aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 3. Поиск работы

Выстраивание отношений с работодателями

Поддерживаемая трудозанятость (Supported employment) - это специфичная модель трудоустройства, которая предлагает работодателям ряд выгод и решений их рабочих потребностей. Данный пакет включает в себя самого работника-инвалида с его навыками, знаниями, способностями и личными особенностями, а также весь спектр вспомогательных услуг, разработанных для достижения видимых преимуществ бизнесом. Если процесс подбора кандидата был проведен точно, агентство по ПТ предложит работодателям соискателя мотивированного и способного успешно работать по данной вакансии.
Однако пакет предложений также будет включать в себя ряд других связанных с данным процессом услуг таких как обучение на рабочем месте и поддержка работника; обучение и поддержка сотрудников и руководителей; консультации по выстраиванию рабочего процесса и созданию требований к данной вакансии; подготовка перечня обязанностей и описание профессиональных и личных качеств, необходимых для работы на данном рабочем месте; консультации и практическая поддержка деятельности по получению доступа к государственным субсидиям и другим стимулам; модификация и адаптация рабочих мест; общественное признание, достигаемое за счет проведения PR и медиа-кампаний; помощь в соответствии системы квот, равным возможностям для трудоустройства и антидискриминационному законодательству и т.д. Предлагаемый пакет будет варьироваться в зависимости от потенциала соискателя, агентства по ПТ и потребностей работодателя. Данный пакет льгот имеет значение для работодателей и его нельзя недооценивать - именно поэтому агентство по ПТ должно информировать и обучать потенциальных работодателей, а также сообщать им о реальных выгодах трудоустройства инвалида в рамках программы по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment). Это требует значительных маркетинговых навыков.
Некоторые агентства по ПТ действовали весьма успешно и достигли замечательных результатов для своих клиентов-инвалидов, не смотря на сложную экономическую ситуацию с высоким уровнем безработицы среди всего населения и негативное отношение к инвалидам в сообществе. Существует множество факторов, делающих организацию успешной в получении рабочих мест, но основной фактор в поддерживаемой трудозанятости - способность агентства реализовывать положительные маркетинговые стратегии и выстраивать отношения с основными работодателями. Агентства по ПТ действуют на конкурентном динамическом рынке и для того, чтобы быть успешными в такой ситуации, им необходимо выработать четкие навыки коммуникации и маркетингового продвижения. Среди работодателей существует естественное, общее практически для всех, противостояние найму инвалидов; работодатели зачастую характеризуются негативным отношением и отрицательным восприятием инвалидности, сформировавшимися на основе негативных стереотипов. Это грандиозный барьер, который необходимо преодолеть агентствам по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment). Многие агентства в сфере инвалидности, как, впрочем, и можно было ожидать, характеризуются доминирующей ролью социальных работников и других профессионалов социальной сферы, у которых может не быть необходимых навыков коммуникации и маркетингового продвижения для успешного обеспечения занятости их клиентов.
Во многих европейских программах по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) инструкторы по профессиональному обучению нанимаются из числа руководящих работников защищенных мастерских. Именно на них лежит ответственность за проведение переговоров для получения рабочих мест с работодателями. В большинстве случаев этот подход нельзя охарактеризовать как успешный т.к. необходимы различные навыки и таланты для поиска работы инструкторами по профессиональному обучению. Успешные агентства по ПТ часто разделяют роли инструкторов и маркетологов, они нанимают специалистов по маркетингу для проведения мероприятий по поиску работы, при этом конкретные дела клиентов передаются определенному инструктору только после того, как работа была получена.

Изучение потребностей работодателей

Успешные программы по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) основываются как на удовлетворении потребностей соискателей в работе с одной стороны, так и на удовлетворении потребностей работодателей в достойных надежных и продуктивных работниках с другой. Для того, чтобы удовлетворить потребности работодателей специалистам по маркетингу необходимо понимать деловой мир и определять потребности отдельных работодателей. Чтобы полностью понять потребности работодателя, важно осознать, почему он действует в этом бизнесе и какие факторы могут мотивировать его на наем работника-инвалида. Изучение и понимание работодателей и деловой среды, в которой они действуют, требует тщательного исследования. Сбор и анализ информации о рынке труда и основных работодателях на этом рынке должны представлять собой непрерывный процесс. Агентства по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) действуют на открытом рынке труда и для того, чтобы гарантировать своим клиентам рабочие места, в особенности на рынке скрытых рабочих мест, им необходимо четко представлять основы собственной деятельности. Они должны знать и понимать:
- основные действующие силы на рынке труда; работодатели, правительственные регулирующие учреждения, службы занятости, профсоюзы, и т. д .;
- крупнейших работодателей региона; их политику и процедуры подбора персонала;
- роль профсоюзов и деловых ассоциаций;
- роль правительства и влияние политики и законодательства на рынок труда и подбор персонала;
- влияние экономических тенденций, сезонных факторов и культурных особенностей на состав и потребности в рабочей силе;
- уровень безработицы и прогнозы по трудоустройству в краткосрочной и долгосрочной перспективах;
- действующие на рынке труда программы и правительственные стимулы (например, субсидии работодателям, система квотирования, профессиональное обучение, стажировки, налоговые льготы и т.д.);
- основные планы развития региона (например, новые торговые центры, больницы, туристические курорты).
Кроме того специалисты по маркетингу в поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) должны составить досье на основных работодателей в их регионе содержащее следующую информацию: тип бизнеса, продукты и услуги, количество сотрудников, оборот сотрудников, тип и природа рабочих мест, заработные платы и условия трудоустройства, доступ на общественном транспорте, сезонные факторы, политика подбора персонала, ключевые сотрудники и руководители компании, роль профсоюза и его лидеров в компании, будущие планы развития или сокращения, ожидаемые изменения в промышленности, промышленный жаргон. Эта информация может быть получена из газет, журналов, телевизионных программ, Интернет, рекламы, отчетов компании, рекламных материалов, законодательства, политики и отчетов, промышленных сообществ, от бывших и действующих сотрудников, на семинарах и т.д. Также можно посетить компанию, поговорить с действующими или бывшими сотрудниками, представителями профсоюза или конкурентами. Полезно создать компьютерную базу данных, где будут храниться результаты исследования.

Понимание мотивации работодателя

Деловые люди зачастую хорошие граждане и могут следовать принципам равных возможностей и полного вовлечения всех граждан, однако основная причина их занятия данным бизнесом или занимание позиции руководителя в бизнесе состоит в том, что они должны соблюдать интересы компании и получать прибыль для самих себя или акционеров организации. Подбор персонала - это стратегия, которую руководители используют для решения проблем и повышения прибыльности бизнеса. При определенных условиях некоторые работодатели нанимают работников- инвалидов, например из-за:

Компания МакДоналдс призывает компании по всему миру брать на работу людей с задержкой развития существующего законодательства (квоты) или для усиления собственного имиджа как социально-ответственных граждан (программы по социальной ответственности предприятий). Однако в большинстве случаев работодатель наймет инвалида, только если увидит ощутимую прибыль для компании. Это не означает, что работодатель не должен принимать во внимание специфические потребности соискателя- инвалида. Иногда работнику-инвалиду требуется больше времени для обучения профессиональным обязанностям; ему могут потребоваться модификация и адаптация рабочего места, либо специальное оборудование или поддержка для его продуктивной работы. При этом работодатель должен верить, что работник-инвалид изначально будет эффективен и внесет большой вклад в успех бизнеса. Наем любого сотрудника - это решение, которое работодатели должны прагматически обосновать для самих себя и других сотрудников фирмы. Работодатель должен считать, что наем инвалида - это взвешенное деловое решение; что инвалид имеет свою экономическую стоимость и потому внесет вклад в успех бизнеса. Это не означает, что эмоциональные факторы не важны; напротив, они могут быть и зачастую являются более важными, но только в том случае если существует тщательное практическое обоснование. Например, работодатели более склонны нанять инвалида, если они знают и доверяют агентству по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment), инициировавшему контакт и оказывающему поддержку.

Преимущества для работодателя

Наем работника-инвалида может принести бизнесу ощутимые преимущества; за счет развития культуры разнообразия или способности понимать и ценить индивидуальные различия во всех аспектах своей деятельности работодатели получают различные преимущества для противостояния трудностям в бизнесе и достижения успеха. Не смотря на то, что понятие «разнообразие» наиболее часто используется при описании различий между людьми таких как: этническое происхождение, пол, возраст, религия, разнообразие на самом деле включает в себя бесконечный диапазон уникальных свойств и характеристик человека. Инвалиды представляют собой значительное меньшинство во всех странах и компании могут стать более конкурентоспособными, если предпримут шаги по обеспечению интегрированности инвалидов в состав своих сотрудников и потребителей. Возможно, инвалиды больше любой другой группы людей способны адаптироваться к различным ситуациям и условиям. В качестве сотрудников они предлагают спектр мнений на то, как бизнес может преуспеть, предлагая свежие идеи, решения проблем, завершение задач и реализации стратегий. Наем инвалидов может позитивно повлиять на саму основу бизнеса. Наем и сохранение сотрудников-инвалидов является одной из стратегий противодействия старению и уходу сотрудников. Эта еще неиспользованная рабочая сила становится источником опытных сотрудников и может повлиять на повышение уровня сохранения рабочего места и снижения «текучки кадров». Кроме того, налоговые льготы и техническая поддержка могут помочь с адаптацией рабочего места, которая зачастую относительно проста и недорога.
Форум Работодателей по Вопросам Инвалидности (Великобритания) предлагает ряд преимуществ для работодателей:

Стратегические преимущества
• Понимание того как инвалидность влияет на людей, как они используют технологию и взаимодействуют с организациями, помогает компании выстроить хорошие личные отношения со всеми заинтересованными сторонами
• Население развитых стран стареет. Чем выше возраст, тем больше инвалидов: все большее количество клиентов и сотрудников будут требовать, чтобы компании понимали инвалидность и могли работать в данной сфере
• Международное общественное мнение и законодательство в сфере инвалидности изменяются. Успешные компании воспользуются тенденцией к большему вовлечению и соблюдению прав инвалидов
• Работодатели знакомые со сферой инвалидности более способны создать капитал на индивидуальных различиях

Коммерческие преимущества
• Работодатели, знакомые со сферой инвалидности, увидят непосредственные коммерческие преимущества за счет того, что они станут более привлекательными работодателями, поставщиками услуг и членами сообщества
• Инвалиды обладают значительными талантами, навыками и ресурсами, востребованными в любом бизнесе
• Организации, уверенно чувствующие себя в сфере инвалидности, являются более привлекательными работодателями для всех, значительно экономят затраты и повышают продуктивность за счет более эффективного подбора персонала, процессов трудоустройства и обслуживания клиентов

Юридические преимущества
• Уверенность в сфере инвалидности выводит вас из юридической зоны риска, помогает вам более успешно понимать потребности сотрудников и клиентов-инвалидов, нежели чем в случае, если компания предпочла подход точного следования «букве закона»
• Следование юридическим нормам является ключевым аспектом управления компанией и ответственного бизнеса

Социальные преимущества
• Каждый бизнес зависит от общества как среды действия, поставщика рабочей силы и ниши на рынке
• Инвалидность является значительной составляющей многих элементов социальной незащищенности - решение этого вопроса важно для устойчивого экономического развития
• Организации, чувствующие себя уверенно в сфере инвалидности, укрепляют социальную сплоченность и получают выгоду от возросшей экономической конкуренции

Этические преимущества
• Общемировое мнение о том, что такое этическое обращение с инвалидами значительно изменилось
• Компании, чувствующие себя уверенно в сфере инвалидности, реализуют правое дело и получат преимущества за счет соответствия изменяющимся социальным ценностям
• Ключевая роль бизнеса в решении проблем, производстве продуктов и услуг, необходимых людям означает, что он может сделать значительный вклад в улучшение жизни инвалидов при создании новых рынков

Профессиональные преимущества
• Инвалидность - проблема, напрямую затрагивающая коллег на работе и в их личной жизни
• Руководители, которые занимают лидирующие позиции в сфере инвалидности, получают как технические навыки по управлению изменениями и созданию рабочих мест, так и возросшую способность осознавать и способствовать развитию человеческого потенциала
• Уверенность в сфере инвалидности - один из наиболее хороших способов для выработки гибких управленческих навыков, т.е. как раз той сферы, в которой, по словам руководителей, им нужна поддержка.

Корпоративный маркетинг

Реализация корпоративной программы маркетинга направленной на бизнес- сообщество позитивно повлияет на мнения работодателей и увеличит возможности для трудоустройства инвалидов. Эта стратегия разработана для повышения общей информированности по вопросам инвалидности и продвижения идеи вовлечения инвалидов в обычную рутинную деятельность, включая обычное трудоустройство. Количество инвалидов в каждой стране достаточно велико; точное количество сложно подсчитать ввиду разницы в определениях и точности доступных данных. Однако, Европейский Форум по Вопросам Инвалидности оценивает количество инвалидов в странах Европейского Союза как примерно 37 миллионов или 10% всего населения. Если мы применим этот принцип к населению всего мира, которое согласно данным ООН в настоящее время превышает 6,3 млрд. людей, мы можем подтвердить высказывание о том, что инвалиды являются значительной частью населения в каждой стране. Деловому миру нужно признать потенциал этой большой группы людей как ресурса и как потенциальных потребителей производимых товаров. Основная идея программы корпоративного маркетинга заключается в том, что трудоустройство инвалидов - это тщательно обоснованное бизнес-решение. Работники-инвалиды - это надежные и эффективные сотрудники, которые помогут руководителям компании лучше понять проблемы связанные с жизнью инвалидов и потому развить их способность к удовлетворению потребностей клиентов-инвалидов. Мероприятия по корпоративному маркетингу становятся ценной деятельностью для привлечения внимания к этим вопросам со стороны бизнес-сообщества, и в то же время для повышения имиджа поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) и продвижения потенциала соискателей-инвалидов. Успешные стратегии корпоративного маркетинга включают в себя:
1. Предоставление практического совета работодателям по способам повышения прибыли за счет лучшего обслуживания клиентов- инвалидов
2. Предоставление работодателям информации о разработке политики и рабочих процессах, которые соответствуют юридическим нормам о равных возможностях для трудоустройства и другим нормативным актам
3. Предоставление работодателям информации о том как получить налоговые льготы, субсидии и поддерживающие ресурсы
4. Публикации и распространение информации, которая помогает работодателям в трудоустройстве инвалидов
5. Назначение известных деловых людей в советы директоров или создание специальных комитетов по контролю за программами поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) с участием опытных работодателей
6. Участие в объединениях работодателей, таких как Торгово- промышленная палата и бизнес-ассоциации
7. Создание союзов с крупными работодателями и частными кадровыми агентствами
8. Организация семинаров, ярмарок и других мероприятий где бизнесмены могут получить информацию и встретиться с инвалидами лицом к лицу
9. Проведение презентаций на семинарах и конференциях специально для бизнес-сообщества
10. Поиск сторонников и кураторов среди менеджеров высшего звена и предпринимателей
11. Продвижение и признание хороших работодателей и успешных историй трудоустройства в электронных и печатных СМИ
12. Публикации статей в научных и деловых изданиях.

Социальная ответственность бизнеса (СОБ)

СОБ - выражение, которое используется для описания того, что компания считает своей обязанностью реагировать на потребности всех заинтересованных сторон в своей деловой деятельности. Заинтересованные стороны для компании - это все те, на кого влияет или кто может повлиять на решения и действия компании. Они могут включать в себя (но не ограничиваться): работодателей, клиентов, поставщиков, общественные организации, дочерние предприятия, партнеров по корпорации, представителей близлежащих жилых кварталов, инвесторов и акционеров (или владельца).
СОБ - это концепция, в рамках которой компании на добровольной основе объединяют социальные и средовые проблемы со своей деловой деятельностью и взаимоотношениями с заинтересованными сторонами. СОБ - добровольное вовлечение средовых и социальных условий в деловую деятельность вне обязательных законодательных требований и контрактных обязательств. 2003 год, Европейский Год Инвалидов предоставил компаниям возможность для обмена опытом по практике и стратегиям СОБ, а также для действий в социальноответственной манере, направленных на инвалидов и нацеленных на продвижение равных возможностей для трудоустройства, разработку общих для всех продуктов и повышение доступности вспомогательных технологий.
Компании реализующие политику разнообразия, т.е. политику поддерживающую смешение рас, сексуальной ориентации, религий, физических ограничений, возрастов и полов на рабочем месте, может ожидать получение преимуществ в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Отчет Европейской Комиссии 2004 года «Стоимость и Преимущества Разнообразия» определил кратко- и среднесрочные преимущества, такие как увеличение денежного потока за счет решения проблем с недостатком рабочей силы, открытия новых рынков, снижения затрат и повышения эффективности деятельности на существующих рынках, а так же долгосрочные преимущества - построение выделяемой репутации среди основных заинтересованных сторон и клиентов и улучшение качества человеческого капитала.
СОБ - не филантропическая деятельность; работодатели вводят программы СОБ, потому что это также положительно сказывается на бизнесе. Социальная эффективность деятельности бизнеса позитивно взаимосвязана с финансовой эффективностью деятельности, потому что а) социальная эффективность деятельности бизнеса повышает управленческую компетентность, влияет на знание организации о своем рынке социальной, политической, технологической и другой окружающей среде и способствует эффективности организации; также б) социальная эффективность деятельности бизнеса помогает компании построить позитивную репутацию и хорошие отношения с внешними заинтересованными сторонами (Orlitzky, Schmidt & Rynes, 2003). Многие большие компании рассматривают найм работников-инвалидов как позитивный способ выражения их социальной ответственности перед обществом, в котором они получают прибыль. Агентства по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) должны активно искать такие организации и выстраивать с ними взаимовыгодные отношения.
Стратегия IBM направлена на помощь в трудоустройстве и сохранении рабочих мест инвалидами. Этот план включает в себя конкретные тактические действия, которые помогут повысить количество инвалидов, трудоустроенных в IBM, развить внутренний потенциал и принятие сотрудниками IBM инвалидов. IBM активно стремится трудоустраивать инвалидов, т.к. они мало представлены в рабочей силе Австралии. Специалисты по подбору персонала обучены в сфере трудоустройства инвалидов, практиках найма. Они активно ищут выпускников университетов и профессионалов с инвалидностью. (IBM Австралия).

Нахождение рабочих мест

Скрытый рынок рабочих мест

"Считается, что от пятидесяти до восьмидесяти процентов всей вакансий заполняются без их афиширования".
Знакомство с нужными людьми или просто присутствие в нужном месте в нужное время может и зачастую дает возможности для трудоустройства многих людей. Специалисты по маркетингу в поддерживающей занятости, которые активно ищут работу для соискателей-инвалидов, должны уметь получить доступ к этому скрытому пулу вакансий за счет построения масштабной сети полезных контактов.
Исследование семейного и дружеского окружения: у всех сформировано масштабное окружение, состоящее из членов семьи, друзей и знакомых. Если мы вспомним, какую деятельность выполняем каждый день - работа, общественные мероприятия, совершение покупок, обучение, спорт, рекреационные мероприятия, общественно-полезная деятельность и т.д, то поймем как много людей вовлечено в наше окружение. Соискатель и его семья также принадлежат к похожей сетевой структуре, которая включает в себя, в большинстве случаев, огромное количество людей с различными возможностями. Эта огромная группа людей, в свою очередь, имеет их собственное окружение; если рассматривать все эти группы вместе, то мы получим грандиозную сеть контактов, которые не иссякнут никогда. В эту сеть вовлечены все так или иначе влиятельные люди, например, потенциальные работодатели, причем все они напрямую или косвенно связаны с соискателем-инвалидом. Эта сеть людей дает возможность двусторонней коммуникации, канал, который ничто не может превзойти. Многие бизнесмены признают значимость этой сети и полностью используют ее при создании новых направлений деловой активности, передавая информацию из уст в уста и пользуясь личными рекомендациями. В сфере поддерживаемой трудозанятости эта сетевая деятельность может быть использована для получения преимуществ по нахождению и получения вакансий. Первый и наиболее важный этап по использованию данной сети связан с необходимостью того, чтобы соискатель и члены его семьи известили как можно большее количество людей об активном поиске работы инвалидом. Задачей такой сетевой работы становится не получение рабочего места, а определение возможных вакансий на основе информации, получаемой от других, и сбор максимально большого количества важной и полезной информации о местном рынке труда. Эту сеть также иногда можно использовать для личной встречи с потенциальным работодателем, даже если у него в настоящее время нет свободных рабочих мест. В разговоре с работодателем до того, как у него появятся вакансии, и его убеждении в выгодах поддерживаемой трудозанятости существуют значительные преимущества. Работодатели подготавливаются испытать эту группу соискателей до вывода вакансии на открытый рынок труда. Это означает, что соискателю не нужно будет конкурировать с множеством кандидатов на вакансию, а это является значительным преимуществом, особенно для инвалидов с тяжелыми формами инвалидности.

Организация и использование деловых окружений

выстраивание сетей внутри делового сообщества уже давно признается взвешенной маркетинговой стратегией многих организаций. Такая деятельность особенно полезна для тех, кто вовлечен в предоставление услуг или деятельность кадровых агентств, включая и агентства по поддерживаемой трудозанятости. В каждом городе есть торгово- промышленная палата, деловые ассоциации и даже спортивные мероприятия, направленные на предоставление возможности для общения бизнесменов. Многие коммерческие операции обсуждались во время игры в гольф или за обедом в местном ресторане. Агентствам по поддерживаемой трудозанятости необходимо выяснить, какие мероприятия для деловых людей проводятся в их регионе, участвовать в них и использовать их для появления контактов и выстраивания отношений с потенциальными работодателями. Специалисты по маркетингу в сфере поддерживаемой трудозанятости получат значительную выгоду от участия в мероприятиях бизнес-ассоциаций, используя их для информирования и обучения бизнес-сообщества.

Сбор заказов

Сбор заказов или коммивояжерство определяется как «посещение с целью продажи» (Longman pocket dictionary 1986). Агентства по поддерживаемой трудозанятости используют данный термин для описания подходов к работодателям с целью поиска работы для соискателей-инвалидов, при этом специалист не знает о текущих или планируемых вакансиях компании. Сюда входит как «холодный сбор заказов», при котором работодатель относительно неизвестен агентству, и «теплый сбор заказов», когда агентство действует по направлению другого источника информации. Большим преимуществом сбора заказов является то, что этот процесс позволяет определить потенциальную вакансию до широкого оповещения о ней. Это дает специалистам агентства возможность продвинуть соискателя-инвалида и, возможно, получить данное рабочее место без необходимости конкурировать с другими соискателями. Прямые контакты с работодателями обычно более успешны при поиске работы для людей с тяжелыми формами инвалидности, т.к. именно для этой группы людей особенно тяжело конкурировать с другими соискателями в случае разрекламированной вакансии.
Коммивояжерство не должно становиться лишь дополнительным подходом к поиску рабочих мест; тщательное планирование повысит успешность и усилит акцент на поиске подходящей для инвалида работы. Планирование может облегчить достижение конкретных критериев, таких как конкретный тип работы (например, продавец, рабочий на заводе, программист и т.д.), целевые секторы промышленности и деловой активности (например, торговля, информационные технологии, производство, фермерское хозяйство и т.д.) или географический регион. Потенциальных работодателей можно определить через Интернет, телефонный справочник, специализированные журналы, правительственные отчеты и архивы. При сборе заказов необходимо поддержать проект при помощи рекламных материалов о соискателе и пакете дополнительных услуг, предоставляемых агентством по поддерживаемой трудозанятости. Коммивояжерство также предоставляет возможность повысить осведомленность в вопросах инвалидности и проинформировать деловое сообщество о позитивном вкладе, который инвалиды могут внести в бизнес - и как работники, и как клиенты. Не каждый контакт с работодателем непосредственно закончится получением рабочего места, однако если агентство по поддерживаемой трудозанятости оставит о себе хорошее впечатление у работодателя, это будет способствовать изменению отношений в сообществе и приведет в улучшении ситуации с вовлечением инвалидов в жизнь сообщества. Работодатели также могут подробнее обдумать вопрос трудоустройства и связаться с агентством по поддерживаемой трудозанятости в будущем, когда ему опять потребуются новые работники.
Если работодатель искренне благосклонно относится к предоставляемой ему информации о поддерживаемой трудозанятости, необходимо напомнить ему о себе через неделю в письменной форме. Поблагодарите работодателя за то, что он уделил вам свое время и еще раз подчеркните позитивные преимущества поддерживаемой трудозанятости для его бизнеса. Короткое благодарственное письмо или открытка повлияют на то, что работодатель длительное время будет помнить о вас, и еще раз подчеркнет вашу приверженность качественной работе с клиентами. Если работодатель повел себя грубо и непристойно (к счастью, это случается весьма редко) специалисту по поддерживаемой трудозанятости важно не расстраиваться и не вступать с ним в спор. Специалисту необходимо корректно вести себя в любых ситуациях, даже при провокациях, профессионально и спокойно удалившись из подобного места. Большинство работодателей - умные люди, заинтересованные в вашей информации, потому не тратьте свое время на сложных клиентов.

Предложение по телефону

Телефон - важный инструмент не только для обычного общения и назначения встреч, но и для сбора информации у работодателей о существующих вакансиях. Однако, телефоном следует пользоваться только для обеспечения личной встречи или собеседования, сам по себе телефонный разговор не обеспечит получения рабочего места. Его значение во многом зависит от существующих навыков и, если специалист по поддерживаемой трудозанятости решит воспользоваться своими навыками телефонного общения, он хорошо должен уметь пользоваться ими. При личном общении, около 70% коммуникации составляет язык тела. При использовании телефона этот компонент теряется и необходимо следить за тем, что и как говорится, каков тон голоса. Если соискатель-инвалид обладает навыками и способен пользоваться телефоном, тогда это хороший способ для него активно участвовать в процессе поиска работы.
Если специалист по поддерживаемой трудозанятости или соискатель-инвалид хотят добиться максимальных результатов от данного посредника, им необходимо владеть навыками такого общения; как и в случае с с другими действиями, необходимо предварительное планирование, которое поможет улучшить результаты. Соберите данные о компании до того, как звонить туда, и убедитесь, что знаете с кем вы хотите поговорить, какова цель разговора и каков желаемый результат (обычно назначение встречи). Имейте все необходимую информацию под рукой (резюме, портфолио и результаты исследования компании) и быть готовым записать любую предлагаемую информацию. Заранее подготовьте свою речь (сценарий) и в особенности слова и выражения, которые вы планируете использовать. Избегайте использования терминов, характерных для сферы инвалидности, сделайте акцент на сжатом сообщении, которое ваш собеседник способен понять. Убедитесь, что вы попросили о том, чтобы вам сообщили результаты встречи, и будьте готовы ответить на любые вопросы. Ведение переговоров по заранее написанному тексту легко распознается вашим собеседником, потому выучите ваш текст наизусть. Вам не нужно дословно цитировать его, но сценарий предлагает вам логическую структуру вашего телефонного разговора. То, как вы стоите или сидите, отразится на вашем голосе. Если вы собираетесь сделать особенно сложный звонок и нервничаете, попробуйте встать и пройтись, удивительно какая большая разница будет заметна в тоне вашего голоса. Если вы сидите или полулежите в кресле, вам сложно звучать энергично и с энтузиазмом, скорее, вы будете на слух восприниматься как уставший или впавший в летаргический сон человек. Исследования показали, что положение стоя помогает вам звучать более уверенно и настойчиво. Если вы со вкусом одеты и хорошо причесаны, это дает вам грандиозный положительный психологический заряд, что непосредственно отразится во время телефонного разговора. Когда люди нервничают, они склонны ускорять речь, что в корне неправильно. На слух это практически не воспринимается, а ваше сообщение теряет свое значение, если вам приходится повторять свои высказывания. Если нет визуального контакта, сообщение должно быть четким и понятным.

Рекламирование вакансий

Вакансии могут рекламироваться или перечисляться в целом спектре источников, включая газеты, журналы, специализированные издания, витрины магазинов, а с недавних пор и Интернет. Существует ряд позитивных факторов при рассмотрении открытых вакансий соискателями-инвалидами, но также есть и значительные недостатки. С одной стороны реклама подчеркивает существование рабочего места (по крайней мере, в большинстве случаев) и зачастую из объявления можно получить информацию об обязанностях, типе требуемых навыков и знаний. После небольшого исследования также можно получить дополнительную информацию о работе и работодателе. Эта информация помогает специалистам по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) и соискателю-инвалиду понять соответствует ли данная рекламируемая позиция досье и интересам соискателя.
В то же время открытые вакансии доступны всем соискателям, если у них есть необходимые навыки и качества, и потому формируют более конкурентную среду для всех участвующих в конкурсе. Хотя законодательство о равных возможностях на трудоустройство в большинстве стран подчеркивает, что с инвалидами следует обращаться так же как с обычными людьми, в особенности в формате процесса подбора кадров, такая ситуация при определенных условиях может стать значительным недостатком. Ввиду ряда факторов многие соискатели-инвалиды не обладают достаточным опытом, формальной квалификацией и социальными навыками необходимыми на данной позиции, что и проявляется при участии в конкурсе наряду с другими соискателями. Это может стать их явным недостатком, в случае, если все соискатели рассматриваются, исходя из принципов равенства, но это не должно мешать соискателям-инвалидам направлять свои резюме на вакансии, которые интересны им и для выполнения которых у них есть все необходимые навыки и качества. В конце концов, у них есть одно преимущество перед другими соискателями: они могут воспользоваться ресурсами агентства по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) для получения поддержки при подготовке и направлении своей заявки.
Большинство рекламируемых вакансий предполагают наличие некой формы первоначального объема, которая обычно состоит из письменного или онлайн заявления, за которым следует личное интервью, где и делается выбор. В некоторых случаях первичное интервью может проводиться по телефону. Первой задачей соискателя-инвалида становится прохождение первоначального отбора и получение приглашения на интервью с работодателем. Таким образом, задача письменной или он-лайн заявки состоит не в обеспечении рабочего места, а в назначении интервью. После заполнения письменной заявки важно внимательно прочитать объявление, следовать указаниям работодателя и представить требуемую информацию. Не нужно предоставлять много дополнительной информации о природе инвалидности у человека, необходимо сделать четкий акцент на вопросах связанных с выполнением заявленных обязанностей. Сконцентрируйтесь только на позитивных качествах соискателей, но никогда не давайте ошибочной или неверной информации.
В некоторых странах рекламируемые вакансии могут открыто приглашать инвалидов и других представителей меньшинств для участия в конкурсах (это делается для того, чтобы соответствовать анти-дискриминационному законодательству), однако в большинстве ситуаций я советую не говорить об инвалидности на данном этапе, т.к. скорее всего это станет негативным фактором при первоначальном отборе. Лучше рассказать о своей инвалидности после того как соискатель-инвалид был приглашен на собеседование. Это можно сделать до или во время собеседования. Письменные или он-лайн заявки зачастую требуют профессионально подготовленного резюме, которое прилагается к письму-заявке; убедитесь что вы оставили контактный телефон и адрес электронной почты. При подготовке письменной заявки необходимо принять решение о ее авторе. Будет ли агентство по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) писать от имени соискателя или сам соискатель напишет от своего имени? В такой ситуации не существует четкого правила, но рекомендуется использовать максимум участия соискателя в подготовке заявки. Если соискатель-инвалид способен при помощи агентства или без таковой написать заявку, тогда для него лучше сделать именно так. Не смотря на то что агентство по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) может предложить работодателю дополнительные льготы, во время подачи заявки и первоначального отбора разумнее не обращать внимание работодателя на участие агентства, т.к. это автоматически показывает что данный соискатель отличается от остальных и в некоторых случаях это становится негативным фактором в процессе отбора кандидатов.

Коммуникационные и маркетинговые вспомогательные материалы

Переговоры с работодателями будут более успешными, если они сопровождаются рядом коммуникационных и маркетинговых материалов. Основные маркетинговые печатные материалы могут быть легко и сравнительно дешево произведены в форме информационных листков, брошюр и плакатов. Однако необходимо с осторожностью подходить к этому т.к. любой материал разработанный в рамках программы по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) способствует укреплению имиджа инвалидов и продвигает поддерживаемую трудозанятость (Supported employment) в качестве профессиональной программы действующей в соответствии с высокими стандартами.
По мере развития программы поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) и достижения некоторого успеха в данные материалы можно включить комментарии удовлетворенных работодателей, а также образы позитивных общественных мероприятий и признания работодателями программы. Также может быть полезным в начале включить в материалы ссылки на успех поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) в других странах, особенно если в данный процесс были вовлечены известные международные компании. Например, Mc Donald's и IBM - две международных компании, которые приняли концепцию поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) во многих странах и воплотили активные политики найма работников-инвалидов. Для каждого соискателя необходимо составить информационное портфолио, включающее резюме, школьные аттестаты и свидетельства о достижениях. Также необходимо подготовить и использовать при разговорах с работодателями портфолио с дополнительной информацией о правительственных субсидиях и стимулах. Программы по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) также будут развиваться при проведении общих маркетинговых и PR кампаниях которые повышают информированность по вопросам инвалидности и стремятся к решению проблемы негативной стереотипизации. Более позитивное отношение сообщества к инвалидности будет повышать возможности для трудоустройства и вовлечения инвалидов.

Получение работы (переговоры с работодателями)

Говоря в общем, переговоры - это взаимопересечение влияний. Такие взаимодействия, например, включают процесс решения широко обсуждаемых вопросов, согласование направления деятельности, переговоры об индивидуальных или коллективных льготах, либо достижение результатов для удовлетворения различных интересов. Переговоры состоят из 2-х основных элементов: процесс и содержание. Процесс относится к тому, как стороны ведут переговоры: контекст, стороны участвующие в переговорах, отношения и коммуникация между этими сторонами, тактика сторон, последовательность и этапы реализации.
Содержание же относится к тому, о чем ведутся переговоры: повестка дня, проблемные вопросы, варианты решения, а также соглашения, достигнутые в конце переговоров. При подходе, связанном с защитой прав, который отражает роль специалиста по ПТ, опытный переговорщик обычно действует как защитник одной стороны на переговорах и стремится получить максимально благоприятные результаты для данной стороны. В данном случае - для соискателя-инвалида. В этом процессе переговорщик стремится определить минимальные результаты для другой стороны, которые готов принять работодатель, при этом стороны должны достичь компромисса. В рамках данного подхода переговоры считаются успешными, если переговорщик способен получить все или большинство результатов необходимых его стороне, но при этом нужно, чтобы и работодатель был удовлетворен результатами. Для того, чтобы переговоры были выигрышными для обеих сторон, обе стороны должны иметь позитивный настрой и отношение к переговорам по их завершению. Подготовка - основной элемент успешных переговоров и получению работы для инвалида. В процессе переговоров, работодатель затронет проблемные вопросы, связанные с его предыдущим опытом и восприятием инвалидов, а также представит свои возражения, на которые специалисты должны достойно ответить. Работодатели часто находят причины почему они не могут нанять сотрудника- инвалида.
• Мы должны думать о нашей репутации!
• Эта работа слишком сложна для инвалида!
• У нас нет физического доступа!
• Мы производим только качественную продукцию (подразумевается, что инвалид не сможет ее производить)
• Эта работа слишком опасна!
• Другим сотрудникам это не понравится!
• Моим клиентам это не понравится!
• Мы уже нанимали инвалида, и это был ужасный опыт!
Необходимо ожидать таких комментариев и специалисты по поддерживаемой трудозанятости должны быть готовы ответить на них. Опытный переговорщик должен уметь определить являются ли опасения работодателя реальными или это лишь оправдания того, что они не хотят нанимать работника-инвалида. Если опасения реальны, например, работодатель может реально беспокоиться о вопросах безопасности, специалист по поддерживаемой трудозанятости должен быть готов представить стратегии для обеспечения того, что работник-инвалид не станет рисковать и не подвергнет риску остальных. Если работодатель лишь приводит отговорки, значит, специалист по ПТ не смог убедить его в преимуществах найма инвалида, и потому должен пересмотреть свою позицию для разработки более эффективного подхода к коммуникации.

Создание рабочих мест

Люди с более тяжелыми формами инвалидности могут не иметь необходимых умственных или физических способностей для адекватного выполнения всей требований, предъявляемых к работе. Однако у них может быть некоторый потенциал, который значим для работодателя. Кроме того, у них может быть сильное желание и мотивация на работу. В такой ситуации возможно проведение переговоров с работодателем и выделение ряда обязанностей, которые соответствуют потенциалу и навыкам соискателя.
Крупные работодатели обычно более гибки при создании работы для инвалида за счет выделения ряда существующих обязанностей из нескольких рабочих мест в компании и объединения их. Например, в любом офисе существует ряд заданий, не требующих хорошо развитых навыков. Эти задания может успешно выполнять человек с умственным расстройством. Сюда входит раскладывание документов по папкам, ксерокопирование, сортировка и разнос почты, отправление факсов, брошюрование отчетов, подготовка материалов для встреч и т.д. Очень может быть что эти задания в настоящее время выполняются высокообразованными сотрудниками, которые могли бы использовать свое ценное время более эффективно, выполняя другие задания, требующие более высокого уровня гибкости и знаний.

В крупных универмагах есть множество видов работ, которые подходят для людей с задержкой развития.
Работа 1
Создание рабочих мест успешно применяется в различных рабочих средах для многих людей с тяжелыми и множественными формами инвалидности. Основным элементом данного подхода является разработка перечня обязанностей, основанных на способностях соискателя, но необходимых и востребованных работодателем. С осторожностью следует подходить к использованию данного подхода, чтобы работники-инвалиды не стали выполнять все неприятные обязанности, которые остальные сотрудники не хотят или не любят выполнять. Также важно, чтобы обязанности были реальными и важными для бизнеса, простое создание чего бы то ни было, не имеющего настоящей ценности для работодателя не будет выгодно в долгосрочной перспективе, и потому может снизить позитивное влияние работы на инвалида.

Назад Оглавление Далее