aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Направления подготовки к семейной жизни

Подготовка детей с ограниченными возможностями к семейной жизни условно может быть разделена на три отдельных, хотя и связанных между собой направления:
1.  стихийное (спонтанное) формирование знаний и умений, необходимых для интеграции, в том числе, и полноценной жизни в семье;
2.   специально организованная работа по развитию навыков независимой жизни, в том числе такая работа будет включать и освоение умений, необходимых для семейной жизни;
3.  направленное вмешательство специалистов в освоение ребенком пространства семейной жизни.
Первое направление предполагает, что семейная ситуация ребенка складывается самым позитивным образом: его родители демонстрируют привязанность и заботу к ребенку, друг другу, другим членам семьи; семья успешно справляется с кризисами развития и становится для ребенка ресурсом; отношения в семье выстроены на основе баланса привязанности и независимости. Основными показателями хорошего родительства становятся:
- забота о базовых потребностях ребенка;
- обеспечение безопасности, физической и психологической;
- эмоциональное тепло;
- стимуляция детского развития;
- управление и установка границ;
- стабильность.
Возникает вопрос: так ли часто специалисты наблюдают успешное родительство безотносительно состояния здоровья и развития ребенка? Думается, что нет. Неслучайно в обиход семейных психологов и психотерапевтов введены термины «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». Наиболее подробные характеристики и техники выявления, помощи дисфункциональным семьям приведены в пособии Валентины Москаленко «Зависимость: семейная болезнь». Важно понять и то, что семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, имеет ряд трудностей, которые требуют специально организованной работы с самой семьей. Риск стать дисфункциональной семьей, т.е. семьей, которая не только не выполняет своих функций, но и подтачивает ресурсы каждого из своих членов, в семье с ребенком, имеющим особые нужды, высок. Таким образом, уже для первого направления подготовки ребенка к семейной жизни требуется организация того или иного вида психосоциальной помощи.
Зарубежные исследователи подчеркивают необходимость комплексной подготовки детей групп риска (проживающих в интернатских учреждениях, имеющих ограничения в развитии, оказавшихся в ситуации заброшенности или насилия). Чем ограниченнее ресурсы ребенка (внешние и внутренние) тем большее значение приобретают 2 и 3 направления в подготовке к семейной жизни, хотя роль первого не исключается.
Однако направления и формы работы с детьми не исчерпывают всех ориентиров в планировании и осуществлении подготовки к семейной жизни. Важнейшим критерием эффективности подобной работы становится соотнесение задач подготовки ребенка к семейной жизни и его ресурсной базы. Стратегия и содержание вмешательства определяются в соответствие с потребностями ребенка, опосредованными его развитием; способностью родителей удовлетворять нужды ребенка; факторами среды и семьи.

Назад Оглавление Далее