aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

3.4.5. Создание условий для пользования общественным и личным транспортом

Инвалидам должны быть созданы условия дця беспрепятственного пользования железнодорозц. ным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Конвенция ООН о правах инвалидов обязывает Россию принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, в частности, средств транспорта, а также обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или представляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов.
Со своей стороны, при бронировании билетов пассажир-инвалид обязан заранее обговорить с сотрудниками авиакомпании группу своей инвалидности, способность к передвижению, потребность в сопровождении бортпроводником, в предоставлении кислородного баллона. При перевозке пассажира, нуждающегося в подключении системы жизнеобеспечения, на борту предоставляется возможность воспользоваться источником электропитания. Если пассажир нуждается в носилках, то бронируется несколько мест (обычно три ряда по два кресла).
Незрячим и слабовидящим инвалидам, следующим в сопровождении собаки-поводыря, разрешено провозить собаку бесплатно в пассажирском салоне. Собака во время полета должна быть привязана у ног пассажира и иметь намордник. У инвалида должен иметься официальный документ, подтверждающий прохождение животным специальной тренировки.
В последнее время крупнейшие российские авиакомпании все больше стремятся обеспечить соответствие своих услуг международным стандартам. Однако есть и негативные примеры.
Например, Ленинский районный суд Тульской области удовлетворил иск инвалида по зрению Павла Обиуха к авиакомпании «Сибирь», которая отказалась пускать его на борт самолета без сопровождающего, обязав перевозчика выплатить пострадавшему 25 тыс. руб. Теперь господин Обиух намерен обжаловать в Верховном суде РФ отдельные пункты федеральных правил авиаперевозок, касающихся инвалидов. В этом ему готовы помочь представители Роспотребнадзора и Общественной палаты.
Надеемся, что итоги указанного судебного разбирательства послужат примером и для других авиаперевозчиков, которые летают по общероссийским правилам и могут ущемлять права людей с ограниченными возможностями.
К сожалению, сейчас вопреки международным договорам и даже российскому законодательству о защите пРав инвалидов, действующий Воздушный кодекс РФ не гарантирует гражданам с ограниченными возможностями возможность совершить авиапутешествие. В частости, он предоставляет авиакомпаниям право в одностороннем порядке расторгнуть договор (без возврата заплаченных за билет денег), «если состояние пассажитребует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или друг лиц, что подтверждается медицинскими документа ми, а равно создает беспорядок и неустранимые не удобства для других лиц». Поэтому инвалиду следуй при покупке билета сообщать о наличии у него инвалидности и предъявлять документы, подтверждаюцще инвалидность.
Немного ранее авиакомпания «Сибирь» участвовала в другом громком судебном разбирательстве по иску инвалида-колясочницы Натальи Присецкой, которую стюардесса отказалась принять на борт самолета. В этом случае суд также взыскал с недобросовестного перевозчика в пользу инвалида возмеще ние нанесенного морального вреда в размере 50 тысяч рублей.
Вопиющие нарушения требуют внесения поправок в Воздушный кодекс РФ, которые бы обеспечивали соблюдение прав инвалидов. Государственная Дума РФ уже приняла проект поправок в Воздушный кодекс РФ, которые обязывают авиакомпании «оказывать или обеспечивать оказание дополнительных услуг инвалидам с особыми потребностями (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и иными) по регистрации, доставке и посадке на воздушное судно, пребыванию на нем и высадке из него». Ведь юридически наличие инвалидности не должно расцениваться как угроза безопасности полета.
«Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03 утверждены Главным государственным с®' нитарным врачом РФ 3 марта 2003 г. Они предусм®т' рявают оборудование вокзала для удобства пребывания и передвижения инвалидов на нем. Например, согласно указанным Правилам для удобства пребывания передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коіяске с сопровождающими лицами (размер кабины 110x140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225x155 см, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей — 90 см. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на боЛее низком уровне.
Проверки деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД», проводимые транспортной прокуратурой, показывают наличие многочисленных нарушений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», обязывающей организаццй независимо от организационно-правовых форм, создавать для инвалидов условия для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом и обеспечивать вокзалы специальными приспособлениям.
Причиной частых нарушений, пожалуй, является отсутствие нормативной базы, предусматривающей серьезную ответственность для перевозчика за необорудование посадочных перронов такими спец. средствами.
К сожалению, автобусы также нечасто оборудуются подъемниками для инвалидов, хотя отечественные производители готовы предложить такие автобусы. При этом стоимость автобуса с подъемником всего на 7-10% выше стандартного. Более того, на одном из брянских предприятий медицинского оборудования разработано универсальное подъемное устройство ТПУ 03, не имеющее зарубежных аналогов.
Во многих городах России созданы службы социального такси, оборудованного подъемниками для инвалидов. На таких такси инвалиды могут добраться до больниц, аптек, правоохранительных органов, вокзалов или просто поехать в гости. Специалисты службы помогут человеку спуститься по лестницам жилого дома, сесть в коляску, удобно устроиться в салоне автобуса. Иногда на местном уровне утверждается перечень объектов, куда инвалид может поехать, воспользовавшись услугами такси (например, в Новосибирске).
В Москве Центр транспортного обслуживания — «Социальное такси», предоставляющий инвалидом услуги по индивидуальным и коллективным перевоз«аМ. функционирует уже более десятка лет. Московские инвалиды оплачивают 50% действующего тарифа за поездку, а оставшаяся часть затрат компенсируется за счет средств бюджета города. Парк и модельный ряд транспортных средств, специально оборудованных для перевозок инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, постоянно расширяется, приобретаются автобусы, оборудованные креслом с поворотным механизмом для беспересадочного обслуживания инвалидов-колясочников.
В некоторых городах поездки в медучреждения и органы социальной защиты для немобильных людей являются бесплатными.
Инвалиды, имеющие собственные автомобили, имеют право бесплатно пользоваться местами для парковки. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» каждая стоянка (остановка) автотранспортных средств около предприятий торговли, сферы услуг, и культурно-зрелищных учреждений должна иметь места для парковки автотранспортных средств инвалидов — не менее 10% мест, которые не должны быть заняты иными транспортными средствами даже при большом потоке машин.
Оборудование стоянок осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и средств частных лиц. Стоянки около муниципальных детских садов оборудУются за счет муниципальных бюджетов, а стоянки возле частных торговых центров — за счет владельцев Таких объектов.

Назад Оглавление Далее