aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Зарубина Ирина Николаевна | Опыт и инновации в решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью

Проблема занятости инвалидов на сегодняшний день актуальна так, как, наверное, не была актуальна давно, по крайней мере, для инвалидов по зрению. Та система трудоустройства, которая функционировала в течение более полувека, сейчас несколько изменилась и не в лучшую сторону. Поэтому инвалиды по зрению вынуждены искать новые формы трудоустройства. Высшее образование - один из механизмов, позволяющий им приобрести профессию, дающую им возможность трудоустроиться на открытом рынке труда.
Статистика министерства образования и науки показывает, что 60% инвалидов с высшим образованием трудоустраиваются на открытом рынке труда, а среди инвалидов без высшего и среднего специального образования, только 15% трудоустроены.
Я думаю, что в этой аудитории о преимуществах для инвалидов высшего образования больше говорить нет смысла, приведу только несколько цифр. Среди инвалидов по зрению более 6 тысяч до сих пор работают в различных сферах интеллектуального труда, чаще всего незрячие и слабовидящие с высшем образованием трудоустроены на госпредприятиях. В последние годы выросло число студентов с нарушением зрения. Если во время советского периода примерно 500-600 студентов ежегодно обучалось в вузах, а в конце 80-ых - 90- ых годов был значительный спад числа студентов - инвалидов по зрению, то сейчас мы наблюдаем резкий рост их числа в вузах страны. На 1 января 2006 года по статистике ВОС учтено 1058 студентов - инвалидов по зрению. Реальное их число больше. Это отчасти объясняется тем, что в настоящее время не все инвалиды по зрению являются членами Всероссийского общества слепых. Данные ВОС о количестве студентов - инвалидов по зрению нужно рассматривать как минимальную границу.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы получения высшего образования незрячими и слабовидящими. Рост числа студентов-инвалидов, к сожалению, сопровождается снижением качества подготовки части незрячих и слабовидящих студентов. Причем данная тенденция отмечается не только по отношению к инвалидам по зрению. Мне приходилось много участвовать на конференциях различного уровня. Снижение качества подготовки студентов-инвалидов отмечают многие специалисты, занимающиеся вопросами доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Причин возникновения рассматриваемого явления много: это и изменение контингента учащихся специальных школ, снижение качества подготовки преподавательского состава и т.д. Но данная тема не входит в круг проблем, обсуждаемых на сегодняшнем заседании.
Существует льгота для поступления инвалидов в высшие учебные заведения. Немало споров идет о ее целесообразности. Я знаю, что даже среди инвалидов и руководителей достаточно высокого уровня существует мнение, что данную льготу надо отменить. Я одно время тоже придерживалась этой точки зрения. Но меня опустил на землю Олег Николаевич Смолин. По его мнению, льгота в какой-то степени способствует снижению качества подготовки студентов-инвалидов. Но, в то же время в ситуации, существующей в области современного высшего образования, отменив льготу, мы вообще закроем инвалидам доступ к получению высшего образования. Поэтому наша деятельность прежде всего должна быть направлена на довузовскую подготовку.
Довузовский период - один из важнейших этапов получения высшего образования. Необходимо отметить, что слабо продумана государственная политика довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Если не будет разработана государственная программа по довузовской подготовке инвалидов, то это неизбежно отразится и на качестве получаемого ими высшего образования, а в последствии - и на снижении уровня их конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Очень серьезная проблема - единый государственный экзамен. Не отработан механизм сдачи ЕГЭ инвалидами. Также, непонятен до конца принцип применения в условиях действия ЕГЭ льготы, существующей при поступлении инвалидов в вуз. Несколько регионов РФ уже столкнулись с отрицательными последствиями того, что не отработана процедура сдачи ЕГЭ инвалидами и их зачисления на основании результатов ЕГЭ при применении льготы для инвалидов.
В Санкт-Петербурге начата отработка сдачи ЕГЭ инвалидами по зрению. Уже в этом году полностью проработан механизм сдачи экзамена по русскому языку. Необходимо проработать процедуру сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и по другим предметам. Если ЕГЭ будет полностью внедрен, то мы столкнемся с проблемой, которая достаточно серьезно отразится и на количестве, и на качестве подготовки инвалидов, поступающих в вузы.
Сегодня очень много говорилось о негативной роли 122 закона. В том числе, и о введении степени потери трудоспособности. Принято положение о том, что инвалиды, желающие дальше продолжать образование, не получают третью степень потери трудоспособности даже при тотальной слепоте. Существует рекомендация, что инвалиды, желающие учиться в специально созданных условиях, будут получать вторую степень. Те, кто будет учиться интегрировано, без специально созданных условий - первую степень потери трудоспособности.
С моей точки зрения в первой степени потери трудоспособности заложена очень большая опасность (и регионы уже с этим начинают сталкиваться). Первая степень не предполагает для студентов-инвалидов специально созданных условий. В регионах при разработке и реализации программ по поддержке студентов-инвалидов первая степень может стать "камнем преткновения". Я думаю, что надо этот момент более детально продумать, чтобы мы опять не столкнулись с ситуацией, когда она уже решена, а мы пытаемся ее изменить, выходя на митинги. Лучше вопрос решить заранее, пока есть еще возможность.
Немного остановлюсь на специфике обучения студентов - инвалидов по зрению в вузе. Если раньше у незрячих была большая проблема получения и обработки информации, то в последнее время, благодаря внедрению информационных технологий, адаптированных для работы незрячих, процесс получения и обработки информации для инвалидов по зрению, уже не представляет такой серьезной проблемы, как это было еще 10-15 лет назад. Но в связи с дороговизной компьютерной техники и специального программного обеспечения мы сталкиваемся с проблемой обеспечения ими студентов-инвалидов. Для того, чтобы информационные технологии были активно внедрены в образовательный процесс незрячих и слабовидящих, не-обходимы государственные программы по созданию специальной поддержки студентов-инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях. Это связано с тем, что далеко не каждый инвалид по зрению может самостоятельно обеспечить себя дорогостоящими техническими средствами реабилитации, а в федеральном перечне ИСР они отсутствуют.
Международный и отечественный опыт организации поддержки студентов-инвалидов показал, что для создания комфортных условий получения высшего образования незрячими и слабовидящими необходимо создать вузовские или межвузовские центры поддержки студентов-инвалидов. На сегодняшний день в России только в пяти вузах созданы центры поддержки студентов с нарушением зрения (в том числе, и при Московском психолого-педагогическом городском университете). В некоторых регионах РФ при вузовских библиотеках или интернет-центрах создаются рабочие места, оборудованные для работы инвалидов по зрению, причем они организованы далеко не всегда грамотно.
Многие студенты - инвалиды по зрению при решении проблем, возникающих у них в процессе обучения в вузе, пользуются услугами специализированных библиотек и общественных организаций. Прежде всего, это Всероссийское общество слепых. Есть незрячие, решающие возникающие у них проблемы самостоятельно. Нередко это связано с необоснованными моральными и финансовыыми затратами.
Послевузовский этап. О трудоустройстве говорилось достаточно много, но если в прежние годы считалось, что достаточно быть хорошо подготовленным специалистом, то сейчас без грамотно организованного рабочего места далеко не всегда можно решить вопрос трудоустройства незрячего специалиста. Это связано с тем, что далеко не каждый незрячий выпускник вуза может самостоятельно обеспечить себя компьютером, сканером, принтером и т.д., то есть тем, чем должно быть оснащено хорошо продуманное рабочее место. Хочу выразить благодарность Сергею Николаевичу Ваньшину. Я с 1998 года работаю на рабочем месте, созданном возглавляемой им организацией "Реакомп". Я считаю, что такая продуманность рабочего места - это залог успеха, потому что неправильно организованное рабочее место с необоснованным соотнесением качества и цены может нанести огромный вред идее конкурентоспособности инвалидов на открытом рынке труда. Хорошо продуманная на первый взгляд проблема создания рабочего места незрячего специалиста может оказаться на деле дискредитацией идеи трудоустройства инвалидов.
Поэтому надо серьезно проработать - каким образом, где и кто будет организовывать рабочее место незрячего специалиста и сколько это будет стоить. В последние годы на создание рабочих мест инвалидов в Москве деньги выделяются достаточно серьезные. Мы, к сожалению, наблюдаем, что далеко не всегда затраты оправданы. Необходимо помнить, что деньги все равно конечны, сколько бы их не было. Надо подумать - десять мы рабочих мест может создать или сто. Но не следует и впадать в другую крайность, мы можем создать сто дешевых некачественных рабочих мест, т.е. надо, чтобы баланс был соблюден.
Сейчас существует заказ на создание перечня профессий, доступных инвалидам. Я к этому отношусь с очень большой опаской. Все списки, прежде всего, должны носить рекомендательный характер. Но, к сожалению, в службе занятости и в структурах, близких к ним, очень часто рекомендательные списки трактуют, как обязательные, и шаг влево, шаг вправо - расстрел.
Это вещи очень опасные, потому что на современном рынке труда существует сейчас один перечень профессий, через 5 лет - он другой. Мы же наблюдаем изменения рынка труда, и они достаточно динамичны. В результате - перечни рекомендуемых инвалидам профессий могут связать руки. Если конкретная профессия не включена в перечень, то это не должно быть запретом для трудоустройства инвалида по выбранной профессии.
Сейчас и доступности образования, и трудоустройству лиц с ог-раниченными возможностями здоровья уделяется очень много внимания. Реализуются различные программы: международные, Московские, государственные и т.д. Но, к сожалению, каждый решает рассматриваемую проблему на своем уровне. Мы приходим на конференции, говорим красиво, сливаемся в экстазе, расходимся, и каждый опять в своей организации решает свою конкретную проблему, и мы друг на друга начинаем смотреть, как на конкурента.
Поле огромное, каждому из нас хватит работы, останется еще много, много не сделанного.
Я не устаю говорить о том, что проблема образования и трудоус-тройства инвалидов межведомственная и поэтому решать ее надо на межведомственном уровне. Инвалид один, а мы его пытаемся растащить по разным организациям и структурам. В результате проблемы нередко решаются избыточно для одного инвалида или для другого инвалида не решаются вообще.
Большое спасибо.

Назад Оглавление Далее