Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Трудоустройство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Директор ГУ Центр занятости населения Центрального административного округа города Москвы авличенко Александр Викентьевич

Уважаемые коллеги!
Инвалиды в силу того, что не имеют равного доступа в сфере трудовой деятельности по сравнению с другими членами общества, являются одной из самых уязвимых категорий населения. Уровень инвалидности по Москве, как один из показателей здоровья жителей, остаётся крайне неблагополучным и имеет стойкую тенденцию к росту. Ежегодно в городе признаются инвалидами более 30 тыс. человек. Только в Центральном округе сейчас более 83 тыс. жителей имеют группу инвалидности.
Существующая скрытая дискриминация при трудоустройстве не позволяет инвалидам в полной мере реализовать свое право на труд, а специализированные предприятия, которые ранее хоть как-то решали проблему занятости, сегодня частично закрылись или в значительной степени сократили количество рабочих мест. По статистике в советское время было занято работой или другой деятельностью до 75% инвалидов 2 и 3 групп.
В 90-е годы - 22% В 1995 году - 15% В 2001 году - 9,5%

Сейчас в Москве трудоустроено, в том числе официально, только 10% инвалидов (при городском банке вакансий около 140 тыс. единиц). В то же время опросы этой категории населения показывают, что 2/3 из миллионной численности инвалидов Москвы хотят работать и обеспечивать самостоятельно свою жизнь. К сожалению, на пути реализации их желаний, имеется большое количество препятствий:
-существующее законодательство вместо того, чтобы сти-мулировать инвалидов к труду, к самообеспечению, и, таким образом, снижению нагрузки на бюджет, заставляет инвалидов для повышения пенсии добиваться получения более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности;
-предприятия малого и среднего бизнеса всегда были пос-тавщиками самых привлекательных вакансий на рынке труда. Численность работников на таких предприятиях, как правило, была меньше 100 человек. Сейчас по новому законодательству квотируемые рабочие места, в т.ч. для инвалидов, должны создавать предприятия, имеющие штат работников от 100 человек;
-в Москве нет специализированных кадровых агентств, в достаточных объемах занимающихся трудоустройством инвалидов. Чаще они сориентированы на «добычу» трудовых книжек инвалидов по заказу организаций для фиктивного выполнения квот. Общественные организации инвалидов больше сосредоточены на решении вопросов обеспечения лекарствами, медобслуживании, создании доступной среды в жилой зоне и медицинских учреждениях.
Кстати, о доступности среды. Сотрудниками РООИ «Перспектива» была изучена физическая доступность всех территориальных отделов занятости в Москве. Подсчитаны количество ступеней, крутизна лестничных маршей и пр. Оказалось, что только 20% отделов доступны для инвалидов- колясочников. В ЦЗН ЦАО - один отдел. Причина: отсутствие финансирования на текущий ремонт, устройство пандусов, подъемников и расширение проходов.
- нет достаточного количества работодателей, готовых взять на работу инвалидов. И причина чаще всего не в тяжелых условиях труда, а, как метко сказал один работодатель, в наличии «фобии тревожного ожидания» в трудовых отношениях с инвалидом. (Это особые условия труда, специализированное рабочее место, постоянные больничные, капризы и трудность увольнения. Короче, головная боль...)
Список проблем можно продолжить.
Безусловно, нужно добиваться изменений в законодательстве, заявлять о себе, проводить акции, радио и телемарафоны, делать так, чтобы голос инвалидов был услышан властью. Но надо активно применять и другие рычаги. И, по крайней мере, сегодня, нет острой необходимости в поиске новых технологий и оригинальных подходов в решении проблем трудоустройства инвалидов в Москве. Все это уже придумано. Надо только в полной мере использовать отработанные приемы, правильно выстроить схему взаимодействия различных ведомств и структур.
Что нужно для успешного трудоустройства инвалида при сегодняшней ситуации на рынке труда?
1. Информация о вакансиях.
2. Наличие соответствующего образования и опыта работы у соискателя-инвалида.
3. Индивидуальная программа реабилитации.
4. Адаптированное рабочее место и соответствующие условия труда.
Что нужно для закрепления на рабочем месте инвалида? Доказать делом свою полезность работодателю, организации. Как этого достичь? С Вашего позволения выскажу некоторые предложения коллектива нашего Центра.
1. Банк вакансий.
В настоящее время нет специализированного городского банка вакансий. Нет его и в Интернете, даже если объединить информацию по различным сайтам. Например, на Job.ru только 7 вакансий для инвалидов.
В городском банке вакансий:
- 756 вакансий для инвалидов
- 221 вариантов
- 117 предприятий
Проводимые ярмарки вакансий для инвалидов, как разовые мероприятия, имеют больше информативный характер и призваны дать представление посетителям о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства, спектре услуг для инвалидов со стороны службы занятости и других ведомств.
Особый вопрос: база данных самих инвалидов. Существующий в системе социальной защиты информационный банк не подходит для формирования файлов соискателей вакансий из-за отсутствия необходимых сведений и трудности выборки.
Московская служба занятости, конечно, постоянно пополняет городской банк вакансиями для инвалидов. Но эти объемы явно не соизмеримы с потребностями, а выделить специальную службу, нацеленную на создание такого банка сейчас наш Центр не в состоянии.
Считаем, что для достижения реальных результатов должна работать на постоянной основе и в самом широком формате городская биржа труда для инвалидов.
Коммерческим кадровым агентствам этой проблемой заниматься не выгодно: со стороны работодателей спроса нет, а инвалиды за свое трудоустройство заплатить не смогут.
2. Образование и опыт работы.
Сейчас в ВУЗах страны обучаются 14,5 тыс. инвалидов. Но число этих студентов имеет ярко выраженную тенденцию к сокращению. Причин к тому много: в том числе уровень доступности. Широко применяемая система дистанционного обучения обходит инвалидов стороной. Например, для того, чтобы обучить в прошлом году всего лишь одного инвалида по системе удаленного доступа нам пришлось много потрудиться. Провайдер наотрез отказался снижать ему стоимость доступа в Интернет. Была бы городская программа по дистанционному обучению инвалидов - все было бы значительно проще.
Тем не менее, эффективным способом получения знаний и навыков по тем или иным специальностям являются краткосрочные курсы в системе профобучения, переподготовки и повышения квалификации в городской службе занятости. Курсы организуются на базе известных учебных заведений с учетом потребностей рынка труда в тех или иных специальностях.
Отсутствие опыта работы еще одно препятствие в получении рабочего места. Работодателю, как правило, нужен опытный готовый специалист «здесь и сейчас». Но в то же время, как показывает практика, он готов обсудить прием на работу инвалида при условии, что договор будет срочным. И в период его действия работник будет получать поддержку доходов от службы занятости по программе временного трудоустройства безработных из числа испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите.
Выгода для работодателя очевидна: он экономит фонд оплаты труда, имеет возможность за 2-3 месяца присмотреться к работнику, а если он не подойдет - уволить по окончанию срока контракта.
3. Индивидуальная программа реабилитации. (ИПР).
Ее наличие уже не один год является обязательным условием при приеме на работу человека с инвалидностью. По замыслу ИПР должна определять эффективный процесс реабилитации инвалида. К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с фактами, когда эта программа безосновательно затрудняет инвалиду поиск работы.
Как понимать запись «показана работа, не связанная с принятием решений?!» Из-за такой формулировки больная астмой чуть не осталась без работы. В то же время запись «доступна работа при создании необходимых условий» значительно облегчает процесс трудоустройства.
Мы давно говорим о том, что при составлении ИПР врачу - реабилитологу нужно идти не формально от утвержденного перечня ограничений при данном заболевании, а от возможных вариантов трудоустройства инвалидов в той или иной сфере.
Иначе говоря, гражданин, получивший группу инвалидности, степень ограничения способности к труду и желающий работать, должен обратиться в службу занятости.
С ним поработают психологи, профориентаторы. На основе его образования, опыта работы, востребованности специалистов на рынке труда, с учетом базовых медицинских ограничений порекомендуют варианты трудоустройства или обучения. А уже врачи - реабилитологи, принимая во внимание наши рекомендации, составят ИПР для инвалида не выстраивая ему ненужных преград.
4. Оборудованное рабочее место.
Часто от работодателя в качестве аргумента отказа в приеме инвалида можно услышать рассуждения о нехватке средств и сложности создания ему специально оборудованного рабочего места, причем, что конкретно надо сделать и каков объем затрат никто не знает.
Хотя создать необходимые условия зачастую очень просто: сделать свободный проезд к рабочему столу и повесить полки для документов чуть ниже.
Определенную помощь здесь может оказать инициатива сотрудников РООИ «Перспектива» по созданию сертифицированного консультационного пункта для работодателей, желающих создать и оборудовать рабочие места для инвалидов.
Исходя из вышесказанного, специалисты Центра занятости округа считают, что в наличии все предпосылки для разработки и реализации межведомственной целевой программы решения проблем по трудоустройству инвалидов в Москве или, как минимум, дополнительного и практического раздела к уже принятым ранее программам.
В рамках такой программы должно быть создание единого банка данных инвалидов, адаптированных к задачам разных структур. Специалисты по профориентации службы занятости совместно с работниками МСЭК объективно определят потребность инвалидов в учебных и рабочих местах. Данная информация будет полезна и для корректировки учебных планов образовательных учреждений, подскажет службе занятости какие курсы надо, прежде всего, открывать, в том числе, целевые - под заказы крупных работодателей.
С использованием этой информации легче будет расставлять акценты при выборе победителей в конкурсах на создание новых рабочих мест за счет средств фонда квотирования. Эффективнее будет формироваться специализированный городской банк вакансий для инвалидов, а вместе с тем автоматически будет расти банк предприятий, использующих труд инвалидов. Это же позволит службе занятости правильно рассчитать затраты на реализацию целевой ведомственной программы по трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. При реализации этой программы инвалиды на период адаптации в трудовом коллективе ежемесячно смогут получать гарантированную поддержку доходов в размере 1440 руб. и т.д.
Несмотря на то, что служба занятости в условиях ограниченного финансирования продолжает делать все возможное, проблему трудоустройства инвалидов реально не сдвинуть без создания в городе специализированного центра или агентства. В городе должна быть постоянно действующая организация или подразделение какой-либо структуры, с мощной составляющей по занятости, куда будут сходиться нити взаимодействия всех ведомств, заинтересованных в социально-психологической и трудовой реабилитации инвалидов.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.