Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Трудоустройство   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Котова Светлана Юрьевна

В своем выступлении я остановлюсь на некоторых международных документах, регламентирующих право инвалидов на труд, ознакомлю с механизмами, которые используются в других странах для стимулирования занятости людей с инвалидностью, и постараюсь раскрыть - как те или иные механизмы используются у нас в Росси.
Международное законодательство. Существует довольно много международных документов, регулирующих право на труд, я остановлюсь на положениях, касающихся права на труд людей с инвалидностью.
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства, участвующие в настоящем Пакте, признают право на труд, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению этого права. Данное положение распространяется и на инвалидов. (Замечания общего порядка, принятые Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам).
Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов говорят о том, что инвалидам должно быть обеспечено право на труд на основе равных возможностей. Нормативные акты, которые принимаются государством, не должны ограничивать возможность реализации права инвалида на труд, стандартные правила говорят о необходимости создания специальных условий, о необходимости государства взять на себя обязанность по трудоустройству инвалидов в государственных учреждениях и также стимулировать трудоустройство инвалидов в частных компаниях различными способами.
Также можно обратиться к Конвенции МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, которая говорит, что основной задачей профессиональной реабилитации инвалидов является возможность получения инвалидом работы и ее сохранения, а также возможность наравне с другими продвигаться по службе. И в связи с этим государства, члены МОТ, должны обеспечить такую систему профессиональной реабилитации, при которой инвалиды максимально могли быть интегрированы на обычном рынке труда.
Посвященная занятости Статья 27, готовящейся сейчас Единой и всеобъемлющей Конвенции о защите прав и достоинства людей с ин-валидностью, опять же закрепляет принцип недискриминации и приоритет интегрированного инклюзивного трудоустройства. Также Конвенция говорит о том, что государство должно стимулировать частные компании трудоустраивать инвалидов и также стимулировать индивидуальную трудовую деятельность инвалидов, создавать необходимые условия на рабочем месте для инвалидов и обеспечить участие инвалидов в профсоюзах и возможность для них реализации коллективных трудовых прав.
Давайте теперь посмотрим, какие механизмы используются в за-конодательстве разных стран для обеспечения реализации права инвалидов на труд. Прежде, чем об этом говорить, я бы хотела остановиться на некоторых причинах низкой занятости инвалидов. Здесь есть причины со стороны инвалидов и со стороны работодателей.
Со стороны работодателей исследования МОТ о праве инвалида на труд 2003 г. выделяет:
• дополнительные издержки, связанные с принятием на работу человека с инвалидностью;
• представление о том, что труд инвалидов менее эффективен, нежели труд других людей;
• отсутствие информации у работодателей о возможностях и потребностях людей с инвалидностью.
Со стороны инвалидов можно выделить следующие причины:
• риск потерять гарантированные социальные блага;
• низкая квалификация, что часто происходит от проблем в системе образования;
• недоступность рабочего места;
• различные психологические причины.
Также существуют объективные причины низкой занятости людей с инвалидностью, такие как снижение потребности в низкоквали-фицированном труде, сокращение рабочих мест в крупных компаниях...
В разных странах используются разные механизмы для преодоления этих проблем.
Квотирование. Зачатки квотирования начали появляться в 20-х годах прошлого столетия в Германии, Италии, Польше, Австрии и Франции, таким образом эти страны пытались обеспечить трудоустройство для ветеранов Первой мировой войны. После Второй мировой войны другие европейские страны ввели систему квотирования для инвалидов войны, в последствии квотирование распространилось на других людей с инвалидностью. Система квотирования до сих пор довольно широко распространена в мире. Политика квотирования рабочих мест исходит из того, что инвалиды менее конкурентоспособны на рынке труда и требуют больших затрат, поэтому работодателя надо обязать взять на работу определенное количество инвалидов. Система квотирования может быть действенной только тогда, когда она касается всех работодателей, включая государственные уч-реждения, и при существовании санкций за невыполнение квоты.
У квотирования есть свои плюсы и минусы. Плюс заключается в том, что при существовании обязательной системы квотирования, когда квотирование обеспечено санкцией, определенные денежные средства аккумулируются в фонде, который можно использовать на различные программы обеспечения занятости инвалидов. В разных странах деньги расходуются по-разному, например, в Японии из этих средств доплачивают работодателю за каждого трудоустроенного инвалида сверх квоты. Чаще всего средства используются на профориентацию, компенсацию затрат работодателя на создание рабочих мест, на индивидуальных помощников.
Минусы заключаются в том, что, во-первых, квотирование, как правило, не распространяется на предприятия малого бизнеса. Оно создает очень негативное отношение к вопросам трудоустройства инвалидов. При квотировании чаще трудоустраиваются инвалиды с незначительными нарушениями здоровья и на наименее квалифицированные должности. Однако, например в Германии, один человек может считаться за несколько трудоустроенных инвалидов, это зависит от его ограничений и затрат на создание рабочего места. Система квотирования считается все менее эффективной, в связи с чем, многие страны используют другие механизмы стимулирования занятос- ти инвалидов. (European Commission, Benchmarking employment policies for people with disabilities, 2000, p. 207).
В России систему квотирования можно считать главным механизмом обеспечения трудоустройства инвалидов, однако, после принятия ФЗ №122 недостатки системы квотирования как таковой были увеличены, во-первых, была увеличена численность штата предприятий, на которые распространяется эта норма с 30 до 100 человек, таким образом, из-под действия квотирования выведены все предприятия малого бизнеса. Во-вторых, из ФЗ "О социальной защите инвалидов" исчезла норма, устанавливавшая санкцию за невыполнения положений о квотировании. Что приведет со временем к существованию рекомендательного квотирования, поскольку как таковая санкция не будет выполняться, даже если она будет установлена в законодательстве субъектов, ее в любой момент можно будет оспорить.
Антидискриминационное законодательство. Многие страны в своем законодательстве устанавливают запрет дискриминации инвалидов при трудоустройстве и при других аспектах реализации права на труд по причине их инвалидности.
В основе такого подхода лежит посыл, согласно которому инвалиды действительно могут быть менее эффективными работниками, но это происходит из-за отсутствия специальных условий для них на рабочем месте. Иными словами, люди с инвалидностью могут эффективно конкурировать на рынке труда при условии создания для них необходимых условий (доступной среды).
Запрет дискриминации первыми закрепили США и Канада, сейчас такие нормы существует во многих европейских странах, общие антидискриминационные нормы есть и в Российском законодательстве, но у нас они плохо реализуются. Вызывают также некоторое сомнение положения Российского законодательства, согласно которым человек может быть признан органами МСЭ нетрудоспособным, то есть неспособным выполнять никакую работу. Такие положения можно считать дискриминационными.
Стимулирование работодателей. Для стимулирования работодателей используются различные механизмы, в частности, во многих странах существует механизм компенсации работодателям дополнительных затрат при приеме на работу инвалидов. Например, компенсируются затраты на создание специальных рабочих мест. Во многих странах государство компенсирует работодателю зарплату работника с инвалидностью. Такие компенсации ограничены временем (в Швеции - 4 года, в Германии - 8 лет) и составляют определенный процент от зарплаты инвалида.
Существует система налоговых кредитов, которые могут исполь-зоваться работодателем не на то, чтобы просто получать больше прибыли при условии трудоустройства инвалидов, а исключительно на компенсацию затрат на создание рабочих мест для инвалидов.
В некоторых субъектах РФ действуют такие программы. В частности, в Москве работодатель, принимающий на работу инвалида по программе временной занятости, получает компенсацию части его заработка. К сожалению, в нашем законодательстве нет механизмов компенсации затрат работодателя на создание рабочего места для инвалида, денежные средства, выделяемые из фонда квотирования в Москве являются скорее грантом на создание рабочих мест, кроме того они даются не каждому работодателю.
Меры, рассмотренные выше, в основном, направлены на решение проблем со стороны спроса на рабочую силу, во многих странах существуют и меры, направленные на улучшение ситуации на рынке труда со стороны предложения.
Система профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация осуществляется с целью компенсировать недостаточную квалификацию и уровень образования людей с инвалидностью. В том или ином виде профессиональная реабилитация существует во многих странах. Конвенция 159 МОТ под профессиональной реабилитацией понимает обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции.
Здесь важным является вопрос - в каких учреждениях оказываются такие услуги: в специализированных или в обычных, где люди с инвалидностью проходят обучение вместе с другими людьми.
В России, к сожалению, услуги по профессиональной реабилитации оказываются не всем инвалидам. Люди, наиболее незащищенные на рынке труда, с наибольшими ограничениями чаще всего признаются нетрудоспособными, и в программах индивидуальной реабилитации для таких людей не предусматривается профессиональная реабилитация. Это нонсенс, поскольку, если человек признан нетрудоспособным сейчас, то с ним нужно проводить какую-то работу профессиональное обучение, переобучение, помощь в поиске работы, чтобы повысить его эффективность на рынке труда и, может быть, повысить степень его трудоспособности.
Поддерживаемая занятость. Данный механизм сейчас используется во многих западных странах. Применяется он для инвалидов со значительными физическими и умственными ограничениями. При поддерживаемой занятости специальный тренер по работе ("job coach") обучает инвалида трудовым обязанностям прямо на рабочем месте, также он помогает инвалиду адаптироваться к среде на рабочем месте и консультирует работодателя по различным вопросам, являясь неким посредником между инвалидом и работодателем. Поддерживаемая занятость бывает ограничена временем. Кроме тренеров по работе в поддерживаемую занятость входят такие услуги, как помощь с транспортом, специальные технические средства и т.д. Все эти услуги направлены на индивидуальную работу с инвалидом с целью повысить его продуктивность на рабочем месте.
Такая система у нас, к сожалению, вообще не применяется, и стоило бы попробовать ее внедрить.
Гарантированное трудоустройство. Механизм гарантированного трудоустройства все еще существующий во многих странах, очень часто оспаривается различными организациями, защищающими права инвалидов. Гарантированное трудоустройство - это создание специальных структур для трудоустройства инвалидов.
Хотелось бы оговориться, что, конечно, в странах западной Европы этот механизм используется для трудоустройства людей с очень значительными нарушениями, в основном, с глубокими нарушениями интеллекта.
Такой механизм исходит из того, что если у инвалида настолько серьезные ограничения, которые существенно затрудняют его трудо-устройство на открытом рынке труда даже при использовании различных средств поддержки, то необходимо создать специальную структуру, в которой инвалид будет обеспечен работой.
Цель таких структур - не извлечение прибыли, а реабилитационная деятельность по обеспечению инвалидам возможности трудиться.
Гарантированным трудоустройством можно считать мастерские при психоневрологических интернатах в России, есть только одно отличие, если в Европе цель работы таких структур хотя бы на бумаге заключается в дальнейшей интеграции инвалида на открытом рынке труда, то у нас такой цели нет.
В России до сих пор сохранились специализированные предприятия организаций инвалидов, такие структуры не в полной мере попадают под понятие поддерживаемого трудоустройства, поскольку их основная цель - это извлечение прибыли, а не реабилитация.
Важным фактором, препятствующим росту числа трудоустроенных инвалидов, является социальная политика, проводимая в России. Привязка размера пенсий, компенсаций за отмененные льготы, а также права на некоторые блага к степени ограничения способности к труду приводит к тому, что люди вынуждены выбирать между гарантированной выплатой и рискованным процессом трудоустройства. Несколько абсурдной кажется нынешняя ситуация, при которой выплаты от государства уменьшаются не при фактическом поступлении человека на работу, а при наличии желания работать. Поскольку человек с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (нетрудоспособный) при желании работать должен изменить свою степень ограничения способности к трудовой деятельности.
В связи с вышеизложенным, можно порекомендовать нашему го-сударству двигаться в сторону новых механизмов, которые используются уже за рубежом в сфере обеспечения реализации права инвалидов на труд, таких как поддерживаемая занятость, компенсация затрат работодателей, эффективная профессиональная реабилитация и устранение дискриминационных норм. Эти меры должны касаться всех работодателей, а не отдельных организаций, выигравших конкурс. Приоритетом государственной политики должно стать трудоустройство инвалидов не на специализированных предприятиях и в рамках специальных программ, а на открытом рынке труда.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.