aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

1. Предисловие

Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать "цирковые кульбиты", подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске – на инвалидной коляске?!
По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них – 8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 – инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатеринбургскую городскую общественную организацию инвалидов-колясочников "Свободное движение", объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже – в марте 1999 года). Председатель организации – Елена Геннадьевна Леонтьева.
С первых же дней создания "Свободное движение" тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно включилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов "Инвалид", принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы "Доступный город", цель которой – обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов.
Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организаций инвалидов. Ими стали: председатель организации "Свободное движение" Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, передвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не открывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недоработок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям.
Связано это с тем, что нельзя в одночасье научиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное – удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.
Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г. Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т.е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь условно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловлено тем, что из этих 66 лишь один объект был построен на новом месте, а остальные появились после реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходимым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус будет длиной минимум 10–12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли именно такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько другой выход: "В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов". Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инвалидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди могут определить критерии своих минимальных потребностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облегчения доступа в здания инвалидам (найти это промежуточное положение между полным отсутствием доступа и свободным доступом). Одновременно возникает вопрос: "А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за принятие субъективного решения?" Никакого методического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необходимы какие-то рекомендации, разработанные непосредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть организована работа инвалидов, источники финансирования этой работы. Именно из-за этого в Екатеринбурге инвалиды добились официального согласования с ними проектов лишь в феврале 2000 года. Такого опыта проведения экспертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.
Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инвалиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свободный или облегченный доступ инвалидам на коляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.
Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия", общественная организация "Свободное движение" сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколько десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплатными услугами этой библиотеки. Но даже знание нормативов не решает всех возникающих проблем.
Основная проблема проектирования заключается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требования как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэтому в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Большое поле для деятельности инвалидов связано также с изменением существующих стереотипов при проектировании жилых домов.
В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представлена более "продвинутая" концепция строительства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нормативы. Именно поэтому субъективная точка зрения автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и размышлений.
Хочу обратить Ваше особое внимание, что
официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень легко зрительно отличить друг от друга, так как они набраны разным шрифтом. Нормативные требования также обозначены точкой.
Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с последующими комментариями автора.
✔ – таким знаком обозначены наиболее часто возникающие вопросы, на которые я постаралась дать ответы.
Надеемся, что эта книга, выпущенная при финансовой поддержке Фонда Сороса, окажет реальную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.

Назад Оглавление Далее