aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Федотова Екатерина Евгеньевна, директор проекта «Открытый мир информационных технологий» (IDEA) ПНК «Прожект Хармони Инк.» (США) в РФ «Роль информационно-коммуникационных технологий в решении задач трудоустройства людей с инвалидностью»

Екатерина Евгеньевна Федотова является директором проекта «Открытый мир информационных технологий» (IDEA), осуществляемого некоммерческой организацией «Прожект Хармони Инк» в рамках глобальной инициативы компании Microsoft «Мир безграничных возможностей» (Microsoft Unlimited Potential). Имеет высшее гуманитарное образование, прошла профессиональную стажировку по теме «Расширение доступа к информации и внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности» в Университете Джорджа Мейсона (США). С 1998г. участвует в реализации проектов, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере регионального образования, а также проектов по расширению доступа к информационным ресурсам, обучению населения современным информационным технологиям и улучшению качества жизни людей, находящихся в невыгодном социально-экономическом положении. С 2004г. работает в некоммерческом секторе. Является автором ряда публикаций, посвященных вопросам преодоления цифрового неравенства и обучения взрослых информационно-коммуникационным технологиям.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) давно превратились в один из важнейших факторов развития всех сфер жизни общества. ИКТ обладают мощным потенциалом для расширения доступа к образованию, подготовки кадров и решения вопросов занятости. В настоящее время около 75% всех рабочих мест в развитых странах требуют как минимум базовых навыков работы с компьютером. Предоставляя новые возможности одним, развитие ИКТ усиливает изоляцию других, так как люди, не владеющие технологическими навыками или не имеющие доступа к электронным коммуникациям, находятся в явно невыгодном положении на рынке труда.
Доступ к электронным средствам коммуникации в российских регионах практически отсутствует из-за дороговизны услуг связи, низкого их проникновения и отсутствия финансовых возможностей для прохождения обучения на коммерческих курсах, приобретения персональных компьютеров, специализированного лицензионного программного обеспечения и специальных устройств, помогающих людям с ограниченными возможностями здоровья работать на компьютере.
Для решения проблемы доступности знаний в сфере информационно-коммуникационных технологий для социально незащищенных групп населения во всем мире с начала 1990-х годов создаются центры общественного доступа к Интернет. Во многом это происходит благодаря тесному сотрудничеству правительственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций.
Некоммерческая корпорация «Прожект Хармони Инк.» (США) с 1999 года администрировала программу «Обучение и доступ к Интернет» (IATP), которая являлась инициативой Управления образовательных и культурных программ Госдепартамента США. В рамках Программы в России было создано 106 Центров открытого доступа к Интернет на базе библиотек, вузов, некоммерческих организаций, в которых прошли обучение современным ИКТ более 338 000 человек, их них более 11 300 - люди с инвалидностью.
В 2006 году в рамках глобальной инициативы корпорации Майкрософт «Мир безграничных возможностей» (Microsoft Unlimited Potential) началась реализация проекта «Открытый мир информационных технологий» (IDEA). Этот социально-образовательный проект осуществляется в партнерстве с учреждениями культуры и образовательными учреждениями в регионах России и направлен на расширение возможностей доступа к информационным технологиям и совершенствование технических навыков для малоимущих, безработных, пожилых людей, людей с инвалидностью. Полученные во время обучения знания и навыки помогают слушателям курсов изменить свою жизнь, стать востребованными на рынке труда и претендовать на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу.
40 центров открытого доступа к Интернет, получив статус учебных центров проекта IDEA, расширили спектр предлагаемых населению социальных услуг. Большинство учебных центров размещается в областных и городских библиотеках, так как именно они доступны для всех групп населения, но среди партнерских организаций есть также вузы и учреждения дополнительного образования.
Учебные центры IDEA являются универсальными площадками доступа к ИКТ — каждый центр оснащен 10-12 компьютерами с выходом в Интернет, принтером, сканером, копировальным аппаратом. В центрах IDEA на безвозмездной основе проводится обучение базовым навыкам пользования современными информационно-коммуникационными технологиями на основе специально разработанной корпорацией Майкрософт программы обучения и силами квалифицированных преподавателей. Помимо основных курсов центры предлагают широкий спектр семинаров и тренингов, тематика которых определяется потребностями слушателей и направлена на повышение их конкурентоспособности на рынке труда: от правил составления резюме, поведения при собеседовании, навыков поиска работы в сети Интернет до более глубокого изучения пакета Microsoft Office, web-дизайна и создания своего бизнеса.
Также каждый центр предоставляет 10 часов в неделю бесплатного доступа к Интернет, когда слушатели и выпускники курсов могут закреплять полученные на занятиях навыки, осуществлять поиск необходимой информации, общаться с потенциальными работодателями.
Для выпускников проекта работает форум «Стирая грани и границы», на котором все желающие могут найти единомышленников, обсудить любимые книги и фильмы, узнать о новых конкурсах и грантах, получить профессиональную юридическую консультацию и советы по трудоустройству.
Полтора года реализации проекта доказали его результативность. По данным на 10.09.2007 в рамках проекта IDEA 7 638 человек прошли обучение по программам «Мир безграничных возможностей» (Microsoft Unlimited Potential) и еще 15 740 приняли участие в семинарах и тренингах проекта, в том числе 3 300 — люди с инвалидностью (http://www.idea-russia.ru). Следует учесть тот факт, что обучение некоторых категорий инвалидов (в первую очередь, слабовидящих и незрячих) проводится в маленьких группах или индивидуально. Учебные центры проекта IDEA, например, во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Архангельске, Владимире, Санкт-Перебурге и других российских городах, специализируются на работе со слушателями, имеющими ограниченные возможности здоровья. Проведение занятий для этой категории слушателей предполагает индивидуальный подход, который невозможен на обычных бесплатных компьютерных курсах, организуемых при центрах занятости.
Результатом проекта является не просто число прошедших через учебные центры слушателей: многие из обученных уже с успехом используют полученные знания и навыки в своей повседневной жизни, они смогли получить новую работу, изменить свою жизнь.
Так, например, в Нижегородской специализированной школе- интернате III-IV вида до открытия компьютерного класса выпускники в будущем могли видеть себя в основном массажистами. Необходимость работы с огромными объемами информации, которые представлены в недоступной для незрячих форме, делала практически невозможным обучение в средних и высших учебных заведениях. Только компьютерные технологии позволяют студентам с глубокими нарушениями зрения самостоятельно получать, обрабатывать и представлять в общепринятой форме необходимую информацию. В рамках школьного учебного плана учащиеся имеют возможность работать в тифлоинформационном центре только 1 час в неделю и, соответственно, получить только некоторые базовые навыки работы в текстовом редакторе и в сети Интернет с помощью программы речевого доступа Jaws for Windows. Ни о какой отработке навыков при этом не может быть и речи. Открытие учебного центра проекта «Открытый мир информационных технологий» на базе школы-интерната позволило выделить дополнительное время и привлечь дополнительные квалифицированные кадры для обучения молодых людей с глубокими нарушениями зрения основам работы в наиболее часто используемых программах Microsoft Office. Педагогам удалось разработать и начать внедрение совершенно новой и нетрадиционной для школы педагогической технологии: модульного обучения навыкам работы на компьютере. Результатами данной формы обучения стало более быстрое и прочное овладение компьютерными навыками и в итоге - успешное поступление восьми выпускников школы-интерната с нарушениями зрения в различные высшие учебные заведения: Волговятскую Академию госслужбы, Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Индустриально-педагогический университет, Финансово-экономический техникум и другие. Более того, несколько учащихся устроилось на работу с использованием компьютера, что не только придает им уверенность в себе, но и вносит существенный вклад в скромный бюджет их семей.
Участие в проекте IDEA Профессионально-реабилитационного центра для инвалидов в Санкт-Петербурге также позволило включить дополнительные часы в программы обучения, и теперь учащиеся Центра, помимо изучения основных предметов, овладевают компьютерными навыками, что значительно облегчает им учебу и повышает шансы найти работу. Некоторые выпускники, изначально придя в центр для освоения новой специальности, после обучения на курсах проекта вернулись к своим прежним профессиям и смогли трудоустроиться благодаря полученным знаниям в области ИКТ. Многим удалось найти устраивающую их надомную работу, предполагающую высокий уровень пользовательских навыков. Для части выпускников, особенно людей пенсионного и предпенсионного возраста, новые знания в области ИКТ сделали возможным сам факт обучения новым специальностям, облегчив работу с большим объемом информации.
Благодаря обучению на курсах проекта компьютерные технологии пришли в организации инвалидов Владимира и Мурманска, Владивостока и Перми, Кемерово и Екатеринбурга, Казани и Ижевска - были созданы базы данных, усовершенствовано делопроизводство, налажены контакты с коллегами из других городов. Доступ к Интернет и умение грамотно вести поиск в сети позволили сотрудникам организаций оперативно предоставлять информацию по вопросам трудоустройтва, лечения, субсидий и пр.
В ходе курсов был разработан проект по адаптации детей-инвалидов во Владимире и Волгограде — проведен эксперимент по обучению подростков-инвалидов вместе с членами их семей. Совместное обучение сближает членов семей, позволяет детям всегда рассчитывать на помощь и поддержку родителей, а родителям жить интересами и потребностями своего ребенка, находить интересные совместные дела, связанные с использованием ИКТ, а также рассчитывать на частичную занятость с применением ИКТ, так как в большинстве случаев один из родителей в семье ухаживает за ребенком и не может работать полный рабочий день.
В Архангельске провели необычный эксперимент по обучению слушателей с тяжелой формой ДЦП. Тифлоинструктор Василий Дожук, сотрудничающий с Центром, научил молодых людей работать с помощью клавиатуры и «горячих» клавиш. Благодаря базовым знаниям, полученным на курсах, братья Алексей и Дмитрий Герасимовы самостоятельно подготовили и напечатали бизнес-план для своей будущей переплетной мастерской, который был заслуженно отмечен на конкурсе бизнес-планов среди инвалидов — участников проекта «Дорога в бизнес». Братья Герасимовы получили в подарок компьютер и ксерокс для их будущей переплетной мастерской.
Следует отметить, что обучение на курсах не только расширяет возможности общения, помогает в трудоустройстве, но и способствует повышению гражданской активности слушателей. Многие выпускники курсов становятся постоянными посетителями центров, выступают в качестве ассистентов преподавателей, помогают своим друзьям и коллегам, которые не могут по тем или иным причинам посещать занятия в Центре, осваивать компьютер, а также разрабатывают свои проекты.
По инициативе выпускников Пермского центра IDEA после окончания курсов был создан сайт организации художников-инвалидов Прикамья с базой данных их работ.
Через два месяца после обучения на курсах руководитель общественной организации из Екатеринбурга Андрей Колодин нашел информацию о конкурсе грантов, подал заявку и получил финансирование на реализацию проекта по реабилитации детей-инвалидов.
Выпускник Тюменского центра Александр Юрицин, руководитель спортивной команды молодых инвалидов, использует полученные знания для организации выездов своей команды на соревнования областного и всероссийского уровня, находя в сети информацию о готовящихся мероприятиях, налаживая переписку по электронной почте с организаторами, расширяя таким образом спектр возможностей своих учеников.
Примеры выпускников проекта из разных городов России, с которыми можно ознакомиться на сайте проекта, наглядно демонстрируют те поистине безграничные возможности, которые предоставляет знание компьютерных технологий людям с инвалидностью. Это и получение более престижной работы, и дополнительная работа на дому, связанная с применением компьютера и ИКТ, и создание собственных сайтов для продвижения бизнеса, не говоря уже о расширении круга общения, повышении уверенности в своих собственных силах и возможности самореализации.
Успешность проекта «Открытый мир информационных технологий» определяется следующими факторами:
• В то время как ИКТ-компетентность является необходимой составляющей для конкурентоспособности на рынке труда, во многих городах учебные центры IDEA являются единственными площадками общественного доступа к Интернет и единственными бесплатными учебными центрами.
• Выбор партнеров и наличие команды единомышленников в коллективах партнерских организаций.
• Каждый центр работает с разными категориями слушателей в зависимости от потребностей региона и квалификации преподавателей.
• Учебно-методический комплект «Мир безграничных возможностей» позволяет применить индивидуальный подход и адаптировать учебные программы в зависимости от количества учащихся в группе, количества часов, отведенных на обучение, сложности материала и начальной подготовки слушателей. Для работы с разными группами слушателей преподаватели центров подробно изучали специальные возможности, входящие в состав Windows, для пользователей с нарушением моторики, зрения или слуха.
• Качество обучения и сертификаты проекта с логотипом программы Microsoft Unlimited Potential, по свидетельствам наших слушателей, дают реальную поддержку и помогают при устройстве на работу и в карьерном росте.
• Активное участие и поддержка региональных и местных органов власти, отделений обществ инвалидов, центров социального обслуживания населения, центров занятости и трудоустройства позволяют выработать эффективные схемы социальной адаптации и трудоустройства людей с инвалидностью.
Деятельность центров IDEA наглядно демонстрирует конструктивное взаимодействие на региональном уровне бизнеса, власти и НКО для решения проблем преодоления информационного неравенства. Однако сравнительно небольшое количество центров в стране не может удовлетворить потребности обучения всех нуждающихся, именно поэтому ведется работа по привлечению новых организаций, желающих принять участие в проекте при финансовой поддержке местных органов власти. Расширение сети учебных центров проекта IDEA означает возможность доступного обучения для тысяч россиян. В решении этой задачи незаменимой видится поддержка проекта со стороны федеральной власти.

Назад Оглавление Далее