aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Батаева Бела Саидовна, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, к.э.н. Финансовая академия при Правительстве РФ Корпоративная социальная ответственность и занятость инвалидов. Зарубежный опыт

Участие компаний в решении социальных проблем страны является обычной практикой в развитых странах. Первоначально оно осуществлялось бессистемно в виде благотворительных пожертвований, а в последнее время проводится в рамках мероприятий по корпоративной социальной ответственности. Если говорить о ситуации в России, мы сейчас наблюдаем то, что некоторые специалисты называют «бумом благотворительности». Однако опыт развитых стран, к примеру США, свидетельствует, что на место благотворительности приходит место прямому расчету. Так, в США с конца 80-х прошлого века, на которые пришелся пик корпоративной благотворительности, по настоящее время доля пожертвований в прибыли компаний сократилась в 1,5 раза. Сейчас в США допустимой считается стратегическая филантропия (или то, что мы называем социальными инвестициями), когда средства выделяются на программы, связанные, как правило, с основной деятельностью компании и ведущие к увеличению в той или иной мере прибыли компании.
Существует множество определений корпоративной социальной ответственности. Приведем несколько из них.
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции социальной ответственности бизнеса - Business for Social Responsibility (бизнес за социальную ответственность), определяет КСО как «достижения в развитии местного сообщества, окружающей среде».
Европейская комиссия дает определение: «КСО как концепции, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».
В российской теории и практике большее распространение получило определение КСО как добровольного вклада бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных напрямую с основной деятельностью компании. Вклад этот должен выходить за рамки определенного законом минимума.
Коль скоро государство не может решить всех социальных проблем и, в частности, проблем инвалидов, бизнес может подключаться к решению этих проблем. В какой же части некоммерческие органи-зации инвалидов могут взаимодействовать с компаниями?
Для бизнеса социальная активность на окружающей его территории осуществляется в виде его вовлеченности в развитие местного сообщества. В англоязычной лексике используются термины community и corporate community involvement, обозначающие корпоративную вовлеченность в развитие местного сообщества. Для бизнеса это важно, так как на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы окружающее сообщество позитивно относилось к деятельности компании. Наиболее важные для бизнеса целевые группы в местном сообществе:
• Местное сообщество как таковое (общественное мнение, влияющее на имидж и репутацию компании);
• Местная власть, от которой бизнес зависит в вопросах биз-нес-деятельности;
• Клиенты, от отношения которых зависят бизнес-показатели;
• Некоммерческие организации, формирующие общественное мнение;
• Средства массовой информации, влияющие на местное население.
Поэтому некоммерческие организации инвалидов, как выразители интересов части гражданского общества, формирующего общественное мнение о компании, могут взаимодействовать с компаниями по решению насущных проблем. Бизнес в рамках деятельности по развитию местного сообщества откликается на запросы некоммерческих организаций. Ими могут быть и организации инвалидов. С этой целью создаются программы партнерства с некоммерческими организациями, программы сотрудничества с общественными организациями.
В настоящее время незнание передовых технологий КСО пред-ставителями некоммерческих организаций приводит к тому, что компании самостоятельно ищут партнеров среди некоммерческих организаций для реализации своих проектов. Однако есть и примеры (и их немало) когда компании отвечают на программы, первоначально предложенные некоммерческими организациями. В крупных компаниях этим занимаются, как правило, отделы по внешним связям, отделы по устойчивому развитию, PR отделы. Вся информация размещается на сайте, где представлены сведения о социальных программах компании и контакты лица, ответственного за эту деятельность.
Поэтому организации инвалидов могут обращаться за помощью в компании. При этом следует четко артикулировать запросы на основе своих интересов. Понять во время переговоров, в чем интересы компании. Обращаясь в компанию, нужно позиционировать себя как представителей интересов определенной части населения местного города или региона и т.п. Например, организация инвалидов выступает от имени инвалидов, число которых составляет столько- то, а вместе с членами их семей это уже довольно большая часть населения города (района), где расположена компания. Компания заинтересована в улучшении среды обитания, в повышении доверия к себе и, следовательно, в повышении репутации компании. Поэтому вопрос заключается в поиске программы, которая соответствовала бы некоторым из перечисленных выше требований. Успешно принята будет та программа, которая, помимо помощи в решении определенной проблемы инвалидов, будет соответствовать интересам компании.
Источником информации о деятельности компании в области социальных программ, которая может быть полезна представителям некоммерческих организаций, является социальный отчет компании. Многие российские компании составляют отчет и помещают его на сайте компании. Причем отчет может создаваться в произвольной форме, ввиду отсутствия российского стандарта, и в соответствии с Руководством глобальной инициативы (Global Reporting Initiative, GRI). Руководство глобальной инициативы (GRI) содержит 84 показателя, среди них есть показатель по использованию в компании труда инвалидов.
Компании сами выбирают те показатели, которые они раскрывают в своих отчетах. Если инвалиды будут постоянно обращаться в компании с запросами о количестве инвалидов, занятых на их производстве, то, возможно, компании включат этот показатель в будущие отчеты.
Но можно идти и по другому пути. Понятно, что если некоммерческие организации инвалидов малы и не обладают силой влияния на общественное мнение и компании, то последние могут попросту не замечать интересы инвалидов. В этой ситуации, когда гражданское общество еще не дошло до уровня стран с развитыми демократиями, роль защитника интересов незащищенных слоев населения должно осуществлять государство. Государство осуществляет эту деятельность в рамках социальной политики. И если существуют большие проблемы, то это свидетельство несовершенства проводимой правительством политики, что может в свою очередь быть и следствием неразвитости законодательства. Я имею в виду в данном случае законодательство о занятости инвалидов.
Нам видится необходимым совершенствовать, прежде всего, рос-сийское законодательство. В качестве примера может быть использован Закон Чешской республики о занятости 435/2004 в части, касающейся занятости инвалидов, ст. 67- ст. 84. Мы взяли в качестве примера именно закон Чешской республики, так как это страна с недавним социалистическим прошлым, в то же время ее законодательство является одним из самых развитых среди стран Восточной Европы.
Закон содержит механизм создания на предприятиях охраняемых рабочих мест, отдельных охраняемых рабочих мастерских (в которых число занятых инвалидов не менее 50%). Охраняемые мастерские - это мастерские, где инвалиды составляют не менее 50% работающих. А охраняемое рабочее место - это место на обычном предприятии, которое создается специально для инвалида.
В законе сказано, что охраняемое рабочее место - это методика, которая помогает инвалидам найти и удержать работу, повысить свою привлекательность на рынке рабочей силы. В этом случае инвалид работает у обычного работодателя, в контакте с обычными людьми. Помогает инвалиду рабочий ассистент из агентства занятости.
Агентства занятости для охраняемых рабочих мест осуществляют консультирование инвалидов, обеспечивают их работой, предлагают для этого специальные курсы (теоретические и практические). В этих агентствах к инвалидам прикрепляют рабочих ассистентов. Они обеспечивают инвалидам дорогу (например, билет), все, что необходимо, чтобы инвалид знал свои права и обязанности.
Содержит закон и механизм мотивирования предпринимателя создавать охраняемую мастерскую или охраняемое рабочее место.
Параграф 75 гласит:
Фонд занятости (ФЗ) может дать дотацию работодателю, при создании места для инвалида в размере:
• 8 средних зарплат на инвалида II-III групп,
• 12 средних зарплат на инвалида I группы.
Если работодатель создает 10 рабочих мест, то ФЗ дает дотацию в размере:
• 10 средних зарплат на инвалида II-III групп,
• 14 средних зарплат на инвалида I группы.
Средняя зарплата за 1 кв. 2007 г. - 20399 крон (1000$-21350 крон).
ФЗ может заключить контракт с инвалидом, если тот решит зани-маться частным предпринимательством, и выплачивать ему при создании рабочего места 8 средних зарплат.
Параграф 78 гласит, что работодатели, у которых инвалидов больше чем 50%, получают дотацию от ФЗ за год в размере:
• 0,66 от средней зарплаты за каждого инвалида II-III групп,
• 0,33 от средней зарплаты на инвалида I группы.
Параграф 81 гласит что работодатели, у которых более чем 25
работников, должны иметь не менее 4% инвалидов (т.е. 1 человека). Если же предприниматель не хочет или не может по какой-либо причине нанимать инвалида, то закон предоставляет ему право выбора из двух вариантов:
1. Если работодатель не нанимает инвалида, то должен выплачивать в госбюджет 40802 кроны в год за каждое не созданное рабочее место (это чуть более 2000 долл. США).
2. Если работодатель не нанимает инвалида, то должен приобретать продукцию и услуги у работодателя, у которого более 50% инвалидов, на сумму равную 40802 крон в год. Исключение в отношении выплаты в бюджет могут составлять особые госпредприятия и учреждения. Но они не освобождаются от требования создавать охраняемое рабочее место или, в противном случае, приобретения продукции охраняемой мастерской на сумму равную 40802 крон в год.
Как мы видим, закон Чешской республики широко использует меры поощрения работодателя.
Введение подобного рода мер в Российской Федерации связано с расходами бюджета, поэтому трудно сказать, будут ли они приняты в скором будущем. Но инвалиды имеют право на достойную жизнь и это право должно быть реализовано. Государство как гарант прав своих граждан должно его обеспечить. В этой связи нам видится, что государство должно использовать как меры законодательного характера, так и вовлечение добровольных инициатив бизнеса в решение социальных проблем и, в частности, в решение проблем занятости инвалидов.
Источник: Закон Чешской республики о занятости 435/2004 в части, касающейся занятости инвалидов ст. 67- ст. 84. (Novэ zбkon. 435/2004 Sb., бst t eta Zam stnбvбnн osob se zdravotnнm postihenнm).

Назад Оглавление Далее