aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Советы по уходу

11. Пожилой и старый человек | Основы ухода за больными на дому

Учебные задачи

Для того, чтобы правильно осуществлять уход за больными, необходимо уметь:
- проявлять внимание к особенностям положения престарелых в обществе;
- быть знакомым с существующими в обществе предрассудками относительно стариков (на примере расхожих выражений);
- указать связь между этими предрассудками и исключением пожилых людей из активной жизни;
- назвать физические изменения, происходящие в организме пожилых людей, и связанные с ними психологические изменения;
- обосновать необходимость активизации пожилых и старых людей;
- объяснить стремление престарелых к более активной и достойной жизни в зависимости от конкретных условий;
- дать информацию относительно прав престарелых на различные виды помощи в соответствии с федеральными законами;
- перечислить различные формы помощи престарелым.

Расхожие мнения и предубеждения, касающиеся старых людей

Что часто думают о стариках

Наверняка вам приходилось слышать, как сиделка утром приветствует свою пациентку фамильярным восклицанием "Ну, сегодня мы выглядим гораздо лучше!" Вы знаете также, как больные обычно реагируют на это. Такие способы обращения часто используют непонимающие люди, обращаясь к тем, кто зависит от них или чье положение в обществе не кажется им достаточно значимым.
Явными примерами такого отношения являются издевательские песенки, выражения и стереотипы отношения к пожилым и старым людям. Постоянно приходится слышать такие пренебрежительные выражения, как: ... он же старый, что тут еще добавить. ... вы ведете себя как старая перечница. ... этих стариков не следует принимать всерьез. ... их можно не брать в расчет. ... оставьте его дотягивать его последние годочки.
Некоторые из нас часто бездумно повторяют подобные выражения, стишки и песенки о стариках. Они являются выражением общепринятой недооценки стариков. В соответствии с таким мнением, старый человек имеет меньше энергии и творческих сил, медленно усваивает все новое, его меньше любят и уважают, он в меньшей степени способен приспосабливаться к различным ситуациям и в большей степени зависит от помощи третьих лиц, он ориентирован на прошлое и чужд современной действительности. В издевательских песенках старикам приписываются определенные способы поведения и свойства (например, рост бороды у женщин, беспомощность при определенных физиологических процессах и т.д.), которые отражают искаженное представление о стариках, существующее в нашем обществе. Поскольку общество не признает старого человека своим полноправным членом, последний чувствует себя вынужденным все больше и больше отходить от жизни.

Пожилой и старый человек

Отход от жизни

От жизни проявляется в еще большей степени, если пожилой человек исключается из трудовой жизни и становится тем самым, по мнению большой части нашего общества, бесполезным. Старики не работают, другие, более молодые, должны обеспечивать их жизнь. "Старики имеют право продолжать жизнь, но в действительности они ни для чего не нужны. Не существует никакой важной роли, которую они могли бы выполнять."
Старики часто принимают от своего окружения такое определение их роли в обществе и пытаются к тому же оправдать его:
Они чувствуют, что общество пренебрегает ими: "О нас, стариках, никто не заботится."
Они отходят от жизни: "Мы всего лишь старый хлам." Они считают себя неспособными принимать участие в жизни: "В моем возрасте этому уже нельзя научиться." Они прощаются с жизнью и ждут смерти: "Нам остается только умереть." Единственное, что обычно делают для стариков окружающие, - это попытки до некоторой степени смягчить для них самые тяжелые и болезненные стороны такого отхода, что успокаивает совесть отдельных людей и общества в целом. Например, построены специальные дома для престарелых, которые, как кажется, имеют важные преимущества для всех заинтересованных сторон (для стариков, членов их семей, общественности), но в то же время делают отход стариков от жизни окончательным.
Информирование общественности о нижеприводимых фактах могло бы изменить ее сознание и тем самым противостоять существующей в нашем обществе изоляции стариков.

Старение как развитие

Старение - не только биологический процесс. В докладе "Современное старение" (Сообщения о работе священников и общественности в Майнцском епископстве, № 3 (1973) 50) М. Айзенбах наглядно изображает общий процесс развития: "Если взглянуть на предмет без предрассудков, то становиться старше - как для десятилетнего ребенка, так и для шестидесятилетнего взрослого человека - означает прежде всего развиваться, изменяться, причем развитие не обязательно означает упадок или износ. Развитие можно понимать как столкновение с новыми жизненными задачами, которые вытекают из изменившегося физического состояния человека, ожиданий и стереотипов его окружения и его собственных ожиданий и ценностей. Это означает, что процесс развития ни в коем случае не определяется только биологическими изменениями, а их сложным взаимодействием с изменениями социальными и изменениями в окружении человека. Все эти процессы вместе взятые определяют взаимодействие человека с его собственным положением.

Физиологические изменения

Физиологический процесс старения, которому с юных лет подвержен каждый человек, можно представить себе как процесс нарастающего высыхания тканей организма. Ткани при этом истончаются и лишаются эластичности. Постепенно накапливаются шлаки, которые не могут быть полностью выведены; стягивание тканей приводит к образованию пространств, в которых накапливается омертвевшая ткань. Эти процессы приводят к тому, что все ткани тела теряют эластичность (у детей, например, кости ломаются далеко не так легко, как у пожилых людей), органы тела выполняют свои функции с трудом, их работоспособность падает. Вместе с изменениями во внешнем виде происходит замедление всех физиологических процессов, сопровождающееся большим напряжением сил организма. Требования к сердцу становятся все выше. Из-за этого сердце быстрее устает и с трудом справляется с необычными для него нагрузками. Особенно тяжело переживаются нарушения работы органов чувств. Важнейшие органы, с помощью которых мы воспринимаем мир, это глаза и уши. Глаза теряют способность фокусироваться на близко расположенных предметах; к тому же сужается поле зрения; это означает, что человек видит меньше из того, что происходит вокруг него. Для слышания, особенно для различения высоких тонов, необходимо, чтобы косточки органов слуха колебались в такт; когда они теряют эластичность, человек перестает воспринимать высокие тона; различные шумы, например, одновременное звучание многих голосов, теперь различаются и воспринимаются хуже.
Эти ограничения не только сужают для пожилого человека возможности восприятия окружающего мира, но и делают его несколько недоверчивым, создавая у него впечатление, будто что-то стоит у него за спиной. Это, с одной стороны, может привести к чувству изоляции и к депрессивному состоянию, а с другой стороны, к тому, что окружающие начинают считать, что пожилой человек "намеренно" не обращает внимания на то, что его окружает. Все эти ограничения большей частью могут быть преодолены при помощи технических средств, например, очков и слуховых аппаратов. Для этого необходимо, чтобы их применение начиналось своевременно и под наблюдением специалистов. Изменяется характер движений человека, уменьшается их амплитуда, изменяется ритм; исчезает так впечатляющая у детей потребность в неустанном движении. Все эти процессы определяются нашей наследственностью, но они не детерминируют с фатальной неизбежностью все бытие человека; их протекание носит индивидуальный характер и не привязано жестко к определенному возрасту. Функции двигательного аппарата особенно сильно зависят от натренированности и активности человека. Человек должен быть внимательным к физиологическим изменениям в своем организме, но в то же время эти изменения находятся в зависимости от активности, опыта и внешних обстоятельств каждого конкретного человека.

Изменения работоспособности

В отличие от чисто физиологических функций, которые с возрастом изменяются по нарастающей, интеллект и работоспособность человека с возрастом могут даже увеличиться, что в значительной степени определяется его образованием и опытом. Уменьшению подвижности и замедлению реакции противостоит при решении новых задач все больший запас бесценного опыта. Таким образом, старый человек оказывается в состоянии изучать новое; он должен иметь в своем распоряжении достаточно времени для того, чтобы использовать многократно опробованные им методы обучения, работать без помех и изучать новое не наизусть, а глубоко вникая в суть дела. Интеллектуальные возможности человека совсем не обязательно должны уменьшаться с возрастом, но они становятся качественно иными. Интеллект человека в гораздо меньшей степени зависит от календарного возраста, чем от его талантов, упражнений, здоровья, профессии и всей жизненной ситуации, в которой он находится. Физическая работоспособность человека и его способность переносить нагрузки достигает максимума в возрасте от 20 до 40 лет, но их последующее уменьшение часто происходит незаметно, так как многие движения настолько хорошо освоены человеком, что становятся почти автоматическими (например, при вождении автомобиля). Для некоторых видов деятельности, однако, уменьшение допустимых нагрузок и скорости реакции не может быть полностью скомпенсировано - особенно если этим видам деятельности человек научился сравнительно поздно; сам человек может не заметить происходящего, но в то же время описанные процессы могут привести к сложностям и даже угрозе для здоровья человека (поэтому более пожилые водители, например, должны чаще проверяться на профессиональную пригодность). Предпосылкой сохранения работоспособности человека на долгие годы является его способность действовать в соответствии со своими изменившимися возможностями и уважение к этим изменениям со стороны окружающих (например, появляется способность видеть более широкую перспективу дела, большая точность и надежность). Для некоторых профессий (политик, предприниматель, руководитель) такое отношение само собой разумеется, для других следует приспосабливать рабочие места к конкретным людям (вместо того чтобы, наоборот, человек приспосабливался к рабочему месту). Тяжело становится тогда, когда человек чувствует, что не может сделать того, что хочет, что он не имеет права делать то, что может, когда от него требуют результатов, не соответствующих его изменившимся способностям.

Изменения личности

Изменения в характере и всей личности человека еще в большей степени, чем изменения, обсуждавшиеся выше, определяются не возрастом, а другими факторами, такими как образование, социальное положение, удовлетворенность жизненной ситуацией и внешние влияния. Вследствие этого вряд ли можно говорить о "личности старого человека".
Часто различие между двумя старыми людьми гораздо значительнее, чем между молодыми и старыми. Только с учетом этих ограничений мы решаемся сформулировать несколько особенностей, характеризующих старых людей:
Часто старение приводит к ограничению у человека запасов энергии. Это может привести к менее интенсивной эмоциональной жизни (менее интенсивные проявления чувств, смирение), к поиску стабильности в окружающей действительности (непривычное часто вовсе не воспринимается) и даже к экономному ограничению себя немногими социальными контактами.
В восприятии старых людей время движется гораздо быстрее, чем раньше (это происходит потому, что процессы жизнедеятельности у них протекают медленнее; потому, что знакомые события кажутся более быстротечными, а также потому, что временные интервалы кажутся пожилым людям меньше по сравнению с продолжительностью уже прожитого ими времени).
Старение может, таким образом, сочетать в себе позитивные и негативные черты, приводя человека, с одной стороны, к более ясному пониманию мира и выделению самых существенных вещей, и, с другой стороны, к огрублению и притуплению чувств; рядом со спокойствием, жизненной мудростью, внутренним покоем могут стоять равнодушие и отсутствие интересов; мудрость может превратиться во всезнайство и твердолобость; стремление сохранять то, что доказало свою ценность, может перерасти в скупость и почти болезненную страсть ни в чем себе не отказывать. Прежде чем приписать подобные свойства пожилому человеку, следует спросить себя, в какой степени эти свойства являются реакцией человека на внешние обстоятельства. Человек, переживший многочисленные жизненные разочарования, например, с трудом может восхищаться чем-либо и легко проявляет недоверие; если деньги - единственное, что придает человеку какой-либо авторитет, это тоже надо принимать во внимание; если дряхлость человека или его неспособность ориентироваться в непривычных для него ситуациях вызывают у окружающих только сочувствие, при котором пожилого человека просто терпят, то вполне естественно для такого человека замкнуться в своих четырех стенах; если человек всю свою жизнь делал только то, что предписывалось ему другими, то теперь ему трудно развить собственные мысли и инициативы. Физические и психологические изменения вызываются также внешними обстоятельствами, как, например: - концом профессиональной деятельности (уходом на пенсию) в 60 или 65 лет; в большинстве случаев при этом теряются дорогие для человека социальные контакты с коллегами по работе и знакомыми;
- взросление детей и переход их к самостоятельной жизни, которое часто сопровождается территориальным отделением детей от родителей и появлением у них недоступных для родителей сфер жизни.

В этом разделе программы вы узнали, что:
- в физическом и душевном состоянии пожилого человека происходят изменения;
- эти изменения происходят во всех жизненных сферах;
- старение и жизнь старых людей являются результатом не только биологического развития, но находятся в связи со всем позитивным и негативным жизненным опытом человека.

Современная помощь престарелым

Активизация пожилых людей

Описанные выше изменения в жизни пожилого человека не должны с неизбежностью приводить к разочарованности и одиночеству; более того, пожилые люди сохраняют стремление и возможность также и на этом этапе своей жизни целенаправленно и активно участвовать в жизни.
Ученые доказывают эту точку зрения.
- Опросы пожилых людей показывают, что и в этом возрасте они хотят ставить перед собой новые цели и осуществлять их; например, у многих возникает:
- желание по-новому оформить свое жизненное пространство;
- желание участвовать в определении распорядка дня в доме для престарелых;
- исследования памяти пожилых людей показывают, что они не так быстро учатся, как более молодые, но не уступают им в способности устанавливать связи между явлениями. В этом пожилые даже превосходят молодых.
По данным науки, пожилые люди сохраняют способность к дальнейшей активной жизни:
- пожилые люди могут сами ставить перед собой новые цели и способны осуществлять их;
- пожилые люди могут научиться новому;
- пожилые люди могут поддерживать и искать контакты.
Поэтому ответственные представители различных институтов, групп и отдельные лица должны создать для них возможность и дальше активно участвовать в жизни.

Конкретно это означает:

Современная помощь престарелым

Стремление привлечь пожилых людей к активному участию в жизни означает, что привычные формы помощи престарелым должны быть пересмотрены в своих основах. Каждое мероприятие по социальному обслуживанию престарелых должно требовать их участия в мероприятии в качестве активных партнеров. Следует избегать опасности превращения пожилого человека в пассивный и зависимый объект социального обслуживания.

Существует много различных возможностей, которые могут сделать жизнь в старшем возрасте достойной и наполненной. Мы приводим несколько высказываний, которые обращены также и к нашим пожилым читателям.

Ознакомьтесь с приведенными ниже инициативами.Внесите ваши предложения, соответствующие этим идеям.

Современная помощь престарелым

Сравните ваши предложения с теми, которые мы даем на следующей странице.

Возможные ответы
1. Пешая прогулка, рассматривание витрин
2. Двигательные упражнения
3. Ванна, душ, водолечение
4. Уход за кожей и телом, интерес к одежде и внешнему виду
5. Плавание, гимнастика, спорт
6. Коллективные игры, загадки
7. Хобби: садоводство, рукоделие, рисование
8. Клубы для пожилых, телефонные цепочки, встречи пожилых
9. Телевидение, театр, концерты, музеи
10. Переписка, обмен фотографиями
11. Переоборудование квартиры, освобождение от хлама
12.Обнаружение изменений в жизни города/деревни (новые здания, новые названия улиц)
13. Газеты, журналы, библиотеки
14. Групповые поездки, специальный отдых для пожилых, отпуск для пожилых
15. Консультации по всем вопросам повседневной жизни в социальном ведомстве или в добровольных благотворительных организациях.

Еще раз прочитайте ваши ответы и ответы, приведенные нами, и проверьте, способствуют ли эти инициативы активному участию пожилых людей в жизни общества.

Положения закона

Оказывать пожилому человеку помощь, в которой он нуждается, - одно из старейших и основных социальных требований. Система социальной помощи есть почти во всех развитых странах и эта помощь в той или иной степени гарантируется Законом. Право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежных выплат (пенсий, пособий) и права на социальные услуги. Последние призваны удовлетворить особые потребности граждан, обусловленные ограничением жизнедеятельности в силу причин, признаваемых государством социально значимыми, в том числе и по возрасту. Государство стремится развивать многоуровневую систему социального обслуживания: государственную (федеральную, субъектов Российской Федерации), муниципальную и частную. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" говорит о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов как о деятельности по удовлетворению их потребностей в социальных услугах, указывая направление и объем деятельности социальных служб. При этом отмечается, что социальное обслуживание ориентируется на индивидуальные потребности граждан, обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Законом от 10 декабря 1995 г. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации. Социальные услуги оказываются лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Последняя раскрывается как объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина ситуация, которую он не может преодолеть самостоятельно. Это инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное. Право на социальные услуги граждане пожилого возраста и инвалиды имеют лишь при определенных условиях. Они должны быть инвалидами либо иметь пожилой возраст (женщины - старше 55, а мужчины - старше 60 лет). Пожилые люди должны нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Законом регламентируются главным образом услуги стационарных учреждений социального обслуживания (домов-интернатов), а так же социально-бытовые услуги. Социальное обслуживание осуществляется, как правило, при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласие выражается в письменной форме. В случае если лицо признано недееспособным, заявление должно быть подано его законным представителем.
Граждане пожилого возраста и инвалиды могут помещаться в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия. Такое возможно если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или их законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности или признаны в установленном порядке недееспособными. Помещение в учреждение осуществляется на основании решения суда по представлению органов социальной защиты населения. Отсутствие возможности самостоятельно удовлетворять свои потребности и ухода со стороны родственников не всегда является достаточным основанием для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания. Это может иметь исключительный характер только в том случае, если органы социальной защиты по объективным причинам не готовы предоставить комплекс услуг по надомному обслуживанию (удаленность от места нахождения учреждений, предоставляющих эти услуги, отказ от надомного обслуживания).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 утвержден Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, разработанный в соответствии с Законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Перечень включает разделы:
- услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг);
- услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно- гигиенические услуги, правовые услуги, содействие в организации ритуальных услуг);
- дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах или при органах социальной защиты населения (социально-медицинское обслуживание на дому);
- услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (оказание разовых услуг остронуждающимся в социальной поддержке);
- услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские услуги, правовые услуги). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 473 во исполнение Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" утверждено Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать: для одиноких граждан (одиноких супружеских пар) и для граждан, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, - 25 процентов от разницы между получаемой этими гражданами пенсией и прожиточным минимумом; для граждан, проживающих в семьях, - 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом для данного региона. Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать 50 процентов от разницы между получаемой пенсией или доходом и прожиточным минимумом, установленным для данного региона. Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере превышения полагающейся к выплате пенсии гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии со статьями 72 и 122 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" или среднедушевого дохода семьи граждан пожилого возраста и инвалидов над прожиточным минимумом, установленным для данного региона. Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определяется из тарифов на платные социальные услуги, установленных для данного региона. При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.
Согласно упомянутому Положению граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг и предъявляют наряду с другими документами справку о размере пенсии, выданную органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Граждане, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений; справки с места работы (службы, учебы) каждого члена семьи (родственника) о размерах заработной платы и других доходов. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов платы за социальные услуги пересматриваются администрацией учреждений социального обслуживания при изменении размеров пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, надбавок к пенсиям, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают или проживали до поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, прожиточного минимума в данном регионе, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг, не реже двух раз в год. Федеральные законы предусмотрели полный комплекс самых разных услуг для пожилых граждан. Вместе с тем закон может быть оценен положительно тогда, когда устанавливаемые права реальны для каждого, кого они касаются. Между тем далеко не все нуждающиеся граждане могут получить необходимые социальные услуги, зачастую из-за недостатка финансовых средств, необходимых помещений, оборудования, специалистов (например психологов) и прочих ресурсов, без наличия которых законы не могут быть реализованы. Определение источников ресурсного обеспечения социального обслуживания, достаточного для удовлетворения потребностей нуждающихся пожилых граждан, можно отнести к наиболее актуальной проблеме реализации законодательства в этой сфере. Создававшаяся в России в течение многих десятков лет сеть стационарных учреждений социального обслуживания к началу 1997 года насчитывала 1061 дом-интернат, где большинство проживающих - пожилые люди (87 процентов).. Обеспеченность местами в этих учреждениях по регионам оказалась различной. Наиболее развита сеть домов-интернатов в европейской части страны. Очередь в дома-интернаты продолжает расти и составляет около 12 тыс. человек по сравнению с 9,7 тыс. человек в 1995 году. Подавляющее число очередников - пожилые люди. Рост очередности объясняется невозможностью самостоятельно прожить на пенсию, отсутствием родственников, способных обеспечить уход на дому, появлением большого числа брошенных детьми стариков, желанием некоторых "новых русских" поместить своих престарелых родственников в социальные учреждения, ощущением незащищенности от посягательств криминальных элементов. Свыше 70 процентов проживающих в стационарах граждан по состоянию здоровья находятся на постоянном постельном режиме. Поэтому требуется создание особых условий для их обслуживания, соответствующее оснащение койка- места (функциональная кровать, противопролежневый матрац). В ряде нормативных актов в значительной мере принимаются заслуги пожилых граждан, а также предусматриваются дополнительные гарантии прав отдельных категорий граждан в сфере социального обслуживания (законы "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда Законом "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территориях других государств; ветераны военной службы; ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов; ветераны труда.Им предоставлены дополнительные права и льготы:
- по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
- по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
- по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
- по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- по пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
- по получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Наиболее многочисленной категорией ветеранов являются ветераны труда. Ими признаются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ветеранам труда предоставляются, в частности, льготы по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта, сезонная скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, оплате топлива.
Сегодня различными льготами в денежном и натуральном выражении пользуются около 70 процентов всех получателей пенсий. С учетом льгот, предусмотренных Законом "О ветеранах", численность их увеличилась. Порядок оказания бесплатной юридической помощи ветеранам и пожилым людям при гражданском судопроизводстве в настоящее время не определен. Лица пенсионного возраста формально наделены равными правами со всеми другими категориями населения, но целый ряд факторов, связанных с их пожилым возрастом, препятствует полноценной реализации и защите ими своих прав и законных интересов. Отсюда неизбежно следует то обстоятельство, что для пожилых людей возможность социальной адаптации в новых экономических условиях представляет значительно большие сложности, чем для других возрастных групп населения. Актуальна на сегодняшний день проблема обеспечения пенсионеру помощи в юридическом консультировании, в выборе того или иного договора, оказания содействия при его заключении, защиты пенсионера от возможных злоупотреблений со стороны иных лиц.
Более или менее широкий перечень правовых услуг предоставляется в настоящее время лишь тем гражданам пожилого возраста и инвалидам, которые проживают в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания. Перечень услуг проживающим, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151, включает помощь в оформлении документов; оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления других социальных выплат; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ; содействие в получении консультативной помощи; обеспечение представительствования в суде с целью защиты прав и интересов; содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством.

0 федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы

Министерство Здравоохранения Российской Федерации.
Приказ № 312 от 27 октября 1997 г.

Введение

Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".
пы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей. Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных. Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников преобразований. Так как пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997-1999 годы (далее именуется - Программа) Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принци подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №№ 883 "0 федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997- 1999 годы". Программа разработана Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Учтены предложения субъектов Российской Федерации.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Российской Федерации наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 11.8 процента, 1970 год - 15.3, 1979 год - 16.3, 1989 год - 18.5, 1996 год - 20.5 процента. В городах этот показатель достигает 19.4 процента, а на селе - 23.3 процента.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2.6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Более чем в 6 раз увеличилось число людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.
В 1995 году отмечена высокая демографическая нагрузка: на 100 человек трудоспособного возраста приходится 75 нетрудоспособных по возрасту, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 35.9. В 1959 году в демографической нагрузке (71.3) люди пенсионного возраста составляли 20.2.
Доля граждан старшего поколения колеблется в широком диапазоне по регионам России. Факторы, способствовавшие старению населения, особенно проявились в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы). В меньшей степени этими процессами были затронуты Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Ряд регионов России, отнесенных к неблагополучным по социально-экономическому положению, входит в состав экономических районов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой.
В 36 регионах России доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация наблюдается в тех регионах, где этот показатель составляет от 25 до 27.1 процента (Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Воронежская области). Выше средней величины доля пожилых людей в составе сельского населения отмечается в 32 регионах страны. В ряде территорий показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного достигает максимальных значений - от 294 до 357 на 1000 человек (Смоленская, Тульская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курская, Рязанская области. Республика Мордовия).
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время российские женщины в городах живут дольше мужчин на 13.3 года, а сельские - на 13.8 года. В некоторых областях Центрального района (Владимирская, Рязанская, Тульская, Ярославская области) разница превышает 16 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять хронических заболеваний сердечнососудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.
Главным источником дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. В 1996 году в целом по России средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".
Соотношение среднедушевых доходов домохозяйств пенсионеров и величины прожиточного минимума в 1996 году составило 169.6 процента (1990 год - 272 процента, 1994 год - 146 процентов). Заметно возрос среднедушевой денежный расход домохозяйств пенсионеров (IV квартал 1995 г. - 262.9 тыс. рублей в месяц, IV квартал 1996 г. - 422.6 тыс. рублей в месяц).
Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. Лишь незначительная часть пенсионеров имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья, автомобиля и другой собственности.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социальноэкономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15 процентов их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже. Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15-20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно- эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социальноде- мографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан России: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. 1996-2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой (на уровне 20 процентов общей численности населения страны; в городах она увеличится до 19.8 процента, а в сельской местности уменьшится до 20.2 процента). В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения страны, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности. Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положение федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Дальнейшее решение проблем пожилых людей находит отражение в ряде федеральных целевых программ (федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы, Федеральная миграционная программа на 1996-1997 годы и другие). Субъекты Российской Федерации с учетом экономических возможностей осуществляют мероприятия по решению проблем граждан старшего поколения главным образом в рамках региональных программ социально-экономического развития, социальной поддержки населения, целевых программ "Ветеран", "Забота" и других.
Однако острота проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода. В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике. Необходимость обозначить на федеральном уровне приоритеты работы государственных структур, направленной на решение проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, находит отражение в данной Программе.

Основные цели и задачи

Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения России. Указанная цель складывается из отраслевых целей федерального и регионального значения, достижение которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.
Предусматривается решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач федерального уровня:
- формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и подготовка к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год);
- повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;
- обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
- оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медикосо-циальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и облегчение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля;
- создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей;
- развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в обеспечении всем гражданам старшего поколения как особой группе населения равных условий и возможностей в процессе социальноэкономического развития регионов;
- укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;
- развитие научных исследований по вопросам старения населения и внедрение достижений современной отечественной и зарубежной науки в практическую деятельность;
- улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на 1997-1999 годы и состоит из двух этапов. Первый этап (1997 год) включал выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производилось также уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы. На втором этапе (1998-1999 годы) предусматривается реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка к проведению в Российской Федерации по специальному плану Международного года пожилых людей (1999 год).

Система программных мероприятий

Программа определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых людей, проживающих в отдаленных сельских районах, пожилых людей без определенного места жительства.
Перечень мероприятий Программы прилагается (приложение № 1). Программа состоит из следующих разделов:

Раздел первый. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности граждан старшего поколения планируется проведение системного анализа законодательства Российской Федерации, что позволит создать базис для актуализации действующих правовых норм в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению. Проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и актов законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.
В раздел включены отдельные вопросы совершенствования правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров по старости, а также лиц пенсионного возраста без определенного места жительства, приоритетной поддержки вынужденных переселенцев старших возрастных групп.
В соответствии с федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения, устанавливающих основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости желающих трудиться граждан пенсионного возраста.

Раздел второй. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.

Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста обуславливают необходимость проведения специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.
В этих целях намечено приобретение медицинской техники и санитарного автотранспорта для 47 субъектов Российской Федерации. Оснащение медицинским оборудованием Института геронтологии Министерства здравоохранения Российской Федерации позволит создать материальную базу для дальнейшего развития геронтологии как науки, развернуть изучение закономерностей старения целостного организма, вопросов профилактики преждевременного старения, разработку практических рекомендаций по клиническим аспектам ведения больных пожилого и престарелого возраста.
В отдельном подразделе представлены вопросы рационализации питания лиц старших возрастных групп, в том числе разработка новых видов поли- витаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок к пище.
Предлагается разработать и внедрить систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, создать экспериментальные центры по апробации современных оздоровительных технологий и организационно-управленческие модели физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди лиц старших возрастов, что послужит снижению стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.

Раздел третий. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.

Оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и осуществления специальных форм обслуживания. Предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, методик и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура). Намечено экспериментальное проектирование зданий и комплексов жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей пожилых людей, новых форм их обслуживания, проведение отдельных видов работ по реновации существующего фонда зданий и помещений для постоянного проживания и временного пребывания пожилых людей. Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения (строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания различных типов для пожилых людей). Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно, а годовые объемы финансирования по данному мероприятию уточняются государственным заказчиком Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации с учетом утвержденных расходов федерального бюджета на соответствующий год и по согласованию с субъектами Российской Федерации. Учтена также необходимость осуществления мер по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оснащению их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем, автотранспортом (приложение № 3), что в свою очередь явится стимулом для развития российской индустрии технических средств обслуживания и реабилитации лиц старших возрастных групп.

Раздел четвертый. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.

Эффективная социализация граждан старшего поколения предусматривает активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участия в "клубной жизни", любительском движении, самодеятельном творчестве при постоянном учете особенностей культурных запросов пожилых людей.
Намечено улучшить организационно- материальную базу, позволяющую удовлетворять стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни и адекватно учитывающую динамику социально-психоло-гических изменений этой категории населения.
Предусмотрено создание специальных региональных центров-клубов, многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного телевидения - учреждений культуры нового типа, отвечающих современным условиям. В раздел включены мероприятия государственной поддержки деятельности общественных объединений, осуществляемой в интересах пожилых людей.

Раздел пятый. Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.

В раздел Программы включены мероприятия по:
- проведению на конкурсной основе научных исследований по проблеме старения населения, проблемам пожилых людей и по научнометодологическому и организационному обеспечению деятельности в интересах граждан старшего поколения, в том числе с использованием возможностей отраслевых научных учреждений, проблемных лабораторий и временных научных коллективов;
- совершенствованию статистической базы, информатизации проблем старения населения, включая разработку различных автоматизированных справочных систем;
- организации и обеспечению подготовки и последипломного обучения специалистов социальной сферы, занятых обслуживанием пожилых граждан.

Современная помощь престарелым

Назад Оглавление Конец