aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Комплексные реабилитационно-образовательные центры — новые социальные учреждения для детей-инвалидов

Многопрофильные комплексы создаются в целях внедрения в работу учреждений современных технологий и методик, повышения эффективности работы по предоставлению социальных услуг инвалидам.
В государственной системе социальной защиты населения г. Москвы функционируют девять образовательных организаций (санаторно-лесные школы, школы-интернаты: для слепых детей, с заболеваниями сердца, системы кровообращения, эндокринной системы, детским церебральным параличом, психоневрологическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями). С переходом образовательных организаций в систему социальной защиты населения г. Москвы появилась возможность создания единого реабилитационно-образовательного пространства для лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Комплексный реабилитационно-образовательный процесс предполагает организацию в учреждении оптимальных условий реабилитации с сохранением образовательного компонента для каждого гражданина с особыми потребностями от 3 до 45 лет. Наряду с реабилитационными услугами дети с ограничениями жизнедеятельности получают образование по программам дошкольного (от 3 до 7 лет), начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального общего образования, а также программам дополнительного образования. Все учреждения имеют лицензию на организацию образовательной деятельности и государственную аккредитацию на реализацию образовательных программ. По окончании выпускных классов учащиеся получают документ установленного образца. В соответствии с профильностью учреждений штат комплектуется необходимым персоналом и специалистами.
Комплектование и работа реабилитационно-образовательных учреждений организуется в соответствии с приказом
Департамента от 11.03.2014 г. № 114 "О совершенствовании порядка работы реабилитационно-образова-тельных учреждений". Курсы реабилитации формируются по учебным четвертям. В комплексных реабилитационно-образовательных центрах дети с особыми возможностями здоровья и их законные представители (родители и лица, их заменяющие) имеют возможность выстроить траекторию развития ребенка от дошкольного возраста до приобретения трудовых навыков или даже получения профессии, что позволяет избежать психологических стрессов в процессе обучения.
Образовательные учреждения оснащены специальными учебниками и учебными пособиями (по системе Брайля; электронные учебники).
С 1 сентября 2014 г. в Школе-интернате № 1 для слепых обучающихся запущен пилотный проект по применению в обучении слепых (10-12 классы) автоматизированных рабочих мест ученика. Идет апробация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для слепых детей.
Например, в ГБУ г. Москвы "Комплексный реабилитационно-образовательный центр" Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее-КРОЦ) в2013-2014 учебном году были организованы группы кратковременного и постинтернатного пребывания. Обучение организовано в одну смену, режим пребывания воспитанников - стационарный и нестационарный. В соответствии с Уставом в структуре Комплексного реабилитационно-образовательного центра созданы и функционируют следующие структурные подразделения:
- общеобразовательной подготовки (дошкольная, начальная, основная, старшая школа);
- трудового обучения и профессиональной подготовки;
- коррекционной службы;
- лечебно-восстановительное (восстановительного характера);
- по организации воспитательной работы;
- по профессиональной реабилитации (трудовая занятость).
Работа медицинского отделения осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов, постановлений, приказов, методических рекомендаций по вопросам медицинской помощи, комплексной реабилитации двигательных расстройств различной степени тяжести в сочетании с расстройствами речи, поражения зрительных и слуховых анализаторов, острой и хронической соматической патологии. При проведении коррекционных мероприятий детям с различными отклонениями в состоянии здоровья учитываются индивидуальные особенности физического состояния, особенности познавательной деятельности, тяжесть двигательных нарушений. Консультативную, методическую и практическую помощь в организации работы медицинского отделения оказывают специалисты Научно-практического центра Детской психоневрологии, детской поликлиники № 131, поликлиники для взрослых № 70 г. Москвы.
Среди обучающихся 89,2% составляют больные ДЦП в поздней резидуальной стадии. У 90% учащихся имеют место различные сопутствующие патологии. У всех учащихся (100%) имеются двигательные нарушения разной степени тяжести и выраженности, у 49% учащихся - двигательные нарушения тяжелой степени - эти дети самостоятельно не ходят, передвигаются в инвалидных колясках, не владеют совсем или практически не владеют навыками самообслуживания. В начале учебного года ежегодно все обучающиеся осматриваются специалистами по реабилитации. На всех вновь потупивших заводится медицинская документация. По результатам осмотров составляются индивидуальные комплексные планы лечебно-реабилитационных мероприятий на учебный год.
Комплекс проводимых в течение учебного года реабилитационных мероприятий:
- медикаментозное лечение, в том числе неврологическое;
- ортопедическая коррекция;
- физиотерапевтическое лечение,
- ЛФК, массаж, занятия в бассейне;
- закаливающие мероприятия;
- профилактические мероприятия по предупреждению простудных и инфекционных заболеваний;
- мероприятия, направленные на повышение иммунитета;
- контроль санитарно-эпидемиологического режима;
- контроль организации питания учащихся;
- санитарно-просветительная работа среди учащихся, педагогов, воспитателей и родителей.
Основная цель специалистов по реабилитации в течение учебного года заключалась в повышении эффективности и качества оздоровительно-реабилитационных мероприятий. Лечебная гимнастика проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий. Проводилось лечение положением, упражнениями для увеличения объема движений в суставах, применялись различные "укладки", элементы механотерапии для развития мелкой моторики. Проводились занятия в тренажерном зале, использовались вертикализаторы. В отделении продолжалось использование комплекса упражнений с гимнастическими палками. Большое внимание уделялось проведению индивидуальных занятий ЛФК. Занятиями ЛФК было охвачено 100% учащихся. Положительная динамика в виде увеличения двигательной активности за учебный год отмечена у 16%) учащихся. Занятия, проводимые в часы "Здоровья" в зале ЛФК, были направлены не только на улучшение двигательных возможностей, но и на гармонизацию работы дыхательной, сердечно-сосудистой систем. По показаниям в течение учебного года учащиеся получали курсы различных физиотерапевтических процедур, воздействующих на организм как стимулирующий фактор его возможностей.
В результате всех проводимых реабилитационных мероприятий снижен уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом в осенне-зимний период в сравнении с предыдущим учебным годом на 5%. Проводился контроль состояния здоровья учащихся на уроках физкультуры, спортивных праздниках, занятиях детей в спортивных кружках, во время экскурсионных выездов. В результате комплексной ежедневной совместной работы всего коллектива у 39%) учащихся была отмечена умеренная положительная динамика в двигательном статусе (улучшение манипулятивных функций, позовых характеристик и рисунка ходьбы). Как положительную динамику следует расценивать то, что у учащихся с нарушением осанки и сколиозом в результате систематических занятий ЛФК, массажа, физиотерапевтического лечения, занятий в бассейне степень выраженности деформаций позвоночника не увеличилась.
Успех реабилитационной работы во многом зависит не только от системно организованной коррекционной работы, но и от активной позиции родителей в данном вопросе. Использование реабилитационного потенциала семьи возможно лишь при адекватном восприятии родителями проблем ребенка. В связи с этим все специалисты по реабилитации встречались с родителями обучающихся, проводили с ними разъяснительную работу по вопросам особенностей ребенка с проблемами в состоянии здоровья, привлекали родителей к проведению реабилитационных мероприятий.

Коррекционно-развивающее обучение

В коррекционном подразделении ГБУ "КРОЦ" работают 2 педагога-психолога (специалисты имеют первую категорию); 4 учителя-логопеда (специалисты имеют высшую категорию); 4 учителя-дефектолога (специалисты имеют первую категорию). В начале учебного года специалистами подразделения были проведены психолого-педагогическая и логопедическая диагностики.
Психолого-педагогическое обследование выявило следующее относительно нарушений высших психических функций учащихся:
• запас знаний и представлений не соответствует паспортному возрасту ребенка - 57,1%;
• запас знаний и представлений в пределах возрастных особенностей - 42,9%.
Контингент обучающихся, которым была оказана психолого-педагогическая помощь, составил 96%. Это было достигнуто благодаря разнообразию форм коррекционного воздействия: социально-педагогическая диагностика, социальнопедагогическое консультирование, педагогическая коррекция, систематическая логопедическая помощь, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая профилактика, социально-психологический тренинг, социально-психологический патронаж.
В связи с переходом учреждения в систему соцзащиты представилась возможность разнообразить структуру коррекционно-развивающих занятий, предполагающих смену контрастных видов деятельности, при сохранении доминанты развития ребенка с возможностью соблюдения поэтапности решения психокоррекционных задач на каждом занятии, так как в течение одного урока учащийся получает помощь двух специалистов: учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Результаты психолого-педагогического обследования воспитанников КРОЦ в 2013-2014 учебном году показаны на диаграмме.

Диаграмма результатов психолого-педагогического обследования воспитанников КРОЦ

Диаграмма результатов психолого-педагогического обследования воспитанников КРОЦ в 2013-2014 учебном году

Положительная динамика наблюдалась по географии, английскому языку; отрицательная динамика по алгебре, геометрии, истории, биологии, химии, информатике. Все учащиеся справились с программой и по решению педсовета переведены в следующий класс.
В центре реализуется метод проектов с использованием различных типов и видов проектной деятельности: исследовательских, творческих, информационных, групповых, парных. Использование этого метода создает ситуацию успеха, способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту качества знаний обучающихся по учебным дисциплинам, повышению уверенности в собственных силах, усилению у школьников мотивации на успешную учебную деятельность, развитию исследовательских способностей, умению мыслить абстрактно. В последнее время технология проектного обучения все активнее внедряется в учебный процесс. Технология проектного обучения решает такие проблемы, как недостаточная мотивация обучающихся, их отчужденность от ценностей национальной культуры, оторванность приобретенных знаний от жизни.
К основным средствам достижения воспитательных целей учреждения относятся:
- традиции, общешкольные и организованные в параллелях коллективные творческие дела, совместные творческие дела, творческие праздники, познавательные конкурсы и проч.;
- интеграция учебной, внеурочной и внеклассной деятельности;
- система работы с одаренными детьми (вовлечение в работу объединений дополнительного образования, спортивных секций, участие в конкурсах, фестивалях);
- взаимодействие семьи и учреждения;
- организация работы медико-психолого-педагогической службы (развивающие, корректирующие, профилактические занятия и т.п.);
- самообразование обучающихся (курсы, кружки, спортивные секции выходного дня);
- повышение квалификации педагогов (участие в работе педагогических советов, семинаров, конкурсов профессионального мастерства, а также курсовая подготовка, обучение в вузах и проч.);
- проведение мониторинга воспитательной работы в учреждении, анализ его результатов;
- успешная интеграция выпускников в общество;
- использование информационных технологий в воспитательном процессе.
Основное направление деятельности воспитателей - изучение личности каждого обучающегося, организация воспитательного процесса таким образом, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей и склонностей детей. Управление процессом развития личности обучающегося с ДЦП проходило в ходе организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников с целью усвоения общечеловеческих ценностей и развития личностного потенциала обучающихся. Воспитательное воздействие было направлено на те стороны личности, для развития которых имеются наиболее благоприятные субъективные условия (желание самого ребенка) и объективные возможности (с учетом диагноза) семьи, школы, общественности.
Основные идеи, которыми руководствовался педагогический коллектив воспитателей школы-интерната, - это идеи творчества, гуманизации, эмоциональности воспитательных воздействий, интеграции. Реализация данных идей проходила в процессе значимой для обучающегося с ДЦП деятельности на положительных поступках. Механизм воспитания основывался на таких методах воспитания, как убеждение, стимулирование, требование, применение индивидуальных эталонов оценки достижений, создание ситуации успеха, коррекция недостатков поведения. В процессе совместной деятельности воспитателей и воспитанников можно выделить следующие виды деятельности: коллективные творческие дела, проектную деятельность, совместные творческие дела, творческие праздники, товарищеские игры, ситуационные воспитательные классные часы, экскурсии, поездки, встречи, беседы с интересными людьми, обсуждение фильмов, передач, книг и др. Таким образом, говоря о системообразующих видах деятельности в школе-интернате, можно выделить познавательную и творческую деятельность воспитательного процесса на основе интеграции учебного процесса и внеклассной работы.

Назад Оглавление Далее