aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Право на труд (Статья 27 "Труд и занятость")

Статья 27. Труд и занятость
1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:
a) запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда;
b) защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
c) обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
d) наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;
e) расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

24 Ситуационный отчет по проекту «Правовое просвещение и повышение гражданской активности в области защиты прав и свобод людей с инвалидностью» (январь-сентябрь 2014 г.), с. 2-3 // http://perspektiva- inva.ru/protec-rights/articles/vw-2051/
25 См.: Аналитическая справка. Положение и соблюдение прав людей с ментальной инвалидностью в Ставропольском крае. СГООИ «Вольница», 2014, с. 14.

f) расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
g) наем инвалидов в государственном секторе;
h) стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры;
i) обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;
j) поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
k) поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.
2. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не содержались в рабстве или в подневольном состоянии и были защищены наравне с другими от принудительного или обязательного труда.
В Первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов в отношении обязательств по статье 27 указаны следующие меры, предпринятые для ее осуществления:
Статья 27. Труд и занятость
245. Права и гарантии граждан в сфере труда и занятости, закрепленные Конституцией и отраженные в базовых законах Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации, в полном объеме распространяясь на инвалидов, соответствуют пункту 1 статьи 27 Конвенции о признании права инвалидов на труд наравне со всеми и создают правовую основу для реализации этого права.
Конституцией (ст. 37) и Трудовым кодексом (ст.ст. 2, 3) определены основы правового регулирования трудовых отношений, распространяющиеся без всякого изъятия на инвалидов: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет на дискриминацию в сфере труда. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на защиту трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
246. На инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда, предусмотренное статьей 3 Трудового кодекса. В соответствии с ней никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации их трудовых прав в связи с инвалидностью. (1а)
В целях предотвращения дискриминации инвалидов при трудоустройстве на открытом рынке труда в статьях 20-24 Закона о социальной защите инвалидов закреплена система дополнительных мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей по профобразованию и осуществлению трудовой деятельности.
Работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями и деловыми качествами работника.
Необоснованный отказ в заключении трудового договора с инвалидом может быть обжалован в суде. (1b)
247. Для защиты прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда наравне с другими законодательством предусмотрены дополнительные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В статье 23 Закона о социальной защите инвалидов, а также в статьях 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса, в частности, установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые права наравне с другими. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
248. В Российской Федерации выполняется положение Конвенции по обеспечению того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими. Согласно нормам Закона о социальной защите инвалидов они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.
249. Положения «Административного регламента исполнения государственной функции контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных» (приказ Минздравсоцразвития России от 25 августа 2011 года № 977-н) определяют порядок привлечения работодателя к ответственности за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.
250. Для защиты прав инвалидов на безопасные и здоровые условия труда изданы Санитарные правила 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 30 (приложение 22), которые должны соблюдаться предприятиями всех отраслей экономической деятельности. Целью применения Санитарных правил является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма. Работодатель не вправе предлагать инвалиду работу, связанную с вредными и опасными производственными факторами.
251. Защита трудовых прав работающих инвалидов, в том числе на охрану труда, возложена на Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда) (ст. 353 Трудового кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875). В целях обеспечения для работающих инвалидов здоровых и безопасных условий труда на Роструд и его территориальные органы возложены организация и проведение мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства в отношении инвалидов, принятие необходимых мер реагирования в пределах своей компетенции. Для устранения выявленных нарушений государственными инспекциями труда принимаются меры инспекторского реагирования: выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности и наложение штрафов.
252. С целью выполнения положений Конвенции и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством Российской Федерации утвержден «Комплекс мер, направленный на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы» (приложение 6).
253. Для информирования инвалидов о возможностях трудоустройства на открытом рынке труда с ноября 2013 года Роструд открыл на информационном портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru) сервис поиска работы для инвалидов. Интернет-ресурс позволяет подобрать вакансии, предлагаемые центрами занятости населения, в том числе на квотируемые и специально оборудованные рабочие места для инвалидов, учитывая регион проживания, категорию инвалидности и другие заданные пользователем параметры. В мае 2014 года на портале была размещена информация о 64 тысячах рабочих мест для инвалидов, представленных работодателями в центры занятости.
254. В 2012-2013 годах отмечены положительные результаты работы по содействию в трудоустройстве инвалидов. Еще в 2009 году при содействии служб занятости нашли работу 27,6% обратившихся инвалидов, в 2012 году этот показатель вырос до 36,3%, в 2013 году — до 39,7%. Доля результативных услуг по профессиональной ориентации в 2013 году по сравнению с 2009 годом возросла с 52% до 65%.
255. В целях расширения возможностей трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда после ратификации Конвенции начато осуществление поэтапного дополнения системы квотирования рабочих мест практикой адресного сопровождаемого трудоустройства инвалидов при одновременном стимулировании работодателей к оборудованию специальных рабочих мест приспособлениями и условиями, позволяющими инвалидам работать, несмотря на ограничения способности к трудовой деятельности. С этой целью в ряде субъектов Российской Федерации созданы социально ориентированные некоммерческие организации, которые начиная с 2012-2013 гг. предоставляют дополнительные услуги по адресному сопровождению трудоустройства инвалидов на специально созданные рабочие места (г. Москва, Брянская, Тамбовская, Тюменская, Нижегородская, Свердловская области, Ставропольский и Красноярский края). Финансовая поддержка их действий осуществляется в рамках грантовой поддержки программ и проектов некоммерческих организаций, а также за счет предоставления ежегодно субсидий из федерального и региональных бюджетов. Однако работа по сопровождению трудоустройства инвалидов организована еще не во всех регионах, несмотря на то, что имеется высокий спрос на данную услугу. Государством планируются меры по расширению практики сопровождения трудоустройства инвалидов во всех субъектах РФ с выделением необходимых финансовых средств на оплату труда волонтеров, предоставляющих эту услугу. (e, i)
256. В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов (ст. 20) квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать квоты по трудоустройству инвалидов для организаций с числом работников от 35 человек, а не от 100 человек, как это было до 2013 года. Таким образом, в систему квотирования вовлечены организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, что значительно расширило возможности трудоустройства инвалидов дополнительно на 300 тысяч квотируемых рабочих мест.
257. Для повышения эффективности реализации гарантий трудовой занятости инвалидов после ратификации Конвенции уточнен механизм контроля и усилена административная ответственность работодателей за создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 11- ФЗ). В соответствии с принятыми нормами работодателю вменяется в обязанность ежемесячно представлять в службу занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В рамках контроля за резервированием рабочих мест в счет квот для трудоустройства инвалидов введена новая правовая норма, обязывающая работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять сведения о них органам занятости.
Непредставление или несвоевременное представление в службу занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 19.7 КоАП). Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ст. 5.42 КоАП).
258. Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты возложен на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется во всех субъектах Российской Федерации путем проверок организаций. Требования к исполнению контрольно-надзорных функций закреплены федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (приказ Минтруда России от 30 апреля 2013 года № 181н).
259. В результате законодательного закрепления механизма обеспечения исполнения норм о квотировании число вакантных рабочих мест для возможного трудоустройства инвалидов в счет квот, заявленных работодателями в службу занятости, в 2013 году составило 146,0 тыс. единиц, что в 3,5 раза превысило показатели, имевшиеся в 2009 году (41,0 тыс. рабочих мест). В 2013 году число инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, выросло по сравнению с 2012 годом на 15,2% и составило свыше 350 тысяч инвалидов.
260. С учетом требований Конвенции приняты дополнительные нормы, направленные на совершенствование практики создания для инвалидов специальных рабочих мест, адаптированных под их потребности, дифференцированные в зависимости от нарушенных функций организма. С этой целью внесены поправки в ст.ст. 4 и 22 Закона о социальной защите инвалидов (Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 168-ФЗ, приложение 2) о предоставлении Минтруду России полномочий по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, которые были утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685н (приложение 15).
261. В рамках проекта, реализованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 (пп. в) п.2), органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями разработаны региональные программы содействия трудоустройству незанятых инвалидов на предприятиях со сложными видами производства, на которых рабочие места для инвалидов путем применения специальных приспособлений должны быть адаптированы с учетом их индивидуальных возможностей. Программы реализуются в 2013-2014 гг. со значительным софинансированием из федерального бюджета, в их рамках ежегодно создаются более 14,2 тысяч новых специальных рабочих мест для инвалидов.
С 2014 года Минтрудом России осуществляется ведение реестра оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов в разрезе субъектов Российской Федерации, позволяющего оперативно проводить анализ количественных и качественных показателей создаваемых рабочих мест для инвалидов, выявлять причины их ликвидации, а также причины увольнения с указанных рабочих мест инвалидов.
262. Организован мониторинг создания специальных оборудованных (оснащенных) рабочих мест, а также трудоустройства и закрепляемости на них инвалидов (приказ Минтруда России от 30 января 2014 года № 63), который показывает, что за период с 2010 по 2013 гг. создано 42,9 тыс. оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. В 2013 году уровень трудоустройства незанятых инвалидов повысился по сравнению с 2011 годом на 5,1 п.п. и составил 40% от численности обратившихся в органы службы занятости инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 года продолжали осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащенных) рабочих местах 84,5% от общей численности инвалидов, трудоустроенных на эти рабочие места в течение 2012-2013 годов.
263. Для решения наиболее сложных проблем трудоустройства и реабилитации инвалидов все более активно используются различные формы социального предпринимательства, в том числе:
— создание предпринимателями специальных рабочих мест для инвалидов;
— некоммерческие и благотворительные организации и фонды («Надежда», ГАООРДИ — г. Санкт-Петербург, мастерская «Веселый войлок» — г. Рыбинск и т.д.);
— предприятия малого бизнеса, создающие условия для социально-трудовой реабилитации инвалидов, и поддерживающие их фонды (в частности, большую работу по материальной поддержке социального предпринимательства проводят частный фонд В. Алекперова «Наше будущее», Российский микрофинансовый центр М. Мамута и другие);
— расширение объемов трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.
264. Важную роль в развитии социального предпринимательства играет поддержка государства. Для сохранения занятости наиболее тяжелых инвалидов на защищенном рынке труда государство оказывает поддержку специализированным предприятиям, в том числе через общественные организации инвалидов путем выделения им субсидий из федерального бюджета. За период с 2008 по 2013 гг. объем этой помощи был увеличен в 1,5 раза (с 800 млн. рублей до 1 282,5 млн. рублей).
265. Одним из направлений развития социального предпринимательства является предусмотренная Законом о занятости обязанность государства в предоставлении безработным гражданам услуг по содействию в организации собственного дела, в том числе предоставления им единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства. (1f)
В Законе о занятости закреплена обязанность государства в предоставлении безработным гражданам услуг по содействию в организации собственного дела, обучении, получении единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства. (1f)
В целях снижения напряженности на рынке труда и содействия самозанятости безработных граждан в 2009-2011 годах безработным гражданам (прежде всего инвалидам), открывшим собственное дело, выделялась субсидия в размере двенадцатикратного пособия по безработице (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №1089).
С 2012 года мероприятия по содействию инвалидам в открытии собственного дела осуществляются в рамках региональных программ содействия занятости, программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В 2013 году органы службы занятости оказали содействие по самозанятости 3200 инвалидов, или 1,7% от общей численности инвалидов, обратившихся в поиске подходящей работы (в 2012 году — 3900 человек, или 1,8%).
266. Организациям инвалидов и созданным ими предприятиям (с численностью работающих не менее чем 50% от общего числа работников) Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (приложение 16) предусмотрено преимущество, позволяющее побеждать на конкурсах при определении исполнителя работ, а Правительством определен порядок предоставления данного преимущества (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 341).
267. Трудоустройство инвалидов в государственном секторе обеспечивается системой квотирования рабочих мест и другими нормами, приведенными в преамбуле раздела по статье 27 «Труд и занятость». (g)
По определению Верховного суда Российской Федерации от 11 мая 2011 года № 92-Г11-1 федеральным законодательством предусмотрены общие для всех граждан, в том числе и для инвалидов, права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы. Поступление на государственную службу инвалидов, как и других граждан, производится на конкурсной основе.
268. В регионах накоплен положительный опыт трудоустройства инвалидов на государственной службе, создания специальных рабочих мест, наставничества. В частности, в Нижегородской области органы Налоговой службы реализовали в 2013 году проект по приему на работу в свои подразделения профессионально подготовленных, квалифицированных работников из числа инвалидов.
269. Программой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) «О создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на 20112015 годы» предусмотрено трудоустройство, обучение инвалидов и повышение уровня доступности для них объектов МЧС. Специалисты МЧС разрабатывают программы дистанционного обучения инвалидов с использованием возможностей электронных и телекоммуникационных ресурсов учебных центров МЧС. В случае необходимости составляется индивидуальный график обучения инвалида с прикреплением преподавателя. В 2011 году было обучено и трудоустроено в территориальных центрах МЧС 208 инвалидов по профессии «диспетчер системы единого номера вызова экстренных служб «112».
270. В соответствии с нормами Конвенции для стимулирования найма инвалидов в частном секторе предусмотрена экономическая поддержка работодателей в виде возмещения части затрат по созданию специальных рабочих мест для инвалидов и предоставления иных льгот. Принимая на работу инвалида, организация может уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль, а при наличии среди работников 50% инвалидов получить льготы по уплате налогов на добавленную стоимость, на имущество, земельного и транспортного налогов. Основная цель данных льгот — заинтересовать работодателей в предоставлении рабочих мест физическим лицам, являющимся инвалидами. При прочих равных условиях такие работники обходятся работодателю «дешевле». Кроме того, государство поддерживает организации, активно использующие труд инвалидов (более 50% от общего числа работников), в том числе предоставлением им целого ряда льгот по налогообложению: уплате налогов на прибыль, на имущество, земельного, транспортного налогов и т.д. (приложение 17).
271. В регионах имеется положительный опыт по внедрению мер, поощряющих расширение масштабов наставничества для инвалидов в рамках утвержденных Программ содействия занятости населения. Финансирование мероприятий по наставничеству инвалидов осуществляется на безвозвратной основе из региональных бюджетов на основе заключаемых договоров между предприятиями, принимающими на работу инвалидов, и органами службы занятости. Договор предусматривает, что в соответствии с приказом руководителя организации на наставника возлагаются обязанности: по осуществлению контроля за осуществлением инвалидом трудовой деятельности; по оказанию помощи в исполнении инвалидом его функциональных обязанностей; по получению им необходимых профессиональных навыков. Как правило, наставники прикрепляются к инвалидам, которым рекомендованы доступные условия и виды труда под контролем других лиц, к инвалидам с нервно-психиатрическими заболеваниями и инвалидам, не имеющим опыта работы. Контроль и надзор за осуществлением мер по наставничеству инвалидов в рамках реализации мероприятий Программ содействия занятости населения осуществляют органы службы занятости субъекта Российской Федерации. (j)
272. Кроме вышеприведенных мер (п. d) на поощрение программ профессиональной реабилитации инвалидов, развитие форм содействия их занятости направлен ряд мероприятий программы «Доступная среда». В рамках ее реализации осуществляется поддержка (субсидирование) программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе по созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест. Программы содержат меры по профессиональному обучению инвалидов (в том числе новым профессиям и приемам труда), по предоставлению инвалидам реабилитационных услуг. (k)
Порядок предоставления общественным организациям инвалидов субсидий из федерального бюджета на указанные цели регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 941. Общественными организациями инвалидов в 2013 году оказано содействие в трудоустройстве инвалидов на созданные для них 478 рабочих мест, в 2014 году планируется трудоустроить 523 инвалида. В результате реализации таких программ общественных организаций предполагается вернуть к трудовой деятельности свыше 4,2 тысяч инвалидов.
273. Конституцией (ст. 37) гарантируется право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Трудовым кодексом (ст. 2) одним из принципов правового регулирования трудовых отношений признается запрещение принудительного труда (2).
274. В результате вышеизложенных мер число работающих инвалидов после подписания Конвенции увеличивается на 5-6% ежегодно. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, оно возросло с 2008 по 2013 гг. на 22,3% и составило на начало 2014 года 2,4 млн. человек, или 18,4% от общей численности инвалидов.

Сведения о работающих инвалидах (по данным пенсионного фонда Российской Федерации)
  2008 20093 2010 2011 2012 2013
Численность работающих инвалидов, тыс. человек
Всего работающих инвалидов:
в том числе:
1967 2078 2195 2276 2344 2407
I группы2 127 134 92 93 87 82
из них инвалиды с детства 4 4 3 3 3 3
II группы3 787 819 887 898 906 913
из них инвалиды с детства 24 26 22 23 23 23
III группы4 1046 1115 1209 1280 1348 1409

Данные приведены на конец года.
В 2008-2009 гг. — инвалиды, имеющие степень ограничения способности к трудовой деятельности: 2) 3 степень; 3) 2 степень; 4) 1 степень.
275. Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы содействия инвалидам в реализации права на труд на среднесрочную перспективу определены:
— стимулирование работодателей к созданию специальных рабочих мест для инвалидов;
— все более весомое возмещение им расходов на оснащение данных рабочих мест;
— развитие индивидуализированной практики сопровождаемой трудовой занятости инвалидов;
— расширение практики квотирования рабочих мест;
— содействие развитию социального предпринимательства.

Комментарии общественных организаций инвалидов:

1. Российская Федерация предприняла целый ряд шагов и позитивных мер для развития системы содействия трудоустройству людей с инвалидностью. Поддержка создания специальных рабочих мест, содействие трудоустройству на квотированные рабочие места являются значимыми мерами, способствующими реализации права на труд инвалидов. Необходимо и в дальнейшем принимать меры по более широкому практическому применению механизмов содействия трудоустройству лиц с инвалидностью, в том числе и с ментальной.
2. Законодательство Российской Федерации содержит общий запрет на дискриминацию в сфере трудовых отношений. Положения Конституции РФ и статьи 3
Трудового кодекса о равенстве и недискриминации являются общими. В то же время инвалидность в качестве самостоятельного основания для запрещенной дискриминации не указана в Трудовом кодексе РФ.
Понятие дискриминации по признаку инвалидности включено в положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»26. В отличие от положений Конвенции о правах инвалидов, из определения дискриминации исключено положение об отказе в разумном приспособлении. Кроме того, механизм реализации антидискриминационных положений в законе не определен. Процедура рассмотрения споров о дискриминации по признаку инвалидности не определена должным образом в национальном законодательстве. Возможность представительства общественных организаций инвалидов при рассмотрении индивидуальных жалоб и подачи ими коллективных жалоб не предусмотрена.
3. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности и профессиональное обучение, обеспечиваемое для инвалидов с помощью государственной системы профессионального образования и службы занятости для людей с ментальной инвалидностью, нуждается в развитии и системной связи с трудоустройством. Многие граждане с психическими расстройствами имеют профессию, получают профессиональное образование, но нуждаются в поддержке при трудоустройстве и в период работы. Для граждан, имеющих интеллектуальные ограничения, получить профессию и найти работу сложнее. Для них нужны специальные условия получения профессии и сопровождение при трудоустройстве специально подготовленных помощников.
Примеры из региональных аналитических записок свидетельствуют о недостаточности поддержки трудоустройства для людей с ментальной инвалидностью.
Особенность условий труда для людей с серьезными психическими расстройствами заключается в необходимости ограничивать рабочее время или гибко устанавливать рабочий режим с учетом особых потребностей работников. Для некоторых людей с ментальной инвалидностью самым лучшим способом является организация специализированных мастерских27 28. Такие предприятия не смогут существовать без государственной поддержки или субсидий. Положительный опыт создания организаций, обеспечивающих профессиональную подготовку, сопровождение проживания и гарантии сопровождаемого трудоустройства,
имеющийся в отдельных регионах, следует распространять и поддерживать с помощью мер государственной поддержки и стимулирования.
Согласно опросу людей с инвалидностью, проведенному в Архангельске, о доступности начального и среднего профессионального образования, примерно половина респондентов отмечает, что вопросы профессионального образования решаются

26 Согласно ст. 3.1 Закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Данное положение вступает в силу с 1 января 2016 г.
27 Аналитическая справка. Положение и соблюдение прав людей с ментальной инвалидностью в Ставропольском крае. СГООИ «Вольница», 2014, с. 10.
28 Аналитическая записка к докладу «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», сс. 24-25.

положительно. Однако для детей и подростков с ментальными нарушениями, обучающимися по программам VIII вида, получение профессиональной подготовки является проблемой, так как подходящую им профессиональную подготовку с учетом индивидуальных особенностей получить сложно не только в образовательных учреждениях, но и на предприятиях. Информации о предложениях таких услуг очень немного. Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области публикует справочники профессиональной подготовки, которые включают сведения не только о возможности получить профессиональное образование определенного уровня (высшее или среднее профобразование), но и возможности получения курсовой и профессиональной подготовки (краткосрочного обучения профессии в течение 1-3 месяцев). Однако, как правило, такие курсы предполагают, что гражданин имеет документ, подтверждающий наличие среднего общего образования. Выпускники же классов VIII вида имеют лишь свидетельство об окончании школы. Кроме того, учитывая, что услуги поддерживаемого трудоустройства (помощников, сопровождающих трудоустройства) не предусмотрены законом, реализовать на практике профессиональную подготовку и последующее трудоустройство выпускника коррекционного класса VIII вида через государственную службу занятости представляется маловероятным29. Специалисты психоневрологического интерната для совершеннолетних отметили в опросе, что часто к ним попадают молодые пациенты, не имеющие профессии, но после реабилитации способные к профессиональному обучению. Эти пациенты не могут получить профессиональную подготовку, так как в училищах нет групп для взрослых лиц с инвалидностью, тем более с ментальными нарушениями. По мнению специалистов интерната, одним из способов решения проблемы трудоустройства может стать создание Учебного центра для воспитанников интерната, где они могли бы получать профессиональные навыки, востребованные на рынке труда30.
По данным опроса родителей детей с ментальной инвалидностью, проведенного в Воронеже в 2012 году, большинство из них отметили, что рабочие места для лиц с психическими или интеллектуальными отклонениями в регионе отсутствуют. Многие отметили, что их взрослые дети уже имеют группу инвалидности и могут не работать, другие указали, что намеренно стремятся добиться такой группы инвалидности, при которой не нужно будет работать. Примеры граждан, дети которых трудоустраивались, как правило связаны с приемом на работу «без оформления», т.е. без заключения трудового договора31.
По официальным данным, полученным в ходе исследования в Архангельске в 2012 году, находит работу примерно половина из числа обращающихся в государственную службу занятости граждан с инвалидностью. Так, в 2012 году 818 граждан с инвалидностью из 1702 обратившихся нашли работу, в том числе 40 было устроено на специальные рабочие места. В то же время процент трудоустроенных граждан с психическими расстройствами значительно ниже, менее четверти из них нашли работу. Из 112 человек, имеющих инвалидность в связи с

29 Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 22.
30 Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 22.
31 Общественный доклад о соблюдении прав людей с ментальной инвалидностью. ВРООИ «Искра надежды». Воронеж, 2012, с. 26.

психическими расстройствами, лишь 25 человек нашли работу через учреждения занятости в 2012 году32 33.
4. Люди с ментальной инвалидностью имеют доступ к программам трудоустройства и услугам по содействию трудоустройству, которые предлагаются государственной службой занятости населения. Однако услуги сопровождаемого трудоустройства в государственном секторе не предусмотрены федеральным законом. Фактически возможность трудоустройства через государственную службу занятости очень низкая. Специальных программ по трудоустройству граждан с психическими расстройствами государственными службами не разрабатывается. Отсутствие статуса инвалида у некоторых граждан с ментальными нарушениями не позволяет включать их даже в те программы содействия трудоустройству, которые рассчитаны на граждан с инвалидностью в целом.
Имеется ряд существенных недоработок и в реализации программы по созданию рабочих мест для инвалидов. Компенсация заработной платы работника-инвалида осуществляется организации-работодателю в течение первых 6 месяцев, затем работодатель должен самостоятельно принимать меры для сохранения этого рабочего места или заключать договор с другим инвалидом. Такой механизм функционирования программы неэффективен и не всегда выгоден работодателю. Работник также не защищен данной программой, поскольку контроль за трудоустройством сотрудника-инвалида центр занятости прекращает по окончании периода компенсации части заработной платы, и работодатель может уволить его, сохранив материально-техническое оснащение специального рабочего места. Еще один недостаток программы состоит в том, что она не распространяется на государственные региональные и муниципальные учреждения.
5. Граждане, проживающие в психоневрологических интернатах, имеют недостаточно возможностей для активного трудового участия. Специализированные предприятия существуют не при каждом интернате. Возможность индивидуального трудоустройства на близлежащих предприятиях для клиентов интернатов, как правило, отсутствует.
Доступ к трудовой деятельности для людей, проживающих в психоневрологических интернатах, открыт, однако перечень производственных работ и рабочих мест ограничен, а трудоустройство является не основной, а лишь сопутствующей деятельностью для интерната (лечебно-трудовая реабилитация). Лица, ранее выписавшиеся из психоневрологических интернатов, проживающие в домашних условиях, зачастую не трудоустроены, а живут в основном за счет пенсии. Мотивация к трудоустройству у них, как правило, не развивается по причине отсутствия специально созданных рабочих мест, а также нежелания работодателей принимать на работу людей, страдающих психическими расстройствами34.
6. Правило о найме работников в государственном секторе и стимулировании найма в частном секторе в отношении граждан с ментальной инвалидностью пока остается

32 Общественный доклад о соблюдении прав людей с психическими нарушениями и ментальной инвалидностью в Архангельской области и рекомендации по реализации их прав в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Архангельск, 2013, с. 22-23.
33 Аналитическая записка к докладу: «О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации» по Нижегородской области. НРООПДиМ «Верас», с. 23.
34 Перепадя С. М. Аналитическая записка о правовом положении людей с ментальной инвалидностью в Ставропольском крае в связи с завершением проекта «Продвижение равных прав и возможностей для людей с ментальной инвалидностью в России». Ставрополь, 2014, с. 5-6.

нереализованным. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей создавать и сохранять рабочие места, создавать специальные рабочие места. Эти нормы применяются на практике в отношении граждан с инвалидностью, хотя и не всегда удовлетворительно. Однако в отношении граждан с ментальной инвалидностью действие этих норм неудовлетворительно. Необходимы специальные программы поддержки и сопровождения трудоустройства.
В Ставрополе отмечается, что большинство мероприятий, организуемых для людей с ментальной инвалидностью, ограничиваются разными формами проведения досуга. В то же время такие механизмы адаптации и интеграции людей с ментальной инвалидностью в обществе как формирование трудовых навыков, привлечение к общественным работам, организация творческих мастерских, привлечение к занятиям физической культурой и спортом развиваются слабо и, как правило, исключительно в учреждениях системы социальной защиты.
7. Основным препятствием для трудоустройства людей с ментальной инвалидностью являются отношенческие барьеры. Для их устранения необходимо содействовать расширению найма работников с ментальной инвалидностью в государственном и муниципальном секторе, содействовать оказанию услуг по сопровождению трудоустройства. Использование успешного опыта других стран необходимо.
Инвалидность является нередко причиной потери работы для граждан и источником незаконной занятости, когда прием на работу должным образом не оформляется и труд, соответственно, не оплачивается так, как это предусмотрено законом35 36.
8. Гарантии занятости родителей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая ментальные, также необходимо рассматривать в системной связи с правами ребенка на образование и реабилитацию. Как уже отмечено, в отношении права на образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями складывается практика их обучения на дому, а также в ряде случаев они продолжают считаться необучаемыми. Для родителей ребенка (чаще всего матери, а в неполных семьях — единственного родителя) это означает невозможность полноценной занятости и реализации своих способностей и знаний. Необходимость обеспечения ухода за ребенком и отсутствие возможности зарабатывать приводит к тому, что альтернативы существованию семьи за счет пенсии и социальных пособий нет. Во многих случаях эта проблема остается скрытой, поскольку государственная помощь в денежной форме является существенной, а реальные потребности семьи в социальной реализации и участии в жизни общества не находят поддержки у общества.
9. Мнение самих людей с ментальной инвалидностью не всегда учитывается при разработке трудовых рекомендаций. Выбор вариантов занятости, как правило, минимальный или совсем отсутствует в тех местностях, где нет специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

35 Аналитическая справка. Положение и соблюдение прав людей с ментальной инвалидностью в Ставропольском крае. СГООИ «Вольница», 2014, сс. 5-6.
36 Ситуационный отчет по проекту «Правовое просвещение и повышение гражданской активности в области защиты прав и свобод людей с инвалидностью» (январь-сентябрь 2014 г.), с. 4-5 // http://perspektiva- inva.ru/protec-rights/articles/vw-2051/

Назад Оглавление Далее