aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Подготовка персонала организаций воздушного транспорта для обслуживания пассажирских перевозок и оказания ситуационной помощи пассажирам из числа инвалидов

Министерством транспорта Российской Федерации принято решение организовать на системной основе обучение сотрудников транспортной отрасли по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказания им ситуационной помощи. Для этих целей,

в октябре 2015 года по поручению Министерства транспорта Российской Федерации на базе ФГБОУ ВО «МГУПС (МИИТ)» (с июля 2017 года – ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)») создан Отраслевой ресурсный учебно-методический центр доступной среды для инвалидов на транспорте (далее – Отраслевой центр). Этот центр определен в качестве головного в транспортной отрасли по разработке образовательных программ, учебно-методического обеспечения, а также повышению квалификации преподавателей транспортных вузов, сотрудников и инструкторов предприятий транспортного комплекса по вопросам предоставления услуг для инвалидов и оказания им ситуационной помощи.

В соответствии с законодательством Минтрансу России, подведомственным ему федеральным службе и агентствам, а также организациям в сфере транспортного обслуживания населения, необходимо осуществлять инструктирование (обучение) специалистов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и оказываемых на них услуг.

Персонал организаций воздушного транспорта, в зависимости от уровня непосредственного взаимодействия с пассажирами из числа инвалидов, должен проходить перед началом работы на предприятии специальную подготовку по соответствующим программам обучения. Для проведения такой подготовки руководителю предприятия, в соответствии с организационной структурой, следует распределить персонал по следующим четырем группам:

Группа 1. Вспомогательный персонал.

К данной группе относится персонал, не имеющий непосредственных контактов с пассажирами.

Цель: инструктирование персонала, исполняющего вспомогательные функции.

Форма обучения: очно.

Рекомендованная продолжительность курса: не менее 4 часов.

Группа 2. Обслуживающий персонал.

К данной группе относится персонал непосредственно участвующий в обслуживании инвалидов (информационное обслуживание, оказание услуг организации). Цель: подготовить персонал, обслуживающий инвалидов, для общения, оказания помощи, обслуживания, формирования корпоративной культуры организации по обслуживанию инвалидов.

Форма обучения: очно, дистанционно.

Рекомендованная продолжительность курса: не менее 6 часов.

Группа 3. Персонал, организующий обслуживание инвалидов на объектах организации (ответственное должностное лицо за организацию обслуживания инвалидов).

Цель: обучение по вопросам организации работы предприятия по обслуживанию и оказанию ситуационной помощи инвалидам. Форма обучения: очно, очно-заочно.

Рекомендованная продолжительность курса: не менее 24 часов.

Группа 4. Ответственное должностное лицо за профессиональную подготовку персонала.

Цель: подготовка сотрудника, осуществляющего проведение инструктирования (обучения) персонала предприятия по обслуживанию и оказанию ситуационной помощи инвалидам.

Форма обучения: очно.

Рекомендованная продолжительность курса: не менее 18 часов.

При организации обучения сотрудников на авиационном предприятии должны быть в наличии:

– программы подготовки персонала;

– годовые планы подготовки персонала;

– ведомости, подтверждающие прохождение подготовки персонала и итоговой аттестации;

– список преподавателей и инструкторов, осуществляющих подготовку персонала организации и копии документов, подтверждающих уровень их подготовки;

– учебно-методические и справочные материалы для проведения подготовки персонала.

Преподаватели должны проходить повышение квалификации по программам обеспечения доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов не реже одного раза в три года, а инструкторы не реже одного раза в пять лет.

Разработка программ подготовки для оказания ситуационной помощи и обслуживания пассажиров из числа инвалидов проводится на основе программ Отраслевого ресурсного учебно-методического центра доступной среды для инвалидов на транспорте ИМТК РУТ (МИИТ). Отраслевым центром разработаны следующие дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации):

– «Подготовка инструкторов предприятий общественного транспорта для обучения (инструктажа) персонала по оказанию ситуационной помощи инвалидам и маломобильным группам пассажиров» (18 часов);

– «Организация работ по обеспечению доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов» (24 часа);

– «Административно-правовые основы предоставления услуг для инвалидов и оказания им ситуационной помощи» (36 часов).

Все указанные программы согласованы с общественными организациями инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых), Минтрудом России и транспортными вузами. Это позволяет авиационным предприятиям применять их для обучения сотрудников на местах без дополнительного согласования с местными общественными организациями инвалидов.

Рекомендуемые программы повышения квалификации ориентированы на вопросы качества обслуживания воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов и оказания им ситуационной помощи. Они включают модули, которые могут быть использованы при обучении различных категорий слушателей из групп 3 и 4:

– «Основные требования международного законодательства и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг пассажирского транспорта»;

– «Определение потребностей различных категорий инвалидов и маломобильных групп населения в помощи»;

– «Общение с различными категориями инвалидов и маломобильных групп при оказании ситуационной помощи»

– «Способы оказания ситуационной помощи на транспорте»;

– «Стандарты качества доступности услуг для инвалидов и маломобильных групп организаций пассажирского транспорта».

Следующие модули включаются в учебную программу в зависимости от специфики обучения:

– «Модель взаимодействия участников процесса формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп на транспорте»;

– «Методические подходы к практико-ориентированному обучению при оказании ситуационной помощи инвалидам и маломобильных групп на транспорте»;

– «Применение принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» для обеспечения доступности транспортных объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп»;

– «Оборудование предприятий пассажирского транспорта для оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильных групп и оборудование используемое инвалидами для передвижения»;

– «Методика проведения инструктажа для персонала предприятий пассажирского транспорта по оказанию ситуационной помощи инвалидам»;

– «Методика проведения обследования и оценки доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов».

Необходимо учитывать, что рекомендуемые программы являются минимально необходимыми для подготовки персонала и могут быть дополнены по инициативе авиационного предприятия в зависимости от его локальных или корпоративных целей и задач, а также специфики производственных процессов.

Назад Оглавление Далее