aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Предисловие | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Рецензируемое учебное пособие «Справочник по комплексной реабилитации инвалидов» является современным и актуальным изданием. Изменения общественного отношения к проблемам инвалидности и инвалидам, развитие системы их комплексной социальной реабилитации является одной из приоритетных и ответственных задач современной социальной политики государства. Именно система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности призвана помочь восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни.
В связи с этим большое значение приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями по реабилитации инвалидов, способами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, методами восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, навыками формирования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе социальной реабилитацией инвалидов занимаются специалисты различных профессий и специальностей, эффективное взаимодействие которых возможно только на междисциплинарной основе, что требует своеобразной унификации применяемой терминологии и единых современных методологических взглядов, в частности, позиции Международной классификации нарушений функционирования (МКФ). В связи с чем объединение столь разнообразных, но раскрывающих различные аспекты реабилитологии терминов, определений и понятий в единый справочник очень необходимо.
В данном учебном пособии представлен понятийный аппарат комплексной реабилитации инвалидов с позиции биопсихосоциального подхода. Даны основные определения медико- социальной экспертизы, медицинских, психолого-педагогических, психологических, профессиональных и социальных аспектов реабилитации. Кратко, но достаточно полно описаны основные заболевания, приводящие к детской и взрослой инвалидности. Раскрыты термины и понятия, касающиеся непосредственно технологий социально-средовой, социально-бытовой, социокультурной, профессиональной реабилитации, адаптивной физкультуры и спорта, а также методов психосоциальной и психокоррекционной работы.
Таким образом, рецензируемое учебное пособие «Справочник по комплексной реабилитации инвалидов», авторами-составителями которого являются доктор медицинских наук, заведующий кафедрой неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии, профессор Ю. И. Кравцов, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Пермского государственного университета В. А. Бронников, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной медицины, рекреации и адаптивной физической культуры Российского государственного социального университета, профессор кафедры психологии Российского университета инноваций Т. В. Зозуля, клинический психолог, директор научно-внедренческого центра «Аркус», заместитель председателя комитета социальной защиты населения администрации г. Перми М. С. Надымова, является своевременным и актуальным. Издание предназначено и будет полезно для студентов и аспирантов, а также для специалистов учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и занятости.
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Кировской государственной медицинской академии Б. Н. Бейн.
В связи с изменениями общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам развитие системы комплексной социальной реабилитации приобретает приоритетную значимость, поэтому необходимость в подготовке специалистов, владеющих современными методами реабилитации, навыками формирования механизмов психологической адаптации лиц с инвалидностью возрастает. К этому сложному процессу привлекаются разные специалисты, эффективное взаимодействие которых возможно при унификации применяемой терминологии и единых современных методологических взглядов, в частности, позиции международной классификации нарушений функционирования (МКФ), в связи с чем включение определений и понятий в единое справочное пособие весьма полезно и своевременно.
В рецензируемом пособии представлен понятийный аппарат комплексной реабилитации инвалидов с позиции «биопсихо-социального» подхода. Рассмотрены основные определения медико- социальной экспертизы, медицинских, психолого-педагогических, социально-психологических, профессиональных, социальных аспектов реабилитации. Описаны основные заболевания, приводящие к детской и взрослой инвалидности, а также термины, касающиеся непосредственно технологий социально-средовой, социально- бытовой, социокультурной, профессиональной реабилитации и методов психосоциальной коррекции.
Резюмируя, прихожу к заключению, что «Словарь по комплексной реабилитации инвалидов» под редакцией доктора медицинских наук, профессора кафедры социальной работы Пермского государственного университета В. А. Бронникова, является своевременным и актуальным. Издание может быть рекомендовано к печати и окажется полезным для студентов и аспирантов социальных, психологических, медицинских вузов, а также для психологов, врачей разных специальностей и других специалистов реабилитационных учреждений.
Доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по науке Института психологии Пермского государственного педагогического университета, заведующий кафедрой практической психологии А. А. Волочков.
Развитие системы комплексной реабилитации больных и инвалидов, создание широкой сети учреждений реабилитационного профиля повышает актуальность подготовки специалистов по медицинской, психологической, коррекционно-педагогической и социальной реабилитации.
Между тем ощущается острый дефицит учебной и методической литературы по вопросам организации и методам проведения комплексной реабилитации инвалидов.
Представленное издание является результатом совместного труда коллектива специалистов различных профессий, имеющих опыт практической реабилитационной и педагогической деятельности. Работа выполнена с ориентацией в большей степени на учебный стандарт подготовки социальных работников, но с полным правом может стать одним из немногих учебных материалов для студентов и аспирантов социальных, педагогических и медицинских вузов, а также для широкого круга специалистов реабилитационных учреждений (психологов, социальных работников, врачей, дефектологов, методистов по ЛФК и пр.)
Словарь является серьезной работой с систематизированным изложением современных научно-теоретических представлений и практического опыта в сфере комплексной реабилитации инвалидов. Он позволяет изучить широкий спектр категорий, терминов и понятий, имеющих отношение к комплексной реабилитации инвалидов, ознакомиться с современными методами исследования, диагностики, функциональных возможностей, психологических и социальных проблем личности, планирования и проведения реабилитационной работы.
В словаре освещены классические и современные подходы к теории инвалидности. Достоинством работы является то, что авторы сумели отразить все многообразие теоретико-методологических аспектов комплексной реабилитации инвалидов всех категорий и возрастов. Представлены принципы и методы проведения реабилитационно-экспертной диагностики статуса инвалида и индивидуально ориентированных реабилитационных мероприятий разной направленности. Освещены особенности практической деятельности государственных учреждений и общественных организаций, использующих различные технологические приемы и методы.
Вполне заслуженно особое внимание уделено понятиям медицинской реабилитации. Медицинская реабилитация как первая ступень в длительном процессе реабилитации учитывает медико- биологические аспекты инвалидности, способствует ликвидации последствий болезни, играет существенную роль в профилактике инвалидности, способствует восстановлению социальных функций больных и инвалидов, улучшению их психоэмоционального самочувствия. В справочнике акцент сделан на основные заболевания и состояния, приводящие к инвалидности, на те методы медицинской реабилитации, которые непосредственно направлены на повышение возможностей социального функционирования: протезирование, средства физической культуры, физио- и трудотерапию, воздействие природными факторами среды.
Болезнь, сенсорная и социальная депривация, состояние инвалидности оказывают отрицательное влияние на характер и психическую деятельность личности. Знание психологических особенностей инвалидов имеет колоссальное значение для любых специалистов, работающих с ними, а психологическое сопровождение должно иметь место на всех этапах реабилитации. К сожалению, этим вопросам в научной и образовательной литературе не уделяется должного внимания. Заслугой авторов является то, что освещению указанных аспектов, методов психосоциальной реабилитации и психолого-педагогической коррекции уделено достаточное внимание.
В словаре представлена интересная и важная информация об инновационных технологиях социальной работы за рубежом и в нашей стране. Показана активизирующая и социальная роль «движения независимой жизни», средств культуры и спорта в реабилитации.
Сводная справочная подача материала наглядно помогает овладеть навыками цельного восприятия личности инвалида, его социально-психологических и медицинских проблем и методов их решения, что важно в формировании профессиональных качеств специалиста.
Комплексная реабилитация строится на основе бригадного метода ведения клиента. Такой подход оказывается более эффективным и полезным, так как используется многоуровневая диагностика имеющихся психологических, клинических, функциональных расстройств и социальных проблем инвалида, каждый член команды дополняет усилия других в процессе реабилитации, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения - биологический, личностный, социальный.
Однако взаимопонимание участников реабилитационного процесса возможно лишь при достаточно высоком профессиональном уровне и компетентности специалистов в смежных областях, знании «общего языка». Представленный словарь может помочь усвоить термины и определения, преодолеть узкоспецифические знания профессионалов и наладить эффективное межпрофессиональное взаимодействие, продуктивный ценностно-ориентированный диалог в процессе реабилитации.
Представленный словарь может стать одним из отправных пособий для подготовки и повышения квалификации специалистов в области реабилитации.
«Словарь по комплексной реабилитации инвалидов» соответствует стандартам основной образовательной программы подготовки специалистов по социальной работе (квалификации «бакалавр», «специалист») и рекомендуется принять к публикации в качестве дополнительной учебной литературы. Эта книга имеет ценность также для любых практических работников в области комплексной реабилитации.
Доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением восстановительной медицины и реабилитации ЦКБ РАН, профессор кафедры социальной реабилитации и АФК Российского государственного социального университета В. С. Соколова.
Уважаемые читатели! Перед Вами первое учебное пособие по комплексной реабилитации инвалидов. В нашей стране издается множество медицинских, педагогических, юридических, психологических учебников и справочных пособий, посвященных общим и частным проблемам медицинской, социальной, психолого- педагогической реабилитации.
Однако очевидно, что назрела необходимость нового издания, отвечающего потребностям широкого круга специалистов, работа которых связана с реабилитацией, социализацией и интеграцией людей с ограниченными возможностями здоровья.
За последние годы все отчетливее определяются позитивные изменения общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развивается система их комплексной реабилитации, что является одной из приоритетных и ответственных задач современной социальной политики государства. Именно система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности призвана помочь восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни.
В связи с этим большое значение приобретает профессиональная осведомленность специалистов о современных научно-практических знаниях и об опыте по комплексной реабилитации инвалидов и восстановительному лечению пациентов. При этом акцент реабилитационных мероприятий ставится не только на фармакотерапии, но и на современных методах восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, на формировании навыков взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья и решении социально-правовых проблем, связанных со здоровьем, т.е. на социальном аспекте.
В настоящее время система реабилитации инвалидов в России находится на стадии формирования и не имеет достаточно проработанной правовой базы и хорошо развитой инфраструктуры. Формируется сеть реабилитационных учреждений, профилированных на специфические проблемы отдельных категорий инвалидов, с разной направленностью деятельности и формами собственности. Разнообразие видов реабилитационных учреждений имеет не только положительные стороны, но и ставит дополнительные задачи по стандартизации их деятельности.
На современном этапе комплексной реабилитацией занимаются специалисты разных специальностей, эффективное взаимодействие которых возможно только на междисциплинарной основе, что требует единых современных методологических взглядов, в частности, позиции Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), в связи с чем «Словарь по комплексной реабилитации» имеет междисциплинарную и межотраслевую направленность. Мы надеемся, что предлагаемое издание может быть интересно и полезно для всех специалистов, работающих с инвалидами, для студентов и аспирантов социальных вузов, специализирующихся в области социальной реабилитации разных категорий населения, для медицинских работников, врачей многих специальностей, психологов и других специалистов реабилитационных учреждений.
Мнения и критические замечания наших читателей будут приниматься с благодарностью и учитываться в процессе будущих работ авторов.

Назад Оглавление Далее