aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Система работы с детьми в центре диагностики и консультирования (город Отрадный, Самарская область)

В Самарской области служба семьи и демографического развития представлена следующими учреждениями:
- центрами социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;
- реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- центрами диагностики и консультирования, которые зарекомендовали себя на практике эффективной системой развития позитивных социальных явлений в регионе.
В г. Отрадном Самарской области учреждения службы семьи работают с 1998 г., а самое молодое из них - муниципальное учреждение "Центр диагностики и консультирования" - с 2002 г. Опыт работы учреждения позволяет говорить о сложившейся системе предоставления населению социально-педагогических, социально-психологических и социально-медицинских услуг. Центр предназначен для оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 18 лет и членам их семей, находящимся в трудной жизненной ситуации, посредством обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), предоставления консультаций специалистов, проведения коррекционных занятий. Все эти услуги предоставляются населению бесплатно.
Своевременная диагностика детей с проблемами в развитии дает возможность уменьшить число детей с отставанием в психическом развитии еще в дошкольном возрасте. Эту работу сотрудников регламентирует "Концепция модели межведомственного взаимодействия в сфере оказания ранней специальной помощи ребенку и семье в Самарской области".
Учитывая ряд особенностей, которые характеризуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, перед специалистами центра поставлена задача по формированию у родителей ответственного отношения к необходимости проведения психолого-педагогической работы с малышом, мотивации на ответственное родительство.
Для этих целей организована работа группы "Малютка", которую посещают дети раннего возраста вместе с родителями.
Ее работа строится в нескольких направлениях:
- проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, выявление уровня развития ребенка;
- обучение родителей приемам педагогической работы;
- коррекция выявленных недостатков психофизического и речевого развития;
- подготовка к поступлению в детский сад, в образовательные учреждения города.
Коррекционно-развивающие занятия после соответствующей подготовки проводят педагог-психолог, учитель- логопед, учитель-дефектолог (индивидуально и в подгруппах). Комплексная психолого-педагогическая диагностика при поступлении ребенка в центр и по окончании курса коррекционно-педагогической работы позволяет проследить динамику его развития. Родители получают методические пособия, памятки, которые позволяют продолжать коррекционно-развивающие занятия с ребенком дома.
С детьми 3-5 лет проводятся развивающие занятия с использованием элементов Монтессори-педагогики. Их проводит учитель-дефектолог, прошедший обучение в московской ассоциации Монтессори-педагогов. Суть метода, разработанного Марией Монтессори, заключается в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию через создание специальной развивающей среды и особого, уважительного отношения педагога. Задача педагога - организовать интересную игровую деятельность, показать детям приемы, средства, помогающие в овладении деятельностью. Занятия в группе с использованием элементов Монтессори- педагогики посещают ежегодно 8-12 детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети охотно приходят на занятия, их отличает позитивный настрой в общении с педагогом и ребятами. Специально организованная развивающая среда стимулирует ребенка к развитию. Конечной целью являются даже не приобретенные знания, а способность к их приобретению самостоятельно. Играя в развивающей среде, дети успешно овладевают навыками, необходимыми для обучения в школе: чтением, письмом, счетом, учатся планировать и анализировать свою деятельность.
Дошкольники с речевыми нарушениями посещают индивидуальные логопедические занятия. По принципу "Школа дошкольника" работает группа "Ростки" для б-7-летних детей, не посещающих детские сады. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в первую половину дня в течение всего учебного года.
Цели занятий:
- помощь детям в овладении навыками общения и взаимодействия со сверстниками и педагогом;
- развитие мышления, внимания, памяти, речи, расширение кругозора;
- профилактика нарушений письменной речи;
- обогащение словаря, подготовка к обучению грамоте;
- формирование у родителей ответственного отношения к своему ребенку - будущему ученику;
- повышение активности родителей в сохранении и укреплении психического, эмоционального здоровья детей, поступающих в школу.
В 2012 г. в группе "Ростки" занимались 24 дошкольника из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все дети перед началом занятий были обследованы на психолого- медико-педагогической комиссии.
Результаты обследования следующие:
- интеллектуальное развитие соответствует возрасту - 7 детей;
- задержка психического развития смешанного генеза - 9 детей;
- задержка психического развития социально-педагогического генеза - 14;
- общее недоразвитием речи (ОНР) 3-го уровня - 12 детей;
- ОНР 2-го уровня - 2 ребенка;
-фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр)- 7 детей;
- фонетическое недоразвитие речи (ФНр) - 13 детей.
При выпуске из группы результаты обследования оказались совсем иными:
- речь в норме у 7 детей;
- ОНР 2-го уровня - у одного ребенка с моторной алалией;
- ОНР 3-4-го уровней - у двоих детей;
- ФФНр - у троих детей;
- ФНр - у одного ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа продолжается и при поступлении детей в школу с целью профилактики нарушений письменной речи.
Психолого-педагогическая диагностика и медицинское обследование детей позволяют выявить актуальный уровень развития, адаптивные ресурсы и ограничения, которые связанны со здоровьем.
Индивидуальные программы развития детей с особыми образовательными потребностями, с ограничениями здоровья нацелены на максимально возможное исправление выявленных недостатков в развитии детей. Благодаря этому обеспечивается возможность интеграции детей в массовые учреждения при организации для них специальных условий. Это, несомненно, положительный результат оказания социально-педагогических и социально-психологических услуг в Центре диагностики.
Социально-медицинские услуги представлены в форме консультирования по неврологическому, психиатрическому профилям, а также по результатам освидетельствования на психолого-медико-педагогической комиссии.
Для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводятся коррекционно-оздоровительные сеансы на аппаратуре, разработанной учеными Санкт-Петербурга по методу биологической обратной связи. Методика основана на мобилизации собственных ресурсов организма человека и выработке особого типа дыхания.
На тренажерном аппарате БОС "Дыхание" коррекционнооздоровительные сеансы проводятся педиатром. Нозологическая структура заболеваний, при лечении которых показан тренажер, следующая:
- категория часто и длительно болеющих детей;
- неврологические состояния;
- бронхиальная астма;
- хронические патологии лор-органов.
Один лечебный курс, который рекомендуется проводить несколько раз в год, состоит из 10-15 сеансов длительностью 10-20 мин. Курс проводится ежедневно. В связи с тем, что у детей существует высокая пластичность физиологических функций и имеются большие резервы организма, они достаточно быстро осваивают навыки диафрагмальнорелаксационного дыхания.
Тренажер БОС "Логотерапевтический" используется логопедом помимо традиционных методик. Правильно поставленное дыхание при многих логопедических нарушениях - одно из составляющих успешной коррекции. Диафрагмально-релаксационный тип дыхания применяется для развития и координации дыхания, артикуляции и фонации. У ребенка формируется и развивается навык слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе. Это очень помогает детям с заиканием. Коррекционно-оздоровительные сеансы с ребенком проводятся в присутствии мамы. Ситуация успеха, в которую погружается ребенок, дает маме повод гордиться им. Дети и родители становятся эмоционально ближе друг другу.
Система коррекционно-развивающих занятий, а также домашние задания эффективно влияют на положительную динамику. Родители активно вовлекаются в педагогический процесс - участвуют в "открытых" уроках, утренниках, обучающихся семинарах. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов работы центра диагностики и консультирования "Родители - первые и главные учителя своих детей". Эффективность и качество оказания социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских услуг оцениваются по результатам диагностики, в ходе опросов и анкетирования родителей, воспитателей детского образовательного учреждения (далее - ДОУ) и учителей начальных классов.
Ежегодное психолого-педагогическое обследование первоклассников с целью определения уровня адаптации к школе показывает, что среди детей, посещавших занятия в группах "Малютка", "Монтессори-педагогика", "Ростки", нет учащихся, имеющих симптомы школьной дезадаптации.
Таким образом, сложившая система психолого-педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, существующая в учреждении, позволяет уже в раннем возрасте выявлять отклонения в развитии ребенка и проводить максимально возможную коррекцию с активным привлечением родителей, мобилизуя при этом ресурсы семьи.

Назад Оглавление Далее