aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Новиков М.Л. Подготовка людей с инвалидностью к процессу трудоустройства

Необходимость внепрофессиональной подготовки инвалидов

Одним из основных барьеров, препятствующих успешному трудоустройству людей с инвалидностью, являются их психологические проблемы. Опыт созданных нами агентств по трудоустройству инвалидов показывает, что работодатели часто отказывают пришедшим на собеседования людям из-за сильных ограничений у них коммуникативных возможностей. Многие инвалиды испытывают неуверенность в себе и страх перед работой в коллективе обычных сотрудников, замыкаются на собеседованиях и не могут достойно представить свои профессиональные и личностные способности перед потенциальным работодателем. Эти проблемы носят ярко выраженный социальный характер, основываются на покровительственном стереотипном отношении общества к возможностям людей с инвалидностью. В результате у инвалидов формируются значительные психологические комплексы. Это не вина людей с инвалидностью, что они становятся аутсайдерами во всех аспектах общественной жизни, в том числе в вопросах трудоустройства. Это недостатки всего нашего социума, который ущемляет права инвалидов только на том основании, что их физические или умственные способности несколько отличаются от общепринятых стандартов.
Все перечисленное - это большие проблемы всего нашего общества. Улучшить сложившуюся ситуацию непросто, так как требуется серьезная работа на государственном уровне для изменения сознания людей. Нам достаются следствия этих проблем в виде изломанных судеб инвалидов, их неверия в какие-либо позитивные перспективы в своей жизни и неумения общаться на равных с другими людьми. Не дожидаясь глобальных перемен в отношении общества к проблемам инвалидности, нужно помочь конкретным людям достойно устроиться в столь непростой для них жизни. Для успешного трудоустройства им требуется психологическая поддержка и помощь в формировании мотивации для эффективного поиска работы и дальнейшей трудовой деятельности. Помимо развития профессиональных навыков нужна и внепрофессиональная подготовка, заключающаяся в устранении психологических «барьеров», возникших в результате неудачного социального опыта, и в создании новых успешных моделей поведения, которые позволят данному человеку с инвалидностью реализовать свой трудовой и личностный потенциал.
Не менее важна для людей с инвалидностью информационная поддержка. Понять, какие организации смогут помочь в трудоустройстве, по какой схеме построить процесс поиска работы, как поступить в той или иной ситуации при общении с работодателем — это далеко не полный список необходимых знаний и навыков, которые должны способствовать успешному началу трудовой деятельности для человека с инвалидностью. Информированность значительно повышает конкурентоспособность инвалидов на рынке труда за счет использования общих и специализированных ресурсов (под общими мы подразумеваем ресурсы, доступные для всех граждан, а под специализированными - ориентированные только на людей с инвалидностью). Такими ресурсами могут выступать различного рода организации, справочные пособия, сервисные услуги и так далее. Незнание обычно отпугивает людей, в том числе от попыток поиска работы. Но когда очевидны все возможные шаги, варианты действий и их последствия, то человек избавляется от страхов («не так страшен черт, как его малюют») и приобретает уверенность в своих силах.
Возникает объективная необходимость подготовки инвалидов к процессу трудоустройства, так как только это гарантирует для значительного количества людей с инвалидностью возможность успешного поиска работы. Мы выделили два основополагающих компонента внепрофессиональной подготовки — это информированность, получение новых знаний и коммуникативных навыков, а также психологическая помощь, корректировка и развитие новых моделей в поведении. Обе составляющие подобной подготовки инвалидов к трудоустройству взаимосвязаны. Как уже говорилось, новая информация дает уверенность в своих силах, а значит, частично решает психологические проблемы. С другой стороны, человек с инвалидностью никогда не воспользуется открывшимися для него возможностями в сфере трудоустройства, если не будут решены его личностные проблемы и устранены психологические барьеры. Таким образом, программы подготовки инвалидов к поиску работы и дальнейшей трудовой деятельности должны носить комплексный характер, устраняя все накопившиеся комплексы от неуспешного взаимодействия с окружающим социумом и ближайшими родственниками.
О роли ближайших родственников (прежде всего, родителей) в формировании иждивенческой позиции людей с инвалидностью стоит упомянуть особо. Мы неоднократно были свидетелями ситуаций, когда инвалиды, не имеющие ярко выраженных физических или умственных ограничений, в буквальном смысле слова становятся «заложниками» желания родителей оградить их от проблем реального мира. По мнению родителей и других ближайших родственников у их детей-инвалидов все равно нет возможностей для полноценной активной жизни, поэтому они готовы полностью посвятить себя заботе и содержанию своих чад. Это даже становится смыслом их существования и они начинают крайне болезненно воспринимать попытки своих детей к самостоятельности. А уж тем более агрессивно родители относятся к активности посторонних людей (например, специалистов по трудоустройству), пытающихся «устроить жизнь» их детей, а значит, лишить упомянутого «смысла существования». То есть, в определенных ситуациях необходима работа не только с самим инвалидом, но также и с его родителями, ближайшими родственниками. Но это уже совсем другой уровень работы по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства.
В Российской Федерации, а тем более в Советском Союзе, со стороны государственных структур программы внепрофессиональной подготовки инвалидов практически не развивались. Отдельная работа психологов и специалистов по профориентации в отношении людей с инвалидностью не носила комплексного характера и не обозначалась специальными методическими разработками. Поэтому, когда наши организации осознали необходимость в подобной деятельности, нам пришлось во многом самостоятельно отрабатывать формы подготовки инвалидов к процессу трудоустройства и искать среди них наиболее действенные механизмы. Первым опробованным нами способом информационной и психологической помощи людям с инвалидностью стали просветительские семинары.

Обучающая программа «Доступ к трудоустройству»

На протяжении нескольких лет наша организация занималась реализацией проектов по активизации молодых инвалидов. Одной из основных составляющих этих проектов является семинар «Понимание проблем инвалидности». Проводится он в интерактивной форме, при которой участники, исходя из собственного опыта, обсуждают стереотипы, существующие в обществе по отношению к инвалидам, влияние традиционного и социального подходов к решению проблем инвалидности, а также философию независимой жизни для людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Можно сказать, что эта была психологическая помощь на основе групповой взаимной поддержки и информации (преимущественно из зарубежного опыта) о правах людей с инвалидностью. Основная цель таких семинаров - мотивировать участников к самостоятельным шагам по отстаиванию своих интересов, поступлению в учебные заведения, поиску работы, активному участию в общественной жизни.
Семинары показали себя действенным методом, они помогли многим инвалидам «открыть глаза» на сложившееся в современном обществе положение людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями и проникнуться идеями «социального подхода» в этом вопросе. Но, в целом, их было явно недостаточно для того, чтобы решать проблемы трудовой занятости инвалидов, мотивировать их на поиск работы. Не хватало практической и прикладной информации о специалистах и профильных организациях, непосредственно занимающихся трудоустройством, и о возможностях решения возникающих при этом проблем. Подобными организациями стали территориальные отделы Федеральной государственной службы занятости населения, проблемой - формирование индивидуальной программы реабилитации инвалидов (ИПР), без которой постановка инвалидов на учет в службе занятости невозможна.
Была разработана программа нового семинара, на котором мы рассказывали участникам о возможностях поиска работы через государственные структуры, о взаимодействии с сотрудниками бюро медико-социальной экспертизы для грамотного и полноценного заполнения ИПР, а также о других правах инвалидов, отраженных в российском трудовом законодательстве. В начале в обязательном порядке мы привлекали к проведению подобных семинаров профильных специалистов. Ими являлись юристы, сотрудники государственной службы занятости, а иногда и медико-социальной экспертизы. Строились семинары на групповых консультациях экспертов и справочных материалах, подобранных нашими консультантами. В дальнейшем сотрудники нашей организации, которые сами являются инвалидами, стали проводить консультации самостоятельно.
Но не все люди с инвалидностью хотели и могли встать на учет в службу занятости как безработные граждане и искать работу через государственные организации. Они стремились к самостоятельному трудоустройству. Здесь их ждали свои трудности в виде предубеждений со стороны работодателей, отсутствия навыков грамотного построения процесса поиска работы, написания резюме и прохождения собеседования. Молодым людям с инвалидностью требовалась новая информация, отражающая общепринятые стандарты поведения в подобных ситуациях, отработка приобретенных навыков и новых ролей в игровой форме. Эти темы позволили нам создать новый семинар, который стал своеобразным заключением процесса информирования молодых инвалидов о возможностях трудоустройства в современных социальных условиях Российской Федерации. Возможности сводятся к двум путям: или человек с инвалидностью пытается найти себе работу на открытом рынке труда, конкурируя на равных с другими обычными гражданами, или пользуется законодательно установленными преимуществами и специальными программами в процессе трудоустройства через государственные структуры.
Весь обозначенный цикл из трех перечисленных семинаров стал обучающей трехдневной программой для инвалидов «Доступ к трудоустройству». В первый день на семинаре «Понимание проблем инвалидности» шла работа с самосознанием людей, с их настроем на позитивное отношение к своим собственным возможностям в сфере получения образования и трудоустройства. Два следующих семинара показывали, как именно инвалид может искать работу, и давали навыки, которые смогут помочь в этом нелегком процессе. Иногда семинары организовывались и проводились для одной аудитории три дня подряд, иногда с разрывом в несколько дней. Был даже опыт проведения семинаров раз в неделю. Обучающая программа «Доступ к трудоустройству» пользовалась популярностью среди людей с инвалидностью, и органы социальной защиты населения неоднократно приглашали нас провести цикл семинаров в своих учреждениях.
Около 15 — 20% участников обучающей программы в дальнейшем успешно нашли себе работу. Это неплохая цифра, но она заставила нас задуматься о том, чего не хватает другому подавляющему количеству инвалидов для трудоустройства. Необходима была более глубокая методическая подготовка инвалидов к процессу поиска работы и индивидуальное психологическое решение личностных проблем каждого из них. Но в рамках обучающей программы «Доступ к трудоустройству» мы не могли обеспечить этого и стали искать другие формы работы, которые могли бы стать более эффективным инструментом по подготовке людей с инвалидностью к дальнейшему трудоустройству. В связи с этим обратили внимание на работу таких объединений как Клубы ищущих работу.

Клубы ищущих работу: основные принципы

В рамках Федеральной государственной службы занятости населения уже достаточно давно практикуется применение Клубов ищущих работу (далее Клуб). Эта форма борьбы с безработицей активно развивается в ведущих зарубежных странах. Российская Федерация является одним из последователей этого опыта. Деятельность Клуба состоит из курса занятий, которые проводят работники службы занятости или специально подготовленные преподаватели из других организаций. Курс обычно ведется двумя преподавателями с применением интерактивных методов, направленных на активное участие слушателей. Наиболее популярные и используемые интерактивные методы - это вопросы и ответы, дискуссии, работа в малых группах и ролевые игры.
Идеальный размер группы участников — 8-10 человек. С большим количеством слушателей трудно работать. В зависимости от сформированной программы количество занятий в рамках курса может варьировать от 6 до 10. Проводятся эти занятия подряд каждый день (за исключением выходных) и занимают от 4 до 7 часов. При таком варианте сохраняется темп курса. Во время выходных дней слушатели получают возможность отдыха и разрядки и по возвращении снова готовы к активной работе.
В курсе занятий такого Клуба участвуют граждане, состоящие на учете в службе занятости как безработные. Задачи работы Клуба - мотивировать участников на поиск работы. Это непростая задача, так как большая часть участников изначально настроена негативно, и практически все уверены, что зря потратят время на занятия в Клубе. Эти эмоции участников Клуба необходимо направить в позитивное русло, а для этого сосредоточиться на навыках и методике поиска работы. Ведущим Клуба в ходе занятий приходится постоянно корректировать часто агрессивное или слишком пассивное поведение участников, которое является следствием их эмоционального состояния из-за длительной безработицы.
Одним из важнейших условий приема в Клуб является то, что участники должны искать для себя возможности трудоустройства, а не быть заинтересованными только в обучении. Если участники не ищут для себя работу, то, возможно, для них Клуб ищущих работу не является подходящим вариантом. Клубы оказались удачной формой работы по оказанию поддержки широкому диапазону безработных с разными уровнями трудовых навыков и опыта работы. Участие в Клубе дает возможность его членам получить поддержку, которая им нужна, чтобы успешно завершить процесс поиска работы.
Клубы, в которых состоят люди разного возраста, пола, образования, профессий, способностей и характеров, показали себя наиболее успешными. Чтобы усилить групповую поддержку открывают Клубы для людей с общими проблемами, например для женщин, бывших заключенных, демобилизованных и так далее. Клуб может поддержать мотивацию участников и не дать им перейти в стадию фатализма. Безработный, вступая в Клуб, выигрывает на любой стадии (согласно теории Харрисона), однако особенно полезным его вступление в Клуб может оказаться в стадии пессимизма. До этого момента люди чаще всего достаточно мотивированы для поиска работы.
Участников Клуба обучают технологии поиска работы, которая включает в себя следующие навыки: правильное написание резюме, техника телефонного разговора с потенциальным работодателем, эффективная презентация себя и своих возможностей на собеседованиях. В задачи ведущих Клуба не входят обязанности по непосредственному участию в трудоустройстве его членов. Акцент ставится на самостоятельном поиске, участникам даются навыки и мотивация для того, чтобы каждый день прорабатывать возможные варианты трудоустройства. Также, в обязанности ведущих не ставится обязанность лично решать все проблемы членов Клуба. Это может потребовать слишком много времени и сил. Обычно ограничиваются тем, что помогают участникам выявить, в чем заключаются их проблемы, и в некоторых случаях направляют за профессиональной помощью к психологу.
Участники работают вместе как коллектив и учатся друг у друга. С этим связаны основные стадии развития группы, которые полностью подходят и к Клубу. Условно их называют: формальная, неформальная и самоуправление.
Идеален вариант, при котором участники Клуба переходят к третьей стадии. Но на практике это не всегда достижимо. Этому могут препятствовать трудности в межличностном взаимодействии участников, сдерживающие их эффективную самостоятельную работу, а также позиция ведущих, не желающих способствовать развитию самоуправления группы. Ведущие Клуба могут так поступать из опасения сложных ситуаций в управлении группой (в силу своей низкой квалификации) и из-за того, что не видят в переходе развития группы к третьей стадии положительного момента для процесса обучения и дальнейшего трудоустройства участников. Ведущие Клуба могут помешать прогрессу группы, если не будут приветствовать обмен опытом и чувствами среди участников, не подвигнут каждого к активному участию. У таких ведущих отсутствует открытое и честное поведение с группой. Чтобы Клубы ищущих работу были успешными, его участники должны быть самостоятельными людьми. Члены Клуба обязаны сами искать себе работу, а не ждать этого от ведущих. Это происходит более эффективно, когда группа переходит к третьей стадии развития, то есть к самоуправлению.
Ведущие должны придерживаться поддерживающего стиля, то есть помогать членам Клуба думать самим и самим решать свои жизненные проблемы. Это означает также, что значительная часть информации должна даваться в форме вопросов, а не готовых ответов и моделей поведения. Именно вопросы помогают выяснить уровень знаний участников, проверить, все ли понятно, поддерживать интерес, побуждать людей думать, выяснить мнения и помочь построить отношения в группе. Возможность задавать вопросы является не менее важной составляющей процесса обучения в Клубе. Участники задают вопросы, чтобы заполнить пробелы в знаниях, проверить правильно ли они все поняли и почувствовать, что они полноценные участники работы группы. Вопросы побуждают к активному участию в учебном процессе и тем самым ведут к эффективному обучению. И здесь важно ведущим быть открытыми к диалогу и не создавать «барьеры» в общении между собою и участниками. Только двустороннее общение сближает ведущих с группой и помогает перейти к стадии самоуправления.
У каждого человека есть немалый жизненный опыт и обучение происходит гораздо эффективнее, если оно включает в себя выслушивание и мышление, а также испытание изученного на практике. Одной из форм обучения через систему вопросовответов является организация дискуссий. Дискуссии используются, когда у группы есть знания и разные точки зрения на какой-либо вопрос и когда пытаются достичь перемены отношения участников к какой-то проблеме. Роль ведущих заключается в подготовке вопросов, которые заставят участников думать и спорить, в минимальной поддержке дискуссии, насколько это возможно, и в четком заключении по ее итогам. При этом методе ведущие могут контролировать ситуацию в меньшей степени, чем просто задавая вопросы и получая ответы. Но подход «сделай сам» улучшает обучение и если дискуссии проводятся умело, то они могут помочь сделать обязательства членов перед клубом не только формальными, но и личными, что также будет способствовать переходу группы к стадии самоуправления.
Еще одним методом, активно используемым при обучении в Клубе, является работа в малых группах. В парах и малых группах участники работают обычно в начале курса обучения, когда все еще чувствуют себя немного напряженно. Это помогает освоиться и позволяет говорить с кем-то, кто, возможно, разделяет их состояние. Это может быть введением в работу без необходимости говорить в больших группах, где они могут чувствовать себя скованно. Как толь-ко участники лучше узнают друг друга, им легче перейти к активной деятельности в общей группе. Работа в малых группах - это активный и, следовательно, эффективный и полезный метод обучения. Он способствует тому, что группа начинает рассуждать, дает шанс высказаться и быть услышанным каждому участнику Клуба.

Клубы ищущих работу как форма подготовки инвалидов к трудоустройству

Деятельность Клубов ищущих работу вполне успешно применялась для разных целевых групп и, вполне естественно, мы подумали о том, чтобы создать программу Клуба, применимую для подготовки к трудоустройству инвалидов. Первые наши шаги заключались в изучении опыта Клубов, работающих под эгидой Федеральной государственной службы занятости населения и возможностей ее адаптации потребностям людей с инвалидностью.
Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» добавила в стандартную государственную программу Клуба, состоящую из десяти занятий, еще два семинара по темам «Понимание проблем инвалидности» и «Формирование индивидуальной программы реабилитации». Еще одним отличием деятельности Клуба СООИК «Ассоциация Десница» от Клуба Федеральной государственной службы занятости населения стал график проведения занятий. Встречи проводились не каждый рабочий день, а два раза в неделю. Отчасти это было связано с возможностями помещения
СООИК «Ассоциация Десница», так как семинары Клуба проходили на их базе. Это значительно увеличивало сроки проведения работы Клуба, для одной набранной группы - до полутора месяцев, что имело свои как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные заключались в достаточной гибкости графика и удобстве посещения для людей с инвалидностью, а также в возможности за длительный период времени сплотить участников и перевести группу к третьей стадии развития, к самоуправлению. Это ставилось одной из основных целей деятельности Клуба. Была даже идея, чтобы инвалиды, прошедшие подготовку в Клубе ищущих работу, по его окончанию создали свою общественную организацию, которая бы занималась решением проблем трудоустройства людей с инвалидностью. Но полностью реализовать эту цель так и не удалось из-за низкой общественной активности инвалидов — выпускников программы Клуба. Отрицательными последствиями стало неучастие значительного числа людей с инвалидностью в деятельности Клуба, так как вместо получения знаний на тренингах они предпочли реальный поиск работы. Немногие могут позволить себе полтора месяца быть нетрудоустроенными. Это лишь те инвалиды, которые уже длительное время не имеют работу или у них вообще отсутствует трудовой опыт, а также социально пассивные люди. Участие в Клубе они рассматривают не как возможность решить проблему своего трудоустройства, а как своеобразное времяпровождение без практического результата. Конечно, их мотивационная структура в процессе участия в программе Клуба может и должна (в соответствии с задачами создания Клуба) измениться, но изначальная ориентация только на этот очень непростой в плане дальнейшего трудоустройства слой граждан с инвалидностью ставила определенные ограничения в деятельности Клуба. Во многом из-за этого переход группы участников к третьей стадии самоуправления оказался проблематичным, а иногда и невозможным.
Частично обозначенные проблемы нивелировались за счет приглашения на семинары людей из числа инвалидов, сумевших самостоятельно найти достойную и высокооплачиваемую работу. Они становились экспертами в вопросах поиска работы и адаптации в трудовом коллективе, состоящем из работников без инвалидности, а также стимулом и примером, помогающим преодолеть психологические «барьеры» участников Клуба. Также, к проведению ряда занятий в Клубе привлекались специалисты Федеральной государственной службы занятости населения и работодатели. Это повышало информированность участников в вопросах поиска работы и помогало снять часть страхов и недоверия между людьми с инвалидностью, представителями государственных структур и бизнеса. Молодые инвалиды при этом получают неоценимый опыт общения с реальным работодателем.
Набор участников в Клуб проводился через объявления в местной прессе и дальнейший сбор заявок от желающих принять участие в очередном цикле работы Клуба. Всего в Самаре было проведено 2 цикла работы Клуба ищущих работу, в которых приняло участие 19 инвалидов, из которых больше половины в дальнейшем успешно трудоустроились.

Немного о перспективах

Клубы ищущих работу как в стандартном варианте Федеральной государственной службы занятости населения, так и в исполнении СООИК «Ассоциация Десница» преследовали цель подготовки людей к самостоятельному поиску работы и не подразумевали помощь в этом процессе со стороны организации. РООИ «Перспектива» в настоящее время готовит несколько иную программу, где Клуб ищущих работу выступит как первый этап подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству, а на втором этапе специальные сотрудники организации (их можно назвать кураторами или наставниками) обеспечат индивидуальное сопровождение и поддержку в процессе поиска работы. Такое сопровождение представляет собой постоянную консультационную поддержку, совместную разработку вариантов поиска работы, подбор подходящих вакансий, контроль, в случае необходимости совместное посещение собеседований с работодателями и так далее. Кроме того, планируется усилить обучение в Клубе ищущих работу путем повышения уровня профессиональных знаний и навыков. Для этого мы будем направлять участников Клуба на различные обучающие курсы, соответствующие их профессиональным и жизненным интересам. В целом, это позволит обеспечить комплексный подход к подготовке людей с инвалидностью к процессу поиска работы, что в дальнейшем должно обеспечить высокий процент их трудоустройства.

Назад Оглавление Далее