aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Лидер | Мотокросс и гонщик

Во втором старте чувствуется повышенная нервозность участников. Захлебываясь, скороговоркой, ведет репортаж радиокомментатор, тоже нервничает. На пути к старту заглох двигатель у Лени, он меняет свечу. Мечется за спинами гонщиков «тройка», пытающаяся сменить позицию на старте. Что это с ним? Пошла стрелка стартового секундомера. Григорий четко стал на свое проверенное в первом старте место. «Все в порядке, Гриша! Все в порядке! Теперь не зевай!» Взвизгнул «Ковровец», приподнял колесо в воздух и, словно из рогатки, выстрелил Григория со старта через упавшую стартовую машину. «Ну, друзья, старт мой!» — вслух сказал Григорий. Корпус мотоцикла впереди. Теперь вторая! Понесла! Третья — выигрыш 10 м! Можно смело закладывать на малый радиус, пересекая всем путь. Передержал третью, чтобы не переключаться. Кто вторым, третьим — смотреть некогда. Все его внимание сейчас приковано к широкому, плавному левому стартовому повороту. Щиплет ухо, даже через шлем: сверхмаксимальные обороты, девять тысяч! Еще немного, секунда-две, и прикроет газ, нужно будет прыгать через дорогу. Молодец, машина, — вынесла! За спиной — ревущая лавина, пытающаяся настичь, обогнать. Но не для того Григорий столько тренировался, готовил мотоцикл, обрабатывал трассу, чтобы уступить без боя, без полной отдачи сил, так просто. Победа на старте — полдела! Дорога свободна. Никто не пылит, не мешает заходить в поворот, на препятствие из лучшей позиции, и вообще — гонщик окрылен, он первый, ведущий. Правда, иногда лидер перестает ощущать предел скорости, переступает через него, сам того не замечая. Вроде все в порядке, только выбрасывает с трамплинов дальше и выше обычного и в поворот гонщик заходит почти без торможения, а потом скользит двумя, чтобы вписаться, иногда заднее колесо почти обгоняет переднее, переходя в «гаревый» занос. Прилив сил, внутренний подъем, мобилизация всего организма, плюс свежая, холодная голова позволяют делать невозможное. Так можно заставить себя идти, догоняя соперника, но тогда нужна будет очень мощная волна мобилизации, злости, собранности, а лидируя, гонщик легко, как птица, без дополнительных затрат нервной энергии, выполняет все это.

«Гаревый» вираж

«Гаревый» вираж

Как все-таки хорошо быть первым! Впереди полотно совершенно свободной трассы, прекрасная возможность показать свои качества и мастерство управления мотоциклом, а также все то, на что способен тобой подготовленный к мотокроссу мотоцикл. Новый мотоцикл, мощный двигатель, четко работает коробка перемены передач, сцепление, тонкая регулировка карбюратора, подогнанная ходовая часть с отличной амортизацией, легкость и удобство в управлении — чего еще желать? Так что все остальное зависит от тебя, Гриша! Работай, думай, думай, работай, ты — лидер! Используй выигранное в честной борьбе право быть первым!
Визжит двигатель, Григорий подбрасывает обороты, выворачивая «наизнанку» каждую передачу. Это опасно, он знает, может заклинить мотор, но сейчас нужно, нужно хотя бы немного оторваться от преследователей. Кстати, кто же сзади? Некогда оглянуться! Нельзя отвлекаться ни на мгновение, пока нельзя, хотя бы полкруга. Вперед, только вперед! Теплый, тугой ветер лижет щеки Григория, ласкает грудь, щекочет руки. Пробивают на ямах амортизаторы, срабатывая до упора. Такого не было на тренировке и в первом заезде тоже. Скорость большая, а вроде бы и незаметно. Сила пока есть, он успевает амортизировать ногами и удерживать пляшущее переднее колесо в нужном направлении движения, успевает выходить на руль и оттягиваться назад, до кончика заднего бугеля, все успевает!
Возможность оглянуться, нет, не оглянуться, а бросить косой взгляд на преследователей появилась после «скоростного» подъема, который Григорий прошел особенно быстро за счет увеличенного хода заднего колеса и еще больше оторвался от соперников. Вторым шел Леня! Вот сюрприз. Он же менял свечу перед стартом. Значит, успел и стартовал с ходу. Третьим — Ефим! Потом — Валентин... Где же Женя, Володя, Борис? Дальше он не успел посмотреть. Будем считать, что ему повезло. Пока Евгений, Борис и Володя пробьют заслон из трех гонщиков, Григорий успеет
...Мотоцикл почти остановился в пыльном бруствере оторваться от них. Ровно работает двигатель, при взвизгиваниях выбрасывая шлейфы комьев плотного грунта. Но сзади, в 25 м, никого нет. Красота! Простор! Радость распирала грудь Григория!

...Мотоцикл почти остановился в пыльной бруствере

...Мотоцикл почти остановился в пыльной бруствере

«Скоростной» спуск пролетел в два касания, мощно тормозил на «дамбе», но все равно не успел погасить выше-предельную скорость. Ну что же, все равно нужно прыгать, теперь уже никуда не денешься. Только поточнее бы зайти на первый «бугор». Взвился высоко. В воздухе выровнял мотоцикл, сориентировал для приземления на заднее колесо, добавил обороты двигателя, чтобы при касании земли не клюнуло. Страшно! Удар! Подвески сработали до отказа, ноги не удержали массу тела, и Григорий присел на кончик сиденья. Мотоцикл переставило влево, вправо. Григорий вцепился руками в руль, держит газ, выровнял, усидел! Так нельзя, можно разбить заднее колесо, сломать маятник и вообще не доехать. Здесь нужно прыгать осторожнее. «Гаревый» поворот прошел легко и просто. «Верблюжий горб» перепорхнул, едва касаясь задним колесом за вершины. «Змейка» успокоила, уравновесила. Григорий словно бы трезвел. «Волны» пошел мощно, но плавно, ритмично поднимая мотоцикл на заднее колесо. Перед трамплином скорость была уже нормальная, то есть околопре-дельная. Вышел на точку отрыва. Отлично! Вдавило в «вертикальную стенку». Хорошо! Вот и Шалико! Показывает: «Так держать, плюс 4 с!» Быстрее ехать опасно, нет гарантии, что не упадешь или не разобьешь мотоцикл. Значит, нужно идти предельно собранно, внимательнее заходить на препятствия, следить за ямами. У боксов механиков увидел Константина Петровича. Тот выбежал навстречу, остановился и указательным пальцем правой руки показал на свое ухо: «Слушай двигатель!» Да, да! Григорий перекручивал обороты на низких передачах, может «сгореть» коленчатый вал. Увлекся. Чаще надо переключаться. Пер- вый круг позади. Постепенно успокаиваясь, начинает думать, соображать, что к чему, аккуратнее передключаться, точнее выписывать «идеальную» линию, не перекручивая Iобороты двигателя на первой и второй передачах. Ведь ;сильно возрастают нагрузки на все детали шатунно-кривошипного механизма, и что-то может не выдержать. И еще, с возрастанием оборотов резко падает кривая мощности, .что уже невыгодно. Наибольший крутящий момент у двигателя его мотоцикла на 7500 об/мин, вот здесь и нужно переключаться, держать двигатель в режиме, тогда скорость больше и работа двигателя надежней. А если бесконтрольно перекручивать до 9000 об/мин — быть беде! Константин Петрович из тридцати пяти двигателей услышал двигатель Григория с его резким мощным выхлопом и заволновался. Ничего, пусть не волнуется, теперь Григорий пойдет поаккуратнее, нет, не тише, почти на пределе, но чуть легче. Ведь на пределе долго работать трудно, а выше предела — еще труднее и обычно надолго гонщика и двигателя не хватает — они возвращаются на оптимальный темп.
Думать о соперниках Григорию не хотелось. Ему нравились скорость, простор, свобода и особенно рев зрителей: «Давай, давай! Молодец!» Многие из них размахивали программками, куда-то бежали, видимо, на другие места, чтобы и там посмотреть, насладиться пылом борьбы, виртуозностью вождения мотоцикла, хрустом амортизаторов, запахом перегретого двигателя, сладковатым дымком выхлопа, скрежетом коробки скоростей и тормозов!
Мышцы, мысли Григория работают автоматически. Он и мотоцикл слились в единое целое. Он не замечал под собой мотоцикла — шел на препятствия как бы сам, мотоцикл только удесятерял его силы, увеличивал скорость бега по трассе. Повороты, прыжки, наборы скорости, торможения получались сами собой. Сейчас была борьба только с трассой, только за наивысшую скорость. Скорость — самое главное! Леню и Ефима он не считал конкурентами, а вот Евгения, Володю и Бориса... да! Их пока рядом нет, где-то отстали. Нужно увеличить разрыв, нужно уходить как можно дальше! Сжимая крепче резиновые ручки руля, Григорий почти ложится на мотоцикл на прямых участках, чтобы уменьшить лобовое сопротивление встречного ветра, чтобы максимально увеличить скорость, по-кошачьи, мягко амортизируя на каждой ямке, каждом приземлении с трамплинов, с «бугров», все время стараясь удерживать двигатель в режиме лучшей тяги, уходит вперед. Сейчас тахометра на мотоцикле нет, но на тренировках, дома, на менее ответственных мотокроссах он его ставил, привыкал, вырабатывал навык к звуку, к количеству оборотов двигателя. Ошибка может быть не более чем в 200 оборотов! Одна из больших тайн успеха мировых мастеров мотокросса — умение слышать двигатель и переключаться вовремя! Японцы на своем кроссовом мотоцикле «Сузуки-ТМ-250» установили электронный ограничитель оборотов, который позволяет использовать максимальную мощность двигателя, его лучший крутящий момент. Со стороны кажется, что двигатель работает с перебоями «на верхушке», однако мощный шлейф грунта, вылетающий из-под заднего колеса, говорит об обратном. Они получили вместе с максимальной мощностью еще и гарантию на шатунно-кривошипный механизм, поршень, кольца и выигрывали три года подряд чемпионаты мира в классах 250 и 500 см3. На «Ковровце» электроники нет, и поэтому приходится использовать двигатель по слуху, по чувству. Григорию больше нравится, когда нет ограничителя оборотов, можно иногда и передержать газ, если нужно. Это, конечно, риск, но какой мотокросс без риска? Только рисковать нужно разумно...
Вот и сейчас Григорий идет, максимально используя двигатель и возможности ходовой части мотоцикла, всю свою физическую и индивидуально-ездовую подготовку. Снова, как и на первом круге, только чуть-чуть раньше, переключается, не перекручивая обороты двигателя. Период расслабления прошел, мышцы могут и должны работать с полной нагрузкой, голова — ясная, полна решимости действовать. Вперед! Вперед, Гриша! Длинные прыжки, скольжение двумя колесами на поворотах, торможение «мустанг», страшноватые на первом круге, сейчас стали почти обычными и лишь иногда, когда на «рваных» спусках мотоцикл ставит на переднее колесо, он про себя говорит: «Ух, ты!» Выход из каждого поворота, заход на препятствие становятся для него новыми, бесконечными стартами, со свистом и гиканьем, вырывающимся из разгоряченной груди. «Э-ге-ге-гей!» Давненько он не помнит себя в таком состоянии, в таком возбуждении, на таком подъеме. Григорию часто приходилось лидировать, выигрывать мотокроссы. Каждый раз он настраивал себя на борьбу, на победу и только на победу, иначе и быть не могло. Уступал редко, всякое бывало... по разным причинам, но всегда боролся до последнего, изо всех сил. Были похожие моменты, чувства, но здесь пробудилось в нем что-то другое, что-то новое. Внутренне он почувствовал, что в нем родился настоящий гонщик. Скажете, громко звучит? Нет, не громко! Шесть лет пути, тяжелого труда, душевной перестройки, мыслей, действий, мучений, сомнений, анализов и страстного желания стать настоящим гонщиком, гонщиком экстракласса — вот из чего родилось это чувство, эта уверенность и неописуемая радость. Захотелось петь, петь какую-нибудь задорную песню, но некогда: сменяясь, мелькают препятствия, повороты, Шалико с широко открытыми глазами и двумя большими пальцами, поднятыми вверх, — лучшей похвалы у него не бывает. Константин Петрович с открытым ртом, свисты, крики болельщиков, внимательные взгляды чужих тренеров, гонщиков, подбадривания друзей, блестящие глаза фотокамер — все кружилось, как в калейдоскопе, круг за кругом. Григорий забыл о соперниках. Мысли в голове замкнулись только на гонке, на внимании к трассе, на чувстве скорости, все остальное отошло далеко назад, утонуло в мягкой вате второстепенного, не отвлекало его, не мешало лететь, рвать колесами грунт, обсыпая им плотную стену возбужденных болельщиков. Он чувствовал себя актером, удачно сыгравшим свою роль, заслужившим аплодисменты и признание зрителей. Григорий был горд собой, все его мечты сейчас реально осуществились, он получал огромное внутреннее удовольствие от послушности разогретых мышц, от красоты езды, от верности железного друга, понимающего его с первого прикосновения, от признания зрителей, веры в него тренера и радости механиков, друзей по команде. Спектакль удался! Не обман ли это? Рев публики при его приближении становился не столь бурным и возрастал, когда он удалялся. Гриша! Да ведь эпицентр событий второго заезда переместился за твою спину. Ты увлекся! Что там? Григорий оглядывается на верхней петле. Сзади — трое. Женя достиг Леню и Бориса. Значит, Борис обошел Ефима и был ближе, а Женя резко приблизился к обоим и пробует обходить. Обойдет наверняка — он сильнее их обоих! Сколько сможет продержаться в обороне Борис? Леня? А Леня тоже молодец — идет напористо в этом заезде! Но Женя — это Женя! А где же друг Володя?

Выход из поворота

Выход из поворота

Сколько осталось кругов до конца заезда? Скоро Шалико покажет. Григорий старается, как может. Хорошо, что мотоцикл работает четко, только вот стал проваливаться передний тормоз. Нужно немного выбрать люфт троса. Это можно сделать только на прямой. Григорий провернул барашек на рычаге переднего тормоза на четыре щелчка. Теперь хорошо, можно «юзить». Стала чувствоваться усталость, побаливает спина, млеет кисть левой руки: она почти не работает, только держит руль. Правая в работе — газ, тормоз — ей легче, лучше кровообращение, поэтому не млеет так сильно. Нужно немного расслабиться. Но где? Нельзя! Женя атакует! Нужно уходить, добавлять темп, а силы на исходе. Высокий темп требует больших затрат энергии... «Я соберусь, я заставлю себя!» — подумал Гриша. Поработал сцеплением при переключении передач, расслабил руки на прямой на секунду, две... Жаль, что так мало прямых. Вся трасса — поворот на повороте, препятствие на препятствии, яма на яме — негде и отдохнуть. Где же? «Туннель»? «Скоростной» спуск? Прямая и у предстартового парка? Да! Нужно не забыть, воспользоваться ею! Почему раньше не отдыхал? Забыл? Нет, торопился! А зря, необходимо было четко расслабляться в этих местах, на каждом круге, отдыхать, тогда легче проходит заезд, остается резерв сил для борьбы в нужный момент. Правда, организм человека очень предусмотрительный, он всегда оставляет большой запас сил и энергии, преждевременно сигнализируя болевыми ощущениями. Чтобы воспользоваться этим запасом, нужна огромная сила воли, позволяющая превозмочь страшную, казалось бы, нестерпимую боль, заставить работать мышцы после болевого ощущения. На такое способны далеко не все, но почти все спортсмены экстра-класса. Не обращая внимания на усиливающуюся боль, они заставляют себя работать, успокаивают возникающее желание прекратить борьбу более сильным желанием — победить, отдать все для победы и терпят, побеждают сначала себя, потом соперника.

Не просто пробить группу соперников

Не просто пробить группу соперников

Сможет ли Григорий заставить себя ехать еще быстрее? Пот струйками стекает по вискам, за уши, по шее. Рубашка — мокрая, хоть выкручивай. Во рту пересохло, на зубах хрустит песок, очки запылились, дышать трудно. Начались обгоны, непрерывные обгоны отставших на целый круг гонщиков. Их Григорий обходит легко, без задержки, в любом месте, так как его скорость намного выше, чем у них, и выручают заранее облюбованные места и линии для обгонов. Такую же работу проделывают и идущие в 100 м сзади его соперники, только у них задача посложнее: нужно не только обгонять, но и обороняться, а Жене все время атаковать, искать щель для обгона. Значит, вот-вот жди его на хвосте. Взрыв голосов потряс воздух. Обошел! Все правильно.
Не просто пробить группу соперников.
У Григория он может выиграть 1 — 2 с на круге. Разрыв 100 м — это 4 — 5 с. Следовательно, в запасе два круга. Сколько их осталось? Ух ты! Держись, Гриша! Еле усидел, поставило поперек дороги, и опять на «волнах». Почему? Видимо, виноват большой ход задней подвески: он к нему еще не совсем привык. На тренировках вроде такого не было. Следует обратить внимание на «волны», освоиться с машиной. Вроде бы мелочи, но нет, это серьезный сигнал. Ко всему новому не так быстро привыкаешь, как кажется. Хорошо, что заметил, разобрался. Работал, как автомат, в голове снова все мысли притупились. Только одна сверлит мозг: «Вперед! Быстрее, быстрее! Еще прибавь!» Оглядываться нельзя, да и некогда. Соперника можно только услышать, почувствовать. Пока он далеко, идти легче, догонит — будет труднее! У кого больше сил? Григорий шел первым, старался. Евгению было труднее, но у него перед глазами все время была живая цель, что немало значит. У Григория цель дальняя — финиш, но с каждым кругом он все ближе, все отчетливее, все реальнее. Зрители гудят, лица восторженные, безразличных нет! Им подавай борьбу, сенсацию, новинки, хитрость, напор, зрелище. Дожидаются борьбы дуэта. Шалико выбегает на полотно трассы, машет руками, показывает: «+4, 3!!! — Выигрыш 4 с, максимальный темп, осталось три круга, давай, давай, давай!» Он знает, что говорит, знает, что делает. Григорий должен выдержать, он может идти в максимальном темпе. Проигрывать заезд, а с ним и мотокросс (если Женя его обгонит — он победитель) Григорию совсем не хотелось, ну никак не хотелось.
Глубоко вздохнув, он вместе с выдохом взбодрился новым, потерявшимся в реве двигателя призывным криком «Э-ге-гей!». И вновь ощутил в себе силы, привстал на подножках повыше и довернул ручку газа до упора. Теперь он снова переключался без выжима сцепления, еще сильнее швыряясь кусками грунта и травой, вылетающими из-под заднего колеса, в публику и обгоняемых соперников. Что чувствовал Евгений, добавлял ли он газ, Григорий не знал, но рев публики улегся и сопровождал снова его легкой волной по всей трассе. Было очень жарко, словно в парилке, пыль повисла плотным туманом над Завадовкой. Липкий, соленый пот струился по лицу, заливал газа, щекотал нос, тек по подбородку на грудь, живот, очень хотелось снять очки, через них стало плохо видно, но Григорий этого не сделал, без очков ехать в мотокроссе нельзя, можно лишиться зрения. Пусть плохо видно, пусть неудобно, но нельзя без очков!
Чем ближе финиш, тем чаще попадаются соперники, отставшие на круг. Их силы определяются в зависимости от очередности обгонов: чем позже обгоняешь, тем соперник сильнее. Каждый, кого приходится обгонять, хочет немно-, го, хоть чуть-чуть показать себя на фоне лидера, отдавая последние силы сопротивлению, тем самым заставляя лидера иногда идти на опасные обгоны. Некоторые из отставших потом хвалятся: «Вот я продержал лидера 10 м, четверть круга!» — умалчивая, что отстал от лидера на два круга...
Круг прошел бодро. Шалико показал один большой палец, значит, Евгений не приблизился. Видимо, он отдал много сил для обгонов, да и Григорий прибавил в скорости. Сколько? Ну, наверное, на полсекунды прошел круг лучше обычного. Григорий не ошибается, работает четко, мотоцикл в порядке! Вот что значит дома хорошо подготовиться! Никаких тебе забот с мотоциклом, только веди гонку, работай сам четко, не ошибайся, и все будет в порядке.

Обгон соперника

Обгон соперника

У финишной, в шахматную клетку, тумбы судья показал табличку. До финиша — два круга! Держись, Гриша!
Это самые трудные круги заезда! Здесь нужна предельная собранность и ни малейшего расслабления, иначе можно просто упасть или, ослабив темп, отдать выигранное с таким трудом в течение 25 мин борьбы. Сейчас Евгений сделает попытку прибавить, догнать Григория. Евгений так просто не сдастся, это Григорий знает! Но прибавить в скорости уже, кажется, не может. Все, предел! Уже еле удерживает свою послушную машину уставшими, натруженными руками. Дышит глубоко, часто, стараясь обогатить мышцы кислородом. Концентрирует внимание на подходах к поворотам, к препятствиям. В горле пересохло. Глоток или два напитка! Он даже почувствовал привычный вкус во рту, и страшно захотелось скорее все закончить, захотелось увидеть свою Милу с термосом и полотенцем в руках здесь, на краю трассы, у закрытого парка. Она всегда его встречала на финише первая...
Трасса разбита, появилось много новых ям, их все время нужно гасить мягкими, пружинящими движениями ног, рук. От тряски не спасает даже большой ход заднего колеса, нет-нет да и достанет ягодицами до заднего щитка — бьет больно. Через «бугры» уже прыгают почти все гонщики, «коронка» перестала быть выигрышной, приходится выруливать еще правее, чтобы не приземляться в разбитое место. Вот как быстро перестроились! До финиша второго заезда — полтора круга. Вперед, Гриша! Давай! Давай! Слышны подбадривающие голоса разгоряченных болельщиков. Григорий устал, заставляет себя работать четко, быстро, собранно. Скорее бы увидеть Шалико. Что он покажет? Догоняет ли его Женя? Пока не чувствует, не видит из-за непрерывных обгонов одиночек и групп гонщиков, ведущих борьбу между собой. Финиш близко, еще круг, один только круг. Шалико вышел на полотно трассы, показывает: «Спокойно, спокойно. Плюс четыре». Все ясно. Они с Евгением идут одинаково, в полном темпе. Нет у него сил, чтобы сделать последний рывок, видимо, он согласился на второе место в этом заезде. Это совсем на него не похоже! Евгений никогда не успокаивается! Почему он не догоняет? Константин Петрович подгоняет Григория рукой: «Давай, давай, не расслабляйся!» Желтый флаг с черным крестом по диагонали ожидал его в финишном створе. «Лидер — -это он — ушел на последний круг». Григорий лидирует весь заезд на первенстве Украины! Еще круг нужно выдержать. Конечно, его заметили, за ним следят тренеры и гонщики, поэтому хочется ехать еще лучше, еще красивее, еще эффектнее. Усталость дает себя знать. Тяжелая, в предельном темпе, езда потребовала очень много сил и энергии. В перерыве он ее восстановит, но сейчас... Последний круг, даже не верится, что еще 3 мин и можно будет отдохнуть, расслабиться. Прочь мысли о расслаблении. Собраться, собраться, не сбавить темп! Мотоцикл тоже устал. На больших ямах стали пробивать амортизаторы, нагретые до высокой температуры, тормоза хуже держат, раскаленный двигатель потерял мощность. Не волнуйся,
Гриша! У других гонщиков та же история. Но ты должен победить! Если пройдено одиннадцать кругов, то и на двенадцатый должно хватить сил. Главное — не потерять скорость, а, наоборот, прибавить, сделать так называемый финишный рывок. Все эти мысли, рассуждения мгновенно проносятся в голове, совершенно не мешая главному — быстрой езде, обработке препятствий, контролю над собой. Зрители встали со своих мест, волнуются, шумят. Второй заезд класса 175 заканчивается. Кажется, все, изменений в группе лидеров не будет. Но нет, не такой простой народ кировоградские болельщики, они знают всех гонщиков и ждут. Ждут рывка Евгения! Вот загудели. Значит, пошел, приблизился — им-то все хорошо видно. Может ли Евгений найти в себе силы, чтобы резко увеличить темп? Может! Григорий знает, он сильный гонщик. Евгений понял: если он сейчас не обгонит Григория, победа, такая близкая, может уйти. Но Григорий тоже на месте не стоит, и его «Ков-ровец» трудится. Трясет, как в лихорадке, кисти рук задеревенели. Дыши глубже, Гриша! Дыши глубже. Догоняет Евгений! Ошибок у Григория вроде не было, темп — предельный. Вот что делает!
Посмотреть бы на него сейчас. Где он выигрывает, за счет чего? Мотоцикл у него не лучше, значит, сам... Сам едет лучше, быстрее. Видимо, реакция двигательного аппарата у Евгения быстрее или очень тонкое чувство дороги или что еще?
Переднее колесо «Ковровца» пляшет, руки устали. Нет сил удерживать нужное направление, трасса разбита, ямы, острые кромки. На «скоростном» спуске Григорий даже испугался было, что вдруг не удержит руль и грохнется, а скорость ведь больше ста. Держись, Гриша! Евгению тоже нелегко. Он видит соперника и злится, что разрыв сокращается не так быстро, как ему хочется. Он думает: «Да, силен Григорий! Глядишь и выиграет заезд!» — еще не веря в то, что сам уже проиграл заезд. Последние метры дистанции... Вот скоростной «гаревый», разбитый «верблюд», «змейка», глубокие «волны»... Красиво, на публику, махнул Григорий через трамплин. Шалико, довольный, с поднятыми руками, встретил его. В парке ждут свои — Иван Иванович, Лена, болельщики. Финиш! Все! Выдержал! Евгений на секунду сзади! Промчался в парк гонщиков. Третьим — Борис, потом — Леня. Где Володька? В парке гонщиков, рука висит на повязке, попал в завал, его переехали, перелом ключицы. Вот досада... Мог бы попасть в сборную. Валентин — пятым, остальных Григорий уже не видел. Поставил мотоцикл на подставку, снял мокрый шлем, перчатки, рубашку, умылся, выпил напитка, о котором так мечтал. Потери сил большие — норму напитка можно удвоить. Тяжелый был заезд. Хочется лечь, отдохнуть, немного расслабиться, ну хотя бы 5 — 10 мин. Но мотоцикл требует внимания...
Парит. Тучи сгущаются. Будет дождь. «Ижи» ушли со старта, как всегда, толпой.
Григорий остался один в классе 175 см3. В общем-то место в тройке уже обеспечено, следовательно, и зачет команде есть, но он еще поработает, уже очень хочется стать чемпионом. А почему бы и нет? Вот только бы пошел дождь, да посильнее. По мокрой трассе ему нравится ездить. Здесь на первый план выходят уже мастерство гонщика, его опыт, знания, умение правильно подготовить мотоцикл и провести его по коварной, скользкой, мокрой, раскисшей трассе мотокросса. После поражения прошлой осенью (тогда он уступил Борису) Григорий не пропустил ни дной грязевой тренировки, не жалея ни себя, ни мотоцикла. И теперь грязь — -его стихия, его друг. Так ли чувствуют себя его соперники? Да, и Евгений, и Борис тоже имеют навык езды по скользкой трассе, а кировоградцы, уж они-то приспособились к своей трассе в любую погоду. Посмотрим, у кого крепче нервы... Хватит отдыхать, нужно работать! Пора ставить запасное колесо с покрышкой 3,75 X 19 модели Л-96, незаменимое в грязь для класса 175 см3. Григорий возит это колесо с собой на все мотокроссы. Его круглые длинные боковые грунтозацепы, пробивая верхний, скользкий слой грязи, достают до твердого грунта и держат дорогу. Кроме этого, редкое расположение поперечных шашек позволяет покрышке самоочищаться от налипшей грязи. В общем, покрышка «гребет» и «держит»! Даже если и не будет дождя — не беда, на ней можно ехать, и неплохо, по любой трассе. Нужно менять переднюю звездочку, на один зуб меньше, чтобы сохранить нужное общее передаточное отношение. Вместе с Иваном Ивановичем, в четыре руки, они быстро справились с работой. Проверена соосность колес. Хорошо! За натяжкой цепи следит капроновый ролик на пружинке, выбирающий провис цепи. Хорошая новинка! Цепь никогда не спадает, не болтается. Проверена регулировка заднего тормоза — все в порядке! Теперь нужно установить резиновые брызговики на концы переднего крыла и пластиковый удлинитель на заднее крыло, чтобы грязь не летела на спину и в лицо, а также дерматиновый фартук на коробку воздушного фильтра. Григорий наматывает на тросы изоленту, погуще смазывает заднюю цепь маслом. Кажется, все. Нет, еще надо поставить щиток на раму перед цилиндром, резиновый шланг на свечу, и обмотать целлофаном карбюратор. Давление в покрышках колес: 0,9 атм переднее, 0,8 — заднее. Теперь все, мотоцикл готов к езде по грязи и воде.
Вот уже и первые крупные капли дождя упали на пыльную, горячую землю. Все-таки будет дождь! Страшная черная туча повисла над балкой, где пылила мотокроссовая трасса Завадовка. Дрогнули ряды болельщиков, запестрели зонтики, газеты, пиджаки над головами, хлынула волна пассажиров к пустым автобусам. Но заядлые болельщики остались на своих местах, довольные, что стало свободнее и виднее на трассе. Григорий поспешил под крышу автобуса: мокнуть и замерзать перед заездом не стоит. Пришли Володя с Леной.
— Ну что ж ты так?
— Да вот, получилось, разве хотел...
— Очень жаль. Ну, ничего, месяц-полтора — и все заживет. Потерпи. Помнишь, два года назад у меня было то* же самое? Зажило, не беспокоит.
Упал тогда Григорий с обрыва, ударился плечом и сломал ключицу. В мотокроссе всякое может случиться. Это — -спорт повышенной опасности. Гонщики знают об этом и не боятся. Любовь к мотокроссу стоит этого!
Леночка не отходила от Володи ни на шаг. Его боль еще больше сблизила их...
В классе 350 Серый идет четвертым! Трифонов — восьмым. Шалико подгоняет его, показывая на впереди идущего спортсмена и большие радиусы. Трасса становится мок-крой. Мотоциклы скользят по накатанным колеям. Одно спасение пока — прибитые дождем пыльные брустверы на больших радиусах (как раз на них показывал Шалико Серому) да оставшиеся на невыгодных ранее линиях островки травы. Темп гонки сразу резко упал. Все пошли осторожно, слишком даже осторожно. Быстро шел только лидер — киевлянин. Красиво шел Серый, может быть, не быстрее, но, во всяком случае, эффектнее лидера. Он уже догонял гонщика, идущего третьим. Разница в скорости была очевидна. Еще немного — и обойдет. Прошел лидер, осталось два круга, пора ставить мотоциклы в предстартовый парк. Иван Иванович накрыл мотоцикл Григория брезентом и покатил его в закрытый парк. Григорий стал спокойно, не спеша одеваться. Наклоном головы вниз проверил длину козырька: закрывает глаза и даже кончик носа. В грязь очень важно, чтобы козырек на шлеме был достаточной длины, тогда небольшой наклон головы вниз гарантирует защиту лица, глаз от грязи и воды, вылетающих изпод колес соперников. Мотоботы густо смазал солидолом, поверх кожаных брюк надел еще брезентовые. Чистая сухая рубашка приятно облегла плечи. Спортивная одежда в порядке. Хорошо! Григорий спокоен. Мотоцикл готов к езде по грязи. Отлично! Соперников он не боится. А дождь все усиливался, трасса размокала все больше.
Соревнования по мотокроссу проводятся при любой погоде строго по регламенту, и никакой дождь не может помешать! Правая половина трассы — чернозем, нужно поработать, левая — песок, можно «отдохнуть», от воды он уплотнится.
Как сонные мухи, ползают по трассе уставшие, не подготовленные к грязи «Ижи»... Здесь выручает только опыт и напористость водителей. Серый так и идет третьим, Трифонов переместился на одно место вперед. Лидер — опытный киевлянин — накручивает «Ижу» большие обороты, чтобы грязь лучше отлетала от покрышек, делает заходы по наружным радиусам, сидит, рулит легко, дышит глубоко, иногда оглядывается, на песке идет стоя, заканчивает предпоследний круг. Григорий решил пока не торопиться в предстартовый парк, чтобы не намокнуть раньше времени. Ведь еще минут десять до старта, можно посмотреть из окна автобуса. Сейчас все мысли Григория устремились на трассу, в голове происходит переключение на езду по мокрой, скользкой дороге, на тактические варианты борьбы в этой обстановке. Откуда стартовать? Конечно, с малого радиуса, по кратчайшему пути! Условия сейчас изменились. Стартовать по большому радиусу — значит проиграть в пути, во времени.
!. Зрителей поубавилось, дождь льет как из ведра. Судьи спрятались под зонтики, мокнут все на своих местах, на поворотах, на препятствиях, строго фиксируя прохождение трассы. В «туннеле» — пробка, виден дым. Наверное, ижис-ты не могут взять крутой подъем. Стоят кучей. Лидер ушел на последний круг! Идет размашисто, не сбавляя темпа. Нельзя иначе! Поедешь тихо — и вовсе остановишься. Дожь и не думает прекращаться. Туча посветлела и затянула все небо. Вторым прошел харьковчанин. Серый должен быть третьим. Не видно. Неужели упал? Задержался в «туннеле»? Отказала машина? Все могло случиться. «Едет! Едет!» — крикнула Леночка. Володя Серый шел спокойно, уверенно, без лишних движений по середине размокшей, разъезженной трассы, шел наверняка. Он то прибавлял, то сбрасывал обороты двигателя, пуская мотоцикл внакат и выбирая места, где больше воды. Молодец! Хорошо! По воде ехать легче — покрышки лучше очищаются от налипшей грязи и не так буксуют. Недавно гладкая, пыльная, скоростная трасса превратилась в полнейшее бездорожье. Заезд заканчивается. Лидер взял «скоростной» подъем, подошел к «туннелю», скрылся в дыму. Рев болельщиков, прорвавшийся через пелену дождя, возвестил о том, что лидер прошел «ловушку», так теперь можно было назвать «туннель». Дальше легче — песок, теперь остается спокойно докатиться до финиша и он — чемпион Украины. А как Володя? Идет!
Иван Иванович мокнет у мотоцикла Григория в пред-, стартовом парке, ни на миг не оставляя его без присмотра. Пестреют свободные таблички в предстартовом парке. До полного комплекта участников не хватает около десяти мотоциклов. Мотоциклы главных конкурентов на своих местах: Женя, Боря, Леня, Валентин... С ними и предстоит сейчас борьба. Все они хотят попасть на первенство СССР, а поедут только двое, третий — запасным. Личников не берут. Нужно быть в числе первых двух! Первым! Только первым! На такой трассе, на размытых водой выбоинах можно ожидать любых сюрпризов, тем более что быстрая езда по грязи требует от гонщика и некоторого риска, и силы, ловкости, и акробатики, и, конечно, умения и опыта. Умение и опыт — это чувство дороги, предвидение ситуации, принятие нужных решений. Езда по грязи — труднейший экзамен для каждого гонщика! Экзамен на зрелость. Не каждый гонщик выдерживает его с оценкой «хорошо» и «отлично». Многие дома, на тренировках избегают ездить по грязи. Кто бережет мотоцикл, а некоторые просто боятся выпачкаться... В клубе «Славутич» таких нет и не будет, пока их тренирует Шалва Константинович! Кстати, где же он? Мокнет, не уходит со своего поста, ждет ижистов. Финиш! Киевлянин и... ура! Вторым пришел Серый! Он обошел харковчанина в «туннеле». Трифонов — шестым. Отлично, ребята! Основная работа сделана, зачет команде есть, остается только подшлифовать, улучшить результат в последнем заезде. Постарайся, Гриша, покажи себя! А там и ижисты перестроятся, подготовят мотоциклы для езды по грязи, пройдут получше. Еще немного поработать, еще один заезд! Как хочется выиграть!
Григорий надел очки, побежал в предстартовый парк, к своему мотоциклу. Там уже прогревают двигатели. Евгений слабо улыбнулся из-под удлиненного козырька шлема. Борис был чем-то недоволен, сидел на «Ковровце» и заглядывал под бензобак на свечу, поправляя резиновый блин защиты свечи и верхней части головки от воды. Григорий считает, что резиновый шланг, надетый плотно на корпус свечи и колпачка, лучше и надежнее. Нет испарины и перегрева головки. Валентин натянул брезентовый фартук от передней части рамы до задних подвесок, спрятав и мотор, и карбюратор, и воздухофильтр. Каждый готовится к грязи по-своему... Мотоцикл Евгения был оборудован скромнее: резинка на колпачке свечи и обмотан карбюратор, покрышку даже не сменил. Не было, что ли? Его дело... В защиту своего мотоцикла Григорий верил, она себя оправдывала не раз. Мотор завелся с одного оборота кикстартераи мерно затрещал, повинуясь повороту ручки газа.
Финиш «Ижей» затянулся. Прошло 5 мин контрольного времени, а они все ползли и ползли. Все ребята промокли до ниточки. Чтобы согреться, Григорий стал разминать переднюю вилку, выдергивать на себя руль, приседать на подножках, удерживая равновесие мотоцикла, одновременно приводя в рабочее состояние вестибулярный механизм дополнительными наклонами головы в стороны, вперед, назад. Ощущение тепла в теле не приходило, хотя дыхание и участилось. Тогда он слез с мотоцикла и, держась одной рукой за руль, начал подпрыгивать и приседать на месте. Его примеру последовал Евгений. Холодно, мокро, грязно. Иван Иванович не уходил. А вдруг будет нужна его помощь? Подбадривал Григория: «Ничего, сейчас согреешься! Даже жарко будет, только накручивай до упора ручку газа». До упора, но не везде, местами нужно проходить осторожно, внакат, внатяг.
Дождь не прекращался. Теперь он монотонно, не торопясь, поливал землю. Дело привычное, не раскиснем, выдержал бы только мотоцикл. Выдержит! Один заезд выдержит обязательно! Электрооборудование, питание, воздухофильтр защищены надежно. Можно не волноваться, не зальет. А вот цепь. Тоже должна выдержать. Если растянется, то все равно не слетит. Новый улавливатель с пружиной постоянного натяжения удержит ее. Все в норме! Зря волнуешься, Гриша!
Ну вот, кажется, можно выезжать. Григорий прогазо-вал на месте, спокойно тронулся, чтобы не обдать грязью товарищей, покатил к линии старта. Прямо, прямо и побыстрей! Место для старта выбрал левее ложбинки, по кратчайшему пути к поворотной тумбе, по прямой линии. Трудный будет старт. Земля раскисла. Весело подпрыгивая на бугорках, с горы на линию старта сплошным потоком лилась грязь, вода. Гонщики нехотя занимали места на старте. Зрителей осталось совсем мало, только те, кто имел с собой плащи и зонтики, да счастливчики, спрятавшиеся под кузовами грузовиков. Киношники вели съемку из автобуса. Вот уж кому повезло, так повезло: будут у них кадры борьбы по сухой и мокрой трассе! А вот ребятам все равно, по какой трассе гоняться: настоящий гонщик ко всему привык, все умеет, ко всему готов, на то он и гонщик, спортсмен! Немного тяжелее мотоциклу — износ выше на мокрой трассе.
Да не беда, можно починить. Все равно после каждого мотокросса весь мотоцикл, до винтика, приходится разбирать, мыть, чистить, смазывать, регулировать...

Назад Оглавление Далее