aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

1. Резюме

1.1. Задачи

1.1.1. Малагская декларация министров о людях с ограниченными возможностями

В 1992 году по итогам первой европейской конференции министров, ответственных за политику в отношении людей с ограниченными возможностями, Комитет Министров принял Рекомендацию № R (92) 6 о последовательной политике в поддержку людей с ограниченными возможностями.
Эта новаторская Рекомендация в течение более десяти лет оказывала влияние на политику в отношении людей с ограниченными возможностями и стала основой для новых планов в сфере политики интеграции, которые принесли положительные плоды для людей с ограниченными возможностями как на национальном, так и на международном уровнях.
Однако в обществе происходили крупные перемены, и возникла необходимость в новых стратегиях для дальнейшего продвижения на ближайшее десятилетие в подходе к людям с ограниченными возможностями, основанном на признании их социальных прав и прав человека.
В мае 2003 года на второй европейской конференции министров, которая состоялась в городе Малага, Испания, министры, ответственные за политику в отношении людей с ограниченными возможностями, приняли Малагскую декларацию министров о людях с ограниченными возможностями "На пути к полному участию людей с ограниченными возможностями как граждан".
Была принята соответствующая стратегия для разработки Плана действий Совета Европы для людей с ограниченными возможностями, направленного на обеспечение прав человека и улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе.

1.1.2. Заявление о задачах

План действий Совета Европы для людей с ограниченными возможностями на 2006-2015 гг. направлен на то, чтобы воплотить цели Совета Европы в отношении прав человека, запрета на дискриминацию, равные возможности, полного участия людей с ограниченными возможностями как граждан и вовлечения людей с ограниченными возможностями в жизнь общества в рамках европейской политики в сфере инвалидности на предстоящее десятилетие.
Данный План действий направлен на то, чтобы создать комплексные рамки, которые были бы и гибкими, и применимы к разным ситуациям, для того чтобы соответствовать конкретным условиям каждой страны. Этот План призван стать "дорожной картой" для политиков, позволяя им разрабатывать, адаптировать, менять направления деятельности и осуществлять соответствующие планы, программы и новаторские стратегии.
Совет Европы будет стремиться выполнять План действий для людей с ограниченными возможностями, предоставляя помощь всем государствам-членам в форме рекомендаций, консультаций и информации экспертов.

1.2. Основополагающие принципы и стратегические цели

1.2.1. Основополагающие принципы

Государства-члены будут работать на основе отказа от дискриминации и соблюдения прав человека, с целью повышения уровня автономии, свободы выбора и качества выбора, а также для того, чтобы к инвалидности люди относились как к одному из аспектов многообразия человеческого общества.
При этом должным образом учитываются соответствующие европейские и международные документы, договоры и планы, в частности, продвижение по подготовке проекта международной конвенции ООН о правах инвалидов.?
В новой стратегии Совета Европы по социальной сплочённости (2004) указывается, что необходимо принять особые обязательства для обеспечения доступа к правам человека для тех людей, которые могут попасть в уязвимое положение, а именно детей и молодых людей, мигрантов и этнических меньшинств, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.
В Плане действий по вопросам инвалидности признается основой принцип, а именно, что общество несёт ответственность перед всеми своими гражданами, для того чтобы обеспечить, чтобы последствия инвалидности были сведены к минимуму благодаря активной поддержке здорового образа жизни, более безопасной окружающей среды, должному уровню охраны здоровья, реабилитации и созданию организационных структур по поддержке.

1.2.2. Стратегические цели

Основная задача Плана действий по вопросам инвалидности состоит в том, чтобы служить практическим инструментом для разработки и осуществления эффективных стратегий для обеспечения полного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества и для координации деятельности по поддержке людей с ограниченными возможностями во всех сферах политики в государствах-членах. План действий направлен на удовлетворение конкретных нужд каждой страны, а также на обеспечение процессов на переходном этапе, которые проходят в разных государствах-членах.
План включает рекомендации по конкретным мероприятиям на национальном уровне, в нем также анализируются разные аспекты жизни уязвимых групп людей с ограниченными возможностями, которые сталкиваются с конкретными препятствиями и проблемами, для преодоления которых требуются комплексные подходы.
План действий призывает государства-члены учитывать потребности людей с ограниченными возможностями путём предоставления качественных и новаторских услуг и расширения тех мер, которые уже осуществляются.
План действий призван стать полезным источником, стимулирующим деятельность частных предприятий, неправительственных организаций и других международных организаций. В нём неправительственные организации людей с ограниченными возможностями рассматриваются как компетентные или обладающие экспертными знаниями партнеры в процессе разработки политики, с которыми необходимо консультироваться как с активными участниками при принятии тех решений, которые будут иметь последствия в их жизни. Осуществление плана действий будет подвергаться мониторингу и регулярно оцениваться, для того чтобы проанализировать продвижение вперед на национальном уровне, а также для того, чтобы обмениваться передовой практикой.

1.3. Основные направления деятельности

План действий Совета Европы по вопросам инвалидности имеет широкий охват, включая все ключевые области жизни людей с ограниченными возможностями. Эти ключевые области должным образом отражены в 15 направлениях действий, в которых излагаются ключевые задачи и конкретные меры, которые должны осуществляться в государствах-членах.
Направления действий являются основной составляющей Плана действий, они охватывают следующие области:
- № 1: Участие в политической и общественной жизни;
- № 2: Участие в культурной жизни;
- № 3: Информация и коммуникации;
- № 4: Образование
- № 5: Занятость, профессиональная ориентация и подготовка;
- № 6: Застроенная окружающая среда;
- № 7: Транспорт;
- № 8: Жизнь в местном сообществе;
- № 9: Охрана здоровья;
- № 10: Реабилитация;
- № 11: Социальная защита;
- № 12: Юридическая защита;
- № 13: Защита от насилия и жестокого обращения;
- № 14: Исследования и разработки; и
- № 15: Повышение уровня информированности.
Участие в политической и общественной жизни (№ 1) и в демократических процессах является основным условием для развития и поддержания демократического общества. У людей с ограниченными возможностями должны быть возможности оказывать влияние на судьбу своего общества. Поэтому столь важно, чтобы люди с ограниченными возможностями могли осуществлять свое право голоса и участвовали в политической и общественной деятельности.
Для того чтобы быть полностью интегрированными в обществе, люди с ограниченными возможностями должны также иметь возможность участвовать в культурной жизни (№ 2) общества. Требуется принимать соответствующие меры для обеспечения того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли участвовать в культурных мероприятиях и ассоциациях, а также чтобы каждый человек с ограниченными возможностями смог развить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал на своё собственное благо и на благо своего общества.
Условием этого является доступ к информации и коммуникациям (№ 3). Важно, чтобы потребности людей с ограниченными возможностями учитывались всеми государственными и частными лицами и организациями, обеспечивающими информацию и коммуникации.
Требуется принять соответствующие меры для того чтобы обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями могли получать и распространять информацию на равных условиях по сравнению с другими членами общества.
Равный доступ к образованию (№ 4) является основополагающим требованием для достижения социальной интеграции, а также независимости людей с ограниченными возможностями. Образование должно охватывать все стадии жизни, от дошкольного образования до профессиональной подготовки, а также обучение на протяжении всей жизни. Следует поощрять основные органы образования и специализированные программы, соответствующим образом работать совместно для поддержания людей с ограниченными возможностями в их местных сообществах. Скоординированные действия могут помочь осознанию этих проблем людьми, не являющимися людьми с ограниченными возможностями, пониманию ими человеческого разнообразия.
Занятость, профессиональная ориентация и подготовка (№ 5) являются основными факторами социальной интеграции и экономической независимости людей с ограниченными возможностями. Необходимо принимать законодательство, меры и оказывать услуги для обеспечения равных возможностей для людей с ограниченными возможностями при получении рабочего места и для его сохранения. Равный доступ к занятости должен быть расширен благодаря сочетанию антидискриминационных и мер поддержки, а также координации по вопросам, связанным с занятостью людей с ограниченными возможностями в рамках политики в сфере занятости.
Доступная, свободная от препятствий застроенная окружающая среда (№ 6) поощряет равные возможности, независимый образ жизни, активное участие в жизни общества и доступ к занятости. Благодаря применению принципов универсального дизайна можно создать такую среду, которая была бы доступна для людей с ограниченными возможностями, а также избежать создания новых барьеров.
Развитие и создание доступного транспорта (№ 7) на всех уровнях должно привести к существенному улучшению доступности услуг пассажирского транспорта для всех людей с ограниченными возможностями. Это является необходимым условием для достижения независимости, полного участия в рынке труда и активного участия в жизни общества.
Люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность вести как можно более независимый образ жизни, в том числе и выбирать где и как они хотят жить. Возможности для независимого образа жизни и социальной интеграции создаются, прежде всего, благодаря жизни в местном сообществе. Расширение возможностей жить в своём местном сообществе (№ 8) требует такой стратегической политики, которая поддерживала бы переход от ухода за людьми с ограниченными возможностями в учреждениях к формам ухода за ними на уровне местного сообщества, начиная от независимых условий жизни и вплоть до проживания в небольших группах при определённой поддержке. Это требует скоординированного подхода при предоставлении услуг, ориентирующихся на самого пользователя и предоставляемых на уровне местного сообщества, а также при оказании таких услуг в индивидуализированных структурах поддержки.
Люди с ограниченными возможностями, так же как и люди, ими не являющиеся, требуют соответствующей охраны здоровья (№ 9) и должны иметь равный доступ к услугам высокого качества в области здравоохранения при соблюдении прав пользователей. В этом отношении важно, чтобы специалисты в сфере здравоохранения получали подготовку для того, чтобы посвящать больше внимания социальной модели инвалидности.
Для предупреждения ухудшения состояния инвалидности, преодоления ее последствий и усиления независимости людей с ограниченными возможностями требуется осуществлять комплексные программы по реабилитации (№ 10), которые включают набор доступных и, в случае целесообразности, организованных на уровне местного сообщества, услуг.
Услуги, предоставляемые в рамках социальной защиты (№11) - включая социальное обеспечение, социальную помощь и поддержку - могут способствовать повышению качества жизни тех, кто получает такие услуги. Люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность пользоваться преимуществами системы социальной защиты и иметь равный доступ к этим услугам. Следует поощрять, по мере возможности, политику, направленную на переход от зависимости от пособий к занятости и независимости.
Люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к юридической системе на тех же основаниях, что и другие граждане. Юридическая защита (№ 12) связана с принятием соответствующих мер по ликвидации дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями. Необходимо создать соответствующие правовые и административные рамки для предупреждения дискриминации и борьбы с ней.
У общества также имеется обязанность предупреждать и защищать людей от актов жестокого обращения и насилия (№ 13). Политика должна быть ориентирована на то, чтобы защитить людей с ограниченными возможностями от любых форм жестокого обращения и насилия, а также обеспечить соответствующую поддержку жертвам жестокого обращения и насилия.
Исследования и разработки (№ 14), сбор статистических данных и их анализ имеют важнейшее значение для разработки и осуществления политики, основанной на полной информации и эффективной практике. Надежная информация помогает выявить вновь появляющиеся проблемы и найти соответствующие решения. Она также важна для определения передовой практики и осуществления мониторинга в отношении изменений в обществе.
Повышение информированности (№15) является ключевым фактором, который лежит в основе всего Плана действий. Необходимо бороться с поведением, ведущим к дискриминации и стигматизации людей с ограниченными возможностями, распространяя доступную и объективную информацию о последствиях расстройств здоровья и инвалидности, для того чтобы способствовать лучшему пониманию потребностей и прав людей с ограниченными возможностями в обществе. Необходимо действовать для того, чтобы изменить негативное отношение к людям с ограниченными возможностями и распространять информацию о вопросах инвалидности во всех правительственных публикациях, а также в средствах массовой информации.

1.4. Трансверсальные аспекты

Среди людей с ограниченными возможностями в Европе есть люди, которые сталкиваются с особыми препятствиями или испытывают двойную дискриминацию.
Женщины, девушки и девочки с ограниченными возможностями, люди с ограниченными возможностями, нуждающиеся в высоком уровне поддержки, дети и молодые люди с ограниченными возможностями, пожилые люди с ограниченными возможностями и люди с ограниченными возможностями из групп меньшинств и мигрантов сталкиваются с более высоким уровнем риска отчуждения и, как правило, меньше участвуют в жизни общества, чем другие люди с ограниченными возможностями.
Женщины, девушки и девочки с ограниченными возможностями часто сталкиваются с многочисленными препятствиями на пути участия в жизни в обществе, что связано с дискриминацией как по признаку пола, так и инвалидности. Необходимо учитывать особое положение женщин, девушек и девочек при разработке политики в сфере инвалидности и общей политики по обеспечению равенства полов, а также в программах на всех уровнях.
Одной из наиболее уязвимых групп людей с ограниченными возможностями являются группы лиц, которые в силу серьёзного и сложного характера своей инвалидности нуждаются в более высоком уровне поддержки. Качество их жизни часто зависит от наличия соответствующих качественных услуг и особой, часто интенсивной поддержки. Для того чтобы в полной мере решать особые проблемы этой группы людей, необходимо планирование и координация со стороны всех соответствующих органов управления, правительственных учреждений и органов, предоставляющих услуги.
Дети с ограниченными возможностями должны пользоваться теми же правами - как это предусматривается в Конвенции ООН о правах ребёнка - и возможностями, что и другие дети. Молодые люди с ограниченными возможностями также являются уязвимой группой в нашем обществе. Они по- прежнему сталкиваются, в разных областях жизни, с существенными препятствиями при доступе. Требуется более углубленно изучить конкретные проблемы, от которых страдают дети и молодые люди с ограниченными возможностями, для того чтобы разработать и осуществлять политику, основанную на полной информации, то есть по всему спектру направлений деятельности.
Постепенное старение людей с ограниченными возможностями, особенно тех, кто нуждается в интенсивной поддержке, создаёт новые угрозы для обществ во всей Европе. Необходимы новаторские подходы для преодоления этих вызовов во всех сферах политики и оказания услуг.
Люди с ограниченными возможностями из групп меньшинств и мигрантов могут сталкиваться с многочисленными трудностями, связанными с дискриминацией или отсутствием информации о социальных услугах. Для того чтобы решить особые проблемы, с которыми могут сталкиваться эти группы, требуется комплексный подход, учитывающий культурные корни этих лиц, языковые и особые потребности.
Вышеупомянутые особые группы людей с ограниченными возможностями требуют комплексных подходов для обеспечения их интеграции в обществе. Политики должны выявить существующие препятствия и проблемы, с которыми сталкивается каждая из этих групп, и обеспечить, чтобы в политике предусматривались такие действия, которые для преодоления этих препятствий осуществлялись бы комплексно, причем таким образом, чтобы люди могли реализовать свой полный потенциал. Для содействия разработке эффективной, комплексной и интегрированной политики требуется подход, основанный на двух направлениях - как с учётом данного Плана действий, так и новой стратегии Совета Европы по социальной сплоченности (2004).

1.5. Выполнение и последующие шаги

В соответствии с главными принципами, лежащими в основе данного направления деятельности с учётом трансверсальных аспектов, жизненно важными составляющими стратегии по выполнению Плана действий для людей с ограниченными возможностями являются принципы универсального дизайна и качества профессиональной подготовки и интеграции. Применение принципов универсального дизайна имеет важнейшее значение для расширения доступа к окружающей среде и для пользования предметами. Важно также, чтобы все направления политики, деятельности и услуг основывались на высоких стандартах качества. Интеграция при разработке политики и оказании услуг играет важную роль для развития более открытого общества для участия людей с ограниченными возможностями.
На государствах-членах лежит главная ответственность за осуществление политики в области инвалидности на национальном уровне и, в частности, за проведение конкретных мероприятий, связанных с каждым направлением действий. Государства-члены должны начать с оценки существующей политики и лежащих в их основе главных принципов с учётом Плана действий для людей с ограниченными возможностями, для того чтобы выявить все сферы, где еще нужно добиваться продвижения вперёд и где необходимы конкретные действия.
Основываясь на этой оценке, государства-члены должны разработать стратегии, направленные на то, чтобы их политика постепенно соответствовала рекомендациям и основным принципам Плана действий для людей с ограниченными возможностями, с учётом имеющихся у страны финансовых средств.
При выполнении и оценки Плана действий для людей с ограниченными возможностями государства- члены должны стремиться к общим подходам и партнёрским связям с соответствующими участниками, в первую очередь с неправительственными организациями людей с ограниченными возможностями.
Для того чтобы добиться лучшей информированности и более эффективного выполнения Плана действий для людей с ограниченными возможностями, были проведены консультации со всеми соответствующими органами и Комитетами Совета Европы.
Комитет Министров определит соответствующий форум для регулирования процесса последующих шагов и, возможно, порекомендует, чтобы государства-члены проанализировали отдельные приоритетные направления более углублённо. Эффективные последующие шаги на основе Плана действий для людей с ограниченными возможностями потребуют от государств-членов предоставления данному форуму соответствующей информации на регулярной основе.
Данный форум обеспечит Комитету Министров регулярную информацию о продвижении вперед в выполнении Плана действий для людей с ограниченными возможностями.

Назад Оглавление Далее