aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу

Часть I. Теория сестринского дела

Глава 1. История сестринского дела

Развитие сестринского дела в России

В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских монастырях сестры осуществляли абсолютно бескорыстный уход за больными. Первое упоминание о лечебнице, где подобные обязанности выполняли женщины, относится к Х в., а создана она была легендарной княгиней Ольгой. В XVI в. Стоглавым собором был издан указ об основании мужских и женских богаделен, в которых могли служить в том числе и женщины.

Для ухода в условиях госпиталей и лазаретов женщины были впервые задействованы во время царствования великого реформатора Петра I. Несколько позже женский труд в лечебных учреждениях был упразднен (такое положение сохранилось до середины XVIII в.) согласно принятому в 1735 г. генеральному регламенту о госпиталях, в котором сфера деятельности женщин ограничивалась мытьем полов и стиркой белья, а роль сиделок была возложена на солдат-отставников.

Профессия медсестры как таковая появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Параллельно при тех же воспитательных домах были основаны так называемые вдовьи дома для содержания больных, нищих и сирот (по терминологии того времени – «призрения Божьих людей»).

Безусловно, служба «сердобольных вдов» явилась предтечей службы сестринской помощи, основателем которой в России стал Xристофор фон Опель. Он же был автором первого в истории руководства по уходу за больными, изданного на русском языке в 1822 г. В данном пособии для женщин – помощниц врача впервые появились понятия об этике и деонтологии «ухаживающего персонала».

По указу Петра I в 1715 г. были учреждены воспитательные дома, для службы в которых привлекались женщины, так называемые бабы-сидельницы, из числа вдов и жен больничных солдат.

Спустя два года после Отечественной войны 1812 г. по личному распоряжению императрицы Марии Федоровны из числа работниц Санкт-Петербургского вдовьего дома были приглашены и направлены в лечебные учреждения женщины для ухода и присмотра за пациентами. По истечении годичного испытательного срока 12 марта 1815 г. 16 из 24 приглашенных вдов приняли присягу и получили из рук императрицы специально учрежденный по такому случаю знак – Золотой крест с надписью «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был учрежден Институт сердобольных вдов, а при многих больницах и госпиталях организовали курсы для подготовки сиделок. Пожалуй, именно этот момент следует считать отправной точкой начала специальной подготовки женского среднего медицинского персонала в России. Основным учебником для подготовки будущих «сердобольных вдов» являлось ранее упомянутое руководство Христофора фон Опеля.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Именно с этого момента подготовка женского медперсонала в России вышла на качественно новый уровень. Инициатива основания данной общины исходила непосредственно от великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской.

Всем женщинам, решившим посвятить себя благородному делу помощи больным, назначался испытательный срок продолжительностью в один год, в случае успешного прохождения которого они в обстановке торжественной официальной церемонии принимались в сестры милосердия. После литургии, совершаемой митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принятую в число сестер милосердия возлагался особый золотой крест. На нем был изображен лик Пресвятой Богородицы, сопровожденный словами «Всех скорбящих Радость» – на одной стороне и надписью «Милосердие» – на другой. В утвержденной присяге, которую принимала каждая сестра милосердия, в числе прочего были и такие слова: «…буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».

Согласно уставу сестры милосердия не должны были владеть каким-либо имуществом, включая собственную одежду, или даже мизерной суммой денег. В нем было оговорено следующее: «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, принадлежит общине» (существовала община в основном на пожертвования от различных благотворительных организаций). При малейших нарушениях этих правил сестра исключалась из общины, но за всю историю ни одного подобного случая не было!

«Если сестра удовлетворяет своему назначению, – она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы» (по записям историографа Свято-Троицкой общины сестер милосердия (1864 г.)).

В 1847 г. почетное звание сестер милосердия получили первые 10 женщин, прошедшие специальную медицинскую подготовку в общине, а вскоре началась кровопролитная Крымская война 1853–1856 гг., в которой сестры милосердия прошли первую настоящую проверку. С тех пор медицинским сестрам суждено было принимать активное участие во всех событиях, связанных с войной, начиная с той, первой для них Крымской кампании и до настоящего времени.

Инициатива оказания помощи раненым с помощью сестер милосердия исходила от великой княжны Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича, родного брата российского царя Николая I. Немка по происхождению (что для российской правящей династии было почти традицией), она была блестяще образована, говорила на нескольких языках и знала историю России. Приняв православие и став супругой великого князя, она получила русское имя Елена Павловна, но счастливой матери пяти дочерей судьбой было уготовано тяжелейшее испытание: с 1832 по 1846 г. она потеряла четверых детей, а в 1849 г. овдовела в возрасте 43 лет. По природе своей великая княгиня была очень скромной, отзывчивой и добросердечной и уделяла большое внимание помощи богоугодным заведениям, став в этом деле достойной преемницей русской императрицы Марии Федоровны, которая завещала ей руководство Мариинским и Повивальным институтами. Следует отметить, что на благотворительность Елена Павловна расходовала большую часть собственных средств и именно ей первой пришла в голову идея создания прообраза Общества Красного Креста.

Осада Севастополя в период Крымской войны со всей наглядностью показала, в каком плачевном состоянии находится организация медицинской помощи в частях русской армии. Повсеместно ощущалась острая нехватка квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В связи с этими обстоятельствами Елена Павловна обратилась ко всем русским женщинам с просьбой оказать посильную помощь героическим защитникам Севастополя. Ее инициатива встретила горячую поддержку со стороны гениального хирурга Н. И. Пирогова, находившегося в самой гуще военных действий, однако военное управление проявило обычный скептицизм. Н. И. Пирогов на протяжении нескольких месяцев был вынужден убеждать военных чиновников в том, что он нужен именно на передовой. Следует отметить, что в тот момент сама мысль о возможности присутствия женщины у постели раненого военнослужащего считалась чиновниками если не крамолой, то во всяком случае вольнодумством, да и страдания раненого солдата едва ли могли волновать работников военного министерства. Даже главнокомандующий российской армии А. С. Меньшиков отнесся к благим намерениям Елены Павловны и Н. И. Пирогова без понимания и позволил себе грубость, издевательски осведомившись: «…а не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение?..» В этой ситуации дело могло спасти только вмешательство монарха. Великая княгиня лично убедила Николая I в необходимости организации добровольной помощи раненым. 25 октября 1854 г. по указу императора была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия.

Призыв великой княгини побудил многих женщин, не исключая и представительниц высших слоев общества, отправиться в Севастополь, а сама Елена Павловна посвятила все свое время закупке на собственные деньги медикаментов и отправке их в Крым.

Всю тяжесть труда сестер милосердия невозможно переоценить: они работали по 20 часов в сутки, невзирая на ужасные условия передовой, постоянные артобстрелы, холеру и тиф. Присущая сестрам чистоплотность и аккуратность, а также благотворное нравственное влияние позволяли им выхаживать раненых, которые, без сомнения, были бы просто обречены без заботы «сестричек» – так ласково называли сестер милосердия солдаты. Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.

До самого окончания военных действий сестры милосердия работали в госпиталях Севастополя и многих других городов Крымского полуострова. Первой операционной сестрой стала личная помощница хирурга Н. И. Пирогова – Е. М. Бакунина. Она была представительницей аристократии, имела дворянское происхождение, приходилась родной дочерью губернатору Санкт-Петербурга и внучатой племянницей великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Оставив высший свет, Е. М. Бакунина поспешила в Севастополь и стала незаменимой ассистенткой при сложнейших операциях, проводимых Н. И. Пироговым. В 1856 г. великая княгиня оценила ее заслуги по достоинству и назначила Е. М. Бакунину главной сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия.

В Свято-Троицкую общину принимались в соответствии с ее уставом физически здоровые и нравственно безупречные вдовы и девицы от 20 до 40 лет всех без исключения сословий и вероисповедания, но с 1855 г. доступ был открыт только для православных.

Крымская война не стала последней военной кампанией для этой самоотверженной женщины. В 1877–1878 гг. Е. М. Бакунина отправилась с отрядом Общества Красного Креста на Кавказский фронт. Даже в своем собственном имении она организовала бесплатную больницу для простых крестьян округи. Кроме этого, она была назначена попечительницей земских больниц Тверской губернии, в связи с чем по праву считается основательницей сельской медицины. Имя Екатерины Бакуниной в 1954 г. увековечено в названии одной из улиц города-героя Севастополя. «Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божья. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения – ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга» – так писали о сестрах милосердия в журнале «Русская старина».

Одним из ярчайших примеров героизма и самоотверженности в Крымской войне стала Даша Севастопольская. Ее настоящее имя – Дарья Михайлова. Она вошла в историю как первая в России сестра милосердия, начавшая помогать раненым еще за два месяца до приезда группы сестер милосердия из Санкт-Петербурга, с 8 сентября 1854 г. Во время осады Севастополя вместе с регулярной армией в боях участвовали ополченцы – обычные жители города. В их числе оказалась молодая женщина, дочь погибшего в Синопской битве матроса Лаврентия Михайлова. Оставшись сиротой, Дарья Михайлова продала свой дом, а на вырученные от продажи средства купила лошадь, повозку, бочонок спирта, бинты и прочие медикаменты, а затем отправилась вслед за отрядом матросов на Альму, к месту будущего крупного сражения. Во время битвы раненые с удивлением и радостью принимали помощь одетой в матросский бушлат Дарьи, называя ее «Ангел от Престола Господня». Не имея в отличие от санкт-петербургских сестер милосердия специальной подготовки, Михайлова промывала и бинтовала раны, подносила раненым чарку с нехитрым «народным» обезболивающим.

Всю Крымскую кампанию прошла Дарья Михайлова в качестве сестры милосердия и была отмечена самим императором, которому было доложено о бескорыстии и самоотверженности женщины из народа. 16 ноября 1856 г. по высочайшему указу ей были вручены золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром. Кроме того, ей было обещано приданое от самого государя в размере 1000 рублей. Следует отметить, что свое обещание император впоследствии выполнил. По окончании войны Дарья вышла замуж за простого солдата Максима Хворостова и на немалое по тем временам приданое открыла свое дело (обзавелась трактиром), позже переехала жить с мужем в город Николаев. Однако потом Даша вернулась в родной Севастополь и благополучно прожила там до самой смерти в 1910 г. В 1954 г., в год празднования векового юбилея обороны Севастополя, одна из его улиц была названа именем Даши Севастопольской. Совсем недавно, в 2005 г., в Севастополе был установлен памятник героине Крымской войны и первой сестре милосердия Даше Севастопольской.

В 1855 г. был издан царский указ о праве женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги» на получение медали «За защиту Севастополя». Помимо этого, по личной просьбе великой княгини были отчеканены 7 золотых и 145 серебряных медалей для вручения сестрам милосердия. Несколько позже изготовили еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для крымских сестер милосердия, которыми были удостоены не только сестры Крестовоздвиженской общины, но и Одесской общины сердобольных вдов, а также женщины Севастополя, не принадлежавшие к общинам, но ставшие сестрами милосердия.

В 1868 г. министром внутренних дел было принято историческое решение об открытии ряда учреждений по специальной подготовке сестер и братьев милосердия, совпавшее по времени с учреждением Общества Красного Креста.

Сестры милосердия также выполняли свою благородную миссию во время Русско-турецкой войны (миссия Красного креста в Яссах 1877–1878 гг.), Русско-японской войны 1904–1905 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг.

К другим историческим вехам в становлении сестринского дела в нашей стране можно отнести присоединение России к Женевской конвенции (1867 г.), официальное разрешение на работу женщин в госпиталях в мирное время (1871 г.). После того как в январе 1873 г. скончалась великая княгиня Елена Павловна, в память об этой выдающейся женщине в том же году началась реализация ее последнего замысла – постройка в Санкт-Петербурге института усовершенствования врачей.

В 1897 г. Российское общество Красного Креста организовало в Петербурге институт, где проводилась двухлетняя подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. 26 августа 1917 г. в Москве прошел I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было официально учреждено Всероссийское общество сестер милосердия. К октябрю 1917 г. в России существовало 109 общин, а сестер милосердия насчитывалось около 10 000. Все они сыграли важную роль в борьбе с эпидемиями и уходе за ранеными красноармейцами в период Гражданской войны. Российское общество Красного Креста пережило сначала ликвидацию, а затем признание в 1921 г. и, наконец, возрождение в 1925 г.

В 1938 г. имущество Российского общества Красного Креста было передано в ведение разных народных комиссариатов, однако эти организационные проблемы практически не отразились на его бурной деятельности. Первые медицинские школы в Стране Советов появились в 1920 г., тогда же были разработаны и приняты к внедрению программы по подготовки акушерок и медсестер. В 1927 г. по указанию наркомата здравоохранения и под непосредственным руководством Н. А. Семашко было издано «Положение о медсестрах», в котором четко определялись обязанности медицинских сестер по уходу за пациентами больниц и госпиталей. В период с 1934 по 1938 г. в советских медицинских школах было подготовлено свыше 9000 медсестер, а всего в Советском Союзе в предвоенные годы насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

К 1940 г. обеспеченность нашей страны средним медицинским персоналом увеличилась в 8 раз по сравнению с 1913 г. В 1942 г. вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра». В 1950-е гг. все медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища – была создана государственная система среднего специального образования медицинских работников.

Только в 1993 г. была сформулирована и принята философия сестринского дела. В 1994 г. организована Ассоциация медицинских сестер России, вошедшая в состав и принимающая деятельное участие в работе Международного совета медицинских сестер.

В 1995 г. впервые в России, специалист по сестринскому делу Г. М. Перфильева защитила докторскую диссертацию на тему «Сестринское дело в России». По ее инициативе был создан факультет высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

В Крымской войне были задействованы почти 250 сестер милосердия. Все они проявили завидное мужество: сколько солдат и офицеров обязаны им жизнью – просто невозможно подсчитать. Убедившись в самоотверженности и очевидной пользе деятельности сестер милосердия, даже чиновники военного министерства изменили свое мнение о них.

Развитие сестринского дела за рубежом

Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл (1820–1910). Честь считаться основоположницей современного сестринского дела по праву принадлежит ей, английской сестре милосердия, которая сумела совершить переворот в массовом сознании людей и доказать исключительную важность роли медицинской сестры в здравоохранении. По происхождению Ф. Найтингейл была итальянкой, родом из Флоренции, а специальное образование получила в Германии, где школа медицинских сестер была открыта Ф. Флендером в 1836 г.

Во время Крымской войны на протяжении двух лет Ф. Найтингейл и еще 38 сестер милосердия работали на территории Турции, которая в союзе с Англией и еще несколькими европейскими державами вела боевые действия против России. В бараке, где работали медицинские сестры, находилось около 2000 раненых и больных. Осуществление грамотного сестринского ухода за ними позволило снизить смертность с 42 до 2 %. По окончании Крымской кампании на свои личные средства и с позволения российского императора Ф. Найтингейл в 1856 г. установила на горе под Балаклавой в Крыму памятник в виде большого креста из белого мрамора, тем самым увековечив память о погибших в этой войне солдатах, врачах и сестрах милосердия.

В середине XIX в., в 1859 г., вышла в свет книга Ф. Найтингейл «Записки об уходе». В ней впервые было дано определение сестринского дела, охарактеризованное как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению», и показано отличие его от врачебного дела. В «Записках об уходе» были определены два основных направления сестринской деятельности – уход за больными, подразумевающий «помощь страдающему от болезни – жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение», и уход за здоровыми людьми, охарактеризованный Ф. Найтингейл как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает». Ф. Найтингейл была абсолютно убеждена в том, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний».

Первые специальные школы по подготовке медицинских сестер, созданные по модели Ф. Найтингейл в Европе, а позже и в Америке, были автономными и светскими, а учителями выступали сами сестры, имеющие определенный практический опыт. Большое внимание в ходе подготовки уделялось получению будущей сестрой не только специальных знаний, но и формированию определенных профессиональных ценностей, под которыми подразумевались уважение к подопечному, его чести, достоинству и личной свободе, проявление особого внимания, любви и заботы и сохранение конфиденциальности наравне с врачебной тайной. Девизом первого Почетного международного сестринского общества стали три слова – «Любовь, мужество, честь».

Важной датой в развитии сестринского дела стало 26 июня 1860 г. – день открытия испытательной школы для сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне под руководством Ф. Найтингейл. После окончания школы сестры давали обязательство Ф. Найтингейл, звучавшее так: «Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению, и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе».

Имя Ф. Найтингейл уже почти полтора века является символом милосердия в западных странах, в ее честь учреждена медаль, являющаяся высочайшей наградой медицинских сестер – активистов Общества Красного Креста. Вручается медаль имени Флоренс Найтингейл раз в два года в день рождения основоположницы сестринского дела – 12 мая. В настоящее время этой награды удостоено около 1000 медицинских работников. В годы Второй мировой войны 46 советских медицинских сестер были удостоены этой высокой награды.

В 1863 г. в Швейцарии был основан Международный комитет помощи раненым, спустя 13 лет, получивший другое название – Международный комитет Общества Красного Креста. В 1876 г. появился и Российский комитет общества Красного Креста. Международный комитет общества Красного Креста является независимой швейцарской организацией, но в соответствии с характером своей миссии, закрепленной в Женевских конвенциях, имеет статус международной организации со штаб-квартирой в Женеве.

В настоящее время кроме Международного комитета Общества Красного Креста существует множество национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность Общества Красного Креста была четырежды отмечена Нобелевской премией, а его основателю Анри Дюнану была вручена первая в истории Нобелевская премия мира. Первоначально символом Общества Красного Креста было изображение национального флага Швейцарии на белом фоне, а позже появился современный знак – красный крест на белом фоне.

В мире существует мусульманский аналог Общества Красного Креста – Общество Красного Полумесяца. В нашей стране в силу ее многоконфессиональности используется эмблема Международной федерации обществ Красного Креста, организованной в 1919 г. по инициативе Англии, Франции и США и объединяющей медицинских работников всех мировых государств (прежнее ее название – Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца). Следует отметить, что представители прочих религиозных конфессий отнеслись к христианской символике совершенно спокойно. Работа Международной федерации основана на добровольных началах, и денежный оклад полагается только штатным сотрудникам, которыми являются руководитель отряда и его заместители.

В первой половине 50-х гг. XX в. в США впервые появилось понятие «сестринский процесс». В 1955 г. в журнале «Новости общественного здравоохранения» была опубликована статья Лидии Холл «Качество сестринского ухода», в которой исследовательница привела свое описание сестринского процесса. Предложенное ею толкование не встретило всеобщего одобрения медицинских сестер, и в специальной литературе все чаще стали появляться его новые трактовки.

По определению наиболее известной исследовательницы сестринского процесса середины XX в. Вирджинии Хендерсон, все люди вне зависимости от состояния физического здоровья имеют ряд определенных потребностей, к которым она отнесла пищу, кров, одежду, любовь, признание со стороны окружающих, востребованность обществом, чувство принадлежности к коллективу и одновременно независимость от других людей. В. Хендерсон разработала подробные положения о важнейших действиях медицинской сестры по удовлетворению упомянутых потребностей подопечного, а при определении взаимоотношений «сестра – пациент», она, в частности, отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Согласно определению другой известной исследовательницы сестринского дела, Доротеи Орем, «основной целью деятельности сестры должна быть поддержка умения пациента заботиться о себе».

После кончины Ф. Найтингейл в западном обществе начали активно развиваться тенденции, идущие вразрез со взглядами и идеалами основательницы сестринского дела. Развитие капиталистической системы, безусловно, отразилось и на системе здравоохранения, причем не лучшим образом. Медицина в условиях рыночных отношений в западных странах, а в последнее время и в нашей стране стала прибыльным бизнесом.

Главной задачей сестры, по мнению Ф. Найтингейл, является создание для больного таких условий, при которых лечить могла бы сама природа: пациенту необходимы чистый свежий воздух, правильное питание, покой и тишина. Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующим должной «организации, практической и научной подготовки».

Основное число сестринских школ в США и Европе перешли под полный контроль больниц, а преподавание в них стали осуществлять врачи. При этом задачей медицинских сестер стало лишь четкое и неукоснительное выполнение инструкций врача. Таким образом, роль медицинских сестер была окончательно определена как вспомогательная, что, однако, не помешало первым выпускницам школ Ф. Найтингейл придерживаться идеалов своей наставницы, совершенствовать профессиональные навыки и теоретические знания. Именно благодаря этим активисткам в условиях капитализации системы здравоохранения началось становление независимой сестринской практики в лечебных учреждениях, на дому и везде, где в ней возникала необходимость.

С течением времени сестринская практика становилась самостоятельной профессией, основанной на теоретических знаниях, практическом опыте, научных исследованиях и суждениях и критическом образе мышления. Медицинские сестры в специальных домах сестринского ухода обеспечивали уход за престарелыми, хроническими и безнадежными больными, а также за инвалидами, т. е. группами пациентов, не нуждавшихся в регулярных врачебных вмешательствах. Профессиональные сестры возложили на себя всю полноту ответственности за предоставление этим людям должной помощи и поддержание достойного качества их жизни. Основание домов и отделений сестринского ухода, а также оказание помощи пациентам на дому и организация служб сестринской помощи матерям и детям из малообеспеченных семей позволили медицинской помощи стать более доступной на фоне постоянного роста цен на медицинские услуги.

Основное же число (порядка 80 %) медицинских сестер продолжали свою трудовую деятельность в больницах, что потребовало от них нового качественного уровня теоретических знаний и практических навыков в связи с повсеместным внедрением новой медицинской аппаратуры и современных технологий.

Верные последователи идей Ф. Найтингейл активно выступали за внедрение обучения сестринскому делу в колледжах и университетах западных стран. Несмотря на то что первые университетские программы данной направленности появились в США еще в конце XIX в., значительное увеличение их числа произошло лишь после окончания Второй мировой войны, поскольку эта война со всей наглядностью показала всю значительность роли квалифицированной медсестринской помощи.

С течением времени все чаще в медицинской практике стали использоваться новые термины, такие как «сестринский процесс», «сестринский диагноз», нашедшие свое отражение и в новых формулировках сестринского дела. В частности, в 1980 г. Американская ассоциация медицинских сестер дала определение задачи медицинской сестры как «умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь». Таким образом, принципиальное отличие сестринского диагноза от врачебного заключается в том, что он определяет не саму болезнь, а ответную реакцию пациента на нее.

В 1952 г. вышел из печати первый номер специализированного международного научного журнала, посвященного сестринскому делу, «Нерсинг Рисерч». В данный момент только в США выходит порядка 200 профессиональных журналов, предназначенных для медицинских сестер. Уже к 1960 г. появились первые программы докторантур в области сестринского дела, а к концу 1970-х гг. число медсестер – докторов наук в США превысило 2000 человек. В 1973 г. в США была основана Национальная академия сестринских наук, а в 1985 г. Конгресс США принял законодательство, согласно которому в рамках Национального института здравоохранения был создан Национальный центр сестринских исследований.

Разумеется, не во всех странах сложились настолько благоприятные условия для развития сестринского дела. Нередко к профессии медицинской сестры складывалось довольно пренебрежительное отношение, и средний медицинский персонал использовался нерационально, что, безусловно, тормозило развитие здравоохранения в целом. Одна из наиболее авторитетных исследовательниц сестринского дела, Дороти Холл, отмечала, что «многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука». «Нежелание признать, – говорила она, – что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами».

В настоящее время медицинские сестры всех мировых держав решительно заявляют о своем желании максимально активного участия в организации достойного уровня медицинской помощи населению планеты. Так, в 1987 г. в Новой Зеландии прошло историческое совещание национальных представителей Международного совета сестер, на котором единогласно была принята следующая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

Назад Оглавление Далее