aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква Р | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Работа коррекционно-воспитательная - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
Работа надомная - организация труда в домашних условиях людей с ограниченными физическими возможностями. Труд на дому способствует устранению или компенсации ограничений жизнедеятельности человека, приспособлению его к окружающей среде, восстановлению социального статуса и социальных связей, улучшению материального положения.
Работающий - тот, кто документально оформлен на работу.
Работник социальной службы - специалист, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности по оказанию услуг социального обслуживания, и работающий в социальной службе, либо лицо, непосредственно предоставляющее или организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы (см. Клиент социальной службы, Социальная служба) в качестве индивидуального предпринимателя.
Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Выделяют мак-симальную, оптимальную и сниженную работоспособность. Работоспособность зависит от внешних условий и психофизических ресурсов индивида.
Радикулит (от греч. radicula - корешок) - поражение корешков спинно-мозговых нервов, характеризующееся болями и нарушением чувствительности по корешковому типу, реже - периферическими парезами. Основной причиной служит остеохондроз позвоночника, дистрофия межпозвоночных дисков, нередко с их смещением, реже возникает при врожденных пороках развития позвоночника, заболеваниях внутренних органов, воспалительно-дистрофических поражениях позвоночника и суставов, опухолях периферической нервной системы и пр. Клиническая картина радикулита разной локализации имеет общие черты: спонтанная боль в зоне иннервации пораженных корешков, усиливающаяся при движении, кашле и натуживании; ограничение подвижности позвоночника, защитная (противоболевая) поза больного, болезненность при надавливании на остистые отростки, повышение или снижение чувствительности, слабость и гипотрофия мышц в зоне корешковой иннервации. В клинической практике встречается пояснично-крестцовый, шейный, грудной и шейно-грудной радикулит.
- Пояснично-крестцовый радикулит встречается наиболее часто, так как именно этот отдел позвоночника несет наибольшую функциональную нагрузку, то и позвонковые диски на этом уровне претерпевают наиболее значительные изменения, что сопровождается сужением межпозвонковой щели, сдавливанием спинномозговых корешков в межпозвоночных отверстиях с корешковыми симптомами, мышечно-трофическими нарушениями с рефлекторным напряжением иннервируемых мышц, вегетативно-сосудистыми расстройствами, изменениями в сухожилиях, связках, симптомами сдавливания сосудов спинного мозга. Различают люмбалгическую и корешковую стадии. На первой стадии возникает тупая, ноющая боль, но чаще - острая, сначала в мышцах, после физической нагрузки, охлаждения, может нарастать постепенно, усиливаться при кашле; отмечается ограничение подвижности, напряжение и болезненность мышц в поясничном отделе. На второй стадии боль усиливается, меняет характер, начинает иррадировать в ягодичную область по задненаружной поверхности бедра и голени; характерна также болезненность по ходу ствола нерва.
- Шейный радикулит характеризуется резкими болями в области шеи, затылка с иррадацией в руку, лопатку, наблюдается напряжение мышц шеи, вынужденное положение головы, расстройство чувствительности, болезненность при надавливании на остистые отростки. Нарушение функции тех или иных групп мышц зависит от уровня поражения корешков, так при поражении 3 - 4- го передних шейных корешков поражаются мышцы диафрагмы, 5 - 6-го корешков - мышцы плеча и плечевого пояса, 8-го шейного и 1-го грудного корешков - мышцы кисти.
- Грудной радикулит характеризуется болями, распространяющимися по ходу одного или нескольких межреберных нервов, которые часто имеют ноющий характер, реже - приступообразный; отмечается болезненность в паравертебральных точках, в межреберьях; гиперестезия или анестезия - в зонах корешковой иннервации.
- Шейно-грудной радикулит встречается при остеохондрозе, инфекционных, травматических и опухолевых поражениях позвоночника.
Развитие восприятия в онтогенезе (от греч. оШо - сущее и genesis - происхождение) - структурные изменения процессов восприятия по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий.
Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми у ребенка возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так, ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6 - 12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.
Развитие движений в онтогенезе - процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем, по мере развития речи, формируются произвольные движения. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11 - 14 годам.
Развитие дефицитарное - патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Развитие когнитивное - процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности - восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления.
Развитие коррекционное - исправление (преодоление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и моторных механизмов для компенсации дефекта.
Развитие пренатальное - внутриутробное развитие плода до 28 недель; в этот период закладываются и развиваются основные органы и ткани, болевая, температурная и сенсорная (в частности звуковая) чувствительность, а также моторика. При нарушении развития в этот период формируются пороки развития внутренних органов и нервной системы.
Развитие психики в онтегенезе (от греч. оШо - сущее и genesis - происхождение) - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащими средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6 - 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
Развитие психики в филогенезе (от греч. рhyle - вид и genesis - происхождение) - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно- исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, появлением элементов языка, накомлением знаний, возникновением норм поведения.
Развитие умственное - формирование и обогащение способности совершать интеллектуальные действия в ходе учебной, познавательной, практической деятельности; складывается из трех взаимосвязанных компонентов: накопление, обновление, качественное обогащение знаний; совершенствование понятийного аппарата; формирование и упрочение аналитико-исследовательских умений и навыков. Термин также употребляется при характеристике состояния интеллектуальной сферы того или иного лица, при оценке его готовности осуществлять мыслительные операции определенного уровня сложности.
Развитие физическое. 1. Процесс изменения антропогенных характеристик человека, а также результат этого процесса, характеризуемые по состоянию органов и систем организма, определяющих здоровье и самочувствие.
2. Долговременные изменения морфологических и функциональных признаков в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих улучшению его состояния, в частности под влиянием физического воспитания. Уровень физического развития зависит от врожденных задатков данного лица; для его оценки принято использовать стандартизированные перечни показателей - результаты антропометрии, тесты работоспособности и пр.
Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию; родовое понятие по отношению к понятиям стимула и сигнала. При наличии фиксированной причинно- следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответственное изменение - как реакция. Различаются раздражители:
- биогенные - непосредственно биологически значимые;
- абиогенные - опосредованно биологически значимые; с невыявленной, неопределенной биологической значимостью.
Разноплановость - ситуация, когда суждения и умозаключения формируются на основании разных принципов.
Разрядка (разрядка напряжения) - процесс и механизм восстановления психического равновесия, обеспечивающие понижение уровня внутрипсихической напряженности через внешнее реагирование. Может реализоваться, например, через смех, плач, брань, движения, сновидения, невротические симптомы и пр.
Райдтерапия - см. Иппотерапия.
Ранний детский аутизм - см. Аутизм детский ранний.
Ранняя интервенция - диагностика актуального развития и разработка комплексной программы коррекции ребенка до 3 лет; необходима детям, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений или изменений, связанных со средой в первые годы жизни (недостаточное вскармливание, неумелое или жестокое обращение с ребенком и т.д.), чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (малый вес при рождении). Основная цель связана с обеспечением социального, экономического, интеллектуального и физического роста ребенка, имеющего нарушения в развитии, и достижения им максимального успеха в раскрытии своего потенциала. Имеет превентивную направленность (предупреждение вторичных дефектов); служит для абилитации семьи, чтобы она была способна удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. В систему ранней интервенции включен следующий набор услуг:
непосредственные услуги детям - медицинское сопровождение, оккупационная терапия, логопедическая коррекция, структурированные обучающие программы и пр.;
- услуги для родителей - программы родительских групп самопомощи, развитие знаний о ребенке и родительских навыков, индивидуальное и групповое консультирование;
- услуги семьям - групповые программы для остальных членов семьи, специфические формы помощи (предоставление «передышки» родителям), помощь на дому, финансовая поддержка;
- услуги для общества - работа агентств ранней интервенции, способствование включению детей с нарушениями развития в обычные дошкольные учреждения, защита прав детей, способствование тому, чтобы общество знало о проблемах нетипичных детей.
Раппорт - понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия врача и пациента, реабилитолога и реабилитанта, психолога и клиента, педагога и ребенка. Понятие раппорта включает в себя способность понимать точку зрения собеседника (при этом совсем не обязательно соглашаться с ней), способность понимать чувства другого.
В узком смысле термин означает связь, устанавливаемую между гипнотизером и гипнотизируемым в сеансе гипноза; характеризуется высокой степенью избирательности восприятия как следствие суженного гипнозом сознания: сверхвосприимчивостью к внушениям гипнотизера (преимущественно вербальным), и нечувствительностью к воздействиям из других источников. Как специфический вид внутренней зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера, он развивается и стабилизируется по мере углубления гипнотического состояния.
Распространенность внимания - см. Внимание.
Распространенность заболевания - см. Болезненность.
Рассеянность - функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. Как дефект произвольного внимания может обусловливаться разнообразными факторами - от утомления и отсутствия соответственной мотивации до клинических расстройств, зачастую связанных с нарушениями мышления.
Рассеянный (множетвенный) склероз - хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, протекающее с обострениями и ремиссиями, с множественными очагами поражения в центральной и периферической нервной системе. Большинство исследователей относит это заболевание к мультифакторным, для его возникновения необходимы вирус, наследственное предрасположение в виде дефектности иммунных систем и определенного типа метаболизма, а также наличие определенных географических факторов (холодный и умеренный климат). Начало заболевания характеризуется двигательными нарушениями, главным образом слабостью в ногах, нередко парестезиями, иногда шаткостью походки; часто заболевание проявляется поражением черепных нервов, особенно зрительных, возможны вестибулярные (головокружение, нистагм, рвота), тазовые нарушения.
В развернутой стадии заболевания в клинической картине чаще всего наблюдаются симптомы поражения пирамидных, мозжечковых, зрительных и чувствительных путей, отдельных черепных нервов и нарушения тазовых органов. Характерная особенность - нестойкость отдельных симптомов на протяжении коротких отрезков времени. Ведущее место занимают двигательные нарушения. Прогноз в отношении жизни благоприятный, за исключением случаев с острыми бульбарными нарушениями, дающими иногда летальный исход. Больные инвалидизируются в течение первых 3 - 5 лет заболевания, в связи с этим важное значение приобретает своевременность и правильность комплексных реабилитационных мероприятий.
Расстройство - нарушение нормального функционирования чего-либо, а также нарушение строя, порядка построения чего-либо; полный беспорядок из-за нарушения строя; неисправное состояние из- за ущерба, дезорганизации, нарушения порядка; причинение ущерба чему-либо; нарушение нормального состояния чего-либо.
Расстройство психосенсорное - нарушение, связанное с по-явлением иллюзорных образов; возникает при патологических процессах, происходящих в модально-специфических зонах головного мозга. К психосенсорным расстройствам относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного тела.
Расстройство речи (логопатия) выступает как следствие различных нарушений, бывает врожденным и приобретенным;
связано не с нарушением слуха, а с парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, может быть следствием бульбарных и псевдобульбарных поражений и выражается в алалии, косноязычии, отдельных формах заикания. Патология речи может быть выражена в нарушении ее темпа и ритма. Замедление речи (брадилалия, брадиартрия) возникает в результате экстрапирамидных нарушений, ускорение темпа речи (тахилалия) наблюдается при эмоциональном возбуждении, невротических состояниях, при подкорковых поражениях.
Расстройство тазовых органов - понятие, включающее в себя расстройство мочеиспускания, дефекации и половой функции, которые могут развиваться как одновременно, так и изолированно.
Расстройство чувствительности - расстройство, развивающееся при поражении нервных клеток, выполняющих сенсорную функцию, и проводников, по которым импульсы передаются в кору головного мозга. Вся чувствительность разделяется на поверхностную и глубокую, в свою очередь поверхностная разделяется на болевую, температурную (холодовую и тепловую) и тактильную. Нарушения чувствительной сферы проявляются следующими симптомами раздражения и выпадения:
- боль, наиболее выраженная при вовлечении в процесс периферических нервов, задних корешков и зрительного нерва;
- парестезии - онемение, чувство ползания мурашек, покалывание и т.п.;
- анестезия - полная потеря чувствительности или одного из ее видов;
- гипестезия - понижение восприятия всей чувствительности или отдельных ее видов;
- гиперестезия - повышение чувствительности к различным видам раздражений;
- гиперпатия - крайнее неприятное болевое ощущение в ответ на даже легкое раздражение в сочетании с длительным последействием;
- дизестезия - извращенное восприятие раздражения, когда прикосновение воспринимается как укол, тепловое - как холодовое и т.п.;
- аллохейрия - раздражающее ощущение появляется не в месте его нанесения, а в симметричной половине тела;
полиестензия - одиночное раздражение воспринимается как множественное.
Растормаживание - прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием постороннего раздражителя. Состояние торможения нарушается в той или иной степени, на больший или меньший срок в зависимости от силы постороннего раздражителя, длительности его действия и последействия.
Рационализация - один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.
Рациональное тудовое устройство - см. Трудовое устройство рациональное.
Реабилитант - индивид, являющийся объектом реабилитации.
Реабилитационная диагностика включает всестороннее обследование и состоит из следующих этапов: клинико- функциональная диагностика, социальная диагностика и определение потребностей инвалидов и лиц с прогнозируемой инвалидностью в мерах социальной помощи и содействие в их осуществлении. См. также Диагноз реабилитационный.
Реабилитационная индустрия - одно из направлений системы реабилитации, предусматривающее разработку, производство и реализацию реабилитационных изделий, обеспечение инвалидов средствами реабилитации в соответствии с их потребностями. Продукция и услуги реабилитационной индустрии должны соответствовать государственным (федеральным или региональным) реабилитационным стандартам и подлежат обязательной сертификации. Деятельность юридических и физических лиц в реабилитационной индустрии подлежит лицензированию.
Реабилитационная необходимость наступает в случае, если в результате повреждения или болезни возникает опасность временного или длительного нарушения функциональных способностей, существует угроза длительного ограничения жизнедеятельности или ухудшения самочувствия больного под влиянием негативных факторов окружающей среды.
Реабилитационная служба системы образования - единое реабилитационное пространство элитарных, общеобразовательных, адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребенка и социальную реабилитацию детей и подростков. Основной целью является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних и разносторонняя помощь детям группы риска. Основные задачи службы:
- выявление причин деформации в развитии детей и подростков;
- поиск средств и способов их устранения;
- оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;
- построение адекватного социально-педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
- своевременное выявление детей группы риска; восстановление душевного равновесия и преодоление психологического кризиса у детей группы риска;
- оказание разносторонней помощи нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных и коррекционно-развивающих программ.
Реабилитационная способность - стабильное соматическое и психическое состояние реабилитанта, его высокая мотивированность по отношению к предстоящему реабилитационному воздействию.
Реабилитационные цели преследуют восстановление стабильного состояния здоровья, трудоспособности и определенной активности пациента в обыденной жизни, по возможности в том виде и объеме, которые для этого человека считаются «нормальными» или типичны для его жизненной ситуации. Эта цель может быть достигнута посредством полного или наибольшего восстановления первоначальных структур и функций либо навыков и социальной роли, с применением «запасных стратегий» или использованием остаточных функций и навыков (компенсация), приспособлением окружающих условий к нарушенным навыкам или ограничениям (адаптация) на основе реабилитационной необходимости, реабилитационной способности (см. Реабилитационная способность) и реабилитационного прогноза (см. Реабилитационный прогноз).
Реабилитационное учреждение - учреждение, предназначенное для проведения комплексной реабилитации инвалидов. Основной задачей реабилитационного учреждения является восстановление социального статуса инвалида путем проведения медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и социальных мероприятий.
Реабилитационно-экспертное заключение - заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о клинико-функциональном и социальном статусе больного (инвалида), характере и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационном потенциале, реабилитационном прогнозе, группе инвалидности и ограничении способности к трудовой деятельности, а также, в зависимости от этого, о необходимых характере и объеме реабилитационных мероприятий.
Реабилитационный диагноз - см. Диагноз реабилитационный.
Реабилитационный подход - применение комплекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера во взаимодействии с врачебным, сестринским, физиотерапевтическим, эрготерапевтическим, логопедическим, диетологическим и психотерапевтическим обеспечением, включая различные виды помощи по преодолению последствий заболевания, изменению образа жизни, снижению воздействия факторов риска.
Реабилитационный потенциал - комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально- средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей.
Выделяют базовую составляющую реабилитационного потенциала или потенциал «первого порядка» - уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и социального функционирования и другие компоненты, свойственные данному индивиду и сохранившиеся вопреки заболеванию или дефекту. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации, предпосылкой для восстановления социального статуса.
Потенциал «второго порядка» - это разнообразные социально- средовые факторы: семейные, профессиональные, наличие групп поддержки или общественных организаций, правовые, национально- культурные, экономические, административно-территориальные и другие. Они обусловливают возможность проведения реабилитационной программы.
Для характеристики реабилитационного потенциала используют следующие показатели [М. В. Коробов; 1995]:
высокий реабилитационный потенциал - полное восстановление всех обычных для человека видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения;
- средний реабилитационный потенциал - неполное выздоровление с сохранением умеренно выраженного нарушения функции, выполнение основных видов деятельности с трудом в ограниченном объеме или с помощью технических средств;
- низкий реабилитационный потенциал - прогрессирующее течение заболевания, выраженное нарушение функций; значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижением трудоспособности и способности к социальной интеграции; имеется потребность в социальной поддержке и постоянной материальной помощи;
- отсутствие реабилитационного потенциала - резко выраженное нарушение функции, невозможность самостоятельного выполнения основных видов деятельности.
Реабилитационный прогноз. 1. Научно обоснованное предположение о возможности восстановления нарушенных функций (биологических, личностных, социальных, трудовых) для адаптации инвалида к новым условиям жизнедеятельности, интеграции в социальную среду, профобучения и трудоустройства.
2. Предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала, конечный результат комплекса мероприятий индивиду-альной программы реабилитации. Как правило, реализация реабилитационного прогноза требует длительного периода (месяцы, годы).
Реабилитационный центр - многофункциональное учреждение, реализующее комплексный подход к реабилитации инвалидов, деятельность которого направлена на наиболее полную адаптацию и интеграцию их в общество (см. Реабилитационное учреждение).
Реабилитация девиантных детей и подростков - комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных мероприятий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих; включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его поведении. Профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности; чаще всего связана со средой и социальным окружением ребенка. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Реабилитация - система различных мероприятий (медицинских, психологических, социальных и пр.), направленных не только на компенсацию имеющегося дефекта [М. М. Кабанов, 1973], но и на его предупреждение. Понимание в различных профессиональных кругах реабилитации как «долечивания, восстановления утраченных функций» (практическое здравоохранение), «различных вариантов психотерапии» (психологи, психотерапевты, психиатры), «получения льгот в соответствии со статусом» (социальные работники) или «восстановления трудоспособности» (специалисты бюро МСЭ) чрезвычайно сужает ее содержание и задачи. Все эти представления не исключают, а дополняют друг друга. Реабилитация на различных ее этапах в зависимости от динамики болезни должна пользоваться системой разных методов и мероприятий, однако с общей целью - социализировать больного (или инвалида), восстановить его личный и социальный статус, место в общественной и трудовой жизни.
Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация и интеграция в общество.
Реабилитация инвалидов в сообществе - реабилитационные мероприятия, которые проводятся в естественных условиях, в обществе или сообществах при обеспечении взаимодействия инвалидов с членами этого сообщества. Главная цель такого подхода - включение лиц с инвалидностью в жизнь общества. Работа ведется на мезоуровне с опорой на ближайшее окружение и социальные сети.
Одним из принципов работы в сообществе является повышение потенциала. Повышение потенциала - это процесс, при котором люди с инвалидностью получают контроль над событиями, результатами, ресурсами, важными для них (см. Философия независимой жизни инвалида).
Реабилитация комплексная - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-политических мероприятий, направленных на восстановление функциональных возможностей и социального статуса инвалида, а также на достижение им материальной независимости.
Основные направления комплексной реабилитации включают в себя мероприятия, с одной стороны, направленные на лиц с инвалидностью, с другой - на общество.
К первой категории мероприятий относятся:
- восстановительные медицинские методы: физиотерапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, трудотерапия, санаторно-курортное лечение и пр.;
- оккупационная терапия;
- методы адаптивной физической культуры: физкультурно-оздоровительные мероприятия, кондуктивная педагогика, подвижные игры, иппотерапия, инвалидный спорт;
- методы социального воздействия: социально-средовая и социально-бытовая реабилитация, социокультурная реабилитация, группы взаимопомощи, центры независимой жизни;
- профессиональная реабилитация: профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация и пр.;
- социально-психологические методы реабилитации: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, тренинги социальных навыков, терапия средой и пр.;
- методы психолого-педагогической направленности: коррекционно-педагогические, информационно- образовательные программы, обучение «жизни с инвалидностью» и пр.
Мероприятия, направленные на общество:
- законодательная и правозащитная деятельность; приспособление градостроительной и жилой среды к потребностям инвалидов;
- программы по дестигматизации лиц с ограниченными возможностями.
Реабилитация медико-педагогическая - система медико- педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специализированных учебно- воспитательных учреждений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спе-цификой аномального развития (см. Реабилитация медицинская, Реабилитация психологическая, Реабилитация социальная).
Реабилитация медицинская - восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения и применением иных специальных мер; комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и развитие физиологических функций больного человека, на выявление и активацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения пациента к активной самостоятельной жизни. Медицинская реабилитация включает в себя все виды восстановительного лечения в стационарных, амбулаторных, санаторно-курортных условиях, диспансерное наблюдение и профилактику, протезирование и ортезирование, реконструктивную хирургию, трудотерапию. К методам медицинской реабилитации относятся также фармакотерапия и лечение средствами народной медицины, диетическое питание, лечебная физкультура, методы физического воздействия (массаж, физиотерапия), санаторно- курортное лечение.
Медицинская реабилитация является начальным звеном в системе общей реабилитации и может проходить параллельно с другими видами реабилитации.
Реабилитация образовательная - сложный комплекс, включающий в себя процессы получения инвалидом необходимого общего образования, а при необходимости - различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной подготовки для получения новой профессии. Часто перекрывается понятием «педагогическая реабилитация», однако социальный смысл этого явления намного шире - доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование инвалидов. Блокада доступа к образовательным учреждениям, невозможность получить высокий уровень образования приводит к невостребованности инвалида на рынке труда и вынуждает его заниматься низкоквалифицированным трудом.
Особое место в образовательной реабилитации занимают информационно-образовательные программы инвалидов и их семей. Они направлены на получение дополнительных знаний в области медицины, защиты прав, существующих социальных сетей поддержки, а также на улучшение адаптации инвалида и его близких, на приобретение навыков «жизни с инвалидностью», совладания с болезнью и новым социальным статусом, навыков решения проблем и улучшения качества жизни.
Реабилитация педагогическая - мероприятия обучающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы дети- инвалиды, психически больные и умственно отсталые лица приобрели социальный опыт, овладели необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальным нормам поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых, имеющих дефекты, которые затрудняют процесс обучения, а также организация образовательных школ для больных и их родственников.
Реабилитация профессиональная (реабилитация трудовая, реабилитация профессионально-трудовая) - комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных по состоянию здоровья условиях труда с целью достижения им материальной независимости и интеграции в общество. Включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовое устройство и трудовую занятость; предусматривает переобучение или обучение доступным формам труда, мероприятия, направленные на профессионально- производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к функциональным возможностям больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Реабилитация психологическая - система медико- психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных функций психических состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.; способствует восстановлению (формированию, развитию) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в социальной среде, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.
В основе данного вида реабилитации лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характеризуемом не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Психологическая реабилитация предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.; задача психологической реабилитации - разработка эффективных методов восстановления личностных установок, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и психические заболевания, протезирование органов, тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции, в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и пр. Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств.
Реабилитация социальная - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановления их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патронажа и социального обеспечения. Включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер; имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением и адаптацией. См. также Реабилитация социально-бытовая, Реабилитация социально-педагогическая, Реабилитация социально-психологическая, Реабилитация социально-средовая, Реабилитация социокультурная, Реабилитация профессиональная.
Реабилитация социально-бытовая - приобретение больным или инвалидом или восстановление утраченных им в результате болезни навыков по самообслуживанию; ей способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида, предоставление услуг по дому, организация питания, патронажа и оказание социально-медицинской помощи.
Социально-бытовая реабилитация включает: социально- бытовое устройство, социально-бытовую ориентацию, социально- бытовое образование, социально-бытовую адаптацию.
- Социально-бытовое устройство - создание необходимых условий для независимого существования инвалида путем приспособления его жилища к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.
- Социально-бытовая ориентация - процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зрения, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.
- Социально-бытовое образование - обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, навыкам пользования вспомогательными приборами и техническими средствами. Прежде всего это вспомогательные технические средства при нарушениях слуха, зрения, а также протезы, костыли, ходунки и другие приспособления для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При обучении инвалида пользованию техническими средствами реабилитации необходимо учитывать соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим возможностям инвалида.
- Социально-бытовая адаптация - приспособление человека с инвалидностью к конкретным бытовым условиям. В одних случаях используются возможности приспособления инвалида к привычным обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни. Социально-бытовая адаптация инвалидов реализуется в трех категориях жилищ:
- специально оборудованных квартирах; специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг;
- специализированных жилищах (домах- интернатах общего и психоневрологического профиля).
Реабилитация социально-педагогическая - комплекс педагогических методов и средств, направленных на процесс приспособления инвалидов к условиям социальной среды. Социально- педагогическая реабилитация включает формирование, коррекцию и компенсацию функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания, развития, содействие в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Социально- педагогическая реабилитация включает коррекционное и просветительское направления, социально-педагогический патронаж и поддержку.
Реабилитация социально-психологическая - система мер и специфических воздействий, ориентированных на формирование (восстановление) способностей инвалида, апеллирующих прежде всего к психологическим механизмам; предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию, улучшение способности к решению психологических проблем, исполнение инвалидом своих социальных ролей и реальное включение его в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий и является неотъемлемым компонентом (скрытым или явным) любых видов реабилитационных мероприятий, так как, во-первых, социальный эффект присущ каждому реабилитационному воздействию, во-вторых, со стороны инвалида к последнему всегда имеется субъективное отношение.
Реабилитация социальо-средовая включает социально- средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально- средовую адаптацию.
- социально-средовая ориентация - ориентация больного и инвалида в окружающей среде; сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией, расположенными на ней социально- значимыми объектами;
- социально-средовое образование - процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места, места проведения досуга; а также обучение социальной независимости (возможность самостоятельного проживать, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности);
- социально-средовая адаптация - процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения им навыками самостоятельного жизнеобеспечения и пользования гражданскими правами. Социально-средовая адаптация значительно облегчается при соответствующем потребностям инвалида приспособлении градостроительной среды, устранении архитектурно-строительных барьеров для лиц с ограниченными возможностями (см. Доступная среда жизнедеятельности).
Реабилитация социокультурная - см. Социокультурная реабилитация.
Реабилитация трудовая - см. Реабилитация профессиональная.
Реабилитация членов семьи инвалида - помощь членам семьи инвалида выйти из состояния хронического психологического стресса, т.к. наличие в семье инвалида, особенно страдающего тяжелой двигательной патологией с ограничением самообслуживания, приводит к различным социальным и психологическим внутрисемейным явлениям, которые не всегда благоприятно сказываются как на семье, так и на самом инвалиде. Решение данной проблемы предусматривает:
разъяснение родственникам причины возникновения патологии, что позволяет в значительной мере снять личную вину с родителей при рождении ребенка- инвалида;
показ перспективы преодоления патологии и возможностей достижения положительного результата;
- раскрытие места и роли ближайшего окружения в эффективности реабилитации инвалида;
- разработку методов диагностики состояния семьи, имеющей инвалида;
- определение основных потребностей семьи и возможных перспектив реабилитации семьи;
- разработку программы реабилитации семьи и исполнение данной программы;
- информирование о правах и обязанностях родителей, имеющих ребенка-инвалида.
Реабилитология - наука, изучающая процессы реабилитации, восстановления после различных заболеваний, а также процессы реабилитации инвалидов, лиц с теми или иными физическими и психическими дефектами или ограниченными возможностями.
Реадаптация (лат. приставка re - повторное, возобновляемое действие) - возвращение системы (элемента) к первоначальному состоянию после прекращения повреждающего воздействия среды; приспособление к жизни на новом уровне с использование резервных, компенсаторных возможностей.
Реадаптация медицинская - комплекс лечебно- профилактических мер, направленных на восстановление (повторную адаптацию) утраченных физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к условиям жизнедеятельности.
Реадаптация социальная (социореадаптация) - процесс по-вторного включения индивида в социальный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой были нарушены прежние социальные связи; создание соответствующих социальных условий в семье (улучшение жилищных условий, материальное обеспечение), восстановление утраченных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться к социально полезной деятельности, восстановление его общественного положения. Включает в себя как реадаптацию трудовую, так и собственно социальную (адаптация социальная).
Реактивность - способность организма при взаимодействии с различными повреждающими факторами отвечать включением защитно-приспособительных механизмов, соответствующих характеру повреждающего фактора.
Реактивность организма - свойство организма определенным образом реагировать на многообразные физиологические и болезнетворные раздражители окружающей среды. Видовая (биологическая) реактивность организма включает особенности, характерные для всего биологического вида (например сезонные изменения животных: зимняя спячка, миграция, анабиоз и др.). Однако внутри вида можно выделить группы, которые по-разному реагируют на внешние воздействия в зависимости от конституционных различий или приобретенных особенностей. Можно выделить группы людей, обладающих общей для них групповой реактивностью организма (например обусловленной характером профессиональной деятельности). В то же время каждый обладает индивидуальной реактивностью, которая изменяется с возрастом, и поэтому у лиц пожилого возраста многие болезни протекают с мало выраженными симптомами. Снижают реактивность такие факторы, как охлаждение, утомление, неполноценное питание, гиповитаминозы. При пониженной реактивности нарушаются восстановительные процессы, ослабляются иммунные реакции; повышенная реактивность организма характеризуется обратными сдвигами; при извращенной реактивности изменения возникают либо в неадекватной степени (например аллергия), либо в необычном месте.
Реактивные состояния - психические расстройства, возни-кающие в результате острых стрессовых ситуаций. Внезапная опасность может вызвать у человека психогенный шок, который проявляется в паническом страхе и беспорядочном двигательном возбуждении. Причиной реактивного состояния могут выступать длительные психические травмы, когда отрицательные раздражения небольшой интенсивности действуют постоянно и, накапливаясь, приводят в итоге к так называемой реактивной депрессии. Такие реактивные состояния могут принимать разные формы: проявляться во временной утрате приобретенных знаний, навыков, остром бреде и реактивной депрессии, которая характеризуется тоскливостью, заторможенностью, иногда попытками к самоубийству.
Реакция - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса; выделяют реакции врожденные и приобретенные.
Реакция кожно-гальваническая - см. Кожно- гальваническая реакция.
Реакция личности на болезнь - формы психологического или патологического реагирования личности на болезнь или дефект (см. Нозогении). Она зависит от возраста, пола, особенностей заболевания или дефекта, а также характерологических особенностей - гармоничные личности обычно адекватно воспринимают соматическое заболевание, у акцентуированных личностей реакция на болезнь носит патологический характер.
Выделяют следующие реакции личности на болезнь:
- нормогнозия - адекватная оценка тяжести болезни,
- агнозия - отсутствие сознания своей болезни,
- гипогнозия - недооценка тяжести болезни,
- гипергнозия - переоценка тяжести имеющегося заболевания.
Реакция непроизвольная - формы поведения, изначально не подлежащие сознательному управлению (например вегетативные реакции), при этом последствия подобной реакции могут осознаваться, после чего сама реакция может ставиться под контроль сознания.
Реампутация - повторная ампутация, проводимая для устранения пороков и заболеваний культи конечности для последующего протезирования.
Ревматизм (от греч. rheumatismos - истечение) - системное воспалительное заболевание соединительной ткани, характеризующееся преимущественной локализацией процесса в сердечно-сосудистой системе и развивающееся у предрасположенных к нему лиц, главным образом молодого возраста, в связи с инфицированием р-гемолитическим стрептококком группы А. Заболевание в большинстве случаев начинается в возрасте 7-15 лет; у взрослых, как правило, является продолжением заболевания, начавшегося в детском возрасте. Довольно часто возникает в так называемых закрытых коллективах (училищах, воинских казармах) в первые месяцы их формирования, когда обычно возрастает число случаев острых респираторных инфекций (особенно ангины), вызванных р-гемолитическим стрептококком группы А. При характерном многообразии симптомов ведущим является поражение сердца, определяющее тяжесть и прогноз заболевания. Наиболее характерные симптомы: сердцебиение, одышка при обычной или незначительной физической нагрузке, боли и чувство тяжести в области сердца, нарушение ритма сердечной деятельности, приглушение тонов, появление систолического или диастолического шума; отмечается воспаление преимущественно крупных и средних суставов (коленных, лучезапястных, голеностопных), боли в пораженных суставах, их припухлость, местное (в области пораженного сустава) и общее повышение температуры тела, суставы поражаются симметрично, поражение суставов носит мигрирующий характер (поочередное вовлечение суставов в патологический процесс); у детей нередко отмечается поражение центральной нервной системы (малая хорея - см. Хорея), которое характеризуется насильственным сокращением отдельных мышц или их групп (см. Гиперкинезы) и пониженным тонусом мышц. Отмечаются и другие проявления ревматизма, которые, однако, не выступают на первый план в клинической картине болезни.
Ревматоидный артрит - системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением суставов; чаще (в 2 - 3 раза) болеют женщины; причины развития заболевания не установлены. Больные жалуются на боли в суставах, ограничение движений, скованность в суставах по утрам. Суставы поражаются обычно симметрично, многие суставы конечностей (полиартрит), особенно часто поражаются суставы кистей, стоп, лучезапястные, локтевые и коленные суставы. Отмечается деформация пораженных суставов, вначале за счет их припухлости, а позже и вследствие образования подвывихов, контрактур и даже анкилозов; постепенно нарушается функция сустава. Может наблюдаться увеличение лимфоузлов, невриты, поражения внутренних органов, повышение температуры. Течение обычно медленно прогрессирующее с периодами обострения. Лечение непрерывное и комплексное. Помимо лекарственной терапии большое значение имеет двигательная реабилитация.
У детей ревматоидный артрит (ювенильный ревматоидный артрит) имеет ряд особенностей в клинических проявлениях; в отличие от взрослых у детей нередко наблюдаются формы болезни с поражением небольшого числа (преимущественно 1 - 3) крупных суставов - коленных, голеностопных, лучезапястных; чаще отмечается поражение шейного отдела позвоночника, возможно нарушение роста кости. Особым вариантом ревматоидного артрита у детей является болезнь Стилла, для которой помимо поражения суставов характерны лихорадка, плеврит, перикардит, миокардит, увеличение лимфоузлов, печени, селезенки, кореподобная сыпь. Прогрессирование ревматоидного артрита у детей происходит медленнее, чем у взрослых.
Регресс - 1. Переход от высших форм развития к низшим, движение назад, изменение к худшему; понятие, противоположное прогрессу.
2. В биологии - упрощение строения организма в ходе эволюции вследствие приспособления к изменившимся условиям существования.
3. В реабилитологии и дефектологии - деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматическим заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, например, возврат к автономной речи при раннем детском аутизме или к детским формам поведения при гебефрении). Регрессу подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада - грубой дезорганизации функции.
Регрессия (от лат. regressus - движение назад) - форма психологической защиты; характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны более ранней стадии онтогенетического развития.
Резистентность - устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Резонерство - склонность к рассуждениям на отвлеченные темы, лишенные цели и смысла, бесплодное мудрствование, не относящееся к выполняемой деятельности.
Результат реабилитационного процесса в кондуктивной педагогике - понятие, интерпретированное А. Пето много лет назад следующим образом: «Ребенок (за исключением слабовидящих и слабослышащих) на своих ногах идет в общую школу». Сегодняшний уровень подхода к проблеме дает новые возможности для конкретизации и детализации этой формулировки. Выделяют четыре уровня успешности реабилитационного процесса в проблеме интеграции инвалида в общество или, по крайней мере, в семью [Е. Т. Лильин;1997]:
Необходимость минимальной помощи в общественных местах и полная самостоятельность в домашних условиях. Интеллект не нарушен. Посещение общеобразовательной школы необходимо. Необходимость определенной помощи в общественных местах в виде дополнительной опоры (костыли, ремни) для преодоления расстояния в 100 и более метров. Для преодоления больших расстояний требуется кресло-коляска. Нарушения интеллекта отмечаются в минимальной и избирательной степени. Посещение общеобразовательной школы крайне желательно.
- Помощь другого лица требуется для преодоления любого расстояния. Отмечается, как правило, задержка психического и социального развития той или иной степени. Возможно обучение на дому.
- Результат приводит только к улучшению соматического и интеллектуального состояния пациентов, облегчая им положение в семье. Обучение нереально или крайне затруднено.
На сегодняшний день в связи с активным развитием реабилитологии как науки уже и эти уровни успешности реабилитационного процесса нуждаются в дополнении.
Реклинатор (от лат. reclio - отклонять назад) - лечебно- профилактическое средство, предназначающееся для реклинации позвоночника при умеренных и выраженных искривлениях позвоночника и дефектах осанки.
Реконвалесценция - это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.
Реконструктивная хирургия - метод восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма, включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.
Рекреация - 1. Отдых, восстановление сил человека, израс-ходованных в процессе труда.
2. Оздоровление, повышение уровня жизнестойкости через удо-вольствие; развлечение, интересное проведение досуга.
3. В реабилитологии приобретает специфическое значение: использование двигательной активности, направленное на активацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труда, учебы, спорта, активного отдыха и пр.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга, на оздоровление, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Релаксация (от лат. relaxation - облегчение, расслабление) - состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий.
Релаксацией называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения релаксации - аутогенная тренировка).
Ремиссия (от лат. remisso - уменьшение, ослабление) - этап течения болезни, характеризующийся временным ослаблением (неполная ремиссия) или исчезновением (полная ремиссия) ее симптомов; уменьшение или смягчение симптомов нарушений, вызванных болезнью, а также период времени, за который происходит это уменьшение или смягчение. Может наступить в результате временной активации защитных сил организма, проводимого лечения, а также в связи со специфическими особенностями развития болезни, когда закономерно наблюдается временное исчезновение болезненных явлений. Ремиссия не является возвратом к состоянию здоровья; может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет и даже десятилетий (при психических заболеваниях), в последних случаях ремиссия может создавать впечатление полного выздоровления.
Ресоциализация - 1. Социальная реабилитация применительно к душевнобольным. Выделяют следующие этапы ресоциализации: восстановительная терапия, направленная на предупреждение дефекта; реадаптация - приспособление больного к условиям среды (высокий или низкий уровень приспособления); реабилитация - восстановление социальных связей больного, его индивидуальной и общественной ценности.
2. Процесс повторной социализации инвалидов, осуществляемый при условии, что знания и навыки, приобретенные ранее в ходе социализации, не способствуют социальной адаптации или обусловливают социально неприемлемое поведение. Ресоциализация подразумевает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов поведения и замену их новыми, более функциональными и социально приемлемыми.
3. Восстановление утраченной по какой-либо причине (тяжелое заболевание, длительное тюремное заключение) способности адекватно выполнять те или иные социальные роли.
Ретикулярная формация - совокупность нервных образований, расположенных в центральных отделах мозгового ствола на всем его протяжении (средний, продолговатый мозг). К ретикулярной формации относят также некоторые ядра гипоталамуса и таламуса. Имея обширные, химически гетерогенные афферентные (восходящие от ретикулярной формации) и эфферентные (нисходящие к ретикулярной формации) связи (активирующие и синхронизирующие, или тормозные) с другими системами ЦНС, ретикулярная формация играет важную роль в организации и регуляции различных видов деятельности, в регуляции уровня бодрствования и сна. При тесном взаимодействии с корой головного мозга обеспечивает соответствующую виду деятельности дифференцированную (генерализованную или локальную) активацию ЦНС, модулирует сенсорные входные сигналы и моторные нисходящие импульсы.
Референтная группа - социальная группа, по отношению к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, при этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы могут выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.
Рефлекс - реакция на возбуждение рецепторов, закономерная ответная реакция организма на раздражитель, обусловлена воздействием некоторого фактора внешней или внутренней среды на анализатор. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции. Различают рефлексы врожденные (безусловные) - наследственно закрепленные стереотипные формы реагирования на биологически значимые воздействия, и рефлексы приобретенные (условные) - в основе которых лежит выработка новых временных связей между раздражителем и реакцией субъекта.
Рефлекс в неврологии. Исследование рефлексов имеет важное диагностическое значение для получения объективных данных о состоянии нервной системы. Каждый рефлекс имеет соответствующую ему рефлекторную дугу, в состав которой входят определенные для данного рефлекса чувствительные и двигательные структуры нервной системы; их поражение проявляется изменением (исчезновением, понижением, повышением или качественным изменением) нормальных рефлексов, что используется в топической диагностике. Выявление локализации (топики) поражения путем исследования рефлекса основывается на четком представлении об анатомической цепи нейронов, составляющих рефлекторную дугу исследуемого рефлекса.
У человека количество рефлексов, которые могут быть вызваны теми или иными способами, достаточно велико, однако в неврологической практике при обследовании больного используют лишь небольшое количество рефлексов, наиболее доступных для выявления и отличающихся наибольшим постоянством у здорового человека. Исследование рефлексов требует практического навыка, при отсутствии которого может быть получена ложная картина изменения рефлексов, а следовательно, и неверное суждение о состоянии того или иного отдела нервной системы обследуемого.
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; предполагает особое направление внимания на собственную деятельность и достаточную зрелость. Возможна фокусированная, то есть направленная, рефлексия на осознание внутреннего мотива деятельности. В социальной психологии рефлексия означает способность понимать субъектом то, как он воспринимается и оценивается другими субъектами или группой.
Рефлексия социально-психологическая - понимание другого путем размышления за него; широко применяется в технике трансактного (транзактного) анализа.
Рефлексотерапия - общее название ряда методов лечения, основанных на раздражении биологически активных точек поверхности тела, воздействие на которые обусловливает рефлекторные реакции различных органов и систем организма. Для воздействия на активные точки (см. Точки акупунктуры) применяют различные по силе, характеру и продолжительности раздражители. Их наносят уколами специальных игл (см. Иглорефлексотерапия), прижиганием, электрическим током с помощью различных аппаратов. Различают корпоральную рефлексотерапию (воздействие на точки акупунктуры поверхности тела), аурикулярную (воздействие на точки акупунктуры ушной раковины), краниальную, или скальпотерапию (воздействие на точки акупунктуры головы) и др. Механизм действия рефлексотерапии сложен и нуждается в дальнейшем изучении. По современным представлениям в ее основе лежат процессы, включающие нейрофизиологические и нейрохимические компоненты рефлекса, в последнее время показана роль эндогенных опиатов и других нейропептидов, обеспечивающих нормальное функционирование центральной нервной системы и организма в целом. Лечение осуществляет только врач после клинического обследования и установки диагноза. Рефлексотерапия эффективна при неврологических синдромах, обусловленных остеохондрозом, гипертонической болезни I - II стадии, последствиях нарушения мозгового кровообращения, бронхиальной астме без легочно- сердечной недостаточности, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, полиартритах и прочих заболеваниях. Применение рефлексотерапии в комплексе с другими методами лечения расширяет ее возможности и повышает эффективность. Основными противопоказаниями к рефлексотерапии являются инфекционные и онкологические заболевания; также противопоказана в грудном и старческом возрасте; не рекомендуется сочетать с лучевой терапией, большими дозами наркотических, психотропных и гормональных препаратов.
Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специализированные образования, приспособленные для восприятия специфических раздражителей. Являются окончаниями чувствительных (афферентных) нервных волокон. Рецепторы, воспринимающие раздражения из окружающей среды, называются экстерорецепторами; рецепторы, воспринимающие раздражения из внутренней среды организма, - интерорецепторами; выделяют также группу рецепторов, расположенных в скелетных мышцах и сухожилиях и сигнализирующих о тонусе мышц, - проприорецепторы. В зависимости от характера раздражителя рецепторы разделяют на несколько групп:
- механорецепторы - рецепторы, воспринимающие механические раздражения (тактильные рецепторы кожи и слизистых оболочек);
- барорецепторы - рецепторы, расположенные в стенках кровеносных сосудов и реагирующие на изменение кровяного давления;
- фонорецепторы - рецепторы, воспринимающие звуковые раздражения;
- фоторецепторы, расположены в сетчатке глаза и воспринимают световые раздражители;
- рецепторы отолитового аппарата, обеспечивают восприятие гравитации и изменения положения тела в пространстве;
- хеморецепторы - рецепторы, реагирующие на воздействие каких-либо химических веществ (осморецепторы воспринимают изменения осмотического давления; вкусовые, обонятельные - реагируют на наличие химических веществ в которой возможно разрушительное их действие на ткани или органы.
Морфологически рецепторы представляют собой простые свободные нервные окончания или же имеют форму волосков, спиралей, пластинок, палочек, колбочек и т.д. Рецепторы имеют высокую абсолютную чувствительность. Например, для возбуждения фоторецепторов достаточно всего 5 - 10 квантов света, обонятельных - одной молекулы пахучего вещества. При длительном воздействии происходит адаптация рецепторов, что проявляется снижением их чувствительности к адекватному раздражителю. Различают быстро адаптирующиеся (тактильные) и медленно адаптирующиеся (хеморецепторы, барорецепторы) рецепторы; вестибулярные и проприорецепторы практически не адаптируются.
Патология рецепторов чаще всего связана с поражением афферентных нервных волокон вследствие их травмы (см. Нервы), атрофического процесса и других причин. Поражения рецепторов могут быть обусловлены нарушением обменных процессов, токсическими воздействиями, влиянием сильных раздражителей (например, яркий свет способен вызвать офтальмию, сильный звук - тугоухость).
Рецидив (от лат. recidivus - возобновляющийся) - возврат симптомов болезни после кажущегося выздоровления или временного улучшения. Периоды между рецидивами, когда проявления болезни временно исчезают, называют ремиссией (см. Ремиссия). Причиной рецидива является неполное выздоровление, сохранение действия болезненных факторов. Многим заболеваниям свойственно хроническое рецидивирующее течение, к ним относятся язвенная болезнь, ревматизм, подагра, хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит и пр., а также многие инфекционные болезни. Клиническая картина рецидива может полностью или частично соответствовать первоначальной картине болезни или значительно от нее отличаться. Лечение рецидива в основном соответствует лечению болезни при начальном ее проявлении.
Реципроктная координация (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный) - взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других, в частности, при возбуждении нейронов мышц-сгибателей происходит торможение активности нейронов мышц-разгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр выдоха.
Речевая патология - см. Нарушения речи.
Речевые кинестезии (от греч. kinema - движение и aisthesis - чувство, ощущение) - форма кинестезических ощущений. Афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из-за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка, гортани.
Речевые нарушения - см. Нарушения речи.
Речевые отклонения - см. Нарушения речи.
Речь - сложившаяся исторически в ходе материально- преобразующей деятельности людей форма общения посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Выделяют следующие ее функции:
- индикативная - использование речи для передачи другим людям некого сообщения с целью явного или неявного указания на какой-либо объект;
- коммуникативная - использование речи с целью передачи другим людям некоторой информации или побуждения их к действию;
- предикативная - использование речи с целью высказывания собственных суждений по неким вопросам; синоним - функция высказывания;
- семантическая - использование речи с целью передачи смысла, скрытого в мысли и отражающего смыслозначимые свойства предметов, явлений, действительности, действий и отношений между ними во внешнем мире;
- эмоционально-выразительная - использование речи с целью выражения собственного эмоционального отношения к некому объекту или ситуации.
Речь дактильная - речь, воспроизводящая слова посредством дактильных букв - определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими (см. Дактилография, Дактилология, Речь жестовая, Речь мимико-жестовая).
Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов; характеризуется своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями, которые обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, лекции и пр.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно применя-ются для воспроизведения слов. В ней применяются элементы дактильной речи для обозначения окончаний, суффиксов и пр. Применяется как вспомогательное средство (наряду с основным - словесной речью) в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.
Речь мимико-жестовая - вынужденная форма общения глухих, не владеющих словесной речью. Основой является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Для восполнения и уточнения жестов используется мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.
Ригидность (от лат. rigidus - жесткий твердый) - негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц; в психологии - склонность подолгу застревать на каких-либо пережи-ваниях, в этом случае выступает как синоним понятия «вязкость».
Ритмы мозга - спонтанная электрическая активность мозга. В том или ином психологическом состоянии меняется набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму, в которой можно выделить следующие ритмы: альфа, бета, гамма, дельта, тета. При активации (психическом напряжении, решении задач, работе) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижении покоя (сна) - низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфа-ритм, снижается частота и амплитуда бета-ритма, нарастают дельта- и тета-ритмы. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бета-ритм (15 Гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бета-ритм (30 Гц) - о наркотическом опьянении, низкий тета-ритм (4 Гц) - о глубоком сне.
Родительские коррекционные группы - группы психологической коррекции и психотерапевтической помощи родителям, имеющим нарушения во взаимоотношениях «родитель- ребенок». Неверная родительская позиция, неэффективное взаимоотношение с ребенком могут возникать по следующим причинам: психологическая или педагогическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, и пр. Цели, задачи и формы групповой работы в родительских коррекционных группах определяются проблемами семьи, задачи личностного развития членов группы при этом не ставятся, прежде всего группа решает проблемы развития и воспитания детей и общения с ними.
Ролевая игра рассматривается как развитие анализа практической ситуации, используется для коррекции поведенческих и межличностных проблем. Дает терапевту образец проблемного поведения клиента, клиент приобретает возможность обсудить неразрешенные вопросы и отработать адекватные навыки общения, способы решения конфликтов или проблемных ситуаций.
Ролевая игра детей - преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в ней происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково- символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля над поведением.
Роль личности в реабилитации - важный фактор социализации и ресоциализации личности. Включение активного компонента личности в процесс реабилитации коренным образом меняет подходы к реабилитации: инвалид из объекта реабилитационного процесса превращается в субъекта реабилитации. Наиболее типичные формы самопроявления личности в реабилитационном процессе:
- самодеятельно-творческая позиция формируется при свободном воспитании личности, наиболее благоприятна в реабилитационном процессе; однако здесь существует опасность перехода от сотрудничества реабилитолога и реабилитанта к вседозволенности;
- безудержно-активная (гиперактивная) позиция как правило, формируется у личностей холерического темперамента, проявляется в высокой степени активности, при недостаточной организации процесса социальной реабилитации ведет к вседозволенности и попустительству; не характерна для инвалидов с врожденной инвалидностью - здесь, как правило, встречается недостаток активности;
- пассивно-исполнительская позиция формируется при авторитарном стиле воспитания, характеризуется отсутствием оптимизма, стремления преодолевать трудности; дисциплинированность инвалида в процессе реабилитации может вводить специалистов в заблуждение, когда у последних складывается впечатление об активности и заинтересованности инвалида в реабилитации; такая позиция, как правило, свойственна инвалидам с детства и может меняться при умелой и целенаправленной психолого-педагогической коррекции;
- безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция свойственна лицам с врожденной инвалидностью и лицам меланхолического темперамента; работать с таким инвалидом сложно, в этом случае особая роль отводится мотивационной работе, однако ошибки персонала и прогрессирование болезни могут привести к укреплению безразличия и негативизма;
- протестная (протестно-негативная, протестно- капризная) позиция является внутренним протестом по отношению к тому или иному лицу или специалисту по реабилитации, проявившему определенную некорректность в действиях или оценочном суждении; возникает как результат недостаточного воспитания в детстве; трудно поддается коррекции, выступает своеобразным сопротивлением социальной реабилитации.
Всякая позиция реабилитанта может быть либо подспорьем в реабилитационной работе, либо препятствием, необходимо в каждом конкретном случае учитывать внутренние источники и движущие силы индивидуального развития.
Ротация (от лат. rotacio - круговращение) - вращение, вид движения, при котором остается неподвижной по крайней мере одна точка.
Рынок труда - сфера обращения рабочей силы, где приходят соприкосновение спроса на нее и предложения.

Назад Оглавление Далее