aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Эффекты реформ | Женщины и инвалидность: опыт дискриминации и преодоления

Изменение пенсионного законодательства, монетизация льгот, отмена налоговых льгот для предприятий, на которых работают инвалиды, снижение нормы квотирования рабочих мест для инвалидов, введение определения степени ограничения способности к трудовой деятельности для получения пенсии - вот еще несколько недавних реформ в социальном законодательстве, которые сильно повлияли на жизненную ситуацию инвалидов. Наибольшее беспокойство замена льгот денежными выплатами вызывает у жителей регионов. Московскому правительству удалось сделать переход от натуральных льгот к денежным компенсациям менее болезненным, чем в регионах, которые оказались в достаточно противоречивой ситуации, так как дополнительных средств на реализацию реформы и выполнение новых обязательств в региональных бюджетах на 2005 год заложено не было. При этом, монетизация выражается в гендерном диспаритете: среди федеральных льготников, социальная защита которых выше, мужчины и женщины представлены примерно в равных пропорциях, тогда как хуже обеспеченных среди региональных льготников преобладают женщины.
По словам Председателя ВОИ А.В.Ломакина-Румянцева, многие инвалиды были довольны монетизацией по той причине, что у них просто раньше этих льгот реально и не было, а тут им выдали какие-то деньги. Но те инвалиды, которые пользовались льготами, например, учащиеся, студенты пользовались льготами по проезду к месту учебы и обратно, могли съездить на каникулы домой. Сегодня это недоступно. Между тем, индексация льгот не проводилась, и та шестипроцентная индексация, которая была осуществлена в прошлом году, уже давно съедена инфляцией. Не индексируются и пенсии.
Административная реформа, как полагают сами инвалиды, не пошла на пользу: «Слияние Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения привело к тому, что проблемы социальной поддержки инвалидов ушли на второй план. Они перестали финансироваться в должном объеме, стали «замалчиваться». Представители общественных организаций инвалидов выступали против этой инициативе на момент слияния министерств, выступают и по настоящее время» (из интервью с экспертом).
Недавние реформы переформулировали определение инвалидности, аргументируя переход от групп инвалидности к степеням трудоспособности, что на практике приводит к ухудшению жизненных шансов главных действующих лиц нового законодательства: «Были у нас даже на некоторых предприятиях, можно сказать репрессии, когда первая группа инвалидности - человек тотально слепой, а получает вторую степень трудоспособности, и пенсия получается на уровне со второй группой инвалидности» (женщина-инвалид по зрению). Вследствие принятия закона 122-ФЗ правительство отменило льготы предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам, а также повысило норму численности работников предприятий, которые обязаны давать работу инвалидам с 30 человек до 100. В результате малый и средний бизнес, который мог бы быть наиболее благоприятной сферой трудоустройства для инвалидов, закрывает свои двери перед людьми с инвалидностью, что особенно способствует усилению дискриминации женщин-инвалидов в сфере занятости: «хотелось бы, наверное, в общем, куда-то устроиться, но я, честно говоря, вообще сейчас не представляю, и куда, и тем более, сами знаете, и так с детьми плохо берут, и если еще узнают, что еще и инвалид. Я думаю, вообще никуда не смогу устроиться» (молодая мать- инвалид).
Политика распределения финансовой помощи различным категориям населения основана на идеологических допущениях в отношении тех, кто более достоин, а кто не заслужил поддержки. В привилегированном положении оказываются такие группы, как ветераны войн, боевых действий, ветераны труда. Привилегии, существующие для инвалидов военной службы и инвалидов вследствие трудового увечья, связаны с функциональной парадигмой, используемой при проектировании социальной политики, когда государство проявляет заботу, прежде всего, о тех, кто защищал интересы и целостность страны, национальную честь, участвовал в создании материальных ценностей, то есть, способствовал его процветанию. В более выгодном с финансовой точки зрения положении оказываются и женщины, взявшие под опеку несовершеннолетних детей: «Я знаю, что вот у меня знакомая опекает внучку, той платят четыре с половиной» (женщина-инвалид). Однако, размеры финансовой поддержки для женщин-инвалидов, воспитывающих подчас в одиночку собственных детей, и матерей детей-инвалидов оказываются несоизмеримыми с достойным уровнем жизни, не адекватными тем расходам, которые приходится нести этим домохозяйствам. На положение семей с детьми оказало влияние новое федеральное законодательство. Если до 2005 г. государственные пособия гражданам, имеющим детей, финансировались за счет субвенций из Фонда компенсаций федерального бюджета, по новому федеральному закону ФЗ № 122 полномочия по их выплате переданы регионам, но без передачи источников финансирования. И хотя Министерство финансов стало учитывать потребности регионов по выплате детских пособий при расчете трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности, пока это не может служить устойчивым источником финансирования социальных расходов.
Обслуживающий труд женщин, воспитывающих детей-инвалидов, а тем самым и их вклад в национальную безопасность и процветание государства с очевидностью недооценивается, а принимается по умолчанию. Домашняя работа и уход за близкими, требующие определенных навыков и высокой ответственности, ассоциируются с «женским трудом» и часто недооцениваются по сравнению с оплачиваемой занятостью, с которой обычно связывают мужскую работу.
При наличии таких малых средств на материальную помощь семьям детей-инвалидов особенную важность приобретает доступность дошкольных учреждений для детей с особыми нуждами, различного рода социальная поддержка из федеральных, регинальных и местных бюджетных источников. Для детей-инвалидов дошкольного возраста существуют специализированные детсады интернатного типа с возможностью круглосуточного пребывания, в Саратовской области таких пять - три на областном обеспечении, два - муниципальных. Возможность посещать дошкольные учреждения общего типа есть у определенных категорий инвалидов (в зависимости от заболевания), но в Саратове в настоящее время количество детских дошкольных учреждений для детей с особыми нуждами не отвечает потребности.

Назад Оглавление Далее