни, страданий Внимание к словесной стороне поведения, игнорирование невербальной компоненты поведения;
Затруднения в понимании сигналов тела ребенка с особыми нуждами
Способность     чувственного познания окружающего мира, опора     на эмоциональную составляющую понимания происходящего Объективные ограничения в силу недостатка сенсорики, двигательной и иной депривации, недостатка опыта Эмоциональному развитию не придается то значение, которое следовало бы придавать в контексте реабилитации ребенка
Способность быть спонтанным Спонтанное поведение не развито в силу недостатка инициативности.
Спонтанность ограничена в силу небольшого (однотипного) круга общения
Стремление держать ситуацию под контролем, еще сильнее проявляющееся в ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями
Принятие всех сторон жизни, включая такие как смерть, страдание, рок Страх перед такими событиями может блокировать стремление жить среди близких людей, чтобы минимизировать потери Табу на темы смерти, болезни, страданий, неумение обсуждать такие вопросы, страх перед вопросами со стороны детей
  Взаимодействие  
Способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими Привычка к послушанию и более высокий уровень конформизма приводит к немотивированной агрессии, унынию Представление о том, что родителям (взрослым) лучше известно, как поступать и относиться, дополнительная инвалидизация ребенка
Раскрываться в общении (давать другим информацию о себе) Недостаток общения приводит к тому, что ребенок либо не раскрывается вовсе, либо эгоцентричен — открывается так, что его не понимают и не принимают Родители настраиваются раскрываться определенным образом, формируя образ жертвы, бодрячка, но не раскрывая своих реальных чувств
Выражать чувства соответствующим образом Скрывает и стыдится таких чувств как гнев, неприязнь, страх.
Доминирует чувство вины.
Нормальное отношение часто воспринимается как горячая симпатия - поскольку у детей нет опыта различения интереса, симпатии, неравнодушного отношения, увлечения и любви.
Смешение чувств и действии, когда эмоции осуждаются или игнорируются так же как и действия, хотя чувства не могут быть в отличии от действий плохими или хорошими. Испуг перед резким выражением чувств со стороны ребенка, да и самих себя.
Умело выражать голосом свое отношение другим людям
Умело выражать телом (при помощи пантомимики, жестов) свое отношение другим людям
Умело выражать посредством прикосновений свою симпатию другим людям
Стандартны в выражении своих чувств, испытывают ограничения в выборе средств для того, чтобы передать уникальность своего отношения.
Опасаются проявлять свои чувства, так как не знают, что получат в ответ.
Выражение чувств сращиваются с оценкой.
Не считают важным специально учиться выражать свои чувства разными средствами.
Предпочитают молчать и выпускать чувства исподтишка, через различные манипуляции.
Культивируют идею о том, что лучшее подтверждение добрых чувств - действия.
Преодолевать свою застенчивость Застенчивость свойственна детям с астеническим складом психики, поэтому важнейшим условием преодоления застенчивости становится понимание того, что это теневая сторона нейтрального качества, имеющего и позитивную сторону. Часто застенчивость ассоциируется со скромностью и считается положительным качеством.
Умение слушать Могут существовать физиологические ограничения умения слушать. Часто умение слушать подменяется демонстрацией отношения к говорящему, хотя важнейшие составляющие - давать обратную связь тогда, когда просят и различать мысли и эмоции говорящего.
Поддерживающая обратная связь Потребность в излишней обратной связи, зависимость от оценки других людей. Преобладание похвал и порицаний, а не рефлексивной оценки, которая бы звучала убедительно и как поддержка.
Умение предложить и показать заботу Неумение отказаться от заботы и неумение попросить помощи тогда, когда она действительно нужна. Эффект монополии на заботу, навязывание заботы.
Управлять гневом в отношении других Считают, что гнев следует скрывать, гнев выражается в капризах и недовольстве жизнью. Гнев традиционно относится к чувствам, которых следует избегать, поэтому люди вытесняют это чувство (которое вполне совместимо с любовью к человеку) и вместо прямого выражения гнева ведут себя раздраженно.
Понимание трудностей, связанных с сексуальными ролями Лишены многих спонтанных каналов формирования компетентности в вопросах секса, именно поэтому чаще здоровых сверстников становятся жертвами сексуального насилия. Полагают, что дети с ограничениями не нуждаются в тендерной идентичности и полноценных сексуальных отношениях.
  Досуг  
Способность высоко ценить отдых и досуг Досуг остается не сферой расслабления, но приоритетной сферой интеграции Отношение к досугу имеет периферийный характер, поскольку многие полагают, что главное работы и дом
Понимание приоритетов своих интересов в сфере досуга Часто досуг навязывается - «инвалиду повезло, что хотя бы так его развлекают», вследствие этого досуг утрачивает свое основное значение.  
Навыки сбора информации о сфере досуга Важно расширить представление о том, чем можно заняться на досуге, использовать ресурсы НКО, интернета. Родители выбирают удобные и приемлемые формы досуга для себя, а не для ребенка
Навыки принятия решения и разработки планов Как и их здоровые сверстники склоны следовать некой моде на досуг. Часто родители сами планируют праздники и развлечения, не включая детей в разработку этих планов.
Сфера досуга часто становится одним из значимых каналов эксклюзии детей-инвалидов.
Готовность развивать особые навыки для досуга — последовательное хобби Занимаются досугом ради досуга, иногда развитие блокируется тем, что взрослые считают достаточным сам факт участия их детей в досуговых мероприятиях Не считают навыки досуга самодостаточными или, наоборот, придают им решающее место – так или иначе роль навыков, связанных с досугом, деформируется.
Способность к пассивной релаксации Важно, чтобы такой вид отдыха был присущ и родителям, если пассивная релаксация подменяется химической зависимостью в том или ином виде, то, скорее всего, выработка подобных приемов у ребенка будет ограничена.  
Умение устроить праздник и адекватно участвовать в праздничных мероприятиях Дети привыкают ждать праздник пассивно, а не участвуя в его подготовке Важны традиции праздника, которые бы позволяли вовлекать всех членов семьи в подготовку и проведение праздника.
Часто чувство вины родителей наиболее ярко проявляется в праздничные дни - стремление порадовать ребенка, дать ему все то, что не достает

Подготовка к семейной жизни начинается в раннем детстве. Мы полагаем вслед за многими уважаемыми исследователями и практиками, что независимо от состояния развития и здоровья человека социальная компетентность включает одни и те же умения и знания. Тогда что же особенного в подготовке к независимой жизни ребенка с ограниченными возможностями? Несомненно, это те особые барьеры и трудности, которые возникают в ресурсах самих детей и представлениях их окружения. В таблице 1 приведен перечень важных для подготовки к семейной жизни навыков и умений, а также те ограничения, которые возникают в процессе воспитания ребенка с особыми потребностями. Эти навыки и знания мы разделили натри группы:
- понимание чувств;
- выстраивание отношений;
- досуг.
Прежде чем перейти к просмотру этой таблицы, попробуйте сами написать как можно больше умений, связанных с этими сферами жизни, а также препятствий, которые мешают формированию этих приемов у ребенка с особыми потребностями.
Многие родители «вошли во вкус» и стали использовать психологические приемы активизации интеллектуальных возможностей ребенка. Важно расположить семейное окружение детей с ограниченными возможностями использовать психологические рекомендации по формированию эмоциональной и социальной компетентности ребенка и подростка.
Таблица 2 может быть использована как карта диагностики и планирования работы с подростками, имеющими особые потребности. Значительная часть умений и навыков включена в два приема работы, приведенные в Приложении 1 и 2: библиотерапию и тренинг временной трансспективы. Представляется возможным использовать карточные и бланковые игры Н.С. Пряжникова, различные программы развития приемов ассертивного поведения.

Назад Оглавление Далее