aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Гвоздицких Анна Валерьевна | Опыт и инновации в решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью

Прежде, чем рассматривать права людей с инвалидностью, мне хотелось бы обосновать, что такое право на труд, что оно в себя включает и где оно предусмотрено.
Всем нам известно, что Конституция Российской Федерации, статья 37, закрепляет принцип свободы труда. Эта статья гласит: "Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Что такое право на труд и где оно закреплено? Такую формулировку Конституции можно ошибочно истолковать таким образом, что права на труд нет, оно было только в советское время, закреплено в советской Конституции. И право на труд корреспондировало обязанность государства предоставить якобы конкретное рабочее место.
На мой взгляд, это очень упрощенное восприятие данного положения. Для того, чтобы правильно понимать, что же такое право на труд, необходимо обратиться к международному праву, к международным договорам Российской Федерации, которые согласно также статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Наиболее полно право каждого человека на труд закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
В статье 6 Пакта говорится, что право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Таким образом, в этой формулировке мы видим два элемента права на труд.
Первое - это право на получение возможности, это такая общая формулировка социально-экономических прав на получение возможности зарабатывать себе на жизнь своим трудом.
И соответственно, этому праву корреспондирует обязанность государства по созданию данных возможностей.
И второй элемент - это собственный принцип свободы труда. Труд, который человек свободно выбирает, с которым он свободно соглашается.
Таким образом, Российская Федерация, как участник данного Пакта, как участник других международных договоров, конвенции МОТ и как член ООН и других организаций, признает данное право и, соответственно, те обязательства, которые вытекают из данных международно-правовых институтов.
Таким образом, поскольку право на труд формулируется как право каждого человека, безусловно, и люди с инвалидностью имеют данное право.
На мой взгляд, право на труд людей с инвалидностью можно рассматривать в таких двух аспектах, опять же юридических.
Первый аспект - это то, что не должно быть препятствий в поиске работ. Собственно, должны создаваться возможности и устраняться препятствия, если они имеются.
И второе. Поскольку Российская Федерация - социальное государство, и все государства это признают, должны быть приняты какие-то специальные меры, которые признаны содействовать занятости инвалидов и обеспечивать, действительно, равенство возможностей. Потому что все люди не равны фактически, все мы разные, а, провозгласив просто юридическое равенство, мы ничего не добьемся, если не предусмотрим для отдельных категорий граждан каких-то специальных защитных мер.
Что же это за специальные меры? Очень долгое время международное сообщество рассматривало в качестве таковых мер систему квотирования. И сейчас рассматривает. Они появились самыми первыми, после войны особенно, когда возникла необходимость трудоустраивать людей с инвалидностью. Системы квотирования могли быть совершенно различными: либо обязательными, либо обеспеченными штрафными санкциями. И сейчас, после примерно 50 лет применения данных систем происходит переоценка квотирования. Главный вопрос - достигает ли данная политика, данное правовое положение цели, которые ставятся перед ним.
И следует отметить, что и многие европейские государства, и Международная организация труда приходят к выводу, что данная специальная мера квотирования не является эффективной, а, наоборот, даже контрпродуктивной.
Данная система исходит из определенных презумпций, о которых уже говорилось, это определенные стереотипы и общественные представления.
А система квотирования подстегивает это представление о том, что инвалиды, как работники, не представляют собой определенной ценности. Работодатели должны специально выделять какой-то процент квот, да еще платить штраф, если не трудоустроено какое-то количество людей с инвалидностью. Вот эта презумпция, негативный посыл воспринимается, конечно, безусловно, и работодателями, и обществом. Поэтому многие государства либо отказываются от систем квотирования вообще, например, в Англии она прекратила свое существование. Либо акцент переносится на другое законодательство, законодательство защиты от дискриминации. Представляется, что законодательство защиты от дискриминации исходит из других качественных посылок, а именно - оно исходит из того, что люди с инвалидностью способны конкурировать за рабочие места на основании своих деловых качеств. То, что они представляют собой ценность как работники. И при условии отсутствия дискриминации они могут все это реализовать.
В Российской Федерации с такими специальными мерами в законодательстве очень большие дыры и пробелы. Несмотря на всю негативность, вернее, неэффективность квотирования, она у нас предусмотрена. Несмотря на всю неэффективность данных мер, которые признаются и государством, и центрами, которые занимаются этим, оно остается. И законодательство даже еще больше снимает обязательств с работодателей.
Что касается законодательства защиты от дискриминации, то его фактически нет у нас, есть какие-то отдельные нормы, которые можно охарактеризовать просто как общий запрет. Но никаких механизмов, никаких специальных норм в процессуальном законодательстве, которые бы помогали эффективно защитить свои права лицам, подвергнутым дискриминации, нигде нет.
Таким образом, в данном направлении Российская Федерация очень существенно отстает в законодательном плане. И здесь есть много над чем работать и, в том числе, федеральной и региональной власти.
А что касается еще такого аспекта, как отсутствие препятствия в поиске работы, каким образом можно реализовать право на труд, право на получение возможностей, здесь, на мой взгляд, не должно быть никаких препятствий юридических и законодательных. К сожалению, они есть. Я считаю, таким ограничением права на труд людей с инвалидностью - введение степени ограничения способности трудовой деятельности. Хотя нигде прямо не говорится, что запрещено устраиваться на работу или искать работу людям с инвалидностью, но, тем не менее, гражданин может быть признан полностью нетрудоспособным. Если он признан таковым на работе, он подлежит увольнению. А, если он до этого не работал, он не сможет найти работу, а работодатель просто не будет вправе его нанять на работу. Такое положение вытекает как из федерального закона о социальной защите инвалидов, так и из подзаконных нормативных актов и уже названных критериев классификации, утвержденных приказом Минздрав- соцразвития и постановлением Правительства о порядке и условиях признания лица инвалидом. Из этих нормативных правовых актов следует, что степень ограничения способности к трудовой деятельности определяют органы медико-социальной экспертизы. Они определяют реабилитационный потенциал инвалида, определяют его потребность в отдельных видах реабилитации, в том числе, и в профессиональной реабилитации. И если человек получает третью степень, он по максимуму получает меры социальной поддержки от государства, но не может трудоустроиться.
Таким образом, казалось бы, совершенно медицинские аспекты данной проблемы приобретают существенное правовое значение, так как они являются фактическими ограничителями права людей на труд с инвалидностью. Поэтому их необходимо анализировать в данном контексте.
На чем основывается такой подход, из чего исходило государство, привязывая возможность искать работу и меры социальной поддержки к этим степеням?
Здесь можно только догадываться. Но, видимо, предполагается, что если человек работает, он может себе заработать на какие-то реабилитационные услуги, а не получать помощь от государства. Все мы разные и инвалидность тоже бывает разная. Действительно, помощь надо ранжировать в зависимости от нуждаемости. Однако здесь опять мы что видим? Если у человека первая или вторая степень, или у него нет степени ограничения способности к трудовой деятельности, ему все равно очень сложно трудоустроиться, даже имея такое право, потому что, как я уже говорила выше, законодательство о защите от дискриминации у нас очень слабо развито, его фактически нет. Нет программ позитивного действия. Все другие механизмы, которые есть и применяются за рубежом, у нас их нет. А человек с третьей степенью просто, вообще, не имеет права искать работу.
Следует отметить, что вот такая логика - "если разная инвалидность - разная помощь от государства, если ты зарабатываешь - ты получаешь меньше денег от государства" - она, в принципе, имеет право на существование. И многие государства ее практикуют, но немного по-другому, вернее, существенно по-другому.

Как найти работу

В некоторых странах есть пособия, которые зависят от того факта, трудоустроен инвалид или не трудоустроен. Если у вас есть показания, основания для получения пособия, то вы его получаете, но вас предупреждают, что если вы устроитесь на работу, вы лишитесь права на это пособие, либо оно будет пропорционально уменьшено вашему заработку.
Таким образом, существенное отличие заключается в том, что у инвалида сохраняется право выбора, право действительной свободы труда. То есть, как искать работу, так и не искать работу и получать пособие; я могу искать работу, но, если я ее нашел, я уже получаю заработную плату, то отказываюсь от помощи государства. Действительный принцип свободы выбора. В Российской Федерации получается, что заранее государство дифференцирует вот эту помощь.
Помимо всего этого сама по себе формулировка третьей степени ограничения, как неспособность к трудовой деятельности или проти- вопоказанность, невозможность трудовой деятельности, порождают много вопросов. А, действительно, много ли таких у нас граждан, много ли таких инвалидов? И какие здесь надо критерии принимать во внимание? Только медицинские или там умозрительно представлять себе, что мы можем сделать то, то, и то. Либо же надо принимать во внимание всю еще общественную среду, допустим, в каком-нибудь небольшом городе инвалид живет, в котором рабочих мест нет, но хотя бы мы будем давать ему денег побольше от государства. И тот подход, и другой, они в равной степени, на мой взгляд, порочны. Или мы продолжаем действовать, как мы сейчас реализуем эту концепцию, которая заложена в приказе Минсоцразвития, и, таким образом, ограничиваем право на труд многих людей, либо же мы признаем, что третью степень вообще никому не надо ставить, потому что так или иначе специальные рабочие места можно создать фактически для всех инвалидов. Но тогда получается, что российское государство перестает быть социальным государством, отказывая в помощи.
Поэтому здесь, в такой комплексной проблеме, один из аспектов, на котором хотела заострить внимание, на мой взгляд, необходимо существенно менять законодательство и, возможно, более гибко подходить к этой проблеме. Коли уж мы выбрали такой вид жизнедеятельности, как трудовую деятельность, и привязываем всю помощь к этим степеням, то тогда надо быть более гибкими и последовательными. Хорошо, если человек трудоустроен, тогда мы забираем помощь, но не заранее, не лишаем его права искать работу.
Спасибо.

Назад Оглавление Далее