aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Вперед с открытым забралом | Мотокросс и гонщик

Утро. Григорий уже ждал легкого стука в дверь. Шалико обычно сам всех будит, ровно в семь. Володя крепко спит. Григорий открыл Шалико дверь. «Доброе утро!» — «Доброе! Как спали?» Володя проснулся, потянулся и снова забрался с головой под одеяло. «Подъем, ребята. Подъем! Ждем внизу». Шалико ушел. Ребята быстро влезли в тренировочные костюмы, наспех зашнуровали кеды, причесали непослушные вихры волос. Внизу, в вестибюле гостиницы, их ожидали ижисты и Леночка. Не было Петра и Коли — устали мальчики, не могут подняться. Ну вот! Спешат, прыгают сразу через шесть ступенек. Побежали. Начали легко, рысцой: нужно окончательно проснуться. Потом увеличили темп. В парке в это время совсем пусто, только дворники с метлами да редкие прохожие торопятся на рынок. Утренняя свежесть быстро прогнала остатки сна. Став в круг, хорошо размялись, попрыгали через скамейки, поотжимались, успокоили дыхание и... снова рысцой в гостиницу.
Ребята быстро умылись, собрали форму в сумки. Зашли к Шалико помочь нести термосы с напитком. «Все в порядке?» — спросил Шалико бодрым голосом. «Все в порядке!» — дружно ответили Григорий с Володей.
— Держитесь рядом, так вам будет легче. — Володя тяжело вздохнул.
— Ну что ты... все нормально, обойдете всех, — и Шалико похлопал Володю по плечу.
Григорий пока не волнуется, его нервная система еще не вошла в режим полной напряженности. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не увидит соперников. Сейчас полное спокойствие, только сердце стучит сильнее. «Мотор набирает обороты, максимум их будет перед выходом на старт. Ничего, должно быть все нормально!»
В столовой юноши уже стояли в очереди, спрашивали, что заказывать? Биточки, сметану, пирожное, только без крема, чай. Григорий осмотрел зал. Вот они: Евгений, Валентин, Сергей, Виктор. Ижисты Григория не интересуют, они — область размышлений Серого и Трифонова, ему интересны свои соперники. Борис спокоен. Его движения и даже разговор ничем не выдают волнения. Женя немного нервничает: ест быстро, резко кладет столовые приборы на стол, азартно кусает хлеб. Он всегда такой перед стартом, Валентин в хорошем настроении, улыбается, шутит. Мо-лодой еще, уверен, что пройдет хорошо! Удачи ему! Этот парень Григорию нравится. Резкий, напористый, трудяга, Леня, как всегда, груб и взвинчен — не привыкать! Ос тальные держатся скромно, стоят в очереди, тихо разговат ривают. Шалико беседует с Л. Н, Черным. У них свои дела. Григорий сидит за столиком в углу зала и внимательно изучает мимику, жесты соперников класса 175 см3. Много решительных лиц с явными признаками волнения. Ребята второй, самой массовой группы. Они немного уступают лидерам из первой десятки, но дома, в областях — молодцы, чемпионы! Здесь — железные зачетники. Может быть, кто-нибудь из них сегодня и перекочует в первую, лидирующую группу. Ведь любого можно потеснить, нужно только сильно захотеть! Настолько сильно, чтобы переступить свой предел, вырваться за орбиту привычного напряжения сил, привычной мобилизации воли.
Воля! Владеет ею каждый, но мобилизовать, отдать ее всю без остатка для победы не каждый может. Григорий хочет быть первым! Хочет обогнать своих соперников и работает для этого, думает. Он стремится к своей цели, делает все возможное для ее достижения и обязательно добьется своего. Мечта каждого гонщика — стать чемпионом. И ради этого стоит поработать!
Поели. Через полтора часа старт! Скорее на трассу, скорее. Торопятся все: гонщики, судьи, обслуга, охрана, медицинская и пожарная помощь, милиция, буфеты и... зрители — почти все жители Кировограда. Многие приехали из ближних городов и деревень. Все спешат в район села Завадовки, где пролегает трасса мотокросса. Нужно отдать должное организаторам мотокросса — потрудились они хорошо. В городе много афиш, транспарантов: «Все на мотокросс!» Была налажена предварительная продажа входных билетов, программ и памятных значков мотокросса. По радио рекламируются памятные подарки мотокросса (мотоцикл «МТ-9-Днепр» с коляской, цветной телевизор, транзисторные приемники и т. п.), которые будут разыграны в лотерее по входным билетам. По местному телевидению была показана официальная тренировка, по радио дважды передавалась реклама мотокросса. Город ожил, взбодрился, оставил все свои дела и лавиной устремился на трассу.
Постепенно все мысли Григория сосредоточились на трассе, гонке, борьбе. Бороться он будет, стиснув зубы, изо всех сил. Он должен победить. Должен! Может! Сейчас нужно быстро переодеться, еще раз проверить мотоцикл, просмотреть старт, «бугры», «волны», трамплин. Потом хорошенько размяться без мотоцикла, а перед приглашением в предстартовый парк — на мотоцикле. Успокоиться, сосредоточиться и... Главное — уйти хорошо со старта, не упустить Женю, Володьку, Валентина, Бориса. Если... Нет, все будет в порядке. Все будет хорошо! Григорий решил стартовать с правой стороны... «Гриша! — толкнул его в бок Володя. — Подъезжаем!»
У начала молодой сосновой посадки — въезд на трассу. Общественные контролеры проверяют билеты у зрителей и вежливо приглашают пройти на трассу. Настоящие болельщики уже заняли лучшие места на естественных трибунах, подстилают газеты, устраиваются поудобней. Ничего, что до старта еще более часа, все происходящее, вокруг тоже интересно: как приезжают гонщики, разгружают мотоциклы, одеваются, смотрят трассу, разминаются, пробуют мотоциклы, как готовятся судьи, охрана общественного порядка, службы обеспечения, как прибывают зрители, что рассказывают радиокомментатор, болельщики. Сегодня официальное открытие соревнований, парад участников, подъем флага. Утро выдалось пасмурным, ветра нет, душно. Однако мотокроссу погода не помеха...
Трасса уже полита водой, чтобы не было пыли, подтянуты канаты ограждения, вымыта до блеска стартовая машина, судейский автобус на месте, трибуна для почетных гостей еще пуста. Все готово к началу мотокросса. В парке гонщиков больше половины стоянок для областей уже заняты. Регламент соревнований жесткий, медлить некогда. Шесть заездов приблизительно 30 мин каждый — 3 ч занятости, открытие и награждение участников — еще полчаса. Где-то к 14 ч все закончится. «Спектакль» будет коротким, ярким, впечатляющим. Его актеры — гонщики, главные роли всегда у фаворитов, но бывает и замена солистов. Вот как вчера, у юношей... Мягкое торможение, разворот — и автобус на отведенном для команды месте. «За работу, мальчики! Переоделись, разгрузили.мотоциклы, начали разминку! -т- скомандорал Шалико. — Парад участников в 9.45.
Мотоциклы поставить в закрытый парк в 9.40. Все ясно? Вопросы есть?» — «Нет!»
Привычными движениями Григорий надевает кожаны© брюки, шерстяные носки, мотоботы, застегивает все ремни на них, чтобы не болтались концы, надевает футболку с надписью «Славутич» на спине, мотопояс, шлем, перчатки, подбородник. Очки наденет потом. Иван Иванович и Константин Петрович расчехлили одну половину прицепа, освободили крепление мотоциклов. По трапу ребята скатывают своих железных коней. Всего их четыре; два 175 и два «ИЖ-11К». Мотоциклы в порядке! Доливают по 2 л бензина — лишний бензин особенно чувствуется на поворотах, перекладках, торможениях. Григорий толкнул одним пальцем переднее колесо. Пошло легко и долго не останавливалось. Заднее — туже, мешает цепь. Еще раз проверил крепление колпачка свечи, резинки на переключателе скоростей. Сел на мотоцикл, попробовал работу рычага сцепления, тормоза, ручки газа, манетки обогатителя, кнопки выключения массы — все на месте, ножной тормоз, наклон руля — хорошо. Теперь можно посмотреть трассу, особенно те места, которые могли измениться за ночь. Быстрым шагом направился Григорий к старту. Здесь все в порядке, изменений никаких, дорога полита в меру, за час она подсохнет, вода впитается в грунт. Проверяет правую сторону — ровная, без ям и ямок, полита меньше, значит, грунт будет легче. Поднимается до первого поворота, окидывает внимательным взглядом всю панораму трассы — красиво! Широкие коридоры трассы ограничены канатом и флажками: голубыми — слева, красными — справа, габариты препятствий показывают побеленные, врытые до половины в землю, изношенные автомобильные покрышки. Трасса ждет гонщиков, трасса готова принять раны от колес их мотоциклов, трасса жаждет борьбы. Сколько она уже повидала с 1962 года! Лучших гонщиков Украины, Союза. Горулько и Казаков, Черный и Жданов, Григорьев, Савельев, Романов, Арбеков, Соколов, Бородай, Кавинов, Кибирин, Крас-нощеков, Моисеев, Рулев, Овчинников и многие другие. Всех разве перечислишь! Проводились здесь кроссы первенства области, Украины, памяти С. М. Кирова, первенства СССР. И вот опять крупное, запоминающееся событие — мотокросс на первенство УССР. Победители поедут на первец-*, ство СССР, в Эстонию.
Звучит негромкая музыка. Пора разминаться. Григорий побежал напрямик, через ямы, ручей, песок, в дальний угол, трассы к «буграм», тем четырем «буграм», через которые прыгают пока трое. Ему нужно еще раз посмотреть, все ли там в порядке: не перенесен ли габарит, не испорчена ли колея, можно ли зайти чуть правее, чуть левее? На «дамбе» углубились колеи, нужно заходить по самому краю у канатов. «Бугры» в порядке, травка не сорвана. Ширина захода — отличная! На приземлении — песок, так что надо держать переднее в воздухе! «Гаревый» поворот можно пройти «на всю». «Волны». Разбили здорово, увеличилась глубина. Здесь придется поработать. Вот и трамплин. На месте предварительного отрыва кладет белую пачку от сигарет, прикалывает ее веточкой, возвращается, уточняет линию захода, запоминает, вернее, чувствует место, откуда начинается полет над вершиной трамплина. Приземление на пологий склон. Здесь уже можно открывать газ, набирать скорость, кренить мотоцикл для захода в «вертикальную стенку». По стенке можно лезть выше, там не разбито. «Прямая». Здесь будет стоять Шалико. «Аппендицит» перед финишем. Все пойдут по колее. Как обойти? Нужно делать заходы и пересекать ее; края прохода ровные, местами даже есть трава. Все. Скорее в парк гонщиков, пора размяться на мотоцикле, прогреть двигатель. Борис и Володя уже на прогревочной прямой. Катаются. Григорий надевает очки, перчатки, выезжает. Двигатель еще холодный. Григорий держит малые обороты на первой передаче, приседает на подножках, делает полные оттяжки назад, вывешивания влево, вправо, выходы на руль. Поднимает переднее колесо, пошел с переключением на вторую, третью, резкое торможение типа «мустанг» двумя тормозами. Осторожно проходит развороты. Наклоны головы в стороны. Шалико поднял руку, хватит кататься. На место. Мотоцикл в порядке, Григорий тоже готов. В автобусе сам себе растирает руки до локтя спортивной мазью. На первых кругах мышцы рук закаменеют, если их не разогреть. Диктор приглашает: «Класс 175, поставить мотоциклы в закрытый парк!» Ребята покатили мотоциклы, установили на подставки. Иван Иванович не отходит, следит за мотоциклами.
Торжественное открытие соревнований, общий строй команд-участниц. Шалико впереди. Серый, Трифонов, Лена, Коля, Петя, Григорий с Володей. Константин Петрович остался у автобуса. Зрители заняли почти все холмы, особенно много их у парка гонщиков и места старта. Все прибывают и прибывают. Ожидается тридцать тысяч! Большое оживление в районе автомотостоянок личного транспорта. Первая, вторая стоянки уже забиты до отказа, ставят машины, автобусы на третью. Дисциплина и порядок! Организаторы позаботились обо всем. Слышен живой рассказ радиокомментатора о мотокроссе: кто его проводит, цели и задачи, положение о соревнованиях, зачет, личный, командный, о победителях, о положении команд после первого дня соревнований, о призах и наградах, о мотоциклах участников, фаворитах в классах 175 и 350. Промелькнули фамилии Григория, Володи, Бориса, Евгения, кировоградцев. Пошли под ритм марша. Оркестр только и ждал сигнала дирижера.
Двадцать пять областей, по семь участников, плюс личинки — внушительное шествие, растянувшееся на добрых 100 м. Зрители замерли. Тишина. Только глухо стучит сердце в груди у Григория. «Равняйсь! Смирно!» Судья при участниках отдает рапорт главному судье соревнований, мастеру спорта СССР, судье всесоюзной категории, бывшему призеру первенств СССР и многократному чемпиону Украины Л. С. Братковскому из Киева. С краткой речью к участникам обращается первый секретарь обкома партии, желает счастливого старта и финиша. Поднять флаг соревнований! Чемпионы прошлогоднего первенства Украины вышли из строя и направились к флагштоку. Подъем флага. Торжественно прозвучали Гимны Советского Союза и УССР. «Главному судье приступить к проведению соревнований!» Торжественным маршем колонна участников прошла по четырехугольнику стартовой площадки и удалилась в парк гонщиков. Пару глотков напитка из термоса, и Григорий направляется в закрытый парк, к мотоциклу. Есть еще несколько минут свободного времени. Можно осмотреться, успокоить нервную систему. Григорий опустил очки на глаза. Уже скоро. Евгений тоже надел очки — привыкает, сосредоточен, смотрит в сторону трассы, думает. Борис сидит у заборчика один, внешне спокоен. Володя — рядом с Иваном Ивановичем, смеются оба. Значит, все хорошо. Володя настроен по-боевому. У многих гонщиков дрожат губы. Так нервничать нельзя, можно забыть застегнуть шлем, надеть очки, застегнуть мотопояс, можно забыть все, что наметил... Спокойно, спокойно, Гриша! Все будет хорошо! Нужно только постараться уйти вперед.
Вот и начало. Отбросили канат входного створа в предстартовом парке. Можно подойти к мотоциклам. Григорий присел пару раз, чтобы потянулись брюки, сделал наклоны головой — шлем не болтается, не жмет. Прогреть моторы! Один, другой — и вдруг дружно взревели, оглушив своим треском все вокруг. Ничего не слышно, не видно, Синий дым окутал закрытый парк гонщиков. Пахнет горелой касторкой, приторным конфетным запахом нитрометана. Кто же это так захимичил? Ведь запрещено это топливо. Положение разрешает пользоваться только товарными сортами бензина... Ведь за счет специального топлива можно получить до 30 % прибавки мощности. Например, если использовать бензин, спирт, бензол касторовое масло и некоторые ускорители горения типа нитрометана, нитробензола, эфира, ацетона... Нет! Нужно быть уверенным, что твой результат не будет аннулирован, что не снимут с соревнований...

Борьба началась...

Борьба началась...

Ровно дрожит мотоцикл. Нервы напряжены. Начали выпускать на линию старта. Теперь, Гриша, не зевай! Вперед! Нужно занять заранее облюбованное место и быть осторожным, чтобы никто не сбил здесь, еще до старта.
Радиокомментатор объявляет состав участников первого заезда — гонщиков класса 175 см3. Номер семь! Это Григорий — мастер спорта, чемпион области, победитель многих мотокроссов. Как-то даже неловко было Григорию, что его хвалят при всем народе. Подумал — у него выигрышный номер! У харьковчанина тоже был номер семь... Номер восемь — Владимир!
На линии старта Григорий стал справа у самой правой тумбы. Накренил мотоцикл влево, чтобы никто не втиснулся вплотную и потом не зацепил его за руль. Справа стартовая тумба — - туда никто не полезет. Женя устроился по центру, Володя за ним, в ложбинке, ближе к левой стороне. Борис приехал к Григорию, на правый фланг. Оглянувшись назад, Григорий увидел — последний гонщик покидает предстартовый парк. Теперь можно включать передачу, внимательно смотреть за стрелкой стартового секундомера, за общей ситуацией. Нужно выиграть старт! Двигатели участников пока работают вразнобой. На пригорке, справа, как раз перед Григорием, появилась могучая фигура главного судьи. Еще доля секунды — и большая черная стрелка поползла по белому фону циферблата, приближаясь к красному клину — зоне старта. Григорий весь в напряжении. Треск двигателей перешел в мощный гул. Все забыто, все где-то далеко, в стороне, ничего не слышно, даже мощных ударов собственного сердца. Григорий выходит вперед на руль, почти ложится на него. Одна нога на земле, другая на подножке, у переключателя скоростей. Включена первая передача. Обороты двигателя — выше средних, левая рука на рычаге сцепления, люфты все выбраны, мотоцикл дрожит, начинает медленно накатываться на железный забор стартовой машины. Взгляд устремлен вперед. Важно не прозевать, вовремя отпустить рычаг сцепления, чтобы сорваться с места в момент падения стартовой машины. На стрелку секундомера он уже не смотрит, все внимание на трубу. Миг — и она пошла вниз. Натужно взревел мотор, выбрасывая фонтан земли из-под заднего колеса. Пошли! Первые метры. Мотоцикл, непрерывно буксуя, как бы нехотя, медленно набирает скорость. Не выжимая сцепления, чуть прикрыв газ, Григорий включает вторую передачу. Сразу почувствовалась тяга вперед, уходит всем корпусом назад, загружая заднее колесо мотоцикла. Соперники, как на параде, движутся общей массой, почти по одной линии, с разницей в полколеса. Выбраны все обороты двигателя на второй передаче. «Ков-ровец» ревет, приподняв переднее колесо, заднее продолжает буксовать, оставляя за собой длинный шлейф комьев грунта, травы, дыма. Крутой подъемчик кончился. Взгляд устремлен вперед, к первому повороту на вершине подъема. Уплывает из-под колес мотоцикла земля, Григорий ничего не слышит, только чувствует взрыв внутри, прилив сил, азарт гонщика — уйти вперед, обогнать всех, показать себя и свой мотоцикл. Вперед, только вперед! Выжать из двигателя все, на что он способен. Третья! Ускорение мотоцикла чувствуется по его стремлению вырваться из рук. Двадцать пять лошадиных сил! Шутка ли для такой легкой машины! Слева, чуть впереди, Володя, Евгений. Успеют раньше Григория к повороту? Газ полный! Мотоцикл летит, скорость уже около семидесяти. Григорий прижимается левее. Включает четвертую передачу — тянет хорошо! Теперь он чуть впереди. У него больший радиус. Жене и Володе нужно будет прикрыть газ на повороте или выходить (куда вынесет) на больший радиус. Игра началась. Григорий свободно вписывается в малый радиус стартового поворота. Только бы не зацепиться за кого-нибудь. Успевает! Основная группа в пяти метрах. Может быть лучше идти большим радиусом и дальше? Безопаснее. Раз уж начал с большого, так и идти, пусть они сбрасывают, а он передержит. Перед поворотом переключился на третью передачу, решил пройти поворот с заносом и по большому радиусу: пусть Женя и Володя прикрывают газ. Для принятия решения понадобилось одно мгновение. Мотоцикл в крене, заднее колесо, буксуя, начало уходить в сторону, противоположную повороту, скорость больше восьмидесяти, это Григорий чувствовал по давлению встречного воздуха на щеки, грудь, по усилию, с которым приходится удерживать руль. Первый поворот лидеры прошли руль в руль, едва не касаясь резиновыми ручками друг друга. Зрители затаили дыхание. Но бояться было нечего — они не зацепят друг друга, они ведут честную борьбу: можешь — езжай вперед, не можешь — иди рядом, дорога широкая, всем места хватит! Редко так бывает, чтобы они уходили со старта все вместе. Тем более интересной ожидается борьба. Где Боря, кировоградцы, армейцы — сейчас Григорию об этом думать некогда. Потом. Сейчас — вперед! Прыжок через дорогу — удержал! Спуск вниз — Идут все вместе, поворот на скосе... Как быть? Лучшая линия левая, у канатов, рядом общая, «идеальная», запасной вариант для обгона группы — справа. Но не такой группы, как эта, тем более, что они идут все рядом. Выйти вперед можно, если вытеснить обоих на большой радиус. Как бы поступили они? Наверное, не вытеснили бы, он их обоих хорошо знает, и Женю и Володю. Придется пропустить Женю на корпус мотоцикла и пойти за ним вслед по накатанной «идеальной» линии, оставив Володе наружную бровку, у канатов ограждения, кстати, более скоростную линию, чем эта... Чуть прикрыл газ — 'И уже на колесе у Евгения. За ним можно смело идти — грубости не допустит. На «выпрыге» Володя первый, значит, та колея выигрышная. А сзади ревут мотоциклы всех остальных гонщиков. Ошибаться сейчас нельзя. Ушел «в головке» — работай! Препятствия, сменяясь одно другим, наплывают на Григория. Поворот в песке прошли, как циркулем прочертили. «Ступенька» — все трое взвились высоко в небо, поворот направо прошли с заносом, «Зыбь» перед скоростным подъемом пролетели полулежа, все рядом. Вот и подъем. Тут сказала свое слово переделанная рама Григория. Более мягкий ход задней подвески позволил ему пройти «скоростной» подъем, не прикрывая газа, и на вершине он поровнялся с Евгением. В пыльном повороте Григория занесло в «ватный» бруствер, мотоцикл, буксуя, приостановился, Женя опять ушел на корпус вперед. «Спуск с ямами» — Григорий идет легко, в. полной оттяжке назад, амортизируя ногами, заходит на большой радиус, слышит шум сзади. Внизу на повороте скосил глаза: Леня, за ним Боря! Группа уплотнилась, теперь их пятеро. Хорошо! «Туннель» — Григорий заходит слева направо. Женя с Володей швыряются комьями грунта, которые больно бьют по лицу, груди, рукам. Пока обогнать их не удается. Прямая. Володя обходит Евгения! У всех газ полный! «Скоростной» спуск идут на всю, еле удерживая руль, скорость больше ста. Трясет сильно. Дорогу плохо видно. «Буду обгонять на «буграх» и на спуске» — решил Григорий. На дамбе тормозит двумя, переднее колесо осело, чувствует, поднимается заднее, оттягивается дальше, за бугель заднего крыла. Володя прыгнуть не рискнул. Женя ринулся в основную колею. Григорий решил прыгать. Выруливает на первый «бугор». Скорость еще не совсем погашена. Прыгает! Выбросило непривычно высоко, стало страшновато. В воздухе мотоцикл начал плавно переворачиваться в клевок передним. Григорий понял, что, если приземлится на переднее колесо, будет падение, страшное падение. Инстинктивно переориентировал мотоцикл в воздухе, оттянулся назад и подтянул руль к себе. Теперь полет лучше, приземляется хорошо, метрах в трех за последним, четвертым, «бугром». Удержался! Молодец! Нужно быть осторожнее, так и шлепнуться недолго. Женя остался сзади! Хороша «коронка»! «Гаревый» вираж прошли как в цирке: колесо в колесо. Молодец, Володька! Идет чисто! Женя заходит на обгон перед «верблюжьим горбом» — это ему не удается. «Змейка» — тут не обгонишь. В крене оба вылетают на «волны». «Волны» немного привели в порядок после вчерашнего дня, засыпаны глубокие колеи, выровняны гребешки. Прыжок, другой, и вдруг Григория поставило поперек, не удержал руль. Еле усидел, и то лишь потому, что добавил газу. Тут же Женя, Борис и Леня проскочили вперед... Заканчивается первый круг. Григорий- — пятый, всего одна ошибка, и вот... Нужно исправлять положение. Спокойно, Гриша. Спокойно, и полный вперед!
Трамплин — прыгает, как положено, со своей точки отрыва, ориентир хорошо виден. В «вертикальной стенке» плотно подошел к Лене. Обогнать его нужно на «аппендиците», пройдя по своей линии. Шалико показывает: «Спокойно, пятым, отрыв небольшой». Тут все ясно и без показа, все как на ладони, все рядом, впереди. В «аппендицит» Григорий заходит пошире, самой правой стороной, пересекает основную колею, выходит на самую левую. Теперь Леня у Григория справа и на полколеса сзади. На финишном «выпрыге» с поворотом направо Григорий в выигрыше, скорость у него выше, легче поворачивать с большого радиуса. Прижал Леню к внутренней бровке — и он сзади. Обошел! Одна треть ошибки исправлена! Стартовый круг позади. Расслабляться нельзя! Теперь нужно догнать и обойти Бориса. Задача более сложная. Надо действовать внезапно. На короткой прямой у предстартового парка Григорий передержал газ. В левый, «рваный», поворот с уходом в подъем еле вписался. Вынесло на бруствер. Но сократил разрыв на пару метров. Борис — опытный боец, ошибок не делает, тоже рвется вперед. «Ну что ж, поиграем», — решил Григорий. Володя лидирует, Женя, Борис, Григорий, на колесе Леня, Валентин... дальше Григорий не видел. Скорость большая, трясет. Голова, руки, ноги работают, как автомат. Таковы первые круги, их нужно выдержать, потом все станет на свои места, будет легче. Сейчас идет расстановка гонщиков по силам, по мощности моторов, по ошибкам, потом будут уточнения по мастерству, физической подготовке, тактическому мышлению и в общей сумме — по спортивному счастью в этих соревнованиях. Сложная механика, но Григорию не привыкать, ему все ясно: нужно атаковать! Только атака в его положении может принести успех. Борис рядом. Идет четко, по средней линии, готовый к обороне. Сил у нега пока много. Пройдено полтора круга. Григорий уже хорошенько прогрелся. Вперед! Держится в Полуметре сбоку от заднего колеса Бориса. Любит Григорий такие позиции. Соперник рядом. Он слышит, чувствует его, нервничает, старается изо всех сил не делать ошибок. Григорий находится в выгодной позиции для атаки, обгона, все время тормошит соперника, которому нельзя ошибаться. Соперник скован, сдерживает обычный для себя высокий темп, он боится пропустить обгоняющего вперед. Ему нужно бы идти свободно, в полную силу, не думая об обороне, рано еще обороняться, пройдено всего полтора круга. Григорий решил обгонять на «коронке». Борис туда, наверное, не пойдет, хотя и видел, как прыгал Григорий. Не мог не видеть! Шел сзади. Но рискнет ли? Двигатель его «Ковровца» имеет хорошую тягу на малых оборотах. Потому на выходах из поворотов Борис немного уходит, потом Григорий его догоняет. И так повторяется снова и снова. Обойти его можно только на прямой или на подъеме. Или если он где-нибудь ошибется. Подходит к скоростному, «рваному» с зыбью, подъему. Здесь Григорий заранее открывает полный газ, крепче сжимает ручки руля, вывешивается в оттяжке влево. Басовито ревет двигатель, трещат на ямах амортизаторы, срабатывая до упора. Они идут рядом! К концу подъема мотоцикл Григория начинает уходить вперед. Медленно, нехотя, переднее колесо его мотоцикла прокатывается на 5 — 10 см вперед. Пошло, пошло. Сказываются 500 лишних оборотов на валу двигателя. Но вот... толчок ногой в боковой номер, и Григорий уходит «на свободный», то есть вылетает за полотно трассы. «Боря! Так нечестно! Что же ты делаешь? Все равно обгоню!» — подумал Григорий, разворачиваясь и выезжая в том же.месте, где вылетел с трассы. Чуть снова не обошел его Леня. Разрыв от Бориса 20 м (он тоже задержался в пыльном повороте). Спортивная злость вскипела в груди Григория. Вперед! Скорее, скорее! Рядом Леня. Наседает! Спуск к «туннелю» прошел в два касания. В «туннеле» Григорий выжал из мотора все, на что он был способен, и на «скоростном» спуске догнал Бориса. «Теперь не уйдешь! Держись, Боря!» Идет за ним в 2 м сзади. На «дамбе» оба сильно тормозят. Что такое? Борис выруливает на «коронку». Рискнет? Григорий за ним и берет чуть левее, чтобы после приземления быть у внутренней бровки «гаревого» поворота. Оба зависли в воздухе. Григорию уже привычно прыгать в этом месте, а как Борису? Рискнул все-таки, понял, что если не прыгнет, то здесь его обгонят. Усидит ли? Удар! Приземлились рядом. Борис усидел! Григорий в выгодной позиции, внутри поворота. Можно вытеснять Бориса на большой радиус. Вот и «гаревые гонки». Два мотоцикла идут рядом, лежа на левом боку, заднее голесо в полном заносе, гонщики вышли на руль. Борис снял левую ногу с подножки, страхуется. Григорий идет, стоя на подножках, в таком положении лучше загрузка колес и мотоцикл хорошо держит дорогу.

Григорий на «волнах»

Григорий на «волнах»

На «верблюде» Григорий уже почти на корпус мотоцикла впереди. В «змейку» входит первым! Снова толчок. Теперь уже в заднее колесо. Хорошо, что Григорий еще не успел накренить мотоцикл в сторону поворота, не то бы упал, а то лишь проскользнул вперед и с опозданием вписался в поворот. Эх, Боря! Впрочем, он всегда был таким... Ничего, теперь он сзади, путь свободен, можно отдохнуть на «змейке» и добавлять. «Волны» в этот раз прошел четко, на заднем колесе, без помарок. Трамплин — отлично бросило, «вертикаль». И вот Шалико показывает большой палец правой руки: «Молодец!» И на доске: «Идешь третьим, минус 8 с Женя, вперед!» Отлично! Злость на Бориса и радость победы над ним взорвали таившиеся в Григории скрытые силы. Ему стало легко и приятно. Володя впереди, за ним Женя. В этой честной компании и гоняться приятно, но лучше и их обогнать. Имеется огромное желание показать в полном блеске все то, чему научил его за шесть лет их добрый, умный Шалико. Выход из каждого поворота — новый старт, все повороты Григорий «пишет», как циркулем, прыжки — мягкие по-кошачьи, с проездом на заднем колесе. Амортизация ногами, руками, улыбка на лице, оттяжки назад, выходы вперед, вывешивание влево, вправо, торможение «плугом», торможение «мустанг», «шприц» из-под заднего, переключения без выжима сцепления — все стало получаться. Отыграть 8 с у Жени не так-то просто, ведь он идет тоже в полную силу, идет красиво и, главное, быстро. Но ни он, ни Володя не прыгают через «бугры». Только здесь Григорий может у них выиграть около секунды на круге. После каждого круга Шалико подбадривает: «Минус 7, минус 6, минус 4 с». Теперь Григорий уже ближе видит Женю, иногда и Володю — идут здорово! Значит, и он идет быстро, быстрее их! Осталось два круга. Не догнать! Разрыв еще велик. Где можно прибавить? Везде Григорий едет во всю силу. Ошибаться нельзя. Борис в 10 с сзади. Одна ошибка, один пролет поворота, и все — догонит! Нужно работать четко, собранно. Третье место в заезде тоже неплохо, но... первое лучше. «Вперед!» — скомандовал себе Григорий.
Зрители гудят, ревут! В чем дело? Евгений, видя, что Григорий его догоняет, прибавил ход и приблизился к лидеру. Молодец, Володя, держится, лидирует весь заезд! Григорий рад за него. А за себя? Работай, работай, Гриша! Не отвлекайся. Руки онемели, спина болит. Вот и желтый флаг с черным крестом по диагонали: «Лидер ушел на последний круг». Но что такое? Взрыв ликования потряс воздух. Евгений на стартовом повороте обошел Володю. Теперь Григорию видна надпись «Славутич». Идут все трое с равным разрывом. В чем дело? Почему Володя уступил? Видимо, Евгений сделал отчаянный рывок, увеличил темп выше предельного и сразу ушел вперед. Не закрывая полного газа, передержал его на подходе к повороту. Так ходят только некоторые мастера мотокросса... У Григория появилось огромное желание догнать Володю. Где-то в глубине души он чувствовал, что сильнее товарища: то ли большая собранность, тренированность, то ли лучше мотоцикл. Так ли это? Может быть, он ошибается?

Володя и Евгений «взвинтили» темп

Володя и Евгений «взвинтили» темп

Три четверти круга до финиша первого заезда. Нужно торопиться, то есть еще чуть-чуть прибавить к гарантированному ходу, заставляя себя передерживать газ перед препятствиями и быстрее проходить повороты, прыжки. Темп и так очень высокий, начинает чувствоваться усталость, млеют пальцы левой руки, притупилось внимание к амортизации ногами мелких ям. Григорий идет стоя и, ему кажется, жестко идет, медленно догоняя Володю. Разрыв 20 м! Вот если бы он успел его обогнать и показать, как прыгать через «бугры»! Нет, не успевает. Володя идет быстро, хорошо идет! Но «бугры» не прыгнет, и Григорий приближается к нему вплотную. «Шприц» из песка и камней больно бьет Григория по лицу, рукам, груди. Газ полный! Качнулись в «змейке», как на веревочке, «волны» прошли с тем же разрывом. На трамплине Григорий прыгал с большой скорости, догнал Володю и чуть не влип в его задний щиток на «вертикали», хотя и зашел выше обычного. Шалико показывает: «Спокойно! Молодцы!» На финише они рядом, прыгнули, Григорий на полколеса сзади.
Третий. Обидно. Ничего, еще два заезда. Нужно будет постараться пройти лучше. Мотоцикл выдержал, никаких претензий к нему. Мимо проехали Борис и Леня, за ними появился Валентин. Кто там дальше, смотреть некогда. Ребята поставили мотоциклы на подставки, пусть остывают. «Все в порядке, Иван Иванович, контроль, заправка», — бодро сказал Григорий механику. Снял рубашку. Хотелось умыться и немного отдохнуть, посмотреть старт «Ижей»... Глаза Володи блестели, он сиял. И было отчего: показал себя, чуть не выиграл заезд, обошел Григория, мотоцикл в порядке, Лена болела за него, подбадривала. Все отлично, впереди еще два заезда, реальный шанс попасть в сборную Украины и поехать на первенство СССР.
Серый и Трифонов ушли со старта в десятке. «Ижи» пошли кучно, тяжело. На повороте устроили завал (надо уметь при такой ширине!) и попыхтели по трассе, оставляя клубы синего дыма. Времени на перерыв между заездами было мало, все нужно успеть. 100 г приятного, привычного напитка. Помыты, протерты очки, сушится потный подшлемник. Душновато. Парит. Видно, будет дождь. Небо обложено тучами, и лишь в небольшие «окна» пробивается солнце. Григория изменение погоды не страшит: запасное колесо с грязевой покрышкой 3,75X19 модели Л-96 всегда с собой, магнето закрыто надежно, воздухофильтр, карбюратор — тоже, остается лишь поставить защитную резинку на изолятор свечи и резиновые брызговики на крылья. Но пока нет такой необходимости. Протерты от грязи и пыли номерные таблички, бензобак, двигатель. Дозаправлен бензин: много зашло — почти 6 л, в баке оставалось менее 1 л. На форсированном режиме мотоцикл берет бензина больше. Проверено крепление деталей двигателя и ходовой части. Григорий заметил: ослаблена задняя цепь. Подтянул, смазал. Проверил свободный ход заднего тормоза и легкость вращения колеса, соосность колес. Проверил натяжение спиц в колесах — хорошо, вмятин на обо-дах нет. Крепление руля, рычагов управления, передней оси колеса, рулевой колонки — все затянуто, ничего не отошло. Теперь нужно посмотреть свечу. Нагар светло-коричневый, электроды белые, трудится хорошо, можно оставить. Кажется, все он посмотрел, проверил. Что у Володи? Порядок! Ему помогает Иван Иванович, вдвоем они справились с контролем мотоцикла быстрее Григория. У Володи была разбито заднее колесо, сменили. Где-то просмотрел яму, не успел самортизировать ногами. Ну, что же, бывает! Хорошо хоть доехал до финиша. Володя уже успокоился, поглядывает по сторонам, ищет Евгения. Евгений драит мотоцикл до блеска: значит, у него тоже все в порядке, особых волнений нет. Соперник номер один! Пример для подражания! Шлем, очки, мотопояс — сушатся рядом, на травке. Готов, чертяка! Как его объехать? Где? Возможно ли? Евгений силен везде. Еще если начнет прыгать «бугры», тогда его и вовсе не догнать. Есть еще одно место — скоростной «рваный» с поперечными волнами подъем, где Григория толкнул Борис. В других местах ни Григорий, ни его мотоцикл преимущества не имеют. Еще один заезд, и он будет победителем. Что же сделать? Что предпринять? Нужно выиграть старт и уходить! Удастся ли? Женя стартует отлично, часто передерживает газ, и всегда впереди. Ну, посмотрим! Попробуем! Почему только Женя? Может, Володя, Борис? Леня? Сейчас все прогрелись, прикатались. Борис разобрал магнето, видимо, дает сбои мотор, сидит у мотоцикла один: никому не доверяет главный агрегат. Кировоградец Валентин бодро болеет за ижистов. Леня все недоволен двигателем, носится по прогревочной прямой. Ефим внимательно осматривает лепестки клапана в увеличительное стекло, пробует их на упругость, видимо, не уверен в прочности фибры. Это и понятно — эксперимент!
Где же другие кировоградцы? Ага, вот они, в палатке. Меняют поршни. Не угадали с линейкой расширения — клинят, ставят старые. Обидно, ведь было время попробовать. Значит, и их увидим во втором заезде!
Кажется, Григорий осмотрел всех возможных конкурентов. Кто еще? Все те же. Хорошо! Из динамика послышалось приглашение поставить мотоциклы 175 см3 в предстартовый парк. Уже пора. Быстро закончился перерыв. Снова в бой! В борьбу! Привычным движением Григорий плотно застегивает шлем, подбородник, надевает мотопояс, перчатки. Поехали! Потянулись к предстартовому парку участники второго заезда класса 175 см3. Некоторых уже не видно — сошли, сломали мотоциклы, ушиблись... Первый заезд всегда наиболее представительный, он и должен бы быть решающим при равной сумме очков.
В предстартовом парке чистота и порядок. Добро пожаловать! Таблички с номерами гонщиков указывают места и порядок установки мотоциклов согласно приходу на финиш в первом заезде. У Григория третье место. Володя впереди. Бориса еще нет в предстартовом парке, задерживается. Леня все еще носится по прогревочной прямой. Валентин на месте, Ефим тоже.
Ижисты растянулись по всей 2-километровой трассе, идут без борьбы, сражаются в одиночку. Лидирует киевлянин, Юра — четвертым, Володя Серый — седьмым. Скромненько. До финиша класса 350 осталось два круга. Минут семь-восемь — и старт 175 см3. Можно немного отвлечься и размяться. Обязательно размяться. Григорий с Володей отходят в сторону, приседают на двух, на одной ноге, отжимаются на руках от земли. «Почему не прыгаешь «бугры»? — спрашивает Григорий Володьку. «Все не решусь, страшновато как-то». — «А Борис прыгнул! И ничего, усидел, теперь, видимо, будет прыгать все время. И ты сможешь. Проигрыш почти секунда. Я долго не мог вас догнать и лишь на «буграх» отыгрывал», — рассказывал Григорий. «Неужели?» — «Точно! Заходи правее, выравнивай и... не бойся. Бросает высоко и далеко, но приземление нормальное». Ребята трусцой побежали к предстартовому парку. Пора прогревать двигатели. Остается 5 мин. Лидер «350», киевлянин, ушел на последний круг. Вот и Юра — четвертым. Нет Володи Серого. Ага, показался, разрыв от пятого метров сто пятьдесят — шестым! Хорошо! Команда идет здорово! Так бы и дальше... очень хочется порадовать Алексея Ивановича, ведь он дома за всех переживает. Сегодня вечером Шалико будет звонить ему.
Зрителей — масса! Вся трасса окружена плотным кольцом в несколько рядов, холмы — как живые, усеяны болельщиками. Наиболее активные болельщики просочились внутрь круга, образовали островки, сидят, стоят на одном месте, чтобы милиция не прогнала, и болеют: свистят, кричат, машут руками, подпрыгивают на месте, бросают шапки вверх. На трассе обязательно нужны переходные мостики или туннели для прохода зрителей внутрь круга. Зритель хочет все видеть, быть рядом с гонщиками, чувствовать скорость, переживать борьбу...
В предстартовом парке рев прогреваемых моторов, шум, крики, суета. Григорий не торопится с прогревом: еще рано, излишне нагретый двигатель хуже тянет со старта. На тепленьком двигателе старт берется намного легче. Финишируют ижисты. Четвертым — Юра, шестым — Володя. Могут лучше.
Вдруг перед глазами, как из-под земли, вырос Шалико. Григорий уже завел двигатель, сел на мотоцикл. «Гриша! Сейчас нужно выложиться. Постарайся на старте, передержи большой радиус. Этот заезд — решающий! Да, еще. Не перекручивай двигатель на прямых — чаще переключайся! Все ясно?» — «Да». Шалико еще что-то говорил Володе, наклонившись к самому шлему. Григорий ничего не слышал из-за рева двигателей, но догадывался, что он его ругает за пассивность на «буграх», за переднюю стойку. Их родной Шалико успевал все и везде. Теперь он направился через парк гонщиков (заглянет к Ивану Ивановичу, спросит о состоянии мотоциклов, настроении ижистов, потом к Константину Петровичу, поговорит с ним), к своему рабочему месту в начале «аппендицита». Пора выходить на старт. В предстартовом парке тридцать пять рвущихся на старт гонщиков. Григорий широко расставил локти, направил свой мотоцикл к выпускным воротам, которые вот-вот должны открыться. Этого момента жаждут все: гонщики, судья, зрители. Последний «Иж» — на финише, за ним на мотоцикле с коляской, с большим зеленым флагом — начальник дистанции. Трасса готова к следующему заезду. «Поехали». Словно горный поток, сметающий все на своем пути, вырвались гонщики из узкого прохода предстартового парка и устремились на линию старта. Дальнейшее продвижение потока преградила поднятая в исходное положение стартовая машина.

Назад Оглавление Далее