aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Изменения в законодательстве РФ, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг

Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства

В нашу организацию поступают многочительные обращения за консультациями по вопросам законодательных реформ 2004-2005 гг. В новой брошюре мы постарались в доступной форме описать происходящие изменения законодательства (в частности принятие закона N122 в 2004 г.). Также затрагиваются такие вопросы, как реформа службы медико-социальной экспертизы, замены льгот денежными выплатами, изменение системы начисления пенсий по инвалидности, формирование индивидуальной программы реабилитации.
РООИ "Перспектива". Год выпуска: 2005. выпущено в рамках проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" при финансовой поддержке Фонда Форда.

Введение

В наши организации поступают многочисленные обращения от людей с инвалидностью и их родственников за разъяснениями по поводу изменений действующего законодательства. Вступил в действие пресловутый Федеральный Закон №122, поменявший систему социальных гарантий со стороны государства и внесший новые правила в разделении полномочий между федеральным центром и региональными властями. Проходит реформирование службы медико - социальной экспертизы и принят Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Много вопросов вызывают новая система начисления пенсии по инвалидности, формирование Индивидуальной программы реабилитации инвалидов и замена льгот в натуральной форме на денежные выплаты.
Хотя многие из описанных изменений, на первый взгляд, напрямую не относятся к вопросам трудоустройства инвалидов, но, в целом, они серьезно повлияли на возможности получения реабилитационных услуг и решение вопросов трудовой занятости людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. В рамках этой брошюры мы не пытаемся дать обзор и оценку всем изменениям в социальной сфере, мы постарались описать лишь три основные изменения в законодательстве и ответить на наиболее часто задаваемые в связи с ними вопросы.
Материал изложен в лаконичной форме, текст приближен к оригиналу указанных нормативных актов и соответствует законодательству Российской Федерации в состоянии на 1 июня 2005 года.
Пособие подготовлено в рамках проекта «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов». Проект финансируется Фондом Форда, реализуется в четырех городах Российской Федерации (Москва, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону), и направлен на решение проблем трудовой занятости людей с инвалидностью.

Цели проекта:

1) Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть внедрена в других регионах страны, и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп.
2) Изменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами.
Материал брошюры мы разделили в соответствии с тремя значительными изменениями в законодательстве Российской Федерации, которые повлияли на людей с инвалидностью. Первое изменение касается системы начисления размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, второе - реорганизации службы медико- социальной экспертизы, и третье - утверждения Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В конце брошюры мы приводим примечания и комментарии к тексту (под соответствующими цифровыми сносками), в которых для сравнения описали законодательство и систему оказания социальных услуг для инвалидов до указанных нововведений.

Изменение первое:

Теперь размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности назначается не на основании группы инвалидности, а в соответствии со степенью ограничения способности к трудовой деятельности.

Понятие степень ограничения способности к трудовой деятельности было введено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» 1. Способность к трудовой деятельности определяется в нем, как способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы. Данный критерий входит в ряд других ограничений способностей к жизнедеятельности инвалида, наряду с критериями:
способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к обучению; способность к общению; способность контролировать свое поведение.
Каждое ограничение имеет классификацию по степени выраженности, обозначенную соответствующей степенью. В частности, ограничение способности к трудовой деятельности классифицируется следующим образом:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности вытолненияработыг по своей профессии;
2 степень - способность к вытолнению трудовой деятельности в специально созданныых условиях с использованием вспомогательные средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности. Указанные классификации рассматривались в данном
Постановлении, только как критерии дальнейшего установления группы инвалидности.
Критериями для определения группыг инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защитыг или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким, значительно выграженныгм расстройством функций организма, обусловленныгм заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выграженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию.

Для установления первой группы инвалидности:

способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контроля за своим поведением третьей степени.

Для установления второй группы:

способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени;
способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней; способности к обучению третьей, второй степеней; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контроля за своим поведением второй степени.
Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

Для установления третьей группы инвалидности:

способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к обучению первой степени; способности к трудовой деятельности первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени.
Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
С 1 января 2004 году вступили в силу отложенные положения Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2. Теперь размер базовой трудовой пенсии по инвалидности устанавливаются в соответствии со степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а не группы инвалидности, как было ранее.
Установлены следующие суммы выплат базовой трудовой пенсии по инвалидности 3:
1) при III степени - 1800 рублей в месяц
2) при II степени - 900 рублей в месяц
3) при I степени - 450 рублей
Самые высокие суммы выплаты базовой трудовой пенсии по инвалидности обеспечиваются при третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, но при этом работодателю запрещено трудоустраивать инвалида с подобной документацией. Данный человек также лишается возможности встать на учёт как безработный в государственной службе занятости населения и, следовательно, участвовать в программах профессионального обучения и трудоустройства, получать пособие по безработице.
С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный Закон №122 от 22.08.2004 года 4. В соответствии с ним, денежные компенсации за утраченные социальные льготы также привязаны к степеням ограничения способности к трудовой деятельности, а не к группам инвалидности. На данный момент они составляют: 1400 рублей для инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, 1000 рублей со второй, 800 рублей с первой и 500 рублей для тех, кому при освидетельствовании на инвалидность не была назначена степень ограничения способности к трудовой деятельности (своего рода, «нулевая» степень). Из этой суммы в течение 2005 года вычитается сумма в 450 рублей на «социальный пакет», в который входят: обеспечение лекарственными препаратами, предоставление санаторно-курортного лечения и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Начиная с 2006 года планируется предоставить инвалидам возможность выбора между указанными льготами в натуральном виде и денежной компенсацией.
Тем гражданам, кто получил бессрочное свидетельство на инвалидность еще до обозначенных нововведений, и в чьих документах не значатся степени ограничения способности к трудовой деятельности, пенсия и компенсационные выплаты за льготы будут начисляться в соответствии с группами инвалидности. При этом первая группа 8 инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, вторая ко второй, а третья группа инвалидности к первой степени. Но в случае, если человек обратится в службу медико-социальной экспертизы за пересмотром документации об его инвалидности или за формированием Индивидуальной программы реабилитации, то ему будет присвоена степень ограничения способности к трудовой деятельности и в соответствии с ней пересмотрены указанные государственные социальные выплаты.

Изменение второе:

С 1 января 2005 года все учреждения медико-социальной экспертизы переходят из ведения региональных структур социальной защиты населения в единое федеральное управление, и вводится единая форма карты Индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Государственная служба медико-социальной экспертизы с 1 января 2005 года реорганизуется в Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Это произошло в связи с изменениями статьи 8 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» 5.
С созданием единого федерального Управления службами медико- социальной экспертизы хочется надеяться, что все проблемы, связанные с отказом в формировании ИПР, остались в прошлом, и на каждого человека при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность автоматически будет формироваться Индивидуальная программа реабилитации. Тем более, что получение технических средств реабилитации и реабилитационных услуг теперь без ИПР будет невозможно. Порядок постановки инвалидов на учёт в государственной службе занятости населения как безработных граждан без заполненной карты ИПР также становится невозможен 6.

Можно отметить следующие основные изменения в структуре новой единой карты ИПР:

добавление раздела программы психолого-педагогической реабилитации для детей в возрасте до 18 лет;
участие исполнительных структур Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве исполнителя санаторно- курортного лечения, протезно-ортопедической помощи и обеспечения техническими средствами медицинской реабилитации, техническими средствами реабилитации для обучения (в том числе профессиональной) или труда, для бытовой и общественной деятельности исполнительных структур Фонда социального страхования Российской Федерации.

Мероприятия, услуги, технические средства реабилитации, необходимые для устранения причин, условий и факторов, обуславливающих инвалидность, вошедшие в новую карту ИПР:

Программа медицинской реабилитации

Восстановительная терапия.

Вносится запись о конкретных видах восстановительной терапии, в которых нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Реконструктивная хирургия.

Вносится запись о конкретных видах реконструктивной хирургии, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Протезно-ортопедическая помощь.

Вносится запись о конкретных видах протезирования и ортезирования, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Санаторно-курортное лечение.

Вносится запись о санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока санаторного лечения, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства медицинской реабилитации.

Вносится запись о перечне технических средств медицинской реабилитации, в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения МСЭ. 10

Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида.

Вносится запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше)

Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда.

Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональная ориентация.

Вносится запись о видах профессиональной ориентации (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключения федерального учреждения МСЭ.

Профессиональное обучение (переобучение).

Вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Содействие в трудоустройстве.

Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места для трудоустройства, в том числе на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Программа социальной реабилитации

Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

Вносится запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Оказание юридической помощи.

Вносится запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида.

Вносится запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности.

Вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приёмам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и др.), в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности.

Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Психологическая реабилитация.

Вносится запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Социокультурная реабилитация.

Вносится запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации, 12 оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства согласно заключению бюро федерального учреждения МСЭ.

Реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Вносится запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам физической культуры и спорта, обучению навыкам занятий физкультурой и спортом, оказании содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендациях о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта согласно заключению учреждения МСЭ.

Программа психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет)

Получение дошкольного воспитания и обучения.

Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Получение общего образования.

Вносится запись об уровне образования (начальное, среднее) с указанием типа образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобра-зовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразова-тельное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.), в получении которого нуждается ребенок-инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Психолого-педагогическая коррекционная работа.

Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребенок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для обучения.

Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается ребенок-инвалид для обучения, согласно заключению учреждения федерального учреждения МСЭ.

Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Вносится запись «нуждается» или «не нуждается» согласно заключению федерального бюро МСЭ.

Рядом с обозначенными мероприятиями заполняются еще три графы о сроках выполнения, исполнителе и отметке о выполнении:

в графе «Срок исполнения» указывается срок (продолжительность, кратность), в течение которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие по реабилитации согласно заключению федерального учреждения МСЭ;
в графе «Исполнитель» по соответствующим разделам запись об исполнителе реабилитационного мероприятия подписывается руководителем федерального учреждения МСЭ (исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации, территориального органа социальной защиты населения), указавшего исполнителя, и заверяется печатью;
в графе «Отметка о выполнении» по соответствующим разделам делается запись «выполнено» или «не выполнено» указанной в качестве исполнителя организацией независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется печатью.
Индивидуальная программа реабилитации считается сформированной после того, как она будет подписана инвалидом или его законным представителем. Один экземпляр, подписанный руководителем федерального учреждения медико-социальной экспертизы и заверенный печатью, должен быть передан инвалиду или его законному представителю на руки.
В случае несогласия инвалида или его законного представителя с решением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, оно может быть оспорено в Главном бюро МСЭ Вашего региона, а затем в Федеральном бюро МСЭ, находящемся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пересмотр решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы может быть осуществлен и в судебном порядке. 14
По окончании срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой ее результатов по всем сформированныгм реабилитационныгм программам:

Оценка результатов медицинской реабилитации:

достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная), восстановлены нарушенные функции (полностью, частично), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).

Оценка результатов профессиональной реабилитации: получена новая профессия, повышена квалификация, повышен уровень общего (профессионального) образования, подобрано подходящее рабочее место, создано специальное рабочее место, обеспечена занятость (полная, неполная), положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).

Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная), достигнута возможность самостоятельного проживания, обеспечена интеграция в семью и общество, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлена (компенсирована) мотивация к обучению, восстановлена (компенсирована) функция общения и контроля за своим поведением, восстановлена (компенсирована) мотивация к игровой (трудовой) деятельности; реализована возможность получения начального, среднего, высшего профессионального образования, получения профессии, положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть).

Особые отметки о реализации ИПР:
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий).

Изменение третье:

С 1 января 2005 года вступает в силу Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Во исполнение статьи 10 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было принято Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 1343-р, утвердившее федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. До этого действовала, в соответствии с упомянутой статьей 10 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральная базовая программа реабилитации инвалида - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета 7.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1343-р)

Реабилитационные мероприятия:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
3. Санаторно-курортное лечение.
4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации:

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры.
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные).
8. Кресла-коляски малогабаритные.
9. Абсорбирующее белье, памперсы.
10. Специальные средства при нарушениях функций выделения при противоестественных отверстиях-стомах.
11. Кресла-стулья с санитарным оснащением.
12. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
13. Приборы для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
14. Книги со специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля.
15. Слуховые аппараты.
16. Декодеры для приема телепрограмм с субтитрами.
17. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
18. Ортопедическая обувь.
19. Специальная одежда.

Услуги:

20. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно- ортопедические изделия.
21. Ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Как видите, утвержденный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, получился весьма ограниченным 8.
Можно отметить, что в него не вошло обеспечение инвалидов зубопротезированием и автотранспортными средствами 9. Претендовать на получение данного вида технических средств реабилитации могут только те инвалиды, кто успел встать в очередь на получение автотранспортных средств до вступления в силу с 1 января 2005 года изменений в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 10. Зубопротезирование было приравнено к льготам и заменено денежными выплатами, о которых писалось выше.

Примечания и комментарии

1 По информации представителей Центрального Правления Всероссийского общества инвалидов сейчас в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации готовится новое Постановление, регламентирующее порядок и критерии установления группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

2 Соответствующие нормы Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имели отложенное действие по вступлению в силу. В статье 8 (условия назначения трудовой пенсии по инвалидности), статье 9 (кто считается нетрудоспособными членами семьи при определении права на назначение пенсии по случаю потери кормильца), при определении размеров базовых частей трудовых пенсий (статьи 14 - 16) и установление досрочной пенсии лицам, имеющим инвалидность (статья 28) - уже с даты введения в действие Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» речь идет о степенях ограничения способности к трудовой деятельности. В статье 31 пункт 4 было предусмотрено, что при установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3, 2 и 1 степени, применяются соответственно 1, 2 и 3 группы инвалидности.

3 Указанные суммы соответствуют нормам Федерального Закона от 14 февраля 2005 года №3 - ФЗ внесшими изменения в статьи 14 - 16 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Эти статьи были приведены в соответствие со сложившимися размерами базовой части трудовой пенсии по инвалидности после индексаций, проведенных со дня вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Индексация в 2005 году в соответствии с этим же законом запланирована с 1 августа 2005 года.

4 Полностью Закон называется «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в 18
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5 До вступления в силу Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», в разных регионах действовали разные формы ИПР. Все они имели общую структуру, основанную на Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 14 от 14 декабря 1996 года «Примерное положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида». Указанное Постановление не прошло необходимую юридическую регистрацию из- за противоречий с Федеральным Законом № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» заложен характер обязательного формирования ИПР при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность, а в обозначенном Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации речь шла о формировании ИПР на основе письменного заявления человека с инвалидностью. Из-за этих противоречий возникало много сложностей и разногласий процесса оформления ИПР в различных регионах.

6 Раньше можно было ссылаться на Указание Федеральной службы занятости России от 2 февраля 1996 года № П - 5 - 20 - 271 «О признании инвалидов безработными», разрешающим признавать инвалидов безработными без предоставления ИПР до момента разработки формы ИПР Государственной службой медико-социальной экспертизы. И так как Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Примерное положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвердившее форму ИПР не прошло регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, то это открывало юридические возможности оспаривать отказ в постановке инвалида на учет в службе занятости населения как безработного гражданина из-за отсутствия ИПР. Правда, эти основания были очень «скользкие», и мы не знаем прецедентов, когда инвалиды ими пытались воспользоваться.

7 Федеральная базовая программа реабилитации инвалида и порядок ее реализации должны были быть утверждены Правительством Российской Федерации, но в силу различных причин это не было сделано. Учитывая положения статьи 11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что «объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов», открывалась широкая возможность для включения в ИПР с финансированием за государственный счет любых услуг и мероприятий. Известны прецеденты, когда инвалиды и родители детей- инвалидов через суд добивались включения в ИПР и (или) финансовой компенсации государственными структурами мероприятий и услуг, записанных в ИПР с формулировкой «за счет инвалида» и оплаченных самостоятельно. Руководствовались они положением статьи 10 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - «если, предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или, если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть представлены инвалиду».

8 До его утверждения, в разных субъектах Российской Федерации в соответствии с финансовыми возможностями региона и действующим местным законодательством объем предоставляемых инвалиду государственными структурами реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации существенно различался (например, в некоторых регионах инвалиды имели возможность получить 20 инвалидные коляски с электроприводом). В соответствии с Федеральным Законом № 122, власти субъектов Российской Федерации и местные власти теряют возможность устанавливать свои региональные перечни технических средств реабилитации и реабилитационных услуг для инвалидов.

9 Обеспечение инвалидов автотранспортными средствами и зубопротезированием было заложено в Федеральный Закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10 Изменения в Федеральный Закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отменившие предоставление лицам с инвалидностью автотранспортных средств и услуг по зубопротезированию были внесены в соответствии с Федеральным Законом №122 от 22.08.04.