aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Рецензия Старобиной Е.М | Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика

Старобина Елена Михайловна, доктор педагогических наук.
Руководитель отдела проблем профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Социальная политика государства формируется через соответствующие законодательные акты и государственные программы. В концепции Федеральной программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» для решения проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями ставится задача увеличения числа инвалидов, ежегодно возвращающихся к труду, и улучшения качества жизни инвалидов за счет развития реабилитационной индустрии, создания рынка реабилитационных изделий и услуг, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; государственная поддержка предприятий, общероссийских общественных организаций инвалидов. За счет решения этих задач планируется вернуть к профессиональной, общественной, бытовой деятельности до 150-160 тыс. человек. Показателем эффективности реабилитации программных мероприятий данного направления станет создание не менее 4250 рабочих мест для инвалидов. Безусловно, эти цифры незначительны для страны, имеющей более 14 миллионов инвалидов, из которых только 15% работают.
Система профессиональной реабилитации инвалидов и, в частности, их трудоустройства, должна исходить из многовариантности как ситуаций, так и мер реабилитации, что связано с неоднородностью контингента инвалидов в зависимости от медицинской и социальной причины инвалидности, тяжести инвалидности, возраста инвалида, его социального статуса и семейного положения, среды обитания и множества других факторов, в том числе, личностных.
Для разработки обоснованной политики в отношении трудоустройства людей с инвалидностью необходим глубокий анализ действующей нормативной базы, состояния практики трудоустройства, причин невключения в трудовую деятельность инвалидов трудоспособного возраста.
Несмотря на то, что наши социальные выплаты и пенсия по инвалидности не снижаются, не снимаются при трудоустройстве инвалида, как это делается в большинстве стран, тем не менее, даже такой стимул не всегда работает ввиду больших проблем и преград, встающих перед инвалидом при подготовке к трудоустройству, непосредственно при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте.
Предлагаемое пособие, безусловно, не решает этих вопросов, но позволит как специалистам, так и широкой общественности задуматься о путях решения проблемы трудоустройства и производственной адаптации людей с инвалидностью. Многие выводы, сделанные в работе спорны или даже не объективны, но позволяют познакомиться с отношением к проблеме самих инвалидов.
Пособие представляет рассматриваемую проблему с точки зрения непосредственно инвалидов, знающих этот вопрос как бы изнутри, и зарубежных специалистов, которые провели исследование препятствий, возникающих у инвалидов при трудоустройстве. К сожалению, приведенные данные зарубежных исследователей не достаточно полны, т.к. при ответе на предлагаемые вопросы по трудоустройству очень важна информация о степени ограничения трудоспособности респондентов, и работает респондент или нет. В целом, информация дает пищу для размышлений.
Бесспорно, что данная работа вызовет большие дискуссии как о положении инвалидов, путях их интеграции и трудоустройства, так и о направлениях корректировки социальной политики и разработке путей преодоления имеющихся при трудоустройстве барьеров.

Назад Оглавление Далее