aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Заключение | Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах

В разных европейских странах существует огромное количество разнообразных организаций и схем финансирования служб ПТ, чьё разнообразие оказывает влияние как на практические аспекты деятельности, так и на конечные результаты. Основополагающим различием можно признать то, что в разных европейских странах нет чёткого согласия по вопросу того, что такое ПТ: нечто, направленное на трудоустройство, или социальное явление? Отсюда вытекают и практические различия в формах и методах работы служб поддерживаемого трудоустройства:
1. существуютразличиявметодахиподходахкподдерживаемому трудоустройству;
2. участники служб поддерживаемого трудоустройства достаточно разнообразны;
3. нет общепринятого определения различий между «практикой», «пробной работой» и «обычной работой»;
4. существуют неясности и разногласия по поводу готовности к трудоустройству, а также определения мотивации и эффективности соискателя;
5. по-разному понимаются фразы «получить и удержать работу» и «долгосрочное отслеживание».
В этой главе мы используем собранную информацию для выражения позитивной точки зрения на то, что считаем ключевыми вопросами поддерживаемого трудоустройства.

7.1. Вопросы финансирования

Воплощение программ ПТ в разных странах разнообразно, как и формы их финансирования. Разные источники финансирования во многом объясняют несходство реализации ПТ в разных странах. Безусловно, каждая служба зависима от собственного государства и должна соответствовать его требованиям в области финансирования.
Хотя целью услуг ПТ является поиск рабочего места, практически нет никаких причин, способствующих ускорению поиска. Финансирование, как правило, не зависит от скорости достижения результатов. Тем не менее, если поставщик услуг может найти работу для обратившегося соискателя в более короткие сроки, это может повысить его авторитет в глазах финансирующей стороны. В тех странах, где не существует программ государственного финансирования, доступ к средствам осложнён. Но, если работа ведётся в рамках национальной (государственной) программы ПТ, то приходится следовать более строгим требованиям в области достигаемых результатов и отчётности.
Разница в желании и мотивации соискателей также напрямую зависит от разных финансовых схем и возможностей, как на местном, так и на государственном уровне. Эти службы сложно сравнивать, потому что мы сопоставляем разноплановые вещи.

7.2. Цели и задачи

Цель поддерживаемого трудоустройства — помощь отдельному человеку в поиске и удержании оплачиваемой работы на обычном рынке труда. Но на практике иногда этот принцип не занимает центральное место.
С появлением ПТ в Европе количество поставщиков этих услуг значительно возросло. Более того, на практике группа соискателей оказалась значительно шире той группы, на которую изначально предполагалось нацелить работу по ПТ. Это можно признать позитивными изменениями, так как иллюстрирует распространение ПТ среди большего количества людей с инвалидностью.
Если вернуться к истокам ПТ, то оно основано на той идее, что каждый может работать, что действенен подход «поставить, научить и поддерживать», и что верны три основных принципа:
1. Людям, испытывающим трудности с обучением, не требуется дополнительной учёбы в полном понимании этого слова, а получить профессиональную подготовку они могут непосредственно на рабочем месте.
2. Немедленная интеграция на открытом рынке труда.
3. Куратор уделяет основное внимание обычному трудоустройству.
Но все люди разные, и данный подход может не быть оптимальным для всех, особенно сейчас, когда область применения ПТ настолько расширилась. Соискатели должны получить социальные и поведенческие навыки, прежде чем столкнуться с рабочим местом, работодателем и коллегами.

7.3. Направление участников

Соискатели могут обращаться в службы трудоустройства по разным причинам, однако наиболее часто их направляют государственные организации. Участники служб ПТ считают, что их возможности выше, чем те, которые требуются для работы на специализированных предприятиях. Это ясно из того, что они стремятся получить работу на открытом рынке труда. Существует набор ограничений для тех, кто может воспользоваться услугами ПТ. Эти ограничения могут накладываться как поставщиками услуг, так и государственными информационными службами. Например, одним из наиболее распространённых требований является «достаточная стабильность» соискателя. Мотивация и способности соискателей варьируются в широком диапазоне.
Службы ПТ получают информацию о соискателе от организации-посредника или другой организации. Если существует государственная система посредников, то именно сотрудники этой системы и принимают решение о том, какой вид услуг больше подходит соискателю. Службы, в принципе, должны принимать направляемых к ним соискателей, однако организации-посредники более гибки. В целом, участники программ служб ПТ стремятся устроиться работать, однако могут возникнуть и проблемы с мотивацией, как например в том случае, если трудоустройство повлияет на размер финансовой помощи. Соискатель может выбирать между работой на специализированном предприятии, обучением, получением пенсии и отказом от трудоустройства. Участники программ служб ПТ обладают разным опытом работы, у многих из них этот опыт небольшой или вообще отсутствует.

7.4. Дополнительные услуги

Сами службы ПТ редко предоставляют возможность предварительного профессиональногообучения.Принеобходимости обучение проводится другими службами. Многие службы ПТ зависят от нескольких организаций, чтобы иметь возможность использовать по отношению к соискателям целостный подход. Частой проблемой является то, что остальные участники системы реабилитации не считают трудоустройство признаком прогресса, а специалисты по трудоустройству ощущают нехватку поддержки со стороны других участников процесса реабилитации. Необходимо, чтобы у специалистов было достаточно навыков, которые помогли бы активизировать деятельность ищущих работу, если последние не привыкли к тому, чтобы принимать самостоятельные решения.

7.5. Взаимодействие с работодателями

Хотя все службы трудоустройства поддерживают контакты с работодателями, глубина этих контактов различна. Отдельные специалисты по трудоустройству предпочитают работать с небольшими местными предприятиями. Возможно, это происходит потому, что контакты с ними носят более личный характер, вследствие чего проще помочь соискателю. Службы ПТ используют неформальные и, в меньшей степени, формальные каналы трудоустройства, но, в любом случае, информация об открытых вакансиях или непосредственное участие в собеседованиях используется редко. Обычно трудоустройство происходит после телефонного разговора с представителями фирмы, после чего, в случае положительной реакции, проходит посещение фирмы. Хотя «выбивание рабочего места» — обычный способ трудоустройства соискателей, наиболее эффективен метод обучения на рабочем месте.
Продолжительность, цель и содержания договоренностей об обучении на рабочем месте различна. Во всех странах существуют поощрения в виде субсидирования заработной платы, хотя специалисты по трудоустройству часто жалуются на бюрократические барьеры, которые мешают воспользоваться субсидиями. До сих пор часто встречается компенсирование более низкой производительности работника, например в некоторых случаях государство и работодатель разделяют сумму заработной платы и выплат в пенсионный фонд, иногда работодатель вообще не платит заработной платы.
Неформальный подход ведёт к созданию «особых» рабочих мест. В этом подходе есть свои положительные стороны, однако такие рабочие места не имеют долгосрочной перспективы и невыгодны работодателю. С другой стороны, запись о временной работе в резюме соискателя - всё-таки лучше, чем её отсутствие.
Часто участники программ ПТ работают неполный рабочий день. Это может происходить по желанию соискателей, однако кураторы часто указывают на системные барьеры, которые не позволяют людям с инвалидностью отрабатывать полное время. Большинство участников служб ПТ находят работу в частном секторе, обычно на тех местах, где требуется неквалифицированный труд. Конечная цель — нахождение постоянной работы для соискателя, однако часто соискатели соглашаются на срочные контракты, которые не ведут к постоянному трудоустройству. При этом постоянная работа не всегда означает труд за деньги, особенно в государственном секторе, так как работодатель не платит заработной платы, а сам соискатель продолжает получать полную пенсию и пользоваться льготами. Все службы трудоустройства отмечают, что многим соискателям для удержания рабочего места требуется долгосрочная поддержка. Несмотря на то, что примеров такой формализованной поддержки мало, всё же после заключения трудового договора поддержка остаётся, хотя бы в виде помощи добровольцев, лично и по телефону.
Кураторы в ПТ снимают риски и неопределённость, с которыми часто сталкиваются работодатели, которым предлагают взять на работу инвалида. Необходимо улучшать и формальные, и неформальные отношения с работодателями, однако всегда следует понимать проблемы и потребности работодателей. Недостаточно обратиться и предложить безработного инвалида. Нужно видеть общую картину, понимать, что работодатели—это тоже потребители, их потребности тоже важны. Вряд ли наём инвалидов с проблемами обучения будет в списке приоритетов работодателя. Однако замена больного работника, вопросы законодательства, поддержка равных возможностей — всё это может иметь более высокий приоритет. Нужды и проблемы работодателей — это новые возможности для ПТ.
Кураторы должны иметь навыки поиска работы для своих подопечных. Хороший трудовой куратор не определяется учебными успехами или преданностью людям с инвалидностью, о нём можно судить только по количеству инвалидов получивших с его помощью работу. А для этого нет «единого пути», нужно использовать широкий диапазон методов и приёмов.
Улучшение отношений с работодателями ведёт к большему успеху в поиске работы для соискателей и в маркетинге услуг для служб ПТ.

7.6. Трудовая практика для соискателей

В большинстве служб ПТ практика на рабочем месте — основной инструмент, позволяющий избавить работодателя от опасений и выявить качества соискателя. Однако, часто разница между пробной работой и практикой может стать незаметна.
Использование пробной работы и практики может быть как положительным, так и отрицательным моментом. Хорошо, что инвалидысталкиваютсясобычнымтрудомимогутвыработатьнавыки, определить свои сильные стороны, недостатки, профессиональные предпочтения. Однако, если постоянно предлагать такой вариант, работодатели привыкнут к тому, что будут «получать нечто за «так», за «бесплатно». Существует риск, что рабочая практика станет конечным результатом, заменив собой трудоустройство. Необходимо разработать концепцию трудовой практики в ПТ так, чтобы она была выгодна всем сторонам.
Если человек давно не работал или не работал никогда, ему необходимо выявить свои слабые и сильные стороны, а также определиться с предпочтениями. Для этого не нужны длительные программы обучения, Трудовая практика поможет быстро понять, что нравится, а что нет, на конкретном рабочем месте. Трудовая практика позволит человеку добавить запись в резюме, даст тему для обсуждения во время собеседования, повысит вероятность трудоустройства в будущем и улучшит самооценку. Трудовая практика поможет оценить, что такое настоящая работа и определить свои силы. Практика даст возможность выработать новые навыки. Работодатель может задуматься о принятии человека на работу на постоянной основе.
Практика может быть выгодна и работодателям. Она позволяет преодолеть барьеры и стереотипы по отношению к инвалидам. Она также позволит работодателю увидеть, какая поддержка необходима претенденту. Этот хорошая проверка способностей и надёжности службы ПТ.
Трудовая практика — ценный инструмент при разработке профессионального профиля и плана профессионального развития. Она помогает куратору определить, какая поддержка и в каком количестве необходима, оценить способности и навыки обучения клиента. Организация практики — маркетинговый инструмент, потому что позволяет установить контакт с работодателем. Более того, прохождение практики повысит возможности клиента и его конкурентоспособность на открытом рынке труда.
Трудовая практика стала важным инструментом ПТ. Именно поэтому важно определить практику как деятельность, которую человек соглашается выполнить на открытом рынке труда в организации или подразделении. Практика должна быть ограничена по времени (8-12 недель), во время неё должна оказываться та же самая поддержка, что и во время обычной работы. Все заинтересованные стороны (работодатель, соискатель и куратор) должны подписать соглашение, в котором прописаны цели практики, оказываемая поддержка, обязанности, ограничения, страховка, процедуры отчётности и процесс оценки.

7.7. Обязанности кураторов

Количество соискателей на одного специалиста в разных странах варьируется в широких пределах, что, скорее всего, зависит от типа соискателей, продолжительности оказываемой поддержки и её вида. Из-за различий в схемах финансирования и отчётности сложно сравнивать результаты. В некоторых странах не уделяется достаточного внимания реальному поиску работы, а результат процесса — не всегда постоянный трудовой договор на открытом рынке труда.
В последние годы вопрос «готовы ли участники к работе?» вызывал множество дебатов. Проблема возникает тогда, когда участник считается не готовым к работе. Конечно, невозможно полностью определить эту готовность, потому что в каждом случае сыграют роль свои слабые и сильные стороны, способности, привычки, личные проблемы. Стараясь определить «готовность к работе», необходимо сконцентрироваться на качествах, которые нужны работодателю в соискателе: вызывающий доверие, надёжный, гибкий, эффективный и, прежде всего мотивированный. Именно эти качества нужны работодателю, и если их нет, следует поставить под сомнение готовность соискателя к работе. Поддерживаемое трудоустройство неэффективно в этом случае.
В норвежских и ирландских программах введены стандартные формальные инструкции, которые уменьшают автономность трудовых кураторов. Опасность в том, что ПТ как метод основано на гибкости, поэтому государственные программы, например в Ирландии и Норвегии, могут полностью уничтожить этот подход. Кураторы в Ирландии и Норвегии чувствуют себя «как в клетке». Например, отдельным соискателям нужна долгосрочная поддержка, ногосударственные программы ограничивают её продолжительность. Наконец, сами службы ПТ практически не имеют права голоса относительно того, с кем им приходится работать.
Покамалоизвестноодолгосрочныхэффектахпрофессиональной реабилитации при помощи ПТ, поэтому основной рекомендацией остаётся направленность поддержки на поиск и удержание работы. Однако это подразумевает финансирование подобных программ и после момента трудоустройства, по примеру программы «Work- step», которая действует в Великобритании.
Участники ПТ — это не просто люди, ищущие работу. Они принимают участие в программе, потому что у них особые потребности, которые могут включать адаптацию работы к их индивидуальным возможностям и потребностям, а также постоянную поддержку после трудоустройства. Это указывает на необходимость их поддержки в течение минимум года после трудоустройства.

7.8. Подготовка кураторов, обмен опытом и сотрудничество с другими службами

Для того, чтобы система ПТ успешно работала, требуются программы профессиональной подготовки кураторов. Одним из эффективных способов обучения являются короткие курсы на практические темы, чтобы расширить навыки сотрудников. Вот примеры названий курсов: профессиональная оценка, поиск работы, установление партнерских отношений, принципы поддерживаемого трудоустройства.
Другим способом является обмен опытом между соответствующими агентствами и национальными ассоциациями. Следует однако помнить, что, прежде чем делиться передовым опытом, его надо разработать.
Для эффективной работы служб ПТ необходимо установить обширное сотрудничество между различными службами, чтобы не допустить соискателей с нерешёнными проблемами к трудоустройству.
Если службе ПТ необходим целостный подход для обеспечения стабильности участника на рабочем месте, то и здесь необходимо сотрудничество с другими структурами (здравоохранение, соцзащита). Конечно, такие связи не всегда легко установить, поэтому часто кураторы предпочитают самостоятельно заняться всем, что связано с соискателем.
Важный аспект ПТ - сделать так, чтобы соискатели были активными участниками процесса поиска работы. Участие соискателей из этой целевой группы не всегда легко достижимо, но надо рассматривать эту сложность как вызов всему поддерживаемому трудоустройству. Ключевые ценности ПТ включают в себя «самоопределение» и «осознанный выбор», и они не должны быть ограничены из-за непонимания или некомпетентности кураторов.
Обязательно необходимо увеличивать участие клиента в процессе поиска работы, особенно если у него нет интеллектуального расстройства. Куратор не должен сам, в одиночестве, искать работу. Более того, важно, чтобы все стороны были вовлечены на всех стадиях процесса. Вообще, участия соискателя надо добиться до направления его в службу ПТ. В Ирландии, Норвегии и Финляндии социальные службы иногда направляют людей в службы ПТ не для поиска работы. В Норвегии часто просто для проведения оценки. Это неэффективно и по отношению к соискателям, и по отношению к службам ПТ.

7.9. Политическое влияние

В настоящее время во всех описанных странах службы ПТ не обладают политическим влиянием. Сами службы находятся в хороших отношениях с муниципалитетами (местными властями), но те слабы для того, чтобы оказывать влияние на государственную политику в области инвалидности, трудоустройства и инклюзии. Многие проекты зависят от крупных, иногда зонтичных, организаций, которые проводят переговоры и работают на государственном уровне. Для этого создаются национальные (или даже межнациональные в рамках Европейского союза) ассоциации поддерживаемого трудоустройства, так как именно эти организации идеальны для лоббирования на местном и государственном уровнях.

7.10. Рекомендации

Для того, чтобы эффективно развивать поддерживающее трудоустройство необходимо следовать следующим рекомендациям:
Рекомендация 1:
Использовать 5-ступенчатую модель EUSE в качестве основы процесса ПТ.
Рекомендация 2:
Следует признать, расширить и применять ценности и принципы ПТ как процесса, направленного на получение и удержание работы для людей с инвалидностью на открытом рынке труда.
Рекомендация 3:
Поставщики услуг ПТ должны уделять внимание подготовке отчётов о своей деятельности (желательно это делать в соответствии со стандартами и методологией EUSE в едином формате, чтобы способствовать единообразию развития ПТ в Европе).
Рекомендация 4:
Добиваться понимания со стороны финансовых доноров того, что после трудоустройства людей с инвалидностью необходима их долгосрочная поддержка.
Рекомендация 5:
Постоянное выявление и использование передовых методик ПТ.
Рекомендация 6:
Разработка обучающих курсов по различным теоретическим и практическим темам для подготовки кураторов.
Рекомендация 7:
Рассмотрение схемы «клуба ищущих работу» в качестве модели процесса поиска работы для участников служб ПТ.
Рекомендация 8:
Разработка методов, улучшающих консультативные способности специалистов по трудоустройству, что помогло бы соискателям принимать активное участие в процессе собственной профессиональной реабилитации.
Рекомендация 9:
Достижение значимого уровня мотивации и вовлечённости соискателей до направления в службу ПТ.
Рекомендация 10:
Наладить сотрудничество программ ПТ и других социальных служб во избежание ситуации, когда проблемы другого рода (например, неприспособленность жилищных условий или транспортные трудности) становятся препятствием на пути к трудоустройству соискателя.
Рекомендация 11:
Службы ПТ должны разрабатывать обучающие программы, которые помогут специалистам улучшить навыки поиска работы для соискателей, навыки общения и поддержки работодателей.
Рекомендация 12:
В рамках ПТ необходимо выработать чёткое определение того, что такое «обучение на месте работы», «пробная работа» и «трудовая практика».
Рекомендация 13:
Развитие национальных и региональных ассоциаций ПТ как инструментов влияния на государственную политику.
Рекомендация 14:
Лоббирование на государственном уровне в части внедрения и финансирования программ ПТ.

Пособие выпущено в рамках проекта "Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью", реализованного при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP)

Назад Оглавление Конец