aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Влияние социальной реформы 2004-2005 годов на ситуацию с трудоустройством инвалидов

Политика реформирования социальной сферы в значительной мере затронула интересы людей с инвалидностью, в том числе, в вопросах трудоустройства. Прежде всего, следует упомянуть изменения пенсионного законодательства, вступившие в силу с 1 января 2004 г. Если до этого пенсия назначалась на основании группы инвалидности, то теперь она начисляется исходя из обозначенной степени ограничения способности к трудовой деятельности. А с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом №122 от 22.08.2004 г. компенсационные выплаты за отменяемые льготы также привязаны к степени ограничения способности к трудовой деятельности. Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности (одну из которых и составляет степень ограничения способности к трудовой деятельности) была введена Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». Но их установление не имело принципиального значения и влияло только на назначение группы инвалидности. С введением, в результате социальной реформы, новой системы, когда все основные денежные выплаты будут основаны на установлении только одного из критериев ограничения жизнедеятельности, сведено на нет практическое значение группы инвалидности.
Следует отметить, что до сих пор нет чёткой классификации и критериев установления этих степеней. Поскольку этих степеней только три, они не могут отразить всего разнообразия факторов, связанных с инвалидностью. Ниже мы приводим выдержки из упомянутого выше Постановления:
1.5.4. Ограничение способности к трудовой деятельности:
1- я степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2- я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3- я степень - неспособность к трудовой деятельности.
Можно понять стремление Правительства внести социальные факторы в порядок рассмотрения проблем инвалидности и обозначить объём государственной финансовой поддержки каждого конкретного инвалида в зависимости от возможности его дальнейшей трудовой деятельности. Однако, в целом, принятые нововведения негативным образом отразились на положении работающих инвалидов.
На данный момент основным критерием установления степени ограничения способности к трудовой деятельности остаётся её соответствие группе инвалидности. То есть, например, инвалид 1-ой группы приравнивается к 3-ей степени ограничения способности к трудовой деятельности. Бывают, конечно, исключения, когда сотрудники Бюро медико-социальной экспертизы отказывают инвалидам 1-ой группы в установлении «3-ей степени», но, из-за отсутствия чётких нормативов, эти случаи носят исключительный характер и имеют в своей основе человеческий фактор. Гораздо чаще встречаются ситуации, когда именно инвалиду приходится доказывать перед специалистами БМСЭ своё право на дальнейшую трудовую деятельность. При этом он становится перед неприятным выбором: либо «3-ая степень» и более высокие государственные денежные выплаты при запрете на трудоустройство, либо возможность работать, но автоматически более низкие пенсия и компенсационные выплаты за отменённые льготы. Причём разница в этих денежных выплатах достигает значительных сумм, до 600 рублей в пенсии и 400 рублей компенсации за льготы. Учитывая сложную ситуацию с трудоустройством инвалидов и отсутствие гарантий на трудоустройство со стороны государства, несложно представить, каким будет выбор большинства людей с инвалидностью. Необходимо упомянуть и влияние родственников, от которых многие инвалиды в значительной степени зависят в бытовых условиях. Родственники нередко склоняют человека с инвалидностью в сторону гарантированных государственных выплат, чем к маловероятной возможности найти работу. В целом, складывается ситуация, не только не стимулирующая инвалидов к решению проблем трудоустройства, но и препятствующая им в этом.
Многие общественные организации не признают законность запрета на работу для инвалидов, имеющих третью степень. Это положение противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации, где декларировано право каждого на труд. С устранением социальных барьеров и развитием новых технологий становится очевидным, что при создании соответствующих условий могут работать практически все люди с инвалидностью. Но нынешняя политика Правительства по отношению к инвалидам, вкупе с действующим законодательством, не учитывают в должной мере эти тенденции общественного прогресса.
С 1 января 2005 г., в соответствии с изменениями в Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учреждения медико-социальной экспертизы перешли в единое федеральное управление. Это, с одной стороны, будет иметь положительные результаты, так как позволит устранить ситуацию, когда в разных регионах по-разному оценивались критерии установления группы инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, и разный порядок оформления и реализации ИПР. Но, с другой стороны, возникают опасения, что в свете последних тенденций сокращения государственных расходов на социальные нужды (предвидим и возражения по поводу данного утверждения), будут введены изменения в системе классификации степеней ограничения жизнедеятельности, которые могут привести к тому, что назначение 3-ей степени ограничения способности к трудовой деятельности, гарантирующей самые высокие государственные денежные выплаты, будут значительно сокращены. В условиях, когда проблемы трудовой занятости инвалидов далеки от решения, это будет иметь катастрофические финансовые последствия для многих людей с инвалидностью.
Могут возникнуть сложности и во взаимодействии региональных структур социальной защиты населения и бюро медико-социальной экспертизы. Раньше они относились к региональному ведомству, а после реформы БМСЭ будут отведены в единую федеральную структуру, независимую от региональных властей.
Другим принципиальным моментом, вступившим в силу с 1 января 2005 г. в соответствии с поправками в закон «О социальной защите инвалидов» (последствия принятия уже упоминавшегося ФЗ №122), стали изменения в системе квотирования рабочих мест для инвалидов. Если до их вступления трудоустраивать инвалидов в рамках установленных квот (не менее 2% от численности состава предприятия) обязаны были организации с количеством сотрудников более 30 человек, то теперь под действия механизма квотирования попадают только предприятия с количеством сотрудников более 100 человек. Естественно, резко сократилось количество организаций, законодательно обязанных решать проблемы трудовой занятости инвалидов. Можно понять заботу о развитии малого бизнеса, столь часто декларируемую Правительством, но если инвалиды и имели возможность реально трудоустраиваться, то именно в условиях малых предприятий, где более гибко учитываются потребности и возможности каждого конкретного сотрудника, что особенно важно для людей с инвалидностью. Кроме того, необходимо рассматривать обязательные платежи за несоблюдение установленных квот для приёма на работу инвалидов не как дополнительный налог, а как штраф за нарушение установленных законодательством норм. А на федеральном уровне из законодательства убрано положение о внесении организациями, не соблюдающими порядок квотирования рабочих мест для инвалидов, платы в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Многие регионы, примером может служить Москва, оставили в своих нормативных актах, регулирующих систему квотирования рабочих мест для инвалидов, положение об обязательных платежах в специальный фонд. Теперь они называются выплатами компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, и составляют размер прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты. Ещё одним способом пополнения целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест может являться наложение административных штрафов на юридические и должностные лица. Штрафы накладываются за невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест. И составляют размер пятьсот минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц и пятьдесят минимальных размеров оплаты труда для должностных лиц. Но можно предположить возникновение трудностей, вплоть до судебных процессов, из-за возможностей различного толкования разногласий в федеральном и региональном законодательствах.
Отменяется положение статьи 22 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов» о финансировании создания специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. То есть, в соответствии с изменённым законодательством, специальные рабочие места для инвалидов теперь должны создаваться работодателями за свой счёт. Даже с учётом возможного влияния на работодателей региональных властей и при создании (как записано в Законе) минимального количества специальных рабочих мест в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, всё равно не избежать ситуации, когда категории инвалидов, нуждающиеся в значительном переоборудовании и адаптации действующих или создаваемых рабочих мест, будут выключены из процесса трудоустройства. Далеко не всякий работодатель захочет вкладывать собственные средства на создание специального рабочего места для подобных категорий инвалидов и предпочтёт взять на работу инвалида, для которого не требуются условия труда, связанные с финансовыми вложениями.
Пока в некоторых регионах действуют программы по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, финансирование которых осуществляется за счёт платежей от организаций, не соблюдающих механизм квотирования, эта ситуация будет смягчаться. Но, в целом, государственная политика в отношении трудоустройства лиц с инвалидностью всё более отходит от личностного подхода в решении этих проблем, и становится нацеленной на «усреднённого инвалида» без учёта его индивидуальных особенностей и потребностей. Перевод финансирования программ для инвалидов на федеральный уровень (последствия принятого Федерального закона №122) будет иметь и положительные моменты, поскольку теперь инвалиды в экономически «слабых» регионах будет иметь равный с другими объем социальной защиты. Только этот общий объём оказывается на очень низком уровне, не обеспечивая элементарных услуг, не говоря уже об интеграционных программах, в том числе в вопросах трудоустройства.

Назад Оглавление Далее