Законодательство
Льготы в сфере образования
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.
1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.
4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
5. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
7. Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
8. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
9. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
«Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов».
«Статья 19. Образование инвалидов».
Постановление ЦК КПСС, Правительства СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 г. №400 «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства».
«Разрешить принимать вне конкурса в высшие и средние специальные учебные заведения инвалидов I и II групп, которым согласно заключениям врачебно-трудовых экспертных комиссией не противопоказано обучение в указанных учебных заведениях.
Выплачивать инвалидам II группы стипендии (при наличии удовлетворительных оценок), предусмотренные для инвалидов I группы пунктом 6 Постановления Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 г. №1010, в пределах установленного соответствующим учебным заведениям стипендиального фонда.
Установить, что инвалиды I и II групп, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения (независимо от формы обучения), направляются министерствами и ведомствами для трудоустройства, как правило, по месту жительства в соответствии с приобретенной ими специальностью».
Приложение к постановлению Министерство труда РФ от 8 сентября 1993 г. №150.
Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение, которыми даёт инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
- Автоматчик игольно-платинных изделий
- Автоматчик картонажного производства
- Агент
- Архивариус
- Банщик
- Библиотекарь
- Бухгалтер
- Видеотекарь
- Весовщик
- Весовщик-счетчик
- Вышивальщик (ца) <*>
- Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров
- Гравер <*>
- Градуировщик
- Делопроизводитель
- Декоратор витрин
- Диспетчер
- Доводчик-притирщик
- Дозиметрист
- Живописец
- Закройщик
- Изготовитель <*>
- Измеритель <*>
- Инспектор
- Киномеханик
- Культорганизатор
- Ковровщица
- Кондитер
- Контролер <*>
- Концертмейстер
- Комплектовщик <*>
- Кружевница
- Лаборант <*>
- Лектор (экскурсовод)
- Литейщик пластмасс
- Лифтер
- Маникюрша
- Медицинская сестра по массажу
- Медицинский регистратор
- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
- Наборщик на наборно-печатающих машинах
- Налоговый инспектор
- Намотчик <*>
- Обдирщик алмазов
- Обработчик <*>
- Огранщик алмазов в бриллианты
- Обувщик <*>
- Озеленитель
- Оператор акустических испытаний
- Оператор заправочных станций
- Оператор теплового пункта
- Оператор диспетчерской службы
- Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
- Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
- Операционист банка
- Организатор путешествий
- Повар
- Портье
- Переводчик рисунков
- Печатник циферблатов
- Переплетчик (документов)
- Портной
- Приемщик заказов
- Прессовщик изделий из пластмасс
- Программист
- Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры
- Распределитель работ
- Распильщик алмазов
- Резчик <*>
- Ремонтировщик респираторов и противогазов
- Ретушер
- Руководитель кружка (коллектива, секции)
- Садовник
- Сборщик <*>
- Сестра-хозяйка
- Секретарь (-машинистка)
- Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс
- Слесарь механосборочных работ
- Слесарь-сборщик <*>
- Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике <*>
- Статистик
- Станочник жестяно-баночного оборудования
- Столяр
- Смотритель музейный
- Сортировщик <*>
- Сторож (вахтер)
- Суфлер
- Счетовод
- Таксировщик
- Топограф
- Учитель
- Упаковщик изделий <*>
- Фасовщица
- Фильмотекарь
- Фонотекарь
- Фототекарь
- Фотограф
- Хранитель фондов
- Художник <*>
- Цветовод
- Часовщик <*>
- Чертежник
- Чертежник-конструктор
- Швея
- Штамповщик
- Экспедитор
- Электромонтажник <*>
- Ювелир <*>
- Юрист
Примечание. При обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.
<*> - наименования группы профессий