aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 2. Оценка и планирование

Мотивация соискателей-инвалидов (и их семей)

Для многих инвалидов работа на открытом рынке труда вместе с обычными людьми является заманчивой возможностью; для других, однако, это может быть пугающей перспективой. Потому агентства по ПТ должны уметь эффективно общаться с потенциальными соискателями, их семьями и помощниками для того, чтобы объяснить какие возможности и выгоды может принести работа на открытом рынке труда. Переход от относительной безопасности, защищенной деятельности или полного отсутствия таковой к работе на открытом рынке труда - это большой шаг вперед, то волнение, которое он может вызвать у человека и его семьи, также нельзя недооценивать. Важно чтобы соискатель-инвалид и его семья понимали, что поддерживаемая трудозанятость (Supported employment) не является самоцелью, но служит средством для воплощения надежд человека на более качественную жизнь. Выгоды, которые такая занятость дает инвалиду, абсолютно такие же, как и у обычных людей:
• Рост дохода и способность покупать товары и услуги
• Укрепление в семье и/ил местном сообществе
• Большая независимость и контроль за своей жизнью
• Повышение уверенности в себе и самооценки
• Возможности строить отношения, общаться и находить друзей
• Возможности демонстрировать свои способности, использовать существующие и приобретать новые навыки
• Рост потенциала для позитивного участия в значимой деятельности, ведущей к личному удовлетворению
• Возможности конструктивного и значимого использования времени
• Большая уверенность в будущем
• Более структурированный и конструктивный день
Поставщикам услуг необходимо развеять реальные и вымышленные сомнения семьи или помощников особенно в том случае если у соискателя тяжелая форма инвалидности. До сих пор среди членов семей и профессионалов в сфере инвалидности бытует мнение что инвалидов необходимо защищать и потому отрицаются их равные возможности на участие в жизни общества. Не все уверены что работа на открытом рынке труда является хорошим вариантом для инвалидов. Даже доброжелательно настроенных специалистов кадровых служб нужно убеждать в существовании преимуществ поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) для их клиентов. Потребности семей могут отличаться или даже противоречить потребностям соискателя-инвалида; например соискатель очень сильно хочет быть независимым и самостоятельным, а родители или опекуны более заинтересованы в долгосрочной безопасности и свободе от эксплуатации. Опыт показывает что успех программ ПТ в значительной степени зависит от текущей поддержки и поощрения, которые инвалид получает от членов своей семьи или помощников. Потому поставщикам услуг необходимо учитывать все сомнения семьи и прорабатывать спорные вопросы и рискованные ситуации, тем самым, показывая как можно решить проблемы, избежать или свести к минимуму риски, и достигнуть положительных результатов. На начальных этапах программы специалистам по ПТ будет полезно выстроить близкие рабочие отношения с существующей системой поддержки инвалида; людьми, которые уже получили доверие соискателя или его семьи. В эту группу могут входить учителя, помощники, специалисты реабилитационных центров и друзья. Вместе с членами семьи эти люди могу повлиять на решения, которые принимает инвалид, и потому они могут оказать соискателю позитивную поддержку или создать негативные барьеры для его личного развития (иногда исходя из наилучших пожеланий). Многие из этих основных сфер влияния также могут потребовать дополнительной поддержки и поощрения и оказать их соискателю, когда он начнет работу на открытом рынке труда, потому обучение и информирование этих людей может принести выгоду в будущем. Существует множество разных стратегий, которые могут использоваться поставщиками услуг для повышения общей информированности и сообщения потенциальным соискателям и их семьям о выгодах ПТ:
• Индивидуальные встречи с потенциальными соискателями (а также их семьями и другими важными людьми, если они вовлечены в данную ситуацию).
• Публикация историй успеха в местной прессе.
• Показ фотографий и/или видеозаписей того, как инвалиды работают на открытом рынке труда в таких общественных заведениях как торговые центры, банки, спортивные центры и т.д.
• Проведение коротких семинаров в школах, училищах и защищенных мастерских.
• Участие в планировании переходного периода студентов-инвалидов, которые в настоящее время учатся в обычных или специализированных школах.
• Поощрение соискателей-инвалидов к участию в программах по получению опыта работы.
• Распространение письменной информации о поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) среди потенциальных соискателей и их семей.
• Обеспечение того, что специалисты в сфере здравоохранения и реабилитации, а также государственные служащие имели информацию и понимали что такое поддерживаемая трудозанятость (Supported employment).
• Посещение институтов, общение со специалистами, клиентами и родителями, а также выстраивание тесных партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами.

Оценка

Существует прямая зависимость между хорошим подбором сотрудников и успешным трудоустройством инвалидов (как впрочем, и всех остальных работников). Для того чтобы способствовать хорошему подбору сотрудников и определить будущие потребности в поддержке, специалисты по ПТ должны разработать четкое досье на каждого соискателя (Parent, Unger and Inge, 1997). Это досье затем используется для подготовки индивидуального плана трудоустройства, в соответствии с которым осуществляется поиск работы и мероприятия по поддержке на рабочем месте. Опыт показывает, что существует острая потребность вместе с соискателем и его окружением (семья, друзья, учителя и т.д.) определить его потенциал, мотивацию и ожидания. Это делается в дополнение к определению профессиональных и социальных навыков, знаний и опыта.
В сфере ПТ долго обсуждалось значение официальных инструментов оценки профессиональных навыков. Зачастую в прошлом специалисты кадровых служб и иногда даже родители замечали только инвалидность, ограничения, потенциальные проблемы и негативные моменты. Существует необходимость сместить акцент оценки на более позитивные факторы, которые затем могут быть использованы при представлении соискателей-инвалидов потенциальным работодателям (O'Brien 1998). Зачастую инструменты профессиональной оценки используются для определения того соответствует ли человек критериям для получения социальных пособий, услуг по инвалидности или участия в программах по реабилитации; потому эта оценка состоит из полного анализа того, что инвалид не может делать. В этих ситуациях оценка производится исходя из физических, умственных или социальных ограничений человека и того влияния, которое имеет его инвалидность на потенциал человека к работе или функционированию в сообществе, где он проживает. Учитывая данный акцент на ограничениях, многие специалисты по ПТ считают процесс профессиональной оценки серьезным барьером, который ограничивает доступ к трудоустройству для многих инвалидов, а не открывает для них широкие возможности. Однако, не смотря на эти сомнения относительно инструментов профессиональной оценки, становится абсолютно понятно, что необходима некая форма оценки для создания четкого досье соискателя и разработки реалистичного плана трудоустройства, который отражал бы интересы, способности и цели трудоустройства соискателя. Первой задачей при этом является сбор информации о соискателе из максимально большого количества источников, включая самого соискателя, его родителей и других членов семьи, учителей и других специалистов, имеющих опыт работы с соискателем. Важная информация о соискателе может быть получена из: Школьных отчетов;
• Данных о предыдущем или текущем оплачиваемом рабочем месте, опыте работы и неоплачиваемой работе;
• Данных о волонтерской работе и общественных мероприятиях;
• Данных о профессиональном обучении;
• Данных о пользовании такими заведениями как магазины, банки, отделения почтовой связи, а также способность пользоваться общественным транспортом;
• Данных о домашних обязанностях и выполняемой домашней работе;
• Данных о рекреационной и социальной деятельности, хобби и сферах интересов.
Информация, собранная из этих в основном вторичных источников, может быть дополнена информацией из другой формы функциональной оценки. Ценным методом проведения функциональной оценки является участие соискателя в какой-либо работе (опыт работы) или других общественно полезных мероприятиях, при этом проводятся наблюдения и записи его функционирования. Riches (1993) предлагает некие значимые процедуры функциональной оценки людей на основе «Стандартов эффективной работы: пособие по функциональной оценке и обучению для занятости инвалидов». Однако необходимо с осторожностью подходить к функциональным и другим инструментам оценки. Функциональная оценка может быть полезной при определении и подсчете существующих навыков и ограничений, но опыт показывает, что многие инвалиды, у которых есть лишь базовое образование, маленький или никакого опыта предыдущей работы, а также мало профессиональных навыков, могут быть обучены достаточно комплексным видам деятельности, если они мотивированы и получают поддержку. Даже люди со значительной инвалидностью имеют навыки, таланты, качества и особенности, которые могут быть экономически полезны работодателю. Потому акцент оценки и планирования должен четко делаться на мотивации, способностях и потенциале, а не только на ограничениях. Прагматический подход к оценке основывается на индивидуальной ситуации и потребности в более полной информации о навыках соискателя (как профессиональных, так и социальных), интересах, стиле обучения, особенностях поведения и потребностях в поддержке. Такой прагматический подход необходим. Не смотря на то, что акцент оценки и планирования должен делаться на способностях и других позитивных факторах, важно определить и задокументировать любые негативные подробности. В таком случае можно будет запланировать снижение или минимализацию влияния негативных факторов при поиске подходящей работы.

Разработка досье соискателя

На основе информации собранной в рамках процесса оценки можно создать простое досье соискателя, которое затем может использоваться для разработки письменного индивидуального плана трудоустройства (ИПТ). Досье должно кратко перечислять личные характеристики соискателя и включать в себя профессиональные навыки, знания, таланты, личные качества и особенности, которые ценятся работодателями. Общей проблемой процесса оценки является разработка специалистами сложных и подробных досье оценки, которые замечательно выглядят в папках клиента, но трудны для понимания соискателям и его семьей. Простой план, пример которого приводится далее, достаточен и легко понимается всеми, включая самого инвалида.

Личностно-ориентированное планирование

Основным вопросом этапа оценки и планирования является доля активного участия соискателя-инвалида и его окружения в процессе планирования. Неотъемлемым гражданским правом инвалида является его право на возможность делать выбор относительно событий формирующих его жизнь. Важность выбора на общее качество жизни человека Структурированные работы больше достаточно хорошо известна (Bannerman et подходят для людей с задержкой al., 1990) и в особенности для успеха развития. Инвалид-аутист поддерживаемой трудозанятости (Supported т комплексный рабочий employment) в долгосрочной перспективе. процесс в банке.
Однако мотивация инвалидов и их семей на участие и принятие ответственности за решения - не всегда легкий процесс. Многие инвалиды маргинализированы, они получили травмы, долго отрицались и не замечались обществом, и потому им не хватает воли и способностей для активного участия. Этот недостаток мотивации и интереса может создать некоторые трудности для специалистов по занятости, но очень важно оказывать поддержку и поощрять соискателей-инвалидов к полному вовлечению в процесс планирования; важно, чтобы индивидуальный план трудоустройства отражал их мнения и надежды, а также чтобы они искренне считали своим данный процесс и содержание плана трудоустройства.
Существует много методов личностно-ориентированного планирования, которые могут быть использованы для развития потенциала людей и ускорения процесса вовлечения (Wehman & Kregel, 1998); они особенно значимы при разработке планов трудоустройства для людей с серьезными инвалидностями. Понятия личностно-ориентированного планирования и поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) включают в себя такие важные ценности как присутствие и участие в жизни сообщества, а также выбор потребителя, уважение и компетентность. Согласно Everson и Reid (1997), принципы и практики личностно-ориентированного планирования могут успешно использоваться для определения предпочтений и выбора, связанных с трудовой деятельностью, даже для тех людей, у кого наиболее тяжелые формы проблем в развитии. В большинстве случаев также очень важно заручиться активным участием в процессе оценки и планирования семьи или друзей; но только лишь в том случае, если сам инвалид захочет этого. Для многих инвалидов, в особенности с тяжкими и множественными формами инвалидности, основным окружением в жизни и зачастую единственно доступной поддержкой является семья. Если родители или опекуны должны поддерживать своих детей в их поиске работы, они также должны взять на себя часть ответственности за индивидуальный план трудоустройства и полностью верить в то, что планы по трудоустройству, заявленные в нем достижимы и соответствуют интересам соискателя- инвалида. Опыт показывает важную роль семьи и опекунов в успехе ПТ. Родители часто боятся того, что их дети будут эксплуатироваться на открытом рынке труда, и потому могут предпочесть безопасность специальных изолированных рабочих мест, где их дети находятся под присмотром. Если семья сильно противится переходу своих детей на открытый рынок труда, они легко могут саботировать программу ПТ, даже если инвалид высоко мотивирован на работу. Получение поддержки семьи и ее сохранение является важным фактором, однако следует признать, что в некоторых случаях инвалиды могут не захотеть, чтобы их родители и другие члены семьи были вовлечены, и в таком случае необходимо уважать желание инвалида.

Подготовка индивидуального плана трудоустройства (ИПТ)

ИПТ является важным рабочим инструментом, который направляет процесс поиска работы и поддержки на рабочем месте. Это не просто административный документ, разработанный для внутреннего пользования агентством по ПТ и специалистами. Могут существовать определенные законодательные требования, которые влияют на формат плана и информацию в нем. Однако всегда необходимо заботиться о том, чтобы этот план легко понимался соискателем-инвалидом и его окружением. Документ, объединяющий результаты оценки и мероприятия по планированию, часто используется специалистами кадровой службы, но это может быть длинный комплексный документ, который никто полностью не понимает и не использует. Более легкий подход к созданию ИПТ предпочтителен для того, чтобы цели, мероприятия, разделение ответственности и результаты были понятны всем;

В процессе планирования соискатель должен занимать ведущую роль в определении вариантов трудоустройства и краткосрочных/долгосрочных целей трудоустройства. Однако постановка реалистичных целей и определение подходящей деятельности также во многом зависит от навыков и дипломатичности специалиста по ПТ. Его роль - направить соискателя и представить ему необходимую информацию, чтобы он мог сделать выбор который соответствует его мечтам, интересам и надеждам. При этом необходимо рассмотреть ряд важных вопросов:
• Какие факторы мотивируют или демотивируют соискателя?
• Как соискатель реагирует на средовые раздражители такие как шум, пыль, грязь, жара, холод и т.д.?
• Предпочитает ли соискатель работать один или в больших группах?
• Существуют ли физические и медицинские ограничения которые влияют на выбор рабочего места? Например, сила, сила воли, астма, эпилепсия, аллергии, и т.д.?
• Необходимо ли учитывать проблемы поведения?
• Существует ли предпочтение по работе внутри или вне помещений?
• Хорошо ли соискатель взаимодействует с другими людьми?
• Нужно ли решать транспортную проблему?
• Какая логистическая, материальная и психологическая поддержка может быть оказана соискателю семьей или опекунами?
Как только сделан выбор, определены предпочтения по трудоустройству и установлены приоритеты потребностей местного рынка труда, в процесс планирования необходимо вовлекать отдельных работодателей. Специалисты по ПТ должны четко понимать и знать местный рынок труда и доступность подходящих вакансий для того, чтобы направить мечты и ожидания соискателя в русло достижимых целей. Хорошие цели для трудоустройства таковы:
• Определены соискателем
• Взаимно согласованы с инвалидом, его семьей, специалистом по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) и другими заинтересованными людьми
• Поддерживают мероприятия и роли, значимые в данном сообществе
• Способствуют участию и принятию инвалида сообществом
• Влияют на улучшение качества жизни
• Достигаемы
• Способствуют движению к долгосрочному трудоустройству и достижению целей в жизни
Как только определены реалистичные достижимые цели, необходимо подробно рассмотреть шаги (или действия), которые нужно предпринять для достижения этих целей. Также важно определить временной график для завершения каждого действия и распределить ответственность за его выполнение. При рассмотрении ответственного лица за каждое действие необходимо учитывать 3 основных момента. Во-первых, максимальным (при поддержке в случае необходимости) должно быть участие соискателя в подготовке и реализации плана трудоустройства. Это способствует принятию плана как своего, дает возможности соискателю использовать и получать навыки, повышает самооценку и уверенность в себе у соискателя. Во-вторых, необходимо вовлекать другие важные группы из окружения инвалида (такие как родители, друзья, преподаватели и т.д.), что укрепляет естественные отношения и окружение соискателя. В-третьих, необходимо максимально увеличить участие общества за счет использования, где это возможно основных учреждений и общих мероприятий. Это может включать в себя местную службу занятости, профессиональные училища и коммерческие кадровые агентства. Несомненно, многие факторы повлияют на успех поиска работы и сохранение рабочего места, все их необходимо учитывать. Шансы на успех на получение работы на открытом рынке труда значительно увеличатся, если к процессу планирования будет применяться целостный подход. При этом, несмотря на то, что основной акцент всегда должен делаться на позитивные факторы, такие как способности и потенциал соискателя, также важно определить любые негативные факторы или недостатки которые могут повлиять на способность человека работать. Например, если инвалиду негде жить или его семья живет в очень плохих условиях необходимо сначала решить эти основные потребности, а затем уже заниматься поиском работы. Это не значит, что специалисты по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment) должны сами решать эти важные проблемы, однако они должны определить такие проблемы в рамках процесса планирования, а затем инициировать контакт и направить запросы в другие правительственные или неправительственные организации, обладающие полномочиями для решения проблем соискателя- инвалида и его семьи. Планирование трудоустройства в таком случае происходит одновременно с решением более насущных проблем.

Профессиональное обучение и развитие личности

У соискателей-инвалидов иногда могут отсутствовать необходимые профессиональные и социальные навыки, которые требуются на рабочем месте, либо у них могут быть другие значительные недостатки: базовое или незаконченное образование, низкий социально-экономический уровень, низкий уровень естественной поддержки, проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и т.д.

Профессиональное обучение очень полезно, но оно не должно задерживать поиски работы Зачастую некоторое профессиональное и личностное развитие поможет повысить способность соискателя-инвалида найти подходящую ему работу, а затеем успешно ее сохранить. Не смотря на то, что профессиональное обучение и личностное развитие не являются обязательными для участия в программах по поддерживаемой трудозанятости (Supported employment), такая деятельность может повысить самооценку и уверенность соискателя, а также поднять его ценность в глазах потенциальных работодателей. Профессиональное обучение и другая подобная деятельность, например стажировка на разных рабочих местах и опыт работы, также могут быть чрезвычайно ценными для соискателей, которые не до конца определились со своими предпочтениями в вопросах занятости. Программы профессионального обучения и личностного развития не должны откладывать поиск работы, слишком много инвалидов навсегда остаются вовлеченными в различные модели обучения и так и не выходят на рынок труда. Поддерживаемая трудозанятость (Supported employment) - это модель, которая действует по принципу «трудоустрой и обучи», а не «обучи и трудоустрой», и потому акцент должен делаться на получении и сохранении рабочего места. Однако программы обучения могут быть включены в план трудоустройства и последовательно проходить наряду с поиском работы, в некоторых случаях они могут представлять собой программу развития карьеры после того как инвалид нашел достойную работу. Для того, чтобы избежать путаницы профессионального обучения с поиском работы, первое должно быть выделено из основной части индивидуального плана трудоустройства в отдельный раздел. Этот раздел можно описать как «план развития личности», затем данный план может реализовываться как программа предшествующая занятости, протекающая одновременно с реализацией плана поиска работы или начинающаяся с определенного момента в будущем в зависимости от обстоятельств.

Назад Оглавление Далее