aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социально-психологическая реабилитация людей с ограниченными возможностями как один из видов услуг, предоставляемых в отделении реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения

ермский край, г. Чернушка ГКУ СОН "Комплексный центр социального обслуживания населения"
О. Н. Илькаева

Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект, независимо от того, какова его природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, иначе говоря, создают особую объективную социальнопсихологическую ситуацию, которая резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида.
Переживание болезни, накладывая отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально - волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения.
Поэтому социально-психологическая реабилитация в отделении представлена следующими направлениями:
1. Диагностика личностной сферы инвалида, степени его активности в реабилитационном процессе.
2. Первичная коррекция неадекватных личностных установок. Перестройка отношений личности.
3. Оказание конкретной психологической помощи при обращении инвалида и членов его семей.
4. Обучение инвалида коммуникативным навыкам, гибкому адаптивному поведению, выведение его на более высокий уровень социальной активности и мотивированности.
5. Психологическое просвещение в среде инвалидов и их ближайшего окружения по психогигиене.
При выстраивании маршрута реабилитации необходимо с самого начала определить возможности клиента. Следовательно, первоначальная задача психолога состоит в качественном подборе диагностического инструментария.
Таким образом, выбрана следующая батарея тестов (Методическое пособие ОГУ «Центр реабилитации инвалидов», 2004), позволяющая выявить отдельные свойства и качества личности, дающая возможность оценить ситуацию на актуальном уровне и представляющая конкретную информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях:
- «Измерение уровня адаптации»;
- «Самооценка» (одна из детерминантов поведения - это самооценка; инвалидность настолько сильно сказывается на данном личностном параметре, что субъект отказывается подвергать её дополнительным испытаниям);
- «Выявление мотивации достижения» (болезнь и последующая за ней инвалидизация воспринимаются как препятствие на пути достижения более «важных» жизненных целей; наблюдается снижение жизненной активности, появляются самые различные типы «уходов» в болезнь, которые являются формами замещения одних целей другими);
- «Определение уровня личностной тревожности» (обслуживаемых отделения реабилитации характеризует устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги, что сопровождается напряжением, беспокойством, нервозностью);
- «Диагностика депрессивных состояний» (выявление изменений на психофизиологическом уровне);
Для оценки эффективности качества проводимой деятельности диагностирование участников заезда в отделении медико-социальной реабилитации (ОМСРИ) происходит как на первоначальном этапе (после знакомства с обслуживаемыми), так и в конце заезда.
Дополнительно (индивидуально и на групповых занятиях, а также для клиентов, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере и психической деятельности - поступающие в отделение реабилитации с диагнозом F.70, F.07) используются другие, как правило, проективные, методики:
- Тест Люшера (позволяет определить психофизиологическое и эмоциональное состояние обслуживаемого на актуальном уровне, поэтому применяется неоднократно в течение заезда; в проведении занимает малый временной интервал, в электронной версии быстро и легко интерпретируется);
- «Человек под дождем» (позволяет увидеть защитные механизмы человека, его адаптивные возможности);
- «FAST» (неоспоримо значимая методика, направленная на выявление статуса инвалида в семье, позволяющая оценить его отношения, показать роли, существующую в семье иерархию);
- «Несуществующее животное» (позволяет всесторонне рассмотреть личностные качества
человека);
В зависимости от результатов тестирования необходимо определить задачи дальнейшей работы и этапы её проведения: осознание проблем, установка человека на изменение, обучение клиента самоизменению, самораскрытию. Важно, чтобы человек понял, что многие проблемы находятся внутри него самого, в его подсознании.
Задача психолога - не избавить реабилитируемого от переживания, а помочь ему конструктивно осуществить внутреннюю работу по смысловой перестройке своего жизненного мира. Для этого определён следующий комплекс мероприятий.
I. Методы групповой социально - психологической терапии:
В данном методе большую роль играет опыт корректирующего научения, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникабельность или научиться преодолевать свои дезадаптивные привычки и разрушительные эмоциональные конфликты.
1) Тренинг социальных навыков - направлен на повышение социальной компетентности инвалидов в повседневной жизни. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, принятие решений, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего. С этой целью организованы и проводятся занятия из цикла:
- «Мой путь к успеху». Цель программы - позитивное изменение в мотивационной сфере людей с ограниченными возможностями, формирование активной жизненной позиции (осознание потребностей человека как личности; осознание своих целей, ожиданий; понимание причин в ограничении реализации собственных возможностей; преодоление собственного сопротивления, связанного с дискомфортным состоянием, страхом и неуверенностью).
- Личностно - коммуникативный тренинг. Основная цель - активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности, формирование мотивации саморазвития. Актуализация личностных ресурсов. Сплочение и развитие группы.
- «Познаю себя и окружающих». Основные цели программы - развитие социального интеллекта (обеспечение участников теоретической психологической информацией, средствами познания других людей и самопознания, овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими), формирование психологической компетентности людей с ограниченными возможностями, развитие рефлексии;
2) Тренинг ассертивности «Уверен в себе - доверяю другим» - направлен на снижение личностной тревожности, повышение уровня самооценки, формирование навыков самоутверждения и уверенного поведения.
3) Ролевые игры (как метод социодрамы)- используются в каждом из перечисленных видов тренингов. Рассматриваются как развитие анализа практической ситуации и с успехом используются на занятиях по темам «Решение конфликтных ситуаций», «Конструктивное взаимодействие в семье», «Развитие коммуникативных способностей» и т.д.
II. Группы саморегуляции.
Основная цель - повышение психической устойчивости инвалидов через формирование психологических навыков и умений использования адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. Предлагаемые варианты используемых методов: аутогенной тренировки, релаксационных и медитативных техник применяются как средство коррекции бессонницы, различных видов невротической тревоги, раздражительности, усталости и т.п.
III. Психологическое просвещение отражает решение следующих задач:
- формирование психологической культуры инвалидов.
- содействие обеспечению психологической защищенности обслуживаемых;
- поддержка и укрепление психологического и психического здоровья.
В психологической деятельности по данному направлению используются формы групповых бесед и расположение информации на стендах.
IV. Консультирование - оказание непосредственной психологической помощи в решении заявленной инвалидом проблемы, нормализация психического состояния; коррекция нарушений адаптаций и личностных дисгармоний; мобилизация скрытых психологических ресурсов инвалида, обеспечивающих самостоятельное решение проблем; информирование инвалида о его психологических особенностях с целью более эффективного их использования; выявление основных направлений дальнейшего развития личности; повышение общей психологической грамотности.
Анализ данных за период февраль - июль 2007 года и повторная диагностика показывают следующие результаты по психологической реабилитации.

Исследуемые параметры Результаты первичной диагностики Результаты итоговой диагностики (после проведенной психокоррекционной деятельности)
% Вывод % Вывод
Самооценка 65,7% низкий
уровень
самооценки
26,9% повысился уровень самооценки
15,3% самооценка
нормализовалась
полностью
Мотивация
достижения
57,8% низкий
уровень
мотивации
достижения
26, 9% произошло развитие потребности в достижении
21,6% достаточный уровень
мотивации
достижения
Личностная
тревожность
31,2% высокий
уровень
21,7% снизился уровень тревожности
13,1% ЛТ достигла состояния нормы
Адаптация 13,1% адаптивные
способности
снижены
10,8% достаточно развилось умение адаптироваться

Таким образом, в нашем отделении психологическая деятельность в комплексе реабилитационных мероприятий является одним из приоритетных направлений, т.к. акцентирует внимание и усилие не только на адаптацию людей с ограниченными возможностями в общество, но и главным образом, на выработку у них новой системы целей и ценностей, способствующих свободной самореализации; мотивирует на активную деятельность, общение, жизнь.

Назад Оглавление Далее