aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Предисловие автора | Основы интенсивной реабилитации ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. И хотя термин "церебральный паралич" не отражает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировой литературе, поскольку другого термина не предложено (Семенова К.А., Лильин Е.Т. и др.)
Ежегодно на учет по инвалидности ставится около 800 тысяч человек, 25% от этого числа составляет трудоспособный контингент. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. По оценкам специалистов к 2015 году доля здоровых новорожденных может сократиться до 15-20% от общего числа детей. Функциональные отклонения выявляются у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю (Семенова К.А. 1984г.).
Ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий.
Известно около 500 факторов, объясняющих причины появления клиники ДЦП. Так как развитие медицинской науки и методов исследования не стоит на месте, то этих факторов со временем будет найдено еще больше, а прогнозы в реабилитации детей с ДЦП станут еще пессимистичнее. Такой парадоксальный вывод не устраивает врачей и родителей больных детей с ДЦП.
По-видимому, необходимо пересмотреть устоявшиеся взгляды на этиологию, патогенез, лечение и реабилитацию детей с ДЦП, так как удручающая статистика свидетельствует не в пользу общепринятых подходов к проблеме ДЦП.
Восстановление функций нервной системы и поперечно-полосатой мускулатуры при ДЦП - главная задача реабилитологов. Без четкого определения общебиологического базового термина функция, без понимания диалектической связи функции и структуры невозможно представить и тактику реабилитационного процесса. Поэтому автор в этой книге заостряет внимание на этом вопросе.
В силу привычных стереотипов, искусственное разделение нервной системы на головной мозг, спинной мозг и периферические нервы с целью лучшего изучения, незаметно привело и на практике к раздельному восприятию этой единой системы. Такой стереотип рассуждений, несомненно, отразился и на определении причинно-следственной связи при ДЦП. В общей части данной монографии автор подробно останавливается на этом вопросе.
У всех детей с ДЦП отмечается нарушение осанки, дискоординация в движениях конечностей, преобладание тонуса сгибающей, приводящей и пронирующей мускулатуры, что свидетельствует не только о дисбалансе поперечно-полосатой мускулатуры тела, но и о патологии развития позвоночного столба.
В клинической картине нарушение координированной работы поперечно-полосатой мускулатуры описывают все исследователи, изучающие проблему ДЦП. Но вовлечение в процесс поперечно-полосатой мускулатуры рассматривается ими, как следствие первичных патологических изменений в головном мозге. Эти клинические признаки указывают не только на патологию головного мозга, но и на нарушение механизмов реципрокной иннервации при ДЦП. Поэтому автор заостряет внимание на этом вопросе.
Нарушения тактильной, болевой и температурной и других видов чувствительности выявляются у всех детей с ДЦП, что позволяет сделать предположение о неадекватных ответных реакциях, как следствии неадекватного восприятия окружающего мира. Неадекватные реакции ребенка проявляются в виде серии специфических ответов на неспецифический раздражитель - спастически сокращающейся мускулатуры, некоординированных движений и т.д. В книге подробно освещается этот вопрос в разделе Специфический ответ на неспецифический раздражитель.
Ознакомившись с этими разделами, можно сделать вывод о невозможности организма ребенка с ДЦП осуществлять сложные виды авторегуляции не только с использованием всех органов чувств и головного мозга, но и на уровне элементарной рефлекторной дуги, центры которой находятся в спинном мозге. Возможно ли первичное поражение проводящих путей спинного мозга и перифирических нервов при ДЦП? Автор решил подробней осветить этот вопрос с точки зрения фундаментальных наук.
Патология в родах является одной из ведущих причин в генезе ДЦП, поэтому механизм родов рассматривается подробно в этой книге, но с точки зрения реабилитолога. Такой взгляд на механизм родов объясняет некоторые патогенетические механизмы ДЦП и помогает понять, как проводить раннюю профилактику ДЦП.
В реабилитационной практике врачи имеют дело с уже свершившимся фактом - рождением жизнеспособного ребенка, и на первый план выходит задача восстановления нарушенных функций у этого ребенка. Поэтому важным является ответ на вопрос – можно ли помочь конкретному ребенку? Часто, не задумываясь о последствиях, врачи заявляют матери больного ребенка: "Вам нужно смиpиться, пpивыкнуть к тому, что это заболевание неизлечимо... Медицина, увы, пока бессильна... Возможно лишь частичное восстановление функции....." и т.д. Эти и дpугие высказывания подобного типа звучат, как пpиговоp. Недаpом так злободневен вопpос об ятpогенных заболеваниях - последствиях вpачебных высказываний.
Если врач не знает, как восстановить функцию при наличии анатомического субстрата, то это еще не означает фатальности исхода. В лечении других заболеваний, где этот врач добивается успехов, он, безусловно, компетентен. Таким образом, высказывания о фатальности исхода еще не означает сам исход, — это лишь признание врачом своей некомпетентности именно в этом вопросе. В приложении к этой книге специально уделяется внимание проблеме ятрогенных заболеваний и психологии общения.
Чтобы помочь больному ребенку восстановить функции, нужно быть компетентным в этом вопросе специалистом. А компетентность — это знание закономерностей процессов восстановления нарушенных функций. Профессионализм — это умение и желание врача претворить свои знания в жизнь, чтобы увидеть тот результат, который он прогнозирует.
Автор надеется, что, прочитав эту книгу, многие специалисты, изменив свой стереотип мышления, отбросят скепсис и с новыми силами начнут сражаться за каждого невинного больного ребенка.
Автор желает успехов в новом тысячелетии всем медработникам, сражающимся за жизнь и здоровье своих пациентов!

Москва 2000 г.
К.т. 89031028855.

Назад Оглавление Далее