aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Система и услуги | Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах

В данной главе рассматриваются различия механизмов финансирования служб ПТ, и выясняется, существует ли конкуренция между ними на местном или национальном уровнях. Вы сможете узнать, какая деятельность по ПТ финансируется, и до какой степени финансирование основано на достигаемых результатах, есть ли у служб финансовая заинтересованность в скорейшем трудоустройстве соискателей.
Будет проведено сравнение услуг по ПТ в разных странах и в разных проектах посредством анализа информации о том, на кого услуги нацелены, и каковы ограничения доступа отдельных соискателей к этим услугам (есть ли критерии отбора, которые могут помешать соискателю участвовать в программе). Вы сможете узнать, откуда клиентам становится известно о службах, и почему этими службами хотят воспользоваться. Рассмотрим, как формируются услуги соискателям с разными степенями инвалидности, и определим степень продуктивности трудовой деятельности соискателя по сравнению с трудом работника без инвалидности.

2.1. Финансирование

Финансирование служб ПТ — важный вопрос во всех странах. Условно можно выделить два подхода:
1. Служба ПТ имеет постоянное финансирование (чаще всего со стороны государства), не зависящее от количества оказанных услуг и успехов в этом процессе;
2. Услуги по ПТ оказываются на контрактной основе, и организация получает финансирование исключительно по результатам своей деятельности.
В Норвегии поддерживаемое трудоустройство является национальной программой с 1996 г., которая изначально финансировалась Норвежской службой трудоустройства, а теперь финансируется Норвежской организацией труда и социальной помощи, которая также известна как NAV. NAV была основана 1 июля 2006 г. в результате слияния трёх организаций: Национальной страховой организации (государственная), Национальной службы трудоустройства (государственная) и Системы социальной помощи (муниципальная). Норвежские агентства поддерживаемого трудоустройства управляются специализированными
организациями инвалидов или обычными фирмами, которые предлагают программы профессионального обучения и реабилитации. Можно сказать, что ПТ в Норвегии — часть системы профессиональной реабилитации, полностью финансируемая государством.
Описание практической реализации норвежской системы ПТ содержится в законодательных актах, а также в правилах о приобретении услуг в рамках этой инициативы. Подобная система действует и в Ирландии, а последние события указывают на то, что и в Шотландии может быть введена подобная национальная программа или стандарт. Согласно норвежским требованиям, поставщик услуг по ПТ должен соответствовать определённым требованиям в области текущей деятельности, а также отслеживания результатов и отчётности по ним (подобные принципы работы существуют и во многих других странах). Организаторы служб ПТ, находящиеся на государственном финансировании, должны получить одобрение со стороны профильных государственных структур и представлять отчёты о расходовании средств.
В Норвегии уникально то, что и обычные предприятия, и специализированные получают государственное финансирование на поддержку ПТ. Поэтому у поставщиков услуг для людей с инвалидностью два вида потребителей. Один вид — это те, кто приобретает услуги (люди с инвалидностью), а другой— те, кто приобретает кадры (работодатели). И обычные, и специализированные предприятия занимаются своей деятельностью, но получают деньги на то, чтобы создавать у себя возможность ПТ, обеспечивая обучение и последующую процедуру оценки. Это само по себе не проблема, но возникают некоторые возражения, когда получение финансов на обучение и оценку, а также на само производство становится основным источником дохода. В этой ситуации ПТ играет вторичную роль по сравнению с профессиональным обучением и производством. При сравнении с программами в других странах становится понятно, что стимулы у руководителей норвежских предприятий другие. Им кажется более привлекательным развивать производство, а также обучение и оценку, потому что именно на это поступает финансирование, и именно в этих областях работодатели уже обладают необходимыми навыками.
ПТ в Ирландии - тоже официальная государственная программа, все услуги на 100% финансируются департаментом труда (при этом в Ирландии также существуют альтернативные службы ПТ, не получающие средств департамента). Согласно правилам, службы трудоустройства могут потратить 2 месяца на оценку и 4 на реальный поиск работы для каждого соискателя. На самом деле департамент труда более гибко подходит к этому вопросу, если служба может обосновать, зачем ей необходимо дополнительное время и, соответственно, добавочное финансирование.
В большинстве остальных европейских стран ПТ не является официальной государственной программой, так что службы ПТ финансируются из различных источников. В Испании и Португалии государственные департаменты труда, как правило, финансируют проекты по профессиональному обучению, а службам ПТ требуется ежегодно подавать заявки на проведение таких курсов. Некоторые из служб получают дополнительное финансирование от муниципалитетов или региональных властей. Средства, выделяемые на обучение невелики, так что агентства, особенно частные, в большей степени зависят от частных спонсоров. Таким образом, финансирование служб ПТ в Португалии и Испании основано на:
• средствах, выделяемых на обучение государственным департаментом труда и региональных властей;
• деньгах спонсоров, привлекаемых проектом.
Хотя ни одна из служб трудоустройства при этом не испытывает серьёзных финансовых затруднений, никто при таком подходе не может быть уверен в будущем — и особенно долгосрочном — финансирования.
В Голландии используются тендеры, проводимые Общественной страховой компанией (UWV), когда среди поставщиков услуг по ПТ проводится отбор (чаще всего из числа коммерческих структур). Если поставщик одобрен, то он планирует сумму по каждому конкретному соискателю и получает деньги только в случае трудоустройства соискателя. То есть действует система «нет работы/результата — нет денег» (то есть, служба ПТ не получает денег до того, как будет подписан трудовой договор работодателя с соискателем). Это является очень серьёзным стимулом в поисках работы для соискателя, причём в кратчайшие сроки. Впрочем, в отдельных случаях, если соискатель не находит работу, организация всё же получает немного денег («нет работы/результата — меньше денег»), но только, если может документально подтвердить всё то, что было сделано для его трудоустройства. Но если служба ПТ часто не достигает результатов, то рискует больше не выиграть тендер.
СуммавыплатыдляслужбыПТвГолландиизависитотколичества рабочих часов соискателя. Это значит, что если соискатель не может работать полный рабочий день, то, соответственно, куратор тратит на сопровождение и обучение меньше времени, что, в свою очередь, означает меньшее финансирование. Финансирование работы с одним соискателем длится 3 года. В первый год служба получает 15% от количества рабочих часов соискателя, во второй год — 7,5%, а в третий — 6%. Финансирование составляет 72€ в час.
В Шотландии финансирование программ занятости людей с инвалидностью идёт от британской программы «Workstep», европейских программ и местных ресурсов. Соответственно, услуги сильно зависят от источника финансирования. Проекты ПТ в Шотландии, как правило, реализуются либо органами самоуправления, либо организациями инвалидов и финансируются из различных источников, включая британские программы, программы правительства Шотландии, местные власти, органы здравоохранения, Европейский социальный фонд и лотереи. Обычно эти источники предусматривают долгосрочное финансирование на срок более одного года.
В Финляндии службы ПТ финансируются на муниципальном уровне, уровне государственных агентств по трудоустройству и социальной защиты. Финансирование из этих разных источников зависит от положения соискателя. Агентство по трудоустройству поддерживает тех, у кого нет пенсии, а соцзащита - тех, кто получает пенсию. Агентство по трудоустройству финансирует куратора в течение 60 дней, а соцзащита обеспечивает 60 дней обучения соискателя. Во многих случаях 60-дневный период может быть удвоен, а для людей, испытывающих трудности при обучении, максимальный срок — 180 дней. Иногда для людей с инвалидностью может быть предоставлена своего рода «реабилитационная работа», которая подразумевает долгосрочную поддержку.
Государственные центры услуг по трудоустройству (ESC), являющиеся в Финляндии единым поставщиком услуг по трудоустройству, обеспечивают услуги кураторов для поиска работы на открытом рынке труда. В свою очередь, центры приобретают эти услуги для безработных соискателей (с инвалидностью и без неё) у разных организаций и поставщиков услуг (частных или из «третьего сектора»).

2.2. Конкуренция

На местном уровне в каждой из европейских стран, в действительности, очень мало организаций, предлагающих ПТ. Эти службы, как правило, небольшие (в год обслуживают от 100 до 300 соискателей), и, как правило, они редко конкурируют. Существующие поставщики знают друг о друге и до некоторой степени сотрудничают между собой.
В некоторых странах частные агентства, занимающиеся ПТ, сталкиваются с ростом конкуренции и активно ищут соискателей, в то время как другие, особенно муниципальные, не испытывают недостатка в клиентах, которым приходится дожидаться своей очереди. В странах с тендерной системой службы конкурируют, чтобы быть одобренными финансодателем. Если службы ПТ не добиваются хороших результатов, особенно в тендерных системах, чья цель — отсеивание неэффективных служб, то они сами остаются без работы.
В Ирландии действует официальная программа, так что конкуренции почти нет, разве что с частными программами обучения работодателей и, возможно, во время тендера. В Шотландии на местном уровне идёт конкуренция за соискателей, а на национальном — за финансирование. Поскольку национальной программы поддерживаемого трудоустройства в Шотландии нет, то агентства работают на собственных условиях. В Голландии основные конкуренты в этой области — крупные реабилитационные центры.
Во многих европейских странах растёт число фирм, предлагающих услуги по трудоустройству для инвалидов, некоторые из которых предлагают варианты ПТ. Скорее всего, в будущем конкуренция усилится, поэтому многие агентства хотят сфокусироваться на оценке методик и достигаемых результатов.

2.3. Направление соискателей

Чаще всего соискателя в агентство ПТ направляют местные органы власти, чтобы он смог там получить помощь. Такие соискатели хотят получить работу, но не на специализированном предприятии для инвалидов. В целом соискатели - участники ПТ - считают, что у них больше возможностей, и поэтому они хотят получить работу на открытом рынке труда. Наиболее часто в службы ПТ направляют из департаментов труда или социальной защиты. Есть и другие источники: органы здравоохранения, социальные службы, организации инвалидов, колледжи, интернаты и самостоятельный поиск информации. В Голландии центр реабилитации или специализированное предприятие может иногда обратиться в службу за помощью в поиске работы на открытом рынке для своего клиента.
Количество участников программ поддерживаемого трудоустройства в Норвегии в различные годы
(Источник: Directorate of Work and Welfare, 2007)
Если поддерживаемое трудоустройство — это государственная программа, потенциальный клиент не может обратиться в службу напрямую, так как должен сначала зарегистрироваться в департаменте труда. В Норвегии большинство участников направляется в программы ПТ через NAV.
Хотя применение ПТ значительно расширяется с каждым годом (что видно на диаграмме), и эти услуги имеются в большинстве крупных городов Норвегии, служба ПТ не всегда легкодоступна инвалидам, ищущим работу. Объём предлагаемых услуг по ПТ до сих пор мал по сравнению с общим количеством инвалидов, нуждающихся в поддержке для получения работы на открытом рынке труда. Существуют отчёты об очередях в некоторых городах, а из-за географических расстояний поддержка инвалидов, проживающих в сельской местности, затруднена.
В Португалии и Испании службы ПТ предлагают курсы профессионального обучения. В этих случаях соискатели направляются на обучение из департамента труда. По меньшей мере, соискатели должны быть там зарегистрированы. Многие соискатели, как правило, получают пенсию по инвалидности, и, следовательно, по законам Португалии и Испании не могут быть зарегистрированы в местном департаменте труда.
В Ирландии, как и в Норвегии, все направления осуществляются через местную службу трудоустройства. Эта система не отличается от принятой в Португалии и Испании, так как соискатели должны сначала зарегистрироваться в службе занятости, прежде чем получить возможность участвовать в программе ПТ. В такой ситуации служба не может отказаться от соискателя, хотя, как правило, сохраняется некоторая гибкость.

2.4. Ограничения на участие

В поддерживаемом трудоустройстве принимают участие люди всех возрастов (относящихся к категории трудоспособного возраста), однако чаще всего это люди в возрасте от 20 до 35 лет.
Целевые группы ПТ — люди со всеми видами инвалидности (аутизм, Даун-синдром, физические ограничения, проблемы при обучении, психические нарушения и т.д.). Исторически сложилось, что наибольшая группа людей, нуждающаяся в услугах по ПТ, — люди с проблемами при обучении. В настоящее время есть основания считать, что к ним присоединились люди с нарушениями психического здоровья. Некоторые из служб ПТ специализированы, то есть принимают соискателей только с определённым диагнозом: например, проблемы с обучением или нарушения психического здоровья. В определённых случаях включаются механизмы переадресации соискателей в те службы, которые имеют больше опыта в работе именно с такими формами инвалидности.
Существует несколько барьеров, которые накладывают как сами службы, так и организации-посредники. Соискатели должны быть мотивированы (это главное условие) и «достаточно готовы» к работе. Они должны уметь самостоятельно передвигаться и получать поддержку. Некоторые из служб трудоустройства не принимают людей, у которых проблемы с алкоголем или наркотиками. Такие службы желают «стабильных» клиентов.
Некоторых соискателей направляют для работы на специализированные предприятия или просто отказывают им в трудоустройстве. Но такое заключение не может выноситься куратором единолично, и должен проводиться некий консилиум специалистов. Чаще всего такие случаи бывают с людьми, имеющими проблемы психического здоровья, нуждающимися в постоянном употреблении лекарств.
Чтобы была признана способность к ПТ, соискатель должен иметь возможность работать как минимум с 50% эффективностью по сравнению с рабочим без инвалидности. В Ирландии все соискатели национальной программы должны иметь возможность работать 18 часов в неделю по прошествии 6 месяцев с начала участия в программе. Однако требования могут быть пересмотрены на индивидуальной основе.
В Норвегии агентства, как правило, должны принимать всех соискателей, хотя возможны споры с направляющей организацией (NAV). Критерий отбора описан в государственной программе: «люди с инвалидностью, которым необходима поддержка для получения работы на открытом рынке труда».

2.5. Продолжительность участия в программе

В Португалии соискатели обычно следуют 4-хгодичной программе. После этого они не могут официально оставаться её участниками, однако служба ПТ помогает соискателям найти другие формы поддержки. В Португалии есть программы, не ограниченные по времени услуг, которые подчёркивают, что для соискателей нормально нуждаться в поддержке долгое время после получения работы. В Испании обычная продолжительность работы с соискателем — 9 месяцев, однако соискатель может с лёгкостью поступить на ещё один 9-месячный курс и, таким образом, получить дополнительную поддержку.
В Ирландии рекомендованная продолжительность программы для соискателя составляет 18 месяцев, но используется гибкий подход, и люди с психическими проблемами часто остаются на более длительный срок. Более того, если, скажем, через 4 года соискатель теряет работу, он может вновь стать участником программы трудоустройства в зависимости от причин, по которым потерял работу.
В Голландии финансирование соискателя по программе ПТ длится 3 года. В Шотландии соискатели пользуются поддержкой столько, сколько надо «в разумных пределах». Статистические данные одной из шотландских служб показывают, что среднее время между первым собеседованием и стажировкой составляет 2-3 месяца, а среднее время между начальным собеседованием и трудоустройством (с поддержкой или без) — 4-6 месяцев.
Работа куратора в Финляндии оплачивается в течение 60 дней (включая мониторинг). Если за это время не будет достигнут результат (факт трудоустройства), то соискатель направляется обратно в реабилитационные службы. При необходимости люди со сложностями в обучении и с психическими заболеваниями могут получить дополнительное время. Период достаточно легко продлить, особенно если соискатель заметно прогрессирует. В программах трудоустройства, предоставляемых муниципалитетом, люди со сложностями обучения могут «остаться навсегда», то есть получать постоянную поддержку без ограничения по времени.
В Норвегии соискатели могут получать поддержку в течение максимум 3 лет, лишь в исключительных случаях она может быть продлена ещё на 6 месяцев.

2.6. Выводы

Существует множество способов финансирования программ ПТ: от стабильного государственного финансирования в Ирландии и Финляндии, до финансирования на основе результатов в Голландии и смешанного государственного и частного финансирования в Испании, Португалии и Шотландии. Многое зависит от финансовой ситуации, в которой находится соискатель. В Голландии работает принцип «деньги следуют за соискателем», а в Ирландии и Норвегии - наоборот: деньги выделяются агентству, которое затем обязано принимать направляемых соискателей.
Поддерживаемое трудоустройство принимает разные формы. В Голландии оно нацелено на трудоустройство соискателя, чтобы получить финансирование от донора. В Финляндии оно скорее может называться «деятельность, связанная с трудоустройством», что не обязательно ведёт к трудоустройству. Если в Ирландии кураторы получают финансирование от правительства, чтобы трудоустроить инвалидов на открытом рынке труда, то в Португалии и Испании оплачиваются, в основном, учебные курсы, включающие в себя производственную практику.
Если не считать стимулов, присущих голландской системе, финансирование программ ПТ редко связано с результатом деятельности. Во всех странах финансирование длится определенный промежуток времени. Финансирование не зависит от скорости достижения результатов, однако скорое заключение трудовых договоров может повысить репутацию агентства. В Голландии быстрые результаты означают лучшее финансирование.
В Шотландии финансирование Европейского социального фонда (ESF) обычно основано на задачах, поставленных самим агентством, с которыми фонд соглашается. В некоторой степени это может означать, что в случае недостижения заявленных целей агентство может не получить дальнейшего финансирования.
Между службами практически нет конкуренции за соискателей, но - в отсутствие государственного финансирования - существует жёсткая конкуренция за средства.
Соискатели получают информацию об услугах из разных источников, хотя основными остаются государственные агентства. Люди, стремящиеся к ПТ, считают, что у них достаточно возможностей для работы на открытом рынке труда.
В большинстве стран отсутствие способностей, мотивации или серьёзные психические расстройства могут помешать участию в программе. Влияют на этот вопрос и разные принципы систем финансирования. Службы ПТ в Голландии и Шотландии могут с большей лёгкостью отказывать соискателям, которые недостаточно мотивированы. В Норвегии же такого человека, скорее всего, примут, потому что решение принимает направляющая организация NAV.
Участие в программах ограничено как самими службами, так и государственными агентствами. Большинство программ требуют желания и возможности работать, мотивации и «разумной подготовленности», способности самостоятельно передвигаться и поддержки со стороны семьи. Часто агентства требуют от соискателей «разумной стабильности», то есть отсутствия проблем с алкоголем или наркотиками и отсутствия серьёзных психических расстройств.
Продолжительность участия в программах трудоустройства в разных странах варьируется в широких пределах. Одной из возможных причин этого являются разные системы предоставления информации, разные организационные структуры служб ПТ и разные модели финансирования.

Назад Оглавление Далее