Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Законодательство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Глава IV Помощь разная нужн

За ребенка бьешся крепче, чем за себя

Когда ты борешься за свою жизнь, ты отдаешь себе отчет, что ты делаешь это ради близких, родных, себя, в конце концов.
Но когда ты сражаешься за жизнь своего ребенка, ты ведешь себя не адекватно. Тебя захлестывают эмоции, и ты напрочь отключаешь логику. Я, наверное, такой человек, что я не понимаю слова «нет». Если мне так говорят, то я обойду, выкручусь, но своего по закону добьюсь.
По большому счету государство только делает вид, что оказывает помощь детям-инвалидам. С экранов телевизора говорят, что для таких детей делают все возможное и даже больше, но на деле поддержку получают только дети с определенной группой инвалидности.
А такие как мой ребенок оказываются выброшенными из жизни как какие-то отбросы. Такой ребенок не нужен социальной сфере, потому что заниматься с ним нет смысла: бесперспективен.
Он не нужен образованию, так как научить его чему- то уже не смогут. Он не нужен государству в целом, ведь налогов с него они никогда получить не смогут.
Сейчас, например, спасают даже недоношенных новорожденных малышей весом от 500 грамм. Но ведь никто не рассказывает родителям, что их ждет дальше с этим ребенком.
Конечно, каждый родитель будет бороться за жизнь своего чада. Но когда такой ребенок появляется в семье, у людей помимо всего прочего, возникает серьезная психологическая травма. И ведь ни один психолог не приходит к тебе домой и не рассказывает и не подсказывает, что нужно делать, как с этим дальше жить.
Никто не подсказывает мужчине, как ему с этими проблемами справиться, чтобы не сбежать из семьи и оставаться мужчиной.
Чаще всего все обязанности по уходу и воспитанию за ребенком ложатся на женщину. Со временем она выматывается, перестает краситься, следить за собой, ее начинает заедать стресс. И у меня тоже такое было.
Каких-то специальных денег, кроме пенсии, на лечение и реабилитацию Леры у нас нет. Они положены только определенным группам с определенными заболеваниями. Наша дочь не подпадает ни под одну из них.
Да, есть компенсация на лечение эпилепсии, но то, что девочка «сидела на зондах», а после ей требовалось диетическое особое питание - это никому не интересно. Единственное, что я смогла для нас выбить - это социальный работник. Она оформлена у нас через государство.

Няня как член семьи

Когда я только предложила нашей медсестре поработать у нас, она стала приходить разово. Через какой- то промежуток времени я подумала, а почему бы не попытаться оформить ее через какое-то медучреждение? Все-таки она выполняет свои профессиональные функции, и ей мог бы идти за это трудовой стаж.
По образованию она - медсестра с большим опытом работы с детьми в неврологии. Поэтому детей-инвалидов она не боится, не чурается. Отношение к ним у нее очень человеческое.
Я написала обращение в министерство труда, занятости и социального развития о том, что мне нужен социальный работник. Ответ был - ничем помочь не можем. Я написала в министерство здравоохранения. Устно я не общаюсь практически ни с кем, потому что бумага - это доказательство того, что я обращалась за помощью.
Мотивировала я свою просьбу так: у меня нет медицинского образования, у меня тяжелый ребенок-инвалид, поэтому я прошу выделить ставку медсестры на дом. Я не имею права ставить зонды и производить медицинские манипуляции, в том числе делать уколы, когда у Леры случаются приступы.
В ответе мне предложили следующее: первое - сдать Леру на пятидневку в Северодвинский реабилитационный центр, второе - положить ее на паллиативные койки в детскую областную больницу с утра до вечера, третье - мне написали, что я, находясь в стационаре детской областной больницы, была обучена постановке медицинского зонда и прочим медицинским манипуляциям.
Наверное, другой человек бы успокоился и выбрал что-то из предложенных вариантов, но не я.
Я отправила следующее письмо: «Согласно национальной стратегии президента России В.В. Путина на 2012-2017 годы в интересах детей каждый ребенок должен находиться в семье. Следовательно, если воспользоваться первым вариантом, при живых родителях вы толкаете моего ребенка на социальное сиротство.
Во-вторых, я указала, что попадая в условия стационара, мой ребенок начинает болеть пневмонией, а это - курс постоянных антибиотиков, что в конечном итоге приведет к летальному исходу.
И третье - если я, по вашему мнению, обучена соответствующим навыкам и умениям, о которых вы говорите, то дайте мне диплом».
После этого мне оформили медсестру через взрослое отделение психоневрологического диспансера.
Начались проблемы, потому что Лера не состояла на учете у психиатра. Медсестре и мне звонила заведующая и угрожала прокуратурой. Видимо, они думали, что мы как-то отмываем деньги, оформив социальную няню для здорового ребенка.
За три года работы Светлана стала для нас практически членом семьи, старшей тетей для Леры. Если я не успеваю приготовить завтрак, она это делает.
Утром она будит Леру, кормит ее, дает таблетки. Если погода хорошая, они отправляются на прогулку или же читают книги. После - обед и дневной сон.
Если нам нужно съездить с Лерой в больницу, мы делаем это вместе с няней. Например, недавно мы поехали на рентгеновское обследование в детскую областную больницу. Сначала нас отправили в поликлинику на улице Северодвинской, где мы сделали УЗИ, затем отправились снова в областную. Лера пролечивается там только в рамках стационара, и карточки у нее нет. В этот раз пришлось заводить карточку.
Светлана с Лерой сидели в очереди, а я оформляла эти документы. Если бы у меня не было такой помощницы, то неизвестно, сколько времени пришлось бы провести в больнице. Очередь ведь ждать не будет. Да и на коляске до детской областной больницы по нашим дорогам не проедешь.
Вот Светлана и помогает даже в таких, казалось бы, мелочах: выгрузить коляску, усадить в нее Лерку.
Светлана очень хорошо знает Леру, мы абсолютно спокойно можем оставить ей дочку, когда едем, напри-
Сейчас все мамы Архангельска, у которых на руках есть тяжелые дети-инвалиды, могут оформить себе услугу социального работника, которого будет оплачивать государство. Но пока этой возможностью воспользовались немногие.
Через наш социальный центр, в котором я работаю, мы оформили медсестру для двух мамочек, правда, всего лишь на несколько часов в день. Просто им так удобнее. Кстати, думаю, уже в марте 2015 года будет обсуждаться областной закон, по каким критериям и каким образом для тяжелых детей будет выделяться социальный работник.
Получается, моя идея получила серьезный отклик, и я надеюсь, в будущем облегчит жизнь семьям, которые заинтересованы в соцработнике.
мер, с Сережей в отпуск.

Право на социальное обслуживание и сопровождение

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ вступил в силу с 1 января 2015 года. Он действительно предусматривает заявительный порядок получения социальных услуг. Это означает, что для их получения нужно обратиться в орган социальной защиты населения.

Как получить социальную услугу

Процедура получения социальных услуг такова. Заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании нужно направить письменно в региональный орган социальной защиты населения (в Архангельской области это министерство труда, занятости и социальной защиты).
А министерство в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. После этого составляется индивидуальная программа и с гражданином заключается договор о предоставлении социальных услуг.
Заявление о предоставлении социального обслуживания можно подать и в электронной форме через учреждение социального обслуживания.
При этом надо отметить, что решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно и в упрощенном порядке, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи.
После того, как гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании и ему составлена индивидуальная программа, он может обратиться к поставщику услуг по своему выбору с заявлением о предоставлении социальных услуг.
Кто может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?
Согласно закону гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют определенные обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Одним из таких обстоятельств закон признает наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Несовершеннолетним социальные услуги предоставляются бесплатно.
Решение об оказании срочных социальных услуг

Что такое индивидуальная программа

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Она составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.
Виды социальных услуг, которые возможно получить с учетом индивидуальных потребностей гражданина по основаниям, установленным законом:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов.

От нас никто не отвернулся

Когда Лера родилась, моя мама уже серьезно болела. Думаю, она особо не поняла, что случилось.
А вот мама Сережи очень переживала. Она много плакала, страдала. Дело в том, что Сережа - ее единственный сын, и Лера была ее первой и единственной внучкой, поэтому ее болезнь она эмоционально тяжело приняла. Но потом все-таки смирилась с этой мыслью. Сережина мама очень мужественная женщина, несмотря на свое серьезное заболевание, она дарила свое внимание, любовь и заботу Лере.
Помню, что Нина Александровна часто говорила мне: «Наташа, ведь Лера все понимает». Они часто пели вместе песни, читали - Лере это очень нравилось. Сколько они могли дать внучке - они дали.
Но самое главное - она очень правильно воспитала своего сына. Когда только Лерка родилась, она постоянно повторяла мне: «Наташа, у тебя есть мужчина, он тебя поддержит и поможет».
Она всегда вела себя очень мудро, спокойно относилась, если мы что-то делали не так, и никогда не пыталась навязать свою точку зрения.
Кстати, со свекровью от первого мужа у нас тоже сохранились очень хорошие отношения. Она часто зовет нас с Лерой к себе на дачу.
В 2010 году не стало папы Сережи, в 2011 - мамы. Сейчас в живых у нас остался только мой папа - Лерин дедушка.
В первые годы, он наверное, даже не понимал всю серьезность внучкиного заболевания.
Да, он приходил к нам в больницу, навещал, но Лерку поначалу очень сильно боялся. Не знал, как подойти к ней и взять, чтобы не причинить боль. Сейчас он уже привык, ходит с ней на коляске гулять или в магазин.
Наши друзья рождение Леры восприняли абсолютно спокойно. Я не помню, чтобы от нас кто-то отвернулся, встретил эту новость с неприятием или же стал советовать отказаться.
Может быть, так произошло, потому что мы не загружали их своими проблемами. Или же потому что большинство наших знакомых - врачи.
А крестная Леры даже наоборот, подключила к нашим проблемам свою подругу, с которой я раньше не была знакома. По профессии она - врач-невролог. И так получилось, что маленькую Леру до года она буквально вела под своим наблюдением, давала советы, помогала с уходом.

Личный прогресс Леры

Какое-то время мы ходили в опорно-экспериментальный реабилитационный центр. Однажды туда приехали шведы. Надо сказать, что у них подход к детям-инвалидам совершенно иной, они не обращают внимания на диагноз ребенка, а смотрят его способности, что он может делать.
Лера тогда была еще маленькой, ей было годика три. Так вот когда они давали ей игрушку и она брала ее в руки, шведы радовались как дети.
Со стороны картина выглядела довольно странно. Ведь по нашим понятиям, чему тут радоваться? Ребенок никогда не будет ходить, сидеть, ходить, говорить, а у них восторг.
Но позже я поняла их.
Когда у Леры началась ремиссия, мы попытались находить позитив в каждом ее действии. В этот момент было не важно, насколько она хороша или плоха по сравнению с другими - обычными детьми.
Шаг, усилие, движение - были ее личным прогрессом. Помню, я ставила ей ходунки, в которых она стояла по два-три часа. Да, сначала Лерка стонала от непривычки, но потом она понимала, что в ходунках можно ходить, толкалась и начинала передвигаться.
Несмотря на то, что сфера образования поставила на Лере крест, девочка очень чутко реагирует на маму и папу, различает своих и чужих и по-своему развивается.
Она тянется руками ко мне, хмурится и плачет, когда ей больно. Это абсолютно живой человек.
Так почему же я должна сдать ее в детский дом или похоронить заживо, как мне предлагали некоторые врачи - ничего не делать во время очередного приступа эпилепсии? Почему наша медицина не хочет брать ответственность на себя за это? А я должна да еще и жить с этим потом.
Помню, однажды Лера пролежала после операции в реанимации в пустом помещении одна четыре дня. Я подошла к ней, взяла за руку, Лера подняла на меня глаза, а в них стоят слезы. Такого взгляда у своего ребенка я еще никогда не видела. В них читалось осуждение за то, что оставили ее одну на такой длинный срок. Я не сдержалась и заплакала. После этого меня позвал к себе главный врач, который сказал: «Вы не должны плакать, потому что вашему ребенку нужна сильная и здоровая мать, она ведь все понимает».
Когда я рассказала это Сереже, мы даже долго смеялись, потому что это был первый случай, когда медик сказал о нашей Лере такие слова, которые мы без врачей уже давно знали.
Еще один врач, который хорошо к нам отнесся (из поликлиники на улице Северодвинской) - он раскутал Леру, когда мы пришли на прием, и сказал: «Ну, что молодец, что девчонку родила. Через полтора года, наверное, за вторым надо?».
А я на тот момент была настолько затюкана врачами, потому что все говорили: «Все очень плохо» и никто не давал надежды никакой, что даже не поняла его.
«А как же руки и ноги?» - спросила я.
«Прооперируем - и все будет в порядке», - бодро ответил мне он.
Это чувство, когда я вышла из больницы, наверное, не забуду никогда. Лере было три месяца. На улице июнь, настоящее лето, солнце светит. У меня было такое счастье, что хоть один врач сказал что-то положительное.
Сейчас Лера снова пытается передвигаться в ходунках, говорит «ма», «па», иногда калякает что-то на своем непонятном языке.
Знаете, когда ребенок страдает, например, осенью 2014 года, у нас были осложнения, она просто думает о том, чтобы ей стало лучше.
В такие периоды пусть о маленьком, но саморазвитии говорить не приходится. Но в периоды ремиссии, стабильности, Лера, конечно, замечает свой прогресс. Особенно она старается, когда ее за что-то хвалят, и всегда ждет поощрения.

Доступность образовательных организаций

Реализовать право на получение школьного образования возможно тогда, когда школа является «досягаемой», то есть и здание школы является доступным, а также имеется доступный транспорт, и школьные программы и внеклассные мероприятия адаптированы для детей с инвалидностью.
к потребностям и возможностям ребенка.
Разработаны специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом различных особых потребностей детей (связанных с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и т.д.).
Здания школы должны быть оборудованы пандусами. Кроме того, доступность должна быть обеспечена и в академическом смысле, то есть программы и образовательные стандарты должны быть приспособлены, адаптированы.

Специальные условия обучения

В соответствии с федеральным законом «Об образовании» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, которые ведут образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (пункты 2 и 3 статьи 79).
Приказом Министерства образования от 30.08.2013 № 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 24 этого Порядка:
«Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:
- необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Ответственность за создание специальных условий обучения лежит на образовательной организации, принявшей ребенка на обучение.
А психолого-медико-педагогические комиссии отвечают за разработку рекомендаций о специальных условиях обучения.

Обучение на дому

В письме от 18.04.2008 Министерство образования и науки РФ указывает, что детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.
Обучение на дому, таким образом, является такой формой получения образования, которая может быть обоснована исключительно потребностями ребенка, состоянием его здоровья.
Решения об обучении на дому не должны обосновываться тем, что школы не готовы принимать детей по причине отсутствия пандусов, специальных программ или необходимого персонала (тьюторов и ассистентов).
В ситуациях, когда в окружающей ребенка среде возникают разного рода физические или академические препятствия решения должны приниматься исходя из следующих норм права, действующих одновременно и в отношении каждого ребенка:
1) Обеспечение наилучших интересов ребенка (в наилучших интересах ребенка, прежде всего, развиваться с помощью обучения);
2) Разумное приспособление;
3) Недискриминация (результатом выбора формы обучения не должна являться изоляция от общества, фактическое исключение доступа к образованию, отказ в возможности развиваться и получать специальную педагогическую помощь).
Решаться эти вопросы должны комплексно и на основе взаимодействия ряда государственных и муниципальных структур.
В той мере, в которой существующие транспортные средства (пассажирский транспорт, автобусы) не соответствуют требованиям универсального дизайна, должно быть осуществлено разумное приспособление при проезде в образовательные учреждения для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Данная проблема является самой актуальной для тех учеников, которые имеют серьезные и множественные нарушения, и которым не обеспечены условия обучения в школах по месту жительства.
В случаях, когда необходимые условия обучения могут быть созданы только в специальных (коррекционных) школах, детям часто приходится преодолевать значительные расстояния для поездки из дома в школу и обратно. Именно в этих случаях необходим специально приспособленный транспорт или помощь в организации проезда.
В обращениях родителей отмечается, что самый доступный вид транспорта - это такси. Но это самый дорогостоящий вид транспорта.
По экономическим причинам семьи, как правило, не могут возить ребенка каждый день в школу туда и обратно на таком виде транспорта.
При отсутствии муниципального транспорта, доступного для проезда в школу для детей, передвигающихся на кресле-коляске, дети вынуждены оставаться дома и не имеют фактического доступа в образовательные учреждения. Обучение на дому является, таким образом, безальтернативной формой обучения для детей, имеющих сложные и множественные нарушения, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата.
Следовательно, имеется дискриминация в форме отказа ребенку в доступе к образовательному учреждению.
Согласно п. 3 (1) статьи 44 Федерального закона «Об образовании» родители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность,
Однако, при отсутствии физической (в том числе транспортной) доступности образовательных учреждений это право остается нереализованным.
При принятии решений о том, будет ли обучаться ребенок в образовательном учреждении или на дому мнение ребенка, как правило, игнорируется по той же причине отсутствия фактической возможности выбора.
Это является нарушением Конвенции о правах ребенка, которая обязывает к тому, чтобы решения принимались в наилучших интересах ребенка и с учетом его мнения.

Межведомственное взаимодействие

Проблема обеспечения образования детей со сложными и множественными нарушениями не может быть должным образом решена без объединения ресурсов нескольких ведомств: образования, социальной защиты и здравоохранения.
Для указанной группы детей необходима не только поддержка дополнительных сотрудников из числа педагогического персонала (тьюторов), но и социальных работников - сопровождающих, которые оказывают помощь в передвижении, кормлении, посещении туалета, в том числе и необходимого персонала с медицинской подготовкой для наблюдения и оказания медицинской помощи в течение дня.
Согласно статье 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования должны обеспечивать органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.
Межведомственное взаимодействие является особенно необходимым для обеспечения права на образования указанной группы учащихся.
Ситуация в Архангельской области сложилась таким образом, что требованиям доступности соответствуют лишь несколько государственных учреждений, обладающих необходимым набором социальных и медицинских услуг и специалистов, нужных детям с множественными нарушениями здоровья.
Эти же учреждения отвечают требованиям доступности для детей, имеющих ограничения в передвижении. Кроме того они имеют опыт совмещения обучения и реабилитации, что для детей с ТМН является самым важным для развития и укрепления самых основных жизненных функций.
Проблема возникает в связи с тем, что эти учреждения находятся в системе социальной защиты и подчиняются органам, осуществляющим управление социальной защитой населения. Ответственности за получение образования эти органы не несут. В итоге действительная реализация права на доступное образование в образовательной организации для детей с ТМН возможна только при сотрудничестве органов образования, социальной защиты и здравоохранения, а это требует специальных мер и разработки порядка взаимодействия.
Если такие меры не принимаются, право на доступность образования и выбор формы получения образования остается лишь на бумаге.
Реальная возможность лишь одна - обучение на дому или в семейной форме. А это означает, что никакой интеграции, никакого действительного равенства в участии жизни в общества в пользовании правами (не только правом на образование, но и многими другими правами) нет. Это и есть дискриминация, которую необходимо искоренять в соответствии с нормами российского законодательства.

Права человека для ребенка

Всем известно, что дети - равные со взрослыми обладатели прав человека. Положения международных документов по правам человека подчеркивают достоинство и ценность каждой человеческой личности.
Основные права человека: право на жизнь, на имя и гражданство, на равную защиту закона, на образование, на социальное обеспечение, право выражать мнение, пользоваться своими правами без дискриминации и другие принадлежат каждому человеку.
В то же время дети нуждаются в особой защите, поэтому их права и меры защиты подкрепляются особыми нормами.
Обеспечивать осуществление прав ребенка должно государство, с помощью принятия законов и создания системы здравоохранения, образования, социальной защиты, которые в ходе своей деятельности должны уделять особое внимание правам и интересам ребенка.
Важными людьми для ребенка являются его родители, а также другие окружающие его взрослые. Именно родители выступают как законные представители и в первую очередь заботятся о реализации его прав и интересов. Государство и родители, таким образом, должны быть сотрудниками и партнерами в том, что касается развития детей, соблюдения их прав, оказания им помощи в исполнении их обязанности и ответственности за их воспитание, образование и развитие.
Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает такие обязательства:
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3 (2).
Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. (статья 3 (3).
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей..., опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка (статья 5).
Эти обязательства государств-участников Конвенции реализуются посредством принятия национальных законов.
Россия также является участником Конвенции ООН о правах ребенка, она была ратифицирована в 1990 году и может применяться непосредственно, то есть на положения Конвенции можно ссылаться в подтверждение своих требований и обращений в любые органы и к любым лицам.
При этом Конвенция имеет большую юридическую силу, чем российское законодательство. Она имеет приоритет перед национальным законом. Это значит, что в случае, если положение федерального закона или закона субъекта РФ противоречит положениям Конвенции, она имеет приоритет.
Не все положения Конвенции в то же время могут действовать непосредственно.
Например, статья 4 Конвенции устанавливает:
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Из этого положения вытекает, что государство обязано принимать законы и разрабатывать такие меры, которые будут обеспечивать реальное осуществление, а не всего лишь абстрактную возможность реализации прав.
Кроме того, некоторые права человека (экономические, социальные и культурные) не могут быть реализованы сразу и полностью, их осуществление происходит постепенно по мере возможности, в процессе улучшения экономического положения.
Качество осуществления прав может быть различным в зависимости от экономической ситуации в стране. Но это не означает, что осуществление прав может быть отложено на неопределенное будущее или что в каких-то правах можно отказать.
При любой экономической ситуации обязанностью государства является принятие мер, осуществление постепенных шагов, разработка и реализация программ и планов, нацеленных на улучшение качества осуществления прав человека.
При этом, в отношении ребенка на государство всегда возлагается особая ответственность, поскольку как указывается в преамбуле Конвенции, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Конвенция в преамбуле, указывает на признание того, «что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании».

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.