aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Разработка организационно-функциональной модели реабилитационно-производственного учреждения для инвалидов. (Методические рекомендации)

Введение.

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в нашей стране, предусматривают проведение активной социальной политики, в том числе, и в отношении инвалидов. Приоритетным направлением государственной социальной политики является реабилитация инвалидов, которая призвана решить задачи по восстановлению социального статуса инвалидов, достижению ими материальной независимости, организации их социальной адаптации и  интеграции в семью и общество.
В силу различного рода причин объективного и субъективного характера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) в мире отмечается рост показателей инвалидности. Такая тенденция роста инвалидности характерна и для России.
Так, за последние семь лет общая численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. По России впервые признано инвалидами в 1999г. 1 049 722 человека, что составляет 90.2 на 10 000 населения в возрасте от 16 лет и старше.
На фоне общего роста числа инвалидов постоянно происходит снижение показателей их занятости. Так, к настоящему времени в общественном производстве работает только 15,3% инвалидов.
Особую тревогу вызывает положение с занятостью инвалидов 3 группы, размер пенсии по инвалидности которых является крайне низким. Так, численность работающих инвалидов 3 группы составила менее половины (42.6% в 1997г.)
Большинство работодателей под любыми предлогами отказывают инвалидам в приеме на работу (в открытом), что касается закрытого производства (спеццеха, спецучастки), создаваемого специально для трудоустройства инвалидов, то и его возможности в этом плане за последние годы значительно сократились.
До экономической реформы функционировало 1,5 тысячи спецпредприятий с числом работающих свыше 240 тысяч человек. На предприятиях создавались щадящие условия труда для инвалидов, учитывались возможности организма больного выполнять определенные виды работ и т.д. Работа в спеццехах выполнялась под медицинским контролем, инвалид постепенно вовлекался в трудовую деятельность, соблюдался индивидуальный режим труда и отдыха. Ситуация со специализированными предприятиями в корне изменилась с 1990г. Практически прекратилось строительство и ввод в действие новых предприятий. Отсутствие сырья и материалов, сложность с реализацией продукции поставили на грань банкротства многие спецпредприятия. На большинстве из них (на 80%) ликвидирован надомный труд, уволены многие инвалиды, которые не могут выполнять норму выработки, установленную для здоровых лиц.
В результате указанных факторов снизилось как число специализированных предприятий (многие их них разорились, не выдержав конкуренции), так и количество работающих на них лиц. Так, например, в  г. Москве в 1991г. было 32 таких предприятия, а в 1993 г. их стало 27 (см. государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М. 1995, с.125). По данным Федеральной службы занятости в г. Москве на начало 1991 г. работало 11.4 тыс. инвалидов, а на начало 1994 г. - 6 тыс. инвалидов.
В частности, число работающих на спецпредприятиях Ставропольского края, Астраханской, Московской, Оренбургской и других областей снизилось почти в два раза. Были закрыты и многие предприятия системы ВОС, ВОГ и ВОИ.
Так, согласно данным Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1997г. на его 189 учебно-производственных предприятиях работало около 53 тыс. человек, в том числе 54,3% инвалидов. К  уровню 1991 года было потеряно более 50% объемов промышленного производства, а численность работающих сократилась на 45,2%.
Аналогичная ситуация имеет место и на предприятиях, принадлежащих ВОГ и ВОИ.
В создавшихся условиях определяющую положительную роль в комплексной реабилитации инвалидов с последующей их занятостью (трудоустройством) могла бы сыграть организация и развитие реабилитационно-производственных учреждений, в которых сочеталась бы реализация всех видов реабилитационных мероприятий, с обеспечением занятости инвалидов на производственной базе (спеццех, спецучасток, мастерская), создаваемой непосредственно в этом учреждении (как непосредственной его структурной части).
Реабилитационно-производственное учреждение – это учреждение, обладающее правом юридического лица, осуществляющее комплексную реабилитацию инвалидов и их трудоустройство на своей производственной базе, являющейся структурным подразделением этого учреждения, в целях полной интеграции инвалидов в семью и общество.
Структура и деятельность реабилитационно-производственного учреждения должны отвечать следующим принципам:
- индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность реабилитационного процесса;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление или компенсацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида;
- направленность реабилитационного процесса на восстановление трудоспособности и обеспечение занятости инвалида (сначала на закрытом рынке труда, с последующим переходом на открытый рынок труда).
Индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность реабилитационного процесса включают в себя необходимость учета конкретных индивидуальных медико-социальных показателей у данного индивидуума, непрерывность обеспечения процесса реабилитации, комплексность в проведении мероприятий медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Все эти принципы должны быть внедрены в деятельность реабилитационно-производственного учреждения.
Направленность реабилитационного процесса на восстановление или компенсацию нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалида предусматривает включение в деятельность реабилитационно-производственного учреждения таких структур, которые должны обеспечивать  восстановительную терапию, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов, восстановление или уменьшение степени нарушений таких видов жизнедеятельности, как передвижение, общение, ориентацию, контроль за свои поведением, самообслуживание, обучение и способность к трудовой деятельности.
Направленность реабилитационного процесса на восстановление трудоспособности и обеспечение занятости инвалида предусматривает создание в реабилитационно-производственном учреждении структур, обеспечивающих проведение профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включая их профориентацию, обучение (переобучение), профессионально-производствен-ную адаптацию и трудоустройство на производстве (входящем в виде структурного подразделения в данное учреждение). Данный принцип должен обеспечивать особую организацию процесса занятости инвалида, представляющую из себя процесс и систему мероприятий, направленных на развитие компенсаторной приспособляемости организма инвалида, на восстановление и расширение его трудовых возможностей и производительности труда, на формирование у инвалида активной жизненной позиции и воли к труду. В соответствии с данным принципом, организация занятости инвалида на рабочем месте в реабилитационно-произвосдтвенном учреждении должна быть такой, чтобы после прохождения периода реабилитации и адаптации инвалид мог быть конкурентоспособным на открытом рынке труда.
В данных методических рекомендациях предлагается модель, отражающая структуру и содержание работы типового реабилитационно-производственного учреждения для инвалидов вследствие любой патологии. В модели отражены основные составляющие процесса реабилитации и соответствующие им структуры. Предлагаемая модель разработана с учетом законодательно-нормативной базы и данных анализа существующей практики профессиональной реабилитации инвалидов в нашей стране и за рубежом.

1. Нормативно-правовое обеспечение организации и деятельности реабилитационно-производственного учреждения.

Необходимо помнить, что важнейшую роль в организации деятельности реабилитационно-производственного учреждения играют нормативные акты. Именно степень правовой урегулированности - статуса такого учреждения, определяет эффективность качества всей его работы и обеспечивает интеграцию инвалида в семью и общество.
Важнейшим нормативным актом, в котором предусматривается создание сети реабилитационных учреждений, является Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. (см. ст. 12 указанного Закона). Закон не устанавливает конкретного перечня таких учреждений и тем самым дает возможность определять их типы и виды непосредственно на местах «с учетом региональных и территориальных потребностей». Таким образом, организация реабилитационно-производственных учреждений (как одного из видов реабилитационных учреждений) основана на нормативном акте высшего порядка, то есть на законе. Более того, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что учреждения различного типа и уровня, осуществляющие мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации (в том числе и реабилитационно-производственные учреждения), являются составной частью Государственной службы реабилитации инвалидов, которая призвана реализовывать государственную политику в этой области.
Кроме того, при формировании реабилитационно-производственного учреждения (его целей, задач, содержания деятельности, функций и т.д.) следует учитывать и другие статьи указанного Закона, направленные на социальную защиту инвалидов. Например, ст.2 (п.15-17), ст.4 (п.3,6,12,15), ст.5 (п.3), ст.8 (п.2), ст.9, ст.11, ст.20, ст.21, ст.22, ст.23, ст.24, ст.25, ст.26. В перечисленных статьях устанавливается:
- равенство возможностей инвалидов во всех сферах жизни общества;
- разработка и обязательность индивидуальных типовых программ реабилитации инвалидов для всех предприятий и учреждений, связанных с реализацией таких программ;
- льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений и организаций общественных объединений инвалидов;
- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов и т.д.
Более детально порядок организации реабилитационных учреждений устанавливается Примерным положением  о реабилитационном учреждении, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ от 23 декабря 1996г., которое «регулирует деятельность реабилитационных учреждений Федерального уровня и уровня субъектов РФ, входящих в состав Государственной службы реабилитации инвалидов, создаваемой в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для проведения мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов». Именно им необходимо руководствоваться и при создании реабилитационно-производственных учреждений (как одного из типов реабилитационных учреждений, предусмотренных указанным «Примерным положением»).
Рассматриваемое «Примерное положение» определяет:
- основные задачи реабилитационного учреждения;
- взаимодействие реабилитационного учреждения с органами государственной власти, государственной службы медико-социальной экспертизы, а также с общественными организациями инвалидов;
- порядок создания, реорганизации и ликвидации реабилитационных учреждений;
- источники их финансирования;
- факторы, в зависимости от которых устанавливается структура, штатное расписание и режим деятельности того или иного реабилитационного учреждения;
- необходимые материальные предпосылки для создания реабилитационного учреждения;
- состав имущества и средства, которые могут находиться в ведении реабилитационного учреждения;
- условия приема и содержания инвалидов в реабилитационном учреждении;
- права и обязанности инвалидов;
- управление реабилитационным учреждением.
Такая подробная правовая регламентация создания и деятельности любого типа реабилитационного учреждения в значительной степени облегчает задачу и при организации реабилитационно-производственных учреждений.
Однако при этом следует помнить, что указанное «Положение» является примерным. Оно не может учесть (и не учитывает) всех особенностей, которые присущи тому или иному виду (типу) реабилитационного учреждения. Такие особенности (безусловно, присущие и реабилитационно-производственному учреждению) должны найти отражение как в «модели» такого учреждения, так и в его уставе (Положении).
При создании реабилитационно-производственного учреждения следует руководствоваться и Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В частности, ст.28 этого Закона, которая предусматривает в целях трудовой реабилитации инвалидов «создание цехов, производственных мастерских, подсобных хозяйств, надомное производство, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки», которые, по нашему мнению, должны являться важнейшими структурными подразделениями всех вновь создаваемых реабилитационно-производственных учреждений.
Значительная роль в правовом регулировании при организации реабилитационно-производственных учреждений принадлежит и «Примерному положению о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от 7 июля 1997г. (особенно подразделу 3.6, регулирующему содержание деятельности социально-реабилитационного учреждения), а также Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995г., устанавливающему порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обеспечения, в лечебно-трудовой деятельности.
При организации реабилитационно-производственного учреждения следует иметь в виду и «Типовое положение о специализированном предприятии», принятое Правительством Москвы от 14.10.97г. В нем имеется много ценных правовых установок (особенно в части организации производственной деятельности инвалидов), которые могут быть использованы при создании указанных учреждений.
Наряду с нормативными актами, непосредственно касающимися организации деятельности реабилитационных учреждений, следует хорошо знать и другие нормы права, которые касаются социальной защиты инвалидов в широком плане. Их применение и использование поможет реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов при формировании задач, функций, содержания деятельности реабилитационно-производственных учреждений.
В частности, к таким нормативным актам относятся:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г.;
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995г.;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996г.;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996г.;
Закон РФ от 22 июня 1993г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
Указ Президента РФ от 2 октября 1992г. «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
Указ Президента РФ от 25 марта 1993г. №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 25 апреля 1993г. «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»;
Постановление Правительства от 12 августа 1994г. №927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Положение о признании лица инвалидом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996г. №965;
Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996г. №965;
Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1996г. №14;
Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утверждено Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством общего и профессионального образования РФ от 23 декабря 1996г № 21/417/515.
Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г.№ 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» и т.д.;
Таким образом, необходимо твердо усвоить, что только глубокое знание всего комплекса законодательства по социальной защите инвалидов может обеспечить его правильное применение, а, следовательно, и соблюдение всех прав инвалидов, в том числе, права на комплексную реабилитацию с последующим трудоустройством, в частности, в реабилитационно-производственном учреждении.

2. Сущность и содержание организационных аспектов «модели» реабилитационно-производственного учреждения.

Следует твердо помнить, что значительное место в «модели» реабилитационно-производственного учреждения отводится организационным аспектам, в определенной степени предопределяющим содержание всех остальных ее разделов (кем создаются такие учреждения и в чьем ведении они находятся, правила приема и отчисления из учреждения и т.д.).
В этой связи необходимо иметь в виду, что в организационном плане разработанная «модель» исходит из того, что реабилитационно-производствен-ные учреждения должны находиться в ведении органов социальной защиты населения РФ (как федеральных, так и региональных). Они должны создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной им территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения. В их задачу должно входить координирование деятельности всех реабилитационно-производственных учреждений, находящихся на подведомственной им территории, и оказание этим учреждениям организационно-методической и практической помощи.
Исходя из важности и сложности задач, стоящих перед реабилитационно-производственным учреждением, оно, безусловно, должно иметь статус юридического лица, обеспечивающий самостоятельность его деятельности и представляющий возможность учреждению иметь собственный баланс или смету, а также печать с полным наименованием учреждения.
Необходимо иметь в виду, что реабилитационно-производственные учреждения могут создаваться как для инвалидов с одним видом патологии (например, только для инвалидов с патологией органа зрения), так и для инвалидов с различными видами патологии (патологии опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой систем и др.). Организация того или иного из указанных типов (видов) реабилитационно-производственного учреждения зависит от целого ряда причин: состояния и структуры инвалидности в регионе, финансовых возможностей региона, перспектив трудоустройства инвалидов в открытом производстве и т.д.
При внедрении разработанной «модели» следует исходить из того, что она может быть использована только в том случае, если для учреждения будут выделены соответствующие помещения (в том числе под мастерские, спеццеха и участки), обеспеченные всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащенные телефонной связью и отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда, доступные для инвалидов. При этом необходимо иметь в виду, что здания и помещения, которые предоставляются учреждению, остаются в государственной или муниципальной собственности и закрепляются за учреждением только во владение, пользование и распоряжение. Исходя из вышеизложенного, а также действующего законодательства, реабилитационно-производствен-ные учреждения не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. По тем же основаниям закрепленное за учреждением на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
Имея в виду предлагаемый порядок подчиненности учреждения (см. выше), его директор должен назначаться и отстраняться от работы соответствующим органом социальной защиты населения.
Что касается штатного расписания учреждения, то оно должно определяться в зависимости от целого ряда обстоятельств: особенностей контингента и количества инвалидов, находящихся в учреждении; суммы средств, выделяемых на содержание деятельности учреждения; примерного штатного расписания, утвержденного органом социальной защиты населения и т.д. Конкретное штатное расписание для каждого учреждения должно утверждаться его директором.
Следует помнить, что в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач, реабилитационно-производственные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и учреждениями Государственных служб реабилитации инвалидов и медико-социальной экспертизы, а также общественными объединениями инвалидов.
Рассматриваемая «модель» исходит из того, что в зависимости от рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, характера заболевания и других обстоятельств, инвалиды могут находиться в учреждении как на стационарных, так и на полустационарных условиях (то есть на условиях только дневного пребывания в учреждении).
Необходимо иметь в виду, что разработанная «модель» включает в себя в качестве самостоятельного организационного аспекта прием и отчисление из реабилитационного учреждения. В этой связи прежде всего следует отметить, что в реабилитационно-производственные учреждения должны приниматься инвалиды, которые могут себя обслуживать (с патологией сердечно-сосудистой системы, внутренних органов, поражениями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы и органов чувств, снижением интеллекта, туберкулезом и др.) в возрасте от 18 лет.
Общими противопоказаниями к зачислению инвалидов в реабилитационно-производственные учреждения являются:
- все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации;
- злокачественные новообразования в активной фазе;
- кахексия любого происхождения;
- обширные трофические язвы и пролежни;
- гнойно-некротические заболевания;
- острые инфекционные венерические заболевания до окончания срока изоляции;
Направление инвалидов в реабилитационно-производственные учреждения должно осуществлять бюро медико-социальной экспертизы, органы социальной защиты, службы занятости и образования.
Отбор инвалидов возлагается на консультативно-отборочную комиссию, состав и порядок работы которой утверждается директором реабилитационно-производственного учреждения. В состав комиссии должны входить: заведующий отделом кадров, специалист по реабилитации (врач), психолог, специалист по социальной работе, мастер производственного обучения.
При направлении инвалида в реабилитационно-производственное учреждение должна быть представлена следующая документация: направление в реабилитационно-производственное учреждение, личное заявления о приеме в учреждение, карта ИПР, выписка из истории болезни, заключение психолога, документы об образовании, пенсионное удостоверение, трудовая книжка (при ее наличии), заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию в реабилитационно-производствен-ное учреждение. При этом соответствующие документы (например, документы об образовании, трудовая книжка и т.д.) могут представляться как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.
Необходимо иметь в виду, что инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территории других государств должны пользоваться правом внеконкурсного принятия в реабилитационно-производственное учреждение.
Что касается отчисления инвалидов из учреждения, то оно должно производиться либо по их заявлению, либо в связи с выявлением медицинских противопоказаний, либо по решению директора учреждения (за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка).
И, наконец, следует помнить, что общая продолжительность пребывания в учреждении устанавливается ИПР, а также консультативно-отборочной комиссией учреждения, которая, в зависимости от достигнутых результатов, может рекомендовать инвалиду переход на работу в открытое производство.

3. Цели и задачи реабилитационно-производственного учреждения

Необходимо иметь в виду,  что правильное определение целей и задач реабилитационно-производственного учреждения оказывает непосредственное влияние не только на содержание, но и на эффективность его деятельности по интеграции инвалидов в семью и общество. Разработанная «модель» реабилитационно-производственного учреждения исходит из того, что его основными целями должны являться: восстановление социального статуса инвалида, достижение материальной независимости, его трудовая и социальная адаптация путем проведения профессиональных, социальных и медицинских реабилитационных мероприятий, а также обеспечение занятости инвалида.
По нашему мнению, достижение указанных целей возможно путем решения учреждением следующих задач:
- уточнение реабилитационного потенциала инвалида;
- детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы;
- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- разработка планов и программ проведения реабилитации инвалидов с их последующим трудоустройством;
- осуществление мер по медицинской реабилитации (восстановительная терапия в пределах ИПР инвалида);
- проведение профессиональной реабилитации;
- проведение социальной реабилитации (социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации);
- изготовление специальных эргономических приспособлений, инструментов для инвалидов с нарушениями функций и анатомическими дефектами;
- трудоустройство инвалидов в мастерских, в том числе на специальные рабочие места;
- подготовка инвалидов к переходу на работу в открытое производство и оказание им содействия в таком переходе;
- динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
- изготовление и сбыт товарной продукции;
- организация и осуществление мероприятий по повышению уровня квалификации работников учреждения.
Предлагаемой «моделью» перечень целей и задач учреждения, по нашему мнению, полностью отвечает их назначению.

4. Структура и функции реабилитационно-производственного учреждения

Рекомендуемые в «модели» структура и функции реабилитационно-производственного учреждения будут максимально способствовать решению проблемы реабилитации инвалидов в комплексе, ибо только комплексная реабилитация обеспечит реализацию идеи «равных возможностей инвалидов», в том числе, в области их занятости, а тем самым и реализацию ими установленных Конституцией РФ прав и свобод.
Необходимо иметь в виду, что структура учреждения должна определяться его конкретными задачами, основными направлениями и объемом работы, особенностями контингента инвалидов и их количеством.

При этом необходимо сконструировать структуру так, чтобы все ее части могли работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем реабилитацию, рациональное трудоустройство, повышение профессиональных качеств, знаний и навыков, а также восстановление (по возможности) физического и психического здоровья, развитие личностных и сознательно-мотивационных качеств и связей, дающих инвалиду возможность для интеграции в новую социально-профессиональную действительность.
Что касается функций структурных подразделений, создаваемых в учреждении, то при их определении следует использовать положительный опыт в области проведения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, накопленный в действующих учреждениях системы Государственных служб реабилитации инвалидов и МСЭ, а также опыт организации производства и производственного процесса в целом и для инвалидов в частности, имеющийся в спецпроизводствах и спеццехах.
С учетом вышеизложенного, мы полагаем, что в структуру реабилитационно-производственного учреждения должны входить отделения с соответствующими кабинетами, а также службы и мастерские, которые призваны выполнять возлагаемые на них функции.
Каждое структурное подразделение учреждения должно возглавляться заведующим, назначаемым директором учреждения, который и осуществляет контроль за их деятельностью.
Конкретно в «модели» предложена следующая структура реабилитационно-производственного учреждения, способная, по нашему мнению, обеспечить поставленные перед ним задачи.

4.1. Отделение профессиональной реабилитации инвалидов.
Отделение профессиональной реабилитации инвалидов должно включать:
- кабинет профориентации инвалидов, оснащенный компьютерами, телевизором и магнитофоном, специальными методическими материалами и приборами, профессиограммами, видеофильмами и материалами о профессиях и рынке труда;
- учебные классы, адаптированные к потребностям инвалидов;
- кабинет профессионально-производственной адаптации, оснащенный специальным оборудованием, приспособлениями и техническими средствами для организации рабочего места инвалида и т.д.;
- кабинет (участок) специального конструирования и модернизации оборудования и инструментов для инвалидов;
- кабинет содействия занятости инвалидов, прошедших обучение на рабочем месте, непосредственно в мастерских учреждения, осуществляющий контакты со службой занятости и работодателями, а также контроль за их трудоустройством;
- кабинет обучения основам предпринимательской деятельности и навыкам активного поведения на рынке труда (такой кабинет будет способствовать вовлечению инвалидов непосредственно в открытое производство).
Отделение со всеми своими кабинетами и классами должно выполнять следующие функции:
- проведение профориентации инвалидов, включающей их психофизиологическое тестирование, профконсультирование, определение соответствия требований, предъявляемых данной профессией к инвалиду, его возможностям;
- определение, путем апробации, правильности выбора для инвалида профессии;
- организация и проведение профессионального обучения (профессиональной подготовки на рабочем месте) инвалидов;
- проведение профессионально-производственной адаптации инвалидов;
- контроль за рациональностью трудового устройства инвалида (совместно с отделением медицинской реабилитации);
- содействие в создании специального рабочего места инвалида;
- обеспечение занятости инвалидов в мастерских учреждения и оказание им содействия в трудоустройстве в спеццехах, спецучастках и на открытом производстве;
- участие в организации взаимодействия с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, органами службы занятости, образования, непосредственно с предприятиями по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов;
- внедрение в практику работы отделения новых видов и форм профессиональной реабилитации инвалидов.
Отделение профессиональной реабилитации инвалидов должно начинать работу с инвалидом с его профориентации. Профессиональная ориентация – это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей  профессии. Основная цель проведения профессиональной ориентации – оказать содействие инвалиду в выборе (среди имеющихся на предприятии рабочих мест) той профессии (специальности), которая будет способствовать его интересам, способностям и состоянию здоровья. При этом должен максимально учитываться профессиональный опыт инвалида, его знания, умения и навыки. Проводя профессиональную ориентацию, специалисты должны дать инвалиду (его опекуну, попечителю) подробные сведения о производстве, которое имеется в реабилитационно-производственном учреждении, обеспечить инвалида информацией, формирующей  представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора инвалидом профессии. При выборе профессии для инвалида необходимо обязательно учитывать характер рекомендаций о показанных условиях труда, содержащихся в ИПР, и профессиографические данные по этой профессии, раскрывающие те требования, которые профессия предъявляет к инвалиду. Профессиональное консультирование инвалида должно снять тревожное состояние, определить проблему, если она не ясна, выявить круг склонностей инвалида, сопоставить его с имеющимися ограничениями, подобрать соответствующую группу профессий и решить вопросы о возможности обучения инвалида на рабочем месте.
Окончательное решение о выборе профессии принимает инвалид. При проведении профориентационного консультирования должны широко использоваться психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы инвалида, характер общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости, способности инвалида, его личностные характеристики, существенные для профессиональной адаптации.
Для проведения профориентации инвалидов психолог должен иметь компьютер с соответствующими программами, аппаратуру (мультипсихометр   и др.), видеоблок с набором кинофильмов о профессиях и производстве, имеющихся в данном учреждении, различные буклеты, профессиограммы, материалы о рынке труда и т.д.
Правильность выбора профессии может быть проверена путем организации проб выполнения отдельных операций на учебных местах, а также анализа успешности обучения и работы инвалида в первые 3 месяца. В случае неудачного выбора профессии проводится повторная профориентация.
Профессиональное обучение (переобучение) инвалидов в условиях реабилитационно-производственного учреждения должно предусматривать обучение на рабочем месте (индивидуальное и бригадное) и курсовое обучение. При решении вопроса об обучении (переобучении) инвалидов необходимо учитывать характер течения его заболевания, общее физическое и психическое состояние, его интересы, трудовую установку, а также возраст.
Отделение профессиональной реабилитации должно контролировать процесс профессионально-производственной адаптации инвалида, определяя (вместе с врачом) оптимальный уровень производственных нагрузок, связанных с исполнением требований профессиональной деятельности, контролируя приспособляемость к ним инвалида, формируя рекомендации по  процессу адаптации.
Отделение профессиональной реабилитации инвалидов обеспечивает подбор для инвалида рабочего места (совместно с начальником цеха и мастером). При этом трудоустройство инвалида должно быть рациональным.
Рациональность трудового устройства инвалида означает адекватность условий и содержания его труда (в реабилитационно-производственном учреждении) физиологическим, психологическим и психофизиологическим возможностям инвалида. Рациональное трудовое устройство должно обеспечивать развитие разнообразных механизмов компенсации; восстановление или компенсацию нарушенных функций, улучшение жизнедеятельности организма инвалида.
Следует подчеркнуть, что реабилитационно-производственное учреждение должно обеспечивать специализированность производственного процесса, включая его адаптацию к потребностям инвалидов, что предусматривает наличие специальных санитарно-гигиенических условий труда (см. Приложение № 1), архитектурно-планировочных решений, соблюдения требований эргономики, обеспечения предпосылок для улучшения состояния здоровья инвалидов (дозированный труд, ограничения нормы выработки, сокращенный рабочий день, постоянное врачебное наблюдение и др.), наличия особой организации труда.
Специализированность организации труда инвалидов включает:
- приспособление производственного оборудования к имеющимся у инвалидов функциональным нарушениям и дефектам;
- специальную организацию рабочего места инвалида;
- снабжение инвалидов рабочими протезами, рабочими приспособлениями и техническими средствами для трудовой деятельности;
- приспособление режима труда к особенностям дефектов или заболеваний инвалидов (свободный темп работы, дополнительные перерывы, сокращенный рабочий день, уменьшение нормы выработки, объема работы, освобождение от командировок, ночных смен, сдельной работы и т.д.).
Отделение профессиональной реабилитации участвует в организации специального рабочего места для инвалида, определяя необходимость:
- использования специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;
- применения специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надежный захват и эффективное использование;
- расположения органов управления оборудованием, технологической и организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), учитывающих антропометрические размеры и физические ограничения инвалида;
- использования для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;
- выделения дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной кресло-коляске;
- оснащения оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы;
- регулярного обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами, снабжения подъемно-транспортными установками;
- введения, при необходимости, специальных режимов работы;
- преимущественного использования индивидуальной формы организации труда с повременной оплатой.
Отделение профессиональной реабилитации оказывает содействие в трудоустройстве инвалидов в спеццехах, спецучастках, и после окончания курса реабилитации, на открытом рынке труда.

4.2. Отделение социальной реабилитации.
Отделение социальной реабилитации должно включать:
- кабинет специалиста по социальной работе (должен быть оснащен оргтехникой);
- учебный класс для адаптационного обучения (должен иметь мебель, доступную для инвалидов, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру);
- кабинеты обеспечения техническими средствами реабилитации (должны имитировать жилые помещения: кухню, ванную комнату, туалет, жилую комнату, спальню, которые оснащены техническими средствами реабилитации; в них осуществляется демонстрация технических средств, их апробация и обучение инвалидов);
- кабинет психолога (должен быть оснащен компьютером и методическим обеспечением);
- кабинеты психотерапии (включают помещения для индивидуальной и групповой психотерапии: они должны быть оснащены мягкой мебелью, магнитофоном, специальным методическим обеспечением;  эстетический дизайн помещений должен соответствовать их функциональному предназначению (светлая окраска стен, ковровое покрытие пола, ковровая мебель и др.);
- учебный класс для обучения навыкам самостоятельного проживания, социального общения и др. (должен быть оснащен мебелью, пригодной для использования инвалидами, экраном, оверхетом, классной доской, методическими пособиями; часть комнаты должна быть оборудована под кухню, где можно готовить еду, проводить работу по типу «социальной гостиной» и т.д.);
- библиотеку, видеотеку и дискотеку, которые должны по планировке и оборудованию соответствовать потребностям инвалидов. В план их работы могут быть включены услуги по эстетическому воспитанию, валеологии, туризму и др.
- спортивный зал.

4.2.1. Отделение социальной реабилитации должно выполнять следующие функции:
- информирование и консультирование инвалидов по вопросам реабилитации;
- оказание юридической помощи в медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов  области;
- проведение адаптационного обучения инвалидов;
- обучение инвалидов самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, обучение ведению домашнего хозяйства, выработки навыков независимого образа жизни с помощью упражнений и технических приспособлений и т.д.;
- определение потребности инвалидов в различных видах социальной помощи и контакты с социальными службами;
- подбор инвалиду вспомогательных технических средств и обучение пользованию ими;
- организация работыс семьей инвалида (обучение правилам ухода за инвалидом, проведение консультаций по адаптации к инвалиду жилищно-коммунальных условий);
- проведение социокультурной реабилитации и реабилитации методами физической культуры и спорта;
- проведение психологической реабилитации, включая осуществление психодиагностики, проведение динамического психодиагностического обследование, осуществления психотерапии и психокоррекции, психологического консультирования по личностным и эмоциональным проблемам, осуществление психологической помощи семье инвалида.
Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий (лекций) в течение 7 – 10 дней. Программа обучения включает вопросы: об особенностях течения заболевания, мероприятиях по изменению образа жизни, диеты, величины физических и психических нагрузок, о возникающих в результате нарушения здоровья ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах, видах и формах социальной помощи и др.
Обучение инвалида самообслуживанию и передвижению проводится специальным работником, оно включает обучение вопросам личной гигиены, обеспечения персональной сохранности, независимого существования, ведения повседневной деятельности и др. Обучение предусматривает также освоение инвалидом навыков и умений пользования техническими средствами реабилитации для самообслуживания и передвижения.
Обучение инвалида общению должно быть построено в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности. Обучение должно проводиться социальным работником, специалистом по социальной работе, психологом; оно может включать занятия, групповые тренировки и игры. Обучение включает освоение инвалидом навыков пользования техническими средствами коммуникации, информации и сигнализации; оно предусматривает также снятие коммуникативных барьеров, характерных для инвалидов, возникающих вследствие ограничения возможности передвижения, слабой доступности для инвалидов объектов среды жизнедеятельности, средств массовой информации, учреждений культуры. Поэтому в программу обучения социальному общению входят занятия, представляющие инвалиду информацию об имеющихся в районе проживания инвалида объектах инфраструктуры, доступных для инвалида, о транспортной службе для инвалидов. В процессе обучения могут быть сформированы группы общения, инвалиду может быть предоставлена информация о социальной литературе, о специальных библиотеках (для инвалидов по зрению, слуху и т.д.).
Обучение социальной независимости должно быть направлено  на формирование навыков самостоятельного проживания (умение распоряжаться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.), обучение включает занятия и тренировки.
Отделение социальной реабилитации должно обеспечивать социализацию инвалида, т.е. освоение инвалидами знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия.
Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.
Психодиагностика и обследование личности входят в состав  мероприятий по психологической реабилитации инвалида, они должны по результатам определения и анализа психологического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида (влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми) дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы, правильно понять и наладить межличностные взаимоотношения.
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалидов.
Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально-ценные нормы поведения, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям. Психологический тренинг может также включать когнитивный тренинг психических функций (памяти, внимания).
Привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за инвалидами обеспечить своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию инвалида, и оказание ему необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
Отделение социальной реабилитации должно проводить мероприятия по социо-культурной реабилитации, в которые могут входить: концерты художественной самодеятельности, выставки изобразительного творчества инвалидов, занятия музыкально-драматического коллектива, занятия в студии рисования и т.д. Социо-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать инвалидов к активным формам рекреации (досуга) – арттерапия, хореографическое искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушением зрения; живопись, графика для лиц с нарушением слуха и т.д.).
Отделение социальной реабилитации должно проводить реабилитацию инвалидов методами физической культуры, включая их информирование и консультирование по этим вопросам, обучение инвалидов навыкам занятий физкультурой и спортом, оказание содействия инвалидам в их взаимодействии со спортивными организациями, организацию и проведение занятий и спортивных мероприятий.
Оказание юридической помощи инвалиду осуществляется юристом и включает консультирование и оказание помощи по вопросам медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов.

4.3. Отделение медицинской реабилитации.
Отделение медицинской реабилитации, которое должно включать:
- кабинет специалиста по реабилитации (имеющего высшее медицинское образование и повышение квалификации по вопросам реабилитации инвалидов);
- кабинет лечебного массажа;
- кабинет кинезотерапии;
- кабинет лечебной физкультуры;
- кабинет функциональной диагностики;
- кабинет биомеханики;
- кабинеты бальнеотерапии (бассейн, сауна, душ);
- процедурный кабинет.

4.3.1. отделение медицинской реабилитации должно выполнять следующие функции:
-проведение восстановительной терапии;
- оценку реабилитационного потенциала инвалида;
-осуществление контроля за соответствием состояния здоровья инвалида тем трудовым и бытовым нагрузкам, которые возникают в процессе его реабилитации;
- оценку (с помощью методов инструментальной диагностики и биомеханики) показателей нуждаемости инвалида в специальных приспособлениях и инструментах.
В отделении медицинской реабилитации специалист по реабилитации (врач) на основании изучения медико-экспертных данных, проведения социальной диагностики, осмотра инвалида формирует (с учетом данных ИПР) программу восстановительной терапии инвалида. Для оптимизации выбора мероприятий медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также оценки их эффективности должна использоваться оценка функционального состояния инвалида. Объем использования для этой цели методов и методик определяется видом инвалидизирующей патологии и степенью функциональных нарушений. При этом вопросы адекватности физических нагрузок для разных групп инвалидов должны решаться с позиций общей работоспособности организма и с позиций сегментарного утомления поврежденного органа. Нагрузочные тесты для определения физической работоспособности человека включают: велоэргометрию, спироэргометрию, тредмил-тест и степ-тест.
В качестве методов восстановительной терапии должны использоваться групповые и индивидуальные занятия лечебной гимнастикой, механотерапия, аппаратная физиотерапия, массаж, парафино-озокерито-грязелечение, бальнеотерапия, включая плавание и гимнастику в бассейне, и др. Восстановительное лечение должно быть организовано так, чтобы процесс реабилитации проходил с оптимальной нагрузкой и максимальным использованием времени пребывания в отделении. Больные должны быть разделены на группы в зависимости от вида инвалидизирующей патологии и степени функциональных нарушений.
Врач должен осуществлять периодический контроль за состоянием здоровья инвалида, оценивать функцию поврежденного органа, интерпретировать и анализировать функциональные  показатели, наблюдать за больными во время проведения некоторых методов лечения или работы в цехе. Врач оказывает инвалиду содействие в проведении санаторно-курортного лечения.
Содержание этапов восстановительной терапии определяется видом инвалидизирующей патологии и степенью функциональных нарушений.
Врач должен, при необходимости, взаимодействовать с бюро МСЭ по вопросам формирования рекомендаций о показанных условиях труда.
Отделение медицинской реабилитации также должно обеспечивать контроль за рациональностью трудоустройства инвалида, за его адаптацией к производственным и бытовым нагрузкам.
В восстановительную терапию может быть включен и производственный процесс путем использования элементов и процессов профессионального труда, специально сконструированного или модернизированного оборудования и инструментов. При этом элементы и этапы производственной операции могут быть использованы как упражнения для тренировки конкретных нарушенных функций опорно-двигательного аппарата. В зависимости от вида патологии опорно-двигательного аппарата, степени нарушения функций и стадии восстановительного процесса, врач подбирает соответствующие производственные операции, различные по характеру лечебно-тренирующего воздействия (облегченные, силовые, вырабатывающие тонкую координацию движения пальцев и др.). Модернизация систем управления станками раскрывает возможности для тренировки любых сегментов верхних или нижних конечностей. Нагрузку можно дозировать, включая в рычаги, педали и ручки управления пружины, противовесы и специальные устройства, градуированных по тяжести. Эта работа должна проводиться совместно с отделением медицинской и профессиональной реабилитации, а также технологами производственной базы.

4.4. Мастерские.
Мастерские, составляющие производственную базу учреждения, могут быть следующих видов (в зависимости от содержания их деятельности):
- швейная мастерская;
- ткацкая мастерская;
- мастерская по производству керамических изделий;
- художественная мастерская;
- переплетная (картонажная) мастерская;
- мастерская по изготовлению мягкой игрушки;
- прачечная;
- химчистка;
- пекарня и т.д.
При этом следует иметь в виду, что в учреждении может создаваться как один тип мастерской для всего контингента инвалидов (например, швейная мастерская), так и несколько (например, художественная и переплетная).

Мастерские должны выполнять следующие функции:
- обучение инвалидов на рабочем месте;
- трудоустройство инвалидов;
- создание и обеспечение необходимых условий труда и режима работы инвалидов в соответствии с действующим трудовым законодательством и ИПР инвалида;
- разработка и использование различных средств малой механизации для облегчения труда инвалидов;
- создание для инвалидов специальных рабочих мест;
- обеспечение организации на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных помещениях;
- подготовка инвалидов для перехода в спеццеха или открытое производство;
- изготовление и сбыт товарной продукции.

4.5. Кроме вышеуказанных подразделений в структуру учреждения, в соответствии с рекомендуемой моделью, должен входить административно-хозяйственный отдел, включающий:
- регистратуру;
- приемно-консультативное отделение;
- бухгалтерию;
- кадры;
- вспомогательные службы.
Функции административно-хозяйственного отдела определяются соответствующими инструкциями и Положением об указанном отделе, а также Типовым положением о реабилитационно-производственном учреждении.

5. Этапы реабилитационного процесса

Проведение процесса реабилитации в реабилитационно-производственном учреждении имеет (условно) четыре этапа.
1-й этап предусматривает углубленную проработку ИПР, проведение социальной, клинико-функциональной,  и психологической диагностики, оценку клинического, профессионально-трудового, социально-бытового и социально-средового прогноза; при необходимости уточнение (совместно с бюро МСЭ) рекомендаций о показанных условиях труда, в соответствии с ними осуществление выбора вида профессионально-трудовой деятельности. Инвалид проходит прием у специалиста по реабилитации (врача), у врача по лечебной физкультуре и врача-физиотерапевта, у психолога, специалиста по социальной работе, специалиста по профессиональной реабилитации. Врач по лечебной физической культуре и врач-физиотерапевт вносят коррективы в предварительно составленную специалистом по реабилитации программу восстановительной терапии и конкретизируют соответствующие методики аппаратной физиотерапии, кинезотерапии, лечебной гимнастики, механотерапии, бальнеотерапии и др. После всестороннего обследования инвалид направляется на заседание реабилитационной комиссии, в которую входят специалист по реабилитации (врач), психолог, специалист по социальной работе, специалист по профессиональной реабилитации, заведующий отделением медицинской реабилитации, врач функциональной диагностики. Комиссия должна  заседать 2 раза в неделю, она утверждает углубленную ИПР и осуществляет динамическое наблюдение за ходом реабилитации.
На первом этапе реабилитации инвалида проводится информирование и консультирование, оказывается юридическая помощь и осуществляется адаптационное обучение.
2-ой этап реабилитации включает: реализацию программы медицинской реабилитации, проведение профориентации инвалида, осуществление выбора профессии и обучение инвалида (курсовое или на рабочем месте), освоение инвалидом новых профессиональных знаний, умений и навыков, проведение треннингов; создание для инвалида специального рабочего места, обучение инвалида пользованию специальными приспособлениями, инструментами, техническими средствами реабилитации для труда; проведение социальной реабилитации; содействие в налаживании контактов  инвалида с социально-реабилитационными службами.
3-й этап реабилитации включает рациональное трудоустройство инвалида на рабочем месте, в мастерских, продолжение социальной реабилитации, проведение социо-культурной реабилитации и реабилитации средствами физической культуры и спорта, реализацию мероприятий психологической реабилитации.
4-й этап реабилитации включает оценку эффективности проведенных реабилитационных мероприятий и содействие инвалиду (при отсутствии противопоказаний) в переходе на открытый рынок труда.

6. Права и обязанности инвалидов, зачисленных в реабилитационно-производственное учреждение

Следует иметь в виду, что реализация «модели» реабилитационно-производственного учреждения предполагает наделение инвалидов определенными правами и обязанностями, позволяющими им активно участвовать в реабилитационном процессе и продуктивной трудовой деятельности.
К таким правам, в частности, должны относиться:
- право на осуществление реабилитационных мероприятий в комплексе и в полном объеме в соответствии с ИПР инвалида;
- право на бесплатное пользование помещениями и оборудованием, спортивным залом и библиотекой, специализированными кабинетами, учебными классами и мастерскими;
- право на получение дополнительных, в том числе, платных реабилитационных услуг;
- право на отказ от того или иного вида, формы, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом;
- право на обращение непосредственно к директору по всем вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении;
- право на обращение с заявлениями и жалобами в органы представительной и исполнительной власти, в суд и прокуратуру;
- право на обеспечение в процессе реабилитации необходимыми реабилитационными изделиями и услугами в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством;
- право на точное соблюдение администрацией учреждения законодательства об условиях и охране труда инвалидов, занятых трудовой деятельностью в мастерских;
- право на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности учреждения, в том числе, через его общественные организации и органы управления;
- право на обеспечение соответствующей информацией в сфере реабилитации;
- право на предоставление и оказание юридической помощи, в том числе, бесплатной помощи адвоката, в частности, при оформлении заявлений, жалоб и других документов, требуемых для решения тех или иных вопросов реабилитации;
- право на выплату пенсий и пособий в порядке, установленном действующим законодательством;
- право на обеспечение условий проживания в учреждении, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
Наряду с правами, на инвалидов возлагаются определенные обязанности, выполнение которых является необходимым для нормального хода реабилитационного процесса. И в этой связи, инвалид, находящийся в учреждении, обязан:

- выполнять требования устава учреждения и соблюдать установленные в нем правила внутреннего распорядка;
- бережно относиться к предоставляемому в его пользование оборудованию и имуществу;
- предоставлять руководству учреждения достоверную и исчерпывающую информацию, необходимую для реализации соответствующих мероприятий в области реабилитации, а также выполнять все предлагаемые реабилитационной программой действия.
Необходимо иметь в виду, что вышеперечисленные права и обязанности инвалидов должны быть закреплены в Уставе учреждения и в принятых им (учреждением) Правилах внутреннего распорядка.

7. Источники финансирования реабилитационно-производственного учреждения

Следует иметь в виду, что «модель» реабилитационно-производственного учреждения предполагает наличие значительного количества источников его финансирования (основанных на действующем законодательстве) в целях обеспечения многогранной деятельности учреждения по комплексной реабилитации инвалидов и их занятости.
Финансирование реабилитационно-производственного учреждения должно производиться за счет средств:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов;
- фонда занятости;
- средств обязательного медицинского страхования;
- реализации дополнительных услуг, предоставляемых учреждением инвалидам сверх базовой программы реабилитации;
- средств государственных внебюджетных фондов, которые, согласно положению о них, в соответствии с законодательством РФ, принимают участие в финансировании реабилитационных мероприятий;
- доходов, полученных от реализации продукции, работ, услуг и других видов хозяйственной деятельности;
- кредитов банков и других кредитных учреждений;
- вкладов, пожертвований, целевых взносов и т.д. юридических и физических лиц, в том числе, иностранных.
Реабилитационно-производственные учреждения должны пользоваться режимом наибольшего благоприятствования.
В этих целях, по нашему мнению, государству необходимо совершенствовать систему налоговых льгот для учреждений, создавать для них льготные условия экономического и финансового стимулирования всех видов их деятельности (в том числе, путем обеспечения реабилитационно-производственного учреждения специальным государственным заказом), оказывать им помощь в реализации готовой продукции и т.д.

* * *

Таким образом, разработанная «модель» раебилитационно-производственного учреждения может быть использована при создании учреждений подобного типа с учетом особенностей того или иного региона, уровня этого учреждения (федеральный, региональный), состояния и структуры инвалидности на местах, экономических и финансовых возможностей и т.д.
Кроме того, указанная «модель» может быть использована и при разработке конкретных Уставов, Положений при создании реабилитационно-производственного учреждения.

Приложение 1

Показанные и противопоказанные условия труда для трудоустройства инвалидов

Выбор профессии для обучения или трудоустройства инвалида всегда должен производиться с учетом рекомендаций о показанных видах труда, содержащихся в Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Следует помнить, что на рабочих местах для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 и 2 класс согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», Руководство, Р 2.2.755 – 99, утвержденным и введенным в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации).
При определенных формах заболеваний и степени ограничения способности к трудовой деятельности допускается использование труда инвалидов на рабочих местах с условиями труда, относящимися к 3 классу I  степени вредности, тяжести, напряженности труда согласно «Гигиеническим критериям». В этих случаях работающий инвалид должен быть беспечен специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.
Основными терминами и понятиями, используемыми в гигиенических критериях, являются: вредные и опасные факторы; тяжесть труда и напряженность труда.
Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Вредными производственными факторами могут быть:
физические факторы:
- температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
- неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т.ч. и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
- ионизирующие излучения;
- производственный шум, ультразвук, инфразвук;
- вибрация (локальная, общая);
- аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
- освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);
- электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
химические факторы, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.
Факторы трудового процесса.
Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Она включает:
- интеллектуальные нагрузки (содержание работ, восприятие сигналов информации, степень сложности задания, характер выполняемой работы);
- сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, число одновременно наблюдаемых объектов; нагрузка на слуховой и зрительный анализаторы);
- эмоциональные нагрузки (степень ответственности, значимости ошибок; степень риска для собственной жизни и жизни других лиц);
- монотонность нагрузки (число элементов в простом задании или многократно повторяющихся операциях; продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций в сек.);
- режим работы (продолжительность рабочего дня, сменность).
 Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
 Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.
Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно - обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.
При определении показанных и противопоказанных  видов  деятельности  (профессий) для инвалидов необходимо руководствоваться критериями отнесения условий к тем или иным классам по степени  вредности и опасности, ограничивая возможность труда инвалидов преимущественно оптимальными и допустимыми условиями,  т.е. работой в условиях труда 1 и 2 классов; в отдельных случаях 3.1 класса.
Общие  характеристики  показанных  условий труда для трудового устройства инвалидов.
Они включают следующие критерии:
1. Оптимальные  и  допустимые  санитарно-гигиенические  условия производственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум,  вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим  (вредные  вещества,  аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы,  включая патогенные, белковые препараты) факторам.
2. Работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической динамической и статической нагрузкой; в отдельных случаях - с выраженной физической нагрузкой (3.1).
3. Работа  преимущественно  в свободной позе,  сидя,  с возможностью смены положения тела;  в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы.
4. Рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям.
5. Работа,  преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами).
6. Работа преимущественно в одну (дневную) смену.
7. Работа, характеризующаяся незначительной (1), умеренной (2), в  отдельных  случаях  - выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей.
8. Работа без выраженной монотонности нагрузок.
Важнейшими критериями  для  определения  возможности  трудового устройства инвалидов является учет вредности  и  опасности  факторов производственной среды, степени физической тяжести и нервной напряженности и т.д.,  которые обуславливают противопоказанность тех или иных профессий, условий труда и т.д.
К ним относятся:
1. Вредные и опасные условия труда - 3 класс,  1 - 4 степень.  В отдельных случаях допускается использование труда инвалидов в  условиях, относящихся к 1 степени 3 классу (3.1) условий труда.
2. Воздействие повышенных уровней шума,  вибрации,  электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ.
3. Значительные  постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме,  перемещении и удержании тяжестей.  В  отдельных  случаях  допускается значительная физическая динамическая и статическая нагрузка (3.1).
4. Работа преимущественно в вынужденных позах,  преимущественно стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба.
5. Регламентированный (заданный) темп работы.
6. Выраженная монотонность труда.
7. Значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки,  в отдельных случаях допускается значительно выраженная нервно-психическая нагрузка (3.1).
8. Работа в экстремальных условиях,  на  высоте,  с  повышенным риском для жизни.

Приложение 2

Примерный перечень специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию инвалидов в реабилитационно-производственном учреждении

В зависимости от вида и объема работы реабилитационно-производственного учреждения в состав примерного перечня входят следующие специалисты:
- Специалист по реабилитации (имеющий высшее медицинское образование и повышение квалификации по вопросам медико-социальной реабилитации инвалидов)
- Специалист по социальной работе
- Социальный работник
- Врач по лечебной физкультуре
- Врач-физиотерапевт
- Врач функциональной диагностики
- Медицинские сестры
- Массажист
- Психолог
- Психотерапевт
- Специалист по профессиональной реабилитации инвалидов
- Физиолог труда
- Инженер
- Мастер производственного обучения
- Юрист
- Культработник
- Специалист по физической культуре и спорту (инструктор)

В классификации в основном использована качественная характеристика изменений в организме работающих, которая будет дополняться количественными показателями по мере накопления необходимой информации