aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Обиух Павел Александрович | Опыт и инновации в решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью

Добрый день, уважаемые коллеги!
В первую очередь необходимо отметить, что между получением детьми с инвалидностью образования и их дальнейшей профессиональной карьерой существует довольно тесная взаимосвязь. Которая, прежде всего, обусловлена зависимостью результативности профессионального успеха человека от качества полученного им образования.
Значительный этап становления личности любого человека связан с обучением в школе. Именно в это время у ребенка формируются основные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной полноценной жизни в обществе. В том числе, и те особенности, которые необходимы для успешного трудоустройства и профессионального роста. Это касается абсолютно всех детей, в том числе, и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время политика Российской Федерации в области образования детей с инвалидностью предполагает их обучение либо в специальных коррекционных учебных заведениях интернатного типа, либо обучение на дому. Также по различным источникам до 170 тысяч детей инвалидов школьного возраста в нашей стране не получают никакого образования.
Таким образом, можно сказать, что проблема дискриминации людей с инвалидностью начинается именно с этого периода. Изначально, еще находясь в детском возрасте, ребенок с инвалидностью изолирован от общества.
Сегодня уже поднимались проблемы стереотипов, которые существуют в обществе по отношению к людям с инвалидностью, не подготовленности самих инвалидов к самостоятельной жизни и, как следствие, трудности с их представлением на общем рынке труда. Причины большинства из этих проблем лежат как раз в существующей в настоящее время системе образования детей с инвалидностью. А именно - если ребенок обучается в интернатном учреждении, то не смотря на то, что уровень обучения может соответствовать уровню массовой школы, ребенок не получает достаточного количества социального опыта, необходимого для самостоятельной полноценной жизни, вследствие того, что в течение двенадцати лет находится в замкнутом пространстве интерната и практически не имеет возможности контактировать со своими сверстниками, кроме тех, которые обучаются вместе с ним, а также с другими людьми, кроме педагогического и обслуживающего персонала. В случае обучения ребенка - инвалида на дому, препятствием для его полноценного развития является не только изолированность от окружающего мира, но и собственно качество обучения. Это обусловлено тем, что, как правило, при обучении на дому сокращено количество часов, а также преподаются не все предметы, которые преподаются в общеобразовательной, массовой школе в случае посещения ребенком занятий. Естественно, что дети - инвалиды которые не получают никакого образования, практически не имеют возможности для адаптации в общество и, как следствие, не могут занять достойное место в нем.
Многолетняя мировая практика показывает, что наиболее про-грессивной, адекватной системой образования детей с инвалидностью является так называемое интегрированное или инклюзивное образование. То есть, включение детей с инвалидностью в общеобразовательные, массовые школы. Говоря о развитии инклюзивного образования в нашей стране, в первую очередь необходимо отметить, что внедрение этой модели не в коем случае не предполагает ликвидацию специализированных, коррекционных учебных заведений и обучение абсолютно всех детей с инвалидностью в массовой школе. Во-первых, потому что полное соблюдение прав детей - инвалидов на образование предполагает, что их родители и сами молодые инвалиды имеют возможность выбора той системы обучения, которая наиболее приемлема в их случае. Во-вторых, Российская коррекционная педагогика имеет колоссальный опыт, использование которого, безусловно, полезно для любой модели образования таких детей.
Основные преимущества инклюзивного образования заключаются в следующем:
1. Ребенок с инвалидностью не только получает образование наравне со своими сверстниками без инвалидности, но и приобретает необходимый социальный опыт, который поможет ему в дальнейшем продолжить свою самостоятельную жизнь, в том числе, и трудоустроиться;
2. Ребенок с инвалидностью, который обучается в общеобразовательной школе, не будет позиционировать себя как отдельную категорию общества, что позволит избежать иждивенческих тенденций в его поведении;
3. Формирование у детей без инвалидности, обучающихся в об-щеобразовательных, массовых школах, адекватного мнения о людях с инвалидностью, что позволит уменьшить стереотипное отношение к этой проблеме в обществе, так как большое количество предрассудков формируется именно в детском возрасте.
В настоящее время в нашей стране существуют следующие препятствия на пути развития инклюзивного образования:
1. Отсутствие четкой государственной политики в области интег-рированного образования;
2. Неготовность педагогов в общеобразовательных, массовых школах к обучению детей с инвалидностью;
3. Наличие у детей без инвалидности, обучающихся в массовых общеобразовательных школах негативного неадекватного отношения к детям с инвалидностью;
4. Боязнь родителей детей-инвалидов отдавать своих детей в об-щеобразовательные, массовые школы;
5. Неадекватное отношение, основанное на стереотипах и пред-рассудках у родителей детей без инвалидности, которые обучаются в общеобразовательных массовых школах.
Работа по ликвидации этих препятствий должна, прежде всего, базироваться на изменении общественного мнения о проблеме включения детей - инвалидов в общеобразовательные, массовые школы. В первую очередь, это, естественно, формирование адекватного отношения к данному вопросу у педагогов, родителей и, конечно, самих детей, причем здесь речь идет, как о детях без инвалидности, так и о детях - инвалидах.
Естественно, инклюзивное образование - это не просто помещение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы.
Инклюзивный подход предполагает как создание необходимых, специальных условий для таких детей, прежде всего здесь речь идет о создании доступной инфраструктуры в учебных заведениях и оборудование специальными техническими средствами. Так и учет образовательных потребностей каждого ребенка, т.е. адаптация учебного процесса в соответствии с особенностями и возможностями каждого ученика.
Таким образом, говоря об интегрированном подходе в трудоустройстве людей с инвалидностью, необходимо также учитывать и то, на сколько инвалиды готовы к этому. В этом случае значительную роль играет то, в каких условиях они получали образование, и инклюзивное образование, естественно, имеет больший потенциал и может предоставить больше возможностей. Так как отсутствие дискриминации при получении образования поможет во многом избежать дискриминации и при трудоустройстве.

Назад Оглавление Далее