aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 3. Эрин Марц Инклюзивное трудоустройство: адаптация рабочих мест и барьеры на пути к трудоустройству российских инвалидов

Автор материала: Эрин Марц (Erin Martz)

Инклюзивное трудоустройство подразумевает физически доступное рабочее место и отношение, поощряющее вовлечение в работу лиц с инвалидностью. Настоящий материал подготовлен по итогам исследования, посвящённого рассмотрению барьеров на пути к трудоустройству, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью в Российской Федерации. Информация была собрана у 316 взрослых инвалидов, проживающих в разных городах России. Опрошенные выделили 1915 барьеров на пути к трудоустройству. Список включает в себя физические и психологические барьеры, а также отсутствие инфраструктуры. Далее опрошенные определили 1718 мер, принятие которых необходимо для того, чтобы появилась возможность получить или продолжить работу, включая адаптацию физических возможностей к условиям труда и должностным обязанностям. Исследование приводит к выводу, что необходима консультационно-просветительская программа для российских работодателей, направленная на повышение уровня понимания вопросов инвалидности.

3.1 Введение

Тенденция развития инклюзивного трудоустройства — адаптации рабочего места с тем, чтобы оно было и физически доступно, и оказывало поддержку лицам с инвалидностью — усиливается в течение нескольких лет. Барьеры на пути к трудоустройству людей с инвалидностью существуют в любом обществе и на многих уровнях (физические, психологические, социальные). Их природа может быть как личной, так и системной. Цифры, предоставленные Российской Федерацией в Экономический и Социальный совет ООН, показывают, что в 2000 г. насчитывалось 10,6 млн. граждан с инвалидностью, из которых примерно 50% находятся в трудоспособном возрасте [International Labor Organization, 2007a]. По данным Международной организации труда, только 15% инвалидов в России трудоустроены, что значительно отличается от 29% трудоустроенных членов этой же группы в США [Harris Poll, 1998]. Если учесть, что в 1995 г. в Российской Федерации был принят закон, поощряющий трудоустройство инвалидов [International Labor Organization, 2007], такой низкий уровень трудоустроенных озадачивает и требует дальнейших исследований. Публикации, посвящённые барьерам на пути к трудоустройству инвалидов в России, немногочисленны. Настоящее исследование ставит своей целью изучение этих барьеров и выявление необходимых адаптационных мер.

3.2 Трудоустройство и инвалидность в Российской Федерации

В Российской Федерации действует система квот, согласно которой компании, насчитывающие 100 и более сотрудников, должны принимать на работу не менее 3% сотрудников из числа лиц с инвалидностью [International Labor Organization, 2007c]. В Российской Федерации также существует реабилитационная инфраструктура, направленная на «преодоление физических и психологических барьеров», с которыми сталкиваются лица с инвалидностью [International Labor Organization, 2007d]. Несмотря на наличие соответствующего законодательства, системы квот и реабилитационной инфраструктуры низкий уровень трудоустроенных граждан с инвалидностью говорит о том, что в Российской Федерации присутствуют другие факторы, мешающие их трудоустройству. Хотя во многих странах, включая Российскую Федерацию, формируется политика поощрения трудоустройства инвалидов, психологические, физические и социальные барьеры могут препятствовать её осуществлению. Рассказывая о барьерах на пути к трудоустройству инвалидов в Российской Федерации, директор РООИ «Перспектива» Денис Роза [Roza, 2004] отмечает:
«До сих пор существует множество барьеров на пути к трудоустройству: отсутствует физический доступ к рабочему месту и его соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать (особенно в тех городах, где действуют законы о квотах), практически отсутствует доступный транспорт, среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Сами инвалиды до сих пор страдают от заниженной самооценки, часто не готовы самостоятельно выходить на рынок труда. Когда они начинают работать, то не справляются из-за отсутствия поддержки. Учащимся с инвалидностью, заканчивающим средние специальные и высшие учебные заведения, не оказывается никакой поддержки в поиске и удержании работы».

3.3 Барьеры на пути к трудоустройству в других странах

Барьеры на пути к трудоустройству могут быть разными, в зависимости от вида инвалидности (или функциональных ограничений). Ниже приводится краткое описание барьеров, с которыми сталкиваются лица с различными видами инвалидности. Основные четыре барьера, описанные 121 респондентом с ревматизмом, следующие [Allaire, etc., 2003]: физические требования, выдвигаемые на работе; условия труда (например, температура окружающей среды); выполнение определённых видов деятельности (например, обратная связь, стресс, повторяющиеся действия); доступность рабочего места.
Гленн и др. [Glenn, etc., 2003] исследовали барьеры на пути к трудоустройству лиц с ВИЧ или СПИД (N=51) и обнаружили десять наиболее значимых препятствующих факторов: усталость, страх заразить, дискриминация, необходимость профессионального обучения, проблемы, связанные с тем, что окружающие узнают о заболевании, потеря льгот, потребность в гибком графике, озабоченность состоянием здоровья, количество времени, прошедшее с момента последнего трудоустройства, стигма, связанная с ВИЧ/СПИД. В подвыборке, состоящей из безработных лиц, большинство отметило, что усталость и осложнения, связанные со СПИД (например, болезни, проблемы с концентрацией внимания, побочные эффекты лекарственных препаратов) помешали им сохранить рабочее место. Страх потери льгот отметили четверо из 35 безработных.
Используя качественный анализ, Ферье и Лэвис [Ferrier, etc., 2003] также исследовали барьеры, мешающие лицам с ВИЧ/ СПИД вернуться на работу, и обнаружили следующие проблемы: отсутствие возможности передачи льгот, неспособность оценить льготы до поступления на работу, побочные эффекты лекарственных препаратов, резкие изменения в состоянии здоровья, возраст, устаревшие навыки, резюме, в которых содержатся пробелы. Другое исследование [Conyers, 2004] обнаружило, что барьерами для лиц с ВИЧ/СПИД являются следующие факторы: потеря льгот, нестабильное состояние здоровья, необходимость посещения врачей и другие опасения по поводу возможности трудоустройства.
Брукс и др. [Brooks, etc., 2004] исследовали барьеры на пути к трудоустройству среди 757 безработных с ВИЧ. В этой группе респондентов 74% сообщили о том, что собираются вернуться на работу в ближайшее время (в среднем (M)=3,8 лет без работы). Выяснилось, что с их решением вернуться на работу тесно связаны следующие факторы: мужской пол, молодой возраст, испанский язык в качестве родного (исследование проводилось в США), отсутствие медицинской страховки, Medicaid/Medicare, и выплат по инвалидности, улучшение состояния здоровья по сравнению прошлым годом, отсутствие диагноза «СПИД».
Следующие заявления приводятся в качестве примеров серьёзных барьеров к размышлениям о возможности вернуться на работу: убеждённость в том, что работодатель не предоставит адекватной медицинской страховки, ощущение, что инвалидность слишком серьёзная для того, чтобы работать, обеспокоенность ежедневными изменениями состояния здоровья, страх того, что стресс на работе может повлиять на здоровье. Многовариантная логистическая регрессия позволяет достаточно надежно предсказать, думает ли человек о возврате на работу, на основании трёх демографических переменных (возраст, пол и национальность), отсутствия или наличия медицинской страховки, динамики состояния здоровья за последний год и наличия уверенности в том, что работа поможет здоровье улучшить. Последняя переменная — уверенность в улучшении здоровья после трудоустройства — оказалась наиболее значимой. Те, кто верят в это утверждение, в 9,3 раза чаще думают о возвращении на работу.
Макдональд-Уилсон и др. [MacDonald-Wilson, etc., 2003] исследовали барьеры, описанные лицами с психиатрической инвалидностью. Четыре основных барьера — потеря медицинской страховки, незнание процесса оспаривания решений органов социальной защиты (о предоставлении льгот), озабоченность возможностью получения льгот в том случае, если работа прекращается, страх потерять льготы в случае трудоустройства. Розенбек и др. [Rosenbeck, etc., 2006] также изучали трудоустройство лиц с психиатрической инвалидностью и обнаружили, что трудоустройство прямо связано с менее выраженными симптомами заболевания. Лица, пользующиеся льготами, менее склонны к трудоустройству не только из-за страха перед потерей медицинского страхования и льгот, но и из-за опасения, что работа приведёт к обострению болезни и, таким образом, ещё более ограничит трудоспособность.

3.4 Адаптация рабочих мест

Адаптация к рабочему месту определяется как «логическая адаптация к работе или рабочему месту, которая позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности» [Brodwin, etc., 2003]. Таким образом, адаптация подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой. Иначе говоря, адаптация — это преодоление барьеров на рабочем месте, что достигается путём нацеленного подхода к разрешению проблем.
Согласно работе Аллэра и др. [Allaire, etc., 2003], лица с ревматизмом требовали в первую очередь следующие четыре вида адаптации: специальное оборудование, перерывы для отдыха, изменение должностных обязанностей и рабочего времени. В исследовании Гленна и др. [Glenn, etc., 2003] приводятся четыре вида адаптации для людей с ВИЧ/СПИД: гибкий график, который можно подстраивать к колебаниям состояния здоровья, изменение должностных обязанностей в соответствии с физическими ограничениями, возможность неполной занятости, доступность туалета из-за наличия побочных эффектов лекарственных препаратов.
Брюйер и др. [Bruyere, etc., 2004] провели среди специалистов по работе с людскими ресурсами в США (n=813) и Великобритании (n=802) исследование объёма адаптации, необходимой для лиц с инвалидностью. В США основными видами адаптации оказались: повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. В Великобритании отмечены следующие четыре вида адаптации: гибкость подхода к управлению людскими ресурсами, улучшение доступности помещений, изменение окружения на рабочем месте, а также приобретение или модификация оборудования.

Тема исследования

Во время проведения исследования внимание уделялось двум следующим вопросам:

  1. О каких видах барьеров к трудоустройству, связанных как с личными качествами, так и с окружением, рассказывают взрослые инвалиды в Российской Федерации, и насколько эти барьеры серьёзны?
  2. Какие виды личной адаптации, адаптации среды или рабочего места необходимы для этих лиц, чтобы дать им возможность получить или удержать работу, насколько эти лица удовлетворены предоставленной им адаптацией на рабочем месте?

Методика

3.6.1 Участники исследования

К участию в исследовании привлекались люди с инвалидностью (N=316) из пяти городов Российской Федерации (Москва, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону и Владикавказ). Состав участников следующий: 43,4% женщины, 56,6% мужчины, средний возраст 33,3 года. Большинство участников проживает в следующих российских городах: 35,8% в Ростове-на-Дону, 34,8% в Самаре, 22,9% в Москве и 3,9% во Владикавказе. Участники наиболее часто сообщали о следующих видах инвалидности: 32,1% — травмы позвоночника, 14,2% — ДЦП, 12,3% — общие заболевания, 9,6% — нарушения зрения, 5,3% — нарушения слуха, 3,6% — психиатрические заболевания.

3.6.2 Процедура

После того, как настоящий проект был одобрен Институтским наблюдательным советом в университете Мемфис США, общественная организация инвалидов «Перспектива», находящаяся в Москве, обратилась к пяти неправительственным инвалидным организациям, занимающимся вопросами образования, отстаивания прав и трудоустройством людей с инвалидностью. Каждая из этих организаций должна была распространить как можно большее количество опросных листов среди людей с инвалидностью. Каждый опросный лист содержал форму информационного согласия, список вопросов и раздел для сбора демографических данных. Если человеку была необходима помощь в прочтении, то сотрудник общественной организации читал вопросы вслух и от имени опрашиваемого заполнял опросный лист.

3.7 Инструмент проведения исследования

3.7.1 Список барьеров и видов адаптации (Accommodations and barriers checklist, ABC)

В списке упоминаются 20 видов адаптации, которые могут облегчить работу, а также 25 типов барьеров, препятствующих работе лица с инвалидностью. Участники опроса должны были отметить, какой вид адаптации необходим, был ли он предоставлен, насколько человек им удовлетворён (по шкале от 1 до 4: 1 — «никогда не получал этого вида адаптации», 4 — «очень доволен»). Затем участник должен был отметить барьеры, с которыми он сталкивался, и указать, насколько этот барьер серьёзен (1 — «не является барьером», 4 — «часто встречающийся барьер»).
Не существовало заранее разработанного инструмента для проведения настоящего исследования, поэтому автор составила список на основе доступной литературы о барьерах на пути к трудоустройству и видах адаптации, в которых часто нуждаются люди с инвалидностью. Трое коллег поделились своими мнениями по поводу списка и того, как сделать его более точным. Для перевода на русский язык был привлечён профессиональный переводчик. Затем ещё один носитель языка (а также автор) отредактировал перевод, и его замечания были отражены в окончательном списке.

3.8 Результаты

Собранные данные показали, что 316 российских инвалидов отразили 1915 барьеров на пути к трудоустройству. Наиболее часто отмечались следующие личные и связанные с окружающей средой барьеры (насколько часто в среднем человек сталкивается с каждым барьером, указано в скобках показателями M и SD, барьеры оценивались по шкале от 1 до 4):

если я буду работать, то потеряю медицинские льготы, так что работать не буду, 42,4% (M - 2,95, SD - 1,11);
среда, в которой я живу, физически мешает мне попасть на рабочее место (чтобы пройти собеседование илиработать), 38,9% (M- 2,98, SD - 1,19); из-за инвалидности я не смог приобрести навыки, необходимые для работы, 31,6% (M - 2,98, SD - Л14); из-за инвалидности я не получил образования, необходимого для работы (не смог поступить в колледж или университет), 30,1% (M - 2,81, SD - 1,25);
я получаю приглашения на собеседования, но мне никогда не предлагают работу, 29,7% (M - 3,17, SD -на работе нет приспособлений, которые мне необходимы, 28,5% (M - Щ SD - U6)-физическая среда на работе не даёт мне её посещать (для прохождения собеседования или чтобы работать), 27,2% (M - 2,72 SD - 1,32).
мои коллеги относятся ко мне по-особому из-за инвалидности, 25,6% (M - 2,39, SD - 1,17).

Указанные барьеры можно разделить на физические (2 примера), психологические (4), отсутствие оборудования (1) и системные (1).
1,19л

Эти же 316 российских инвалидов определили 1718 видов адаптации, которая необходима им для получения или удержания работы. Наиболее часто встречались следующие виды (показатели M и SD в скобках указывают на уровень удовлетворённости по шкале от 1 до 4):

  1. гибкий график, 60,8% (M=2,75, SD=1,1);
  2. уменьшение действий, связанных с применением физической силы, 45,6% (M=2,56, SD=0,97);
  3. регулярные перерывы, 39,9% (M=2,85, SD=1,01);
  4. дополнительные больничные дни, 35,1% (M=2,29 SD=1,08).
  5. помощь с транспортом, 34,2% (M=2,0, SD=0,97);
  6. работа в тихом месте, 34,2% (M=2,65, SD=1,08);
  7. специальное оборудование, помогающее в работе, 32,0% (M=2,32 SD=1,11).
  8. дополнительное время для отдыха в течение рабочего дня, 32,0% (M=2^2, SD=1,08У

Эти виды адаптации можно разделить на физическую адаптацию (3 примера), адаптацию расписания (4) и адаптацию обязанностей (1).

3.9 Анализ

Происходит улучшение понимания того, что многие из препятствий, с которыми сталкиваются инвалиды, желающие зарабатывать себе на жизнь, вызваны тем, как организовано и структурировано общество (например, недоступность образования, обучения востребованным навыкам, недоступность зданий и общественного транспорта), а не самой инвалидностью, а также ошибочными представлениями о способностях людей с инвалидностью [Murray, 2007].
Целью настоящего исследования является изучение барьеров к труду и мер, принятие которых помогло бы развить инклюзивное трудоустройство в Российской Федерации. Результаты показывают, что барьеры различны по природе, в основном это - психологические (например, потеря льгот, отсутствие образования и необходимых навыков). Физические барьеры заключаются в недоступности окружающей среды, к этим барьерам также относится отсутствие адаптации на рабочем месте, предоставляемой работодателем. Хотя адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, большинство российских людей с инвалидностью указало на первоочередную необходимость адаптации расписания (например, гибкий график и регулярные перерывы) или физической адаптации (снижение количества определённых действий).
Наиболее часто упоминаемым барьером в России называется потеря льгот или пенсии по инвалидности, что является основной причиной, по которой люди отказываются работать.
Различные исследования показывают, что аналогичные страхи являются барьером для нескольких групп людей: с психиатрической инвалидностью [MacDonald-Wilson, etc., 2003; Rosenbeck, etc., 2006], с ВИЧ или СПИД [Conyers, 2004; Glenn, etc., 2003]. Снижение этого барьера возможно при проведении соответствующей государственной политики, направленной на избавление от незаинтересованности в работе. Этот барьер также должен преодолеваться информированием людей о доступных для них вариантах в области трудоустройства, и о том, какие преимущества они получат в случае трудоустройства. Например, работа может компенсировать потерю пенсии по инвалидности путём предоставления ежемесячных денежных льгот.
Вторым, наиболее часто упоминаемым барьером, является физическое окружение, в котором живут люди, мешающее посещать работу. В отношении недоступной среды опрос Harris Poll [Harris Poll, 1998], проведённый в Соединённых Штатах, показал, что 30% людей инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта. Барьеры физической среды могут включать множество факторов: недоступность окружения зависит от конкретного вида инвалидности. Мюррей [Murray, 2007] в приведённой выше цитате указывает, что отсутствие физической доступности — это международная проблема. Универсальный дизайн стремится к разработке окружения, которые было бы доступно наибольшему количеству людей с наибольшим возможным количеством видов инвалидности. Это одна из точек зрения, с которой можно подходить к решению вопроса доступности среды.

Третий и четвёртый барьеры отражают влияние недоступной среды (с физической и психологической стороны) на подготовку человека к взрослой жизни, а именно на неспособность получить навыки и образование, необходимые для работы, из- за инвалидности. Таким образом, россияне с инвалидностью указали, что им необходимо больше возможностей для получения образования, чтобы затем вести продуктивную взрослую жизнь.
Два наиболее желаемых вида адаптации, указанных участниками опроса, — это гибкий график и сокращение физического труда. Необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня человек с инвалидностью сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, или добираясь туда. Второй вид адаптации — сокращение количества физического труда — указывает на две возможности для вмешательства специалистов в области реабилитации: (I) следует поощрять работодателей принимать на работу людей на основе умения последних выполнять основные действия, необходимые на рабочем месте, а не на основе неспособности выполнять деятельность, напрямую работы не касающуюся. (II) творческое использование вспомогательных технологий может помочь выполнять некоторые физические действия, в этой информации нуждаются как работодатели, так и люди с инвалидностью.
Итак, виды адаптации, в которых нуждаются россияне, делятся на специфические для конкретной функции (например, требующие определённых видов вспомогательных технологий для выполнения физических действий или требующие психологического и физического пространства, что достигается работой в спокойном месте) и на связанные с вопросами времени (например, потребность в гибком графике, регулярных перерывах, большем числе дней, отведённых для лечения, дополнительном отдыхе). Опрошенные респонденты также указали, что адаптация важна для них, потому что у 29% не было возможности получить необходимую адаптацию (т.е. это описывается в качестве барьера). Отсутствие необходимых приспособлений также мешает как получению работы, так и её удержанию.

3.10 Выводы

Учитывая, насколько часто упоминаются указанные барьеры и потребность в соответствующей адаптации, важно продолжать работу с работодателями, чтобы помочь им понять, как и зачем изменять рабочие места, чтобы способствовать инклюзивному трудоустройству. Три наиболее важных вида адаптации, выявленных в настоящем исследовании, связаны с ситуацией на рабочем месте, т.е. работодатели сами могут помочь людям с инвалидностью получить работу и удержать её. Гилбрайд и др. [Gilbride, etc., 2003] отметили, что основной характеристикой работодателей,готовыхтрудоустраиватьинвалидоввСоединённых Штатах, является их готовность предоставить подобные виды адаптации для всех сотрудников. Такие работодатели ожидают от сотрудников с инвалидностью обратную связь, их оценку того, насколько успешна адаптация. Специалисты в области реабилитации могут посоветовать работодателям, что нужно изменить, сделав их более склонными к принятию на работу людей с инвалидностью.
Другой способ преодоления барьеров на системном уровне — универсальный дизайн (т.е. требование, согласно которому все новые здания должны быть построены в соответствии с его положениями). Универсальный дизайн по сути — это системная форма адаптации: при разработке жилых и производственных помещений он принимает во внимание максимальное число функциональных потребностей. Подобные системные изменения могут оказаться чрезвычайно важными для снижения социальных и физических барьеров. Следовательно, они способствуют увеличению уровня включённости людей с инвалидностью.
Многие из описанных россиянами с инвалидностью барьеров по природе своей являются психологическими. Это согласуется с описанием психологических барьеров, сформированным Отделом инвалидности Министерства труда США [U.S. Department of Labor Office of Disability Employment Policy, 2002], которое утверждает, что психологические барьеры сложнее всего преодолеть. Согласно этим данным, психологические барьеры могут включать в себя проецируемое чувство неполноценности, жалость, поклонение героям (например, образ человека с инвалидностью как человека храброго и особенного), невежество, предположение, что инвалидность ограничивает все стороны жизни человека (так называемый «эффект генерализации»), стереотипы, отрицание влияния незаметной инвалидности, страх и избегание, связанные с инвалидностью. Шейд [Scheid, 2005] указал, что «критический барьер на пути к трудоустройству людей с ментальной инвалидностью — это уровень принятия обществом и стигматизация на рабочем месте» (там же, с. 673).
Специалисты в области реабилитации могут помочь преодолеть психологические барьеры на работе, проводя тренинги по пониманию инвалидности и вспомогательным технологиям. Такие тренинги помогают удостовериться в том, что в процессе приёма на работу лицам с инвалидностью уделяется достаточное внимание, убираются стереотипы и стигмы, что после трудоустройства поощряются уважительные межличностные отношения. Трудоустройство людей с инвалидностью может само по себе (своим примером) изменить негативные стереотипы представлений о неспособности инвалидов работать продуктивно.
Наиболее важный барьер, описанный 42,4% респондентов - это опасение, что, начав работу, они лишатся льгот. Это указывает на то, что правительству Российской Федерации необходимо пересмотреть политику в отношении возврата инвалидов на работу и, возможно, разработать более эффективные стимулы трудоустройства инвалидов в системе социальной защиты. Возможно, что в реальности система льгот не даёт оснований для этого страха. В этом случае необходимо просвещение инвалидов в области того, какие правила применяются при трудоустройстве и как принимается решение о лишении льгот.

3.11 Заключение

Российские инвалиды описали множество барьеров на пути к трудоустройству. Их потребность в адаптации также высока. Хотя в Российской Федерации и существует система профессиональной реабилитации, и принято соответствующее законодательство [International Labor Organization, 2007c], настоящее исследование показывает, что необходима более интенсивная работа с российскими работодателями, чтобы помочь им понять, какие виды адаптации необходимы, увеличить уровень понимания инвалидности и, в конечном итоге, внедрить в Российской Федерации инклюзивное трудоустройство.

3.12 Благодарности

Это исследование проводилось в рамках гранта Госдепартамента США «Fulbright Research Fellowship». Автор хочет поблагодарить Денис Роза из РООИ «Перспектива» (Москва) за оказанную помощь, а также сотрудников «Перспективы» и активистов в других городах Российской Федерации за помощь в сборе информации. Автор выражает благодарность Бриттани Барбер (Brittany Barber) и Пэт Грин (Pat Greene) за помощь в воде данных. Наконец, автор благодарит доктора Ханоха Ливне за высказанные им замечания относительно настоящего исследования.

3.13 Библиография

  1. Allaire S.H., Li W., LaValley M.P. Work barriers experienced and job accommodations used by persons with arthritis and other rheumatic diseases. // Rehabil Counseling Bull. - 2003. - 46. - pp. 147-156
  2. Brodwin M., Parker R., DeLaGarza D. Disability and accommodation. In: Work and disability: issues and strategies in career development and job placement. / Szymanski E M, Parker R. (Eds) - Austin, Texas, USA:Pro-Ed, 2003. - рр. 201-246
  3. Brooks R.A., Martin D.J., Ortiz D.J., Veniegas R.C. Perceived barriers to employment among individuals living with HIV/ AIDS. // AIDS Care. - 2004. - 16. рр. 756-766
  4. Bruyere S.M., Erickson W.A., VanLooy S. Comparative study of workplace policy and practices contributing to disability nondiscrimination. // Rehabil Psychol. - 2004. - 49. - рр. 28-38
  5. Conyers L.M. Expanding understanding of HIV/AIDS and employment: perspectives of focus groups. // Rehabil Counseling Bull. - 2004. - 48. - рр. 5-18
  6. Ferrier S.E., Lavis J.N.With health comes work? People living with HIV/ AIDS consider returning to work. // AIDS Care. - 2003. - 15. - рр. 423-435
  7. Gilbride D., Stensrud R., Golden K. Identification of the characteristics of work environments and employers open to hiring and accomodating peaple with disabilities. // Rehabil Counseling Bull. - 2003. - 46. -рр. 130-137
  8. Glenn M.K., Ford J.A., Moore D., Hollar D. Employment issues as related by individuals living with HIV or AIDS. // J Rehabil. - 2003. - 69. - рр. 30-36
  9. Harris Poll. Americans with disabilities still pervasively disadvantaged on a broad range of key indicators (Poll #56) - 1998. - 7 January 2007.
  10. International Labor Organization (2007а). Employment Situation: Russian Federation - 1 May 2007
  11. International Labor Organization (2007b). Government Programmes: Russian Federation - 1 May 2007
  12. International Labor Organization (2007c). Legal Framework: Russian Federation - 1 May 2007
  13. MacDonald-Wilson  K.L., Rogers E.S., Ellison M., Lyass A. A study of the Social Security Work Incentives and their relation to perceived barriers to work among persons with psychiatric disability // Rehabil Psychol. - 2003. - 48. - pр. 301-309
  14. Murray B. International trends in employment-related legislation concern-ing people with disabilities. - 2 May 2007
  15. Popovich P.M., Scherbaum C.A., Scherbaum K.L., Polinko N. The assessment of attitudes towards individuals with disabilities in the workplace // J Psychol. - 2003. - 137. - рр. 163
  16. Rosenheck R., Leslie D., Keefe R., etc. Barriers to employment for people with schizophrenia // Am J Psychiatry. - 2006. - 163.
  17. Roza Denise. Unpublished manuscript: Creating a cross-disability job acquisition model. - 2004.
  18. Scheid T.L. Stigma as a barrier to employment: mental disability and the Americans with disabilities act // Int J Law Psychiatry.2005. - 28. - pр. 670-690
  19. U.S. Department of Labor Office of Disability Employment Policy. Attitudinal barriers. - 23 October 2002.

Назад Оглавление Далее