aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социальные практики поддержки инвалидов, реализуемые общественными организациями

Социальные практики работы с детьми-инвалидами и их семьями

Социальные практики работы с детьми-инвалидами и их семьями

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до четырех лет с ограниченными возможностями здоровья (служба ранней помощи) (Национальный фонд защиты дет ей от жестокого обращения, города Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург, Новгородская область)

Помощь детям в возрасте от рождения до четырех лет с нарушениями развития (или высоким риском появления нарушения) и их семьям оказывается в целях нормализации жизни семьи, ранней интеграции ребенка, социализации самой семьи. Инновационная сущность практики заключается в переходе от изолированной медицинской реабилитации к комплексной социальной, психолого-медико-педагогической; раннем начале помощи с опорой на современные научные данные об обучении и образовании маленьких детей; профилактической направленности помощи; ориентации на сильные стороны, интересы, индивидуальные нужды ребенка и семьи.
В настоящее время мультидисциплинарную раннюю помощь детям от рождения до четырех лет с ограниченными возможностями здоровья и их семьям оказывают специалисты служб раннего вмешательства или ранней помощи, лекотек. Особенно их значение возрастает там, где недостаточно развита система абилитации. Оказание помощи ребенку и его семье на ранних этапах позволяет снизить уровень инвалидизации детей и более чем в два раза увеличить число сохраненных полных семей. Первое отделение раннего вмешательства было открыто негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" (ПРАВ) в 1994 г. в детской поликлинике № 59 Калининского района г. Санкт-Петербурга. С 1998 по 2003 г. в рамках городской приоритетной медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" отделения абилитации были открыты в 23 детских поликлиниках города и в городском центре восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией. В настоящее время ПРАВ в полном объеме осуществляет клиническую и образовательную деятельность: междисциплинарная команда специалистов ведет прием детей, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, проводятся групповые занятия, открыта лекотека.
Большой вклад в развитие услуги внесла служба раннего вмешательства (рук. Самарина Л. В.) в г. Великом Новгороде. Она начала свою работу в сентябре 2000 г., первоначально являясь обособленным подразделением (филиалом) ПРАВ. Первые два года практическая деятельность велась в рамках проекта "Создание областной системы помощи детям до трех лет с особыми потребностями в целях предотвращения социального сиротства". В настоящее время в Новгородской области создана единая система работы учреждений здравоохранения и служб ранней помощи по раннему выявлению и оказанию помощи нуждающимся в ней детям.
В 2004 г. по проекту и при методической поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения были открыты два отделения ранней помощи в домах ребенка Хабаровского края и три отделения на базе детских амбулаторнополиклинических учреждений г. Хабаровска, одно из которых выполняет функцию методического центра. На базе этих учреждений впервые в Российской Федерации был разработан и внедрен в практику работы учреждений здравоохранения стандарт организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. В последующие годы Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения продолжал работать с домами ребенка и создавал службы ранней помощи в регионах Сибири, Дальнего Востока, Урала и Центральной части Российской Федерации. Был реализован масштабный проект "Российская лекотека". В настоящее время службы ранней помощи успешно функционируют более чем в 30 регионах. Методическим центром выступает Центр психолого-медико-социального сопровождения "Лекотека" г. Москвы. В Москве первая служба ранней помощи (СРП) была открыта в 1995 г. на базе психолого-медико-социального центра Северного окружного управления образования. По результатам успешной деятельности Центра психолого-медикосоциального сопровождения "Лекотека" (рук. Ярыгин В. Н.) в планы развития городского образования было внесено создание СРП на базе детских садов и центров для дошкольников в качестве структурных подразделений. Получателями услуги службы ранней помощи являются:
1) дети от рождения до достижения четырех лет, нуждающиеся в государственной защите, с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) или риском возникновения нарушения развития и их семьи. В том числе:
- дети-инвалиды;
- дети с выявленными нарушениями развития или расстройствами психического здоровья различной тяжести и сложности, а также дети с диагностированной задержкой в развитии; дети с медицинским риском возникновения нарушения развития вследствие генетической предрасположенности, перенесенного или текущего заболевания, неблагоприятного воздействия психосоциальных стрессоров;
2) дети, нуждающиеся в государственной защите в связи с риском жестокого обращения.
Следует обратить внимание, что не подлежат приему в основную группу дети с крайне тяжелыми и прогрессирующими повреждениями центральной нервной системы (тяжелые случаи эпилептического синдрома с не поддающимися лечению частыми припадками, хронические энцефалиты, гидроцефалия в стадии декомпенсации, генетические дегенеративные заболевания головного мозга), сопровождающимися выраженной отрицательной динамикой, или отсутствием психомоторного развития, а также нуждающиеся в постоянном лечении.
Семьям, имеющим ребенка в возрасте до четырех лет с ОВЗ или риском возникновения нарушения развития, часто свойственны:
- недостаток знаний и родительских компетенций;
- непонимание родителями коммуникативных сигналов своего ребенка, неумение их интерпретировать;
- незнание родителями способов и правил ухода за ребенком для осуществления ежедневных процедур;
- отсутствие у родителей навыков снятия своего эмоционального напряжения;
- непринятие и непонимание родителями особенностей своего ребенка;
- закрытость и ригидность семейных границ;
- дефицит социального общения;
- низкий уровень материального достатка.
Семья, имеющая ребенка в возрасте до четырех лет с ОВЗ или риском возникновения нарушения развития, нуждается в следующих услугах:
- психолого-педагогической поддержке и формировании специальных компетенций, необходимых для воспитания и обучения ребенка;
- предупреждении вторичных нарушений у ребенка;
- социализации ребенка.

Назад Оглавление Далее