aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу

Восстановление чувствительности | Основы медико-социальной реабилитации

Человек руководствуется своими ощущениями. При любом виде деятельности утрата чувствительности, т.е. сенсорных ощущений, приводит к необходимости использовать специальные приемы, направленные на их восстановление.
Способы компенсации утраченной чувствительности. В первую очередь, при утрате чувствительности необходимо обеспечить безопасность пациента, чтобы он не получил травмы от столкновения с предметами, ожог или другие повреждения.
Компенсаторные приемы включают:
- перераспределение нагрузки с пораженной конечности на здоровую;
- зрительный контроль за движением и положением поврежденной конечности;
- контроль за температурой воды с помощью здоровой конечности;
- использование вспомогательных приспособлений для самообслуживания;
- предупреждение контактов пораженной конечности с низкой и высокой температурой, а также с острыми предметами;
- использование предметов обихода с большими или встроенными ручками;
- изменение положения руки при длительном использовании инструментов;
- профилактика раздражения, покраснения, отека и избыточного давления на кожу поврежденной конечности.
При появлении подобных симптомов необходимо:
- давать руке отдых;
- лечить раздражения, волдыри и раны на конечностях, чтобы избежать инфицирования и осложнений;
- ежедневно ухаживать за кожей, используя масляный массаж для поддержания мягкости и упругости пораженной области.
Пациентам, которые утратили чувствительность в результате инсульта, следует дать возможность убедиться в потере чувствительности и показать безопасные приемы действий. Полезно научить пациента контролировать положение пораженной конечности визуально и с помощью здоровой руки. Однако необходимо учитывать, что обучению пациента могут мешать нарушения познавательной функции.
После повреждения и в период восстановления нервные импульсы, возникающие при сенсорном раздражении поврежденной руки, приобретают иной характер. Различия в чувствительности могут быть столь значительными, что пациент не может иногда правильно интерпретировать свое восприятие. Поэтому необходимо помочь ему научиться по-новому оценивать свои ощущения.
В программе переобучения восприятия, разработанной А. Деллон, содержатся основы процесса восстановления чувствительности. Достигнутые результаты оцениваются с помощью соответствующих тестов.
Снижение гиперчувствительности. Если пациент воспринимает раздражители как очень неприятные, то прежде чем приступить к коррекции ощущений, необходимо снизить чувствительность пораженной области, но только если там нет открытых или инфицированных ран.
Приемы снижения гиперчувствительности пораженных участков включают:
- массаж;
- похлопывание;
- смазывание кожи лосьоном;
- растирание пораженных участков махровым полотенцем и ворсистой тканью;
- удерживание в руках предметов из различных материалов;
- замешивание теста;
- лепка предметов из глины;
- изготовление плетеных изделий из веревок или шнура (рис. 2-1);
- поглаживание пораженной области с использованием различных тканей;
- использование предметов обихода, имеющих поверхность, которая вызывает более сильные тактильные ощущения.

Плетение корзин является одним из методов

Рис. 2-1. Плетение корзин является одним из методов снижения гиперчувствительности.

Снижение чувствительности проводят в зависимости от исходного ее уровня, а раздражающее действие материалов (грубые свойства) постепенно увеличивают по силе, длительности и частоте воздействия. Также рекомендуется использовать вибрирующие движения при погружении конечности в такие сыпучие материалы, как рис, горох или кукуруза.
Ранний период переобучения. В первую очередь на этом этапе используют тактильные раздражители подвижного и неподвижного типа, давящие прикосновения. Пациент при этом должен определять локализацию их касания.
Движущееся касательное ощущение воспроизводят путем поглаживания пораженной поверхности краем резинки на карандаше или кончиком пальца. Вначале пациент просто следит за стимулом, а затем, закрыв глаза, концентрирует на нем свое внимание. После этого пациент открывает глаза, чтобы проверить ощущение. В заключение пациент описывает свои ощущения словами, например: Я ощутил движение какого-то мягкого предмета вдоль своей ладони.
Аналогичную процедуру осуществляют при неподвижном касании. Краем резинки от карандаша оказывают давление на поверхность пальца или ладони в том месте, где должно произойти восстановление чувствительности. Сходным образом определяют локализацию касаний. Пациента следует предупредить, что нельзя производить стимуляцию поврежденной руки с помощью здоровой, так как это сопровождается поступлением в мозг двойной серии импульсов.
Пациенту рекомендуется повторять эти приемы 4 раза в день по 5 мин. Для процедуры необходимо выбрать тихую комнату, избегать отвлекающих моментов. Необходимо еженедельно оценивать динамику изменений и пересматривать дальнейшие цели при достижении положительных результатов.
Поздний период переобучения. После того как отработаны приемы по восприятию тактильных раздражителей и определению локализации касаний, переходят к следующему периоду переобучения. Цель этого периода состоит в восстановлении способности пациента идентифицировать предметы с закрытыми глазами.
Упражнения направлены на распознание нескольких различающихся предметов с помощью тактильных ощущений. Вначале упражнения проводят со знакомыми предметами. Задача состоит в том, чтобы взять предмет в руки, осмотреть его, а затем закрыть глаза и ощупать его, сосредотачиваясь на тактильных ощущениях. Открыв глаза, пациент вновь должен оценить предмет визуально, чтобы удостовериться в своих ощущениях. Полезно предложить пациенту описать словами, что он почувствовал. Следующий ряд предметов должен отличаться по характеру материала, размеру, который должен быть все меньше и требовать все более тонкой способности к различию. В заключение следует рекомендовать пациенту вид деятельности, который соответствует его возможностям.
Следует отметить, что существуют и другие способы идентификации сенсорной функции. Они включают:
- распознавание геометрической формы предмета;
- распознавание формы и размеров различных деревянных кубиков;
- сортировку предметов по форме и характеру материала;
- выбор определенных предметов из предложенной группы объектов (рис. 2-2);
- различие объектов по весу;
- обнаружение предметов, спрятанных в песке или других сыпучих материалах;
- составление слов или чисел с помощью деревянных или картонных букв или цифр (рис. 2-3);
- заполнение пропущенных мест в головоломке;
- выполнение действий с закрытыми глазами.

Использование мозаики позволяет повысить тактильную чувствительность

Рис. 2-2. Использование мозаики позволяет повысить тактильную чувствительность.

Распознавая рельефные цифры на картонках, пациент может тренировать

Рис. 2-3. Распознавая рельефные цифры на картонках, пациент может тренировать сенсорные функции.

Об улучшении сенсорной функции можно судить по количеству правильно проведенных определений предметов и времени, затраченному на каждое определение.
Для ликвидации последствий неврологических нарушений часто необходимо сочетание тренировок сенсорной и моторной функций. Устранение аномальных движений и повышенного мышечного тонуса облегчает коррекцию чувствительности. Достижению результатов способствует многократное повторение всех приемов до восстановления чувствительности.

Назад Оглавление Далее